Научная статья на тему 'В.М. БОНЧ-БРУЕВИЧ (ВЕЛИЧКИНА) — ВИДНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОРГАНИЗАТОР ШКОЛЬНОЙ САНИТАРИИ '

В.М. БОНЧ-БРУЕВИЧ (ВЕЛИЧКИНА) — ВИДНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОРГАНИЗАТОР ШКОЛЬНОЙ САНИТАРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В.М. БОНЧ-БРУЕВИЧ (ВЕЛИЧКИНА) — ВИДНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОРГАНИЗАТОР ШКОЛЬНОЙ САНИТАРИИ »

СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА, ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА

УДК 6М.?;092 Бонч-Бруевич)

В. М. БОНЧ-БРУЕВИЧ (ВЕЛИЧКИНА) — ВИДНЫЙ ДЕЯТЕЛЬ СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОРГАНИЗАТОР ШКОЛЬНОЙ САНИТАРИИ

А. И. Нестеренко (Москва)

Вера Михайловна Бонч-Бруевич (Величкина) — врач-большевик, пропагандист, литератор, друг В. И. Ленина и Н. К. Крупской — уделяла много внимания делу борьбы за здоровье народа и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Вся ее жизнь до Великой Октябрьской социалистической революции 1 прошла под знаком самоотверженной помощи страдающим людям: голодающим крестьянам Рязанской губернии и Башкирских степей, больным духоборам, преследуемым царским правительством, раненым и больным солдатам на Юго-Западном фронте первой мировой войны, беженцам, страдавшим от холеры в Шубковском лагере Каменец-Подольской губернии в 1910 г.

С первых дней Советской власти, выполняя указания партии большевиков и В. И. Ленина, Народный комиссариат просвещения, одним из руководящих деятелей которого была В. М. Бонч-Бруевич, стал развивать деятельность по охране здоровья детей, их физическому воспитанию и санитарному просвещению.

23/ХП 1917 г. начал работать школьно-гигиенический (врачебно-са-нитарный) отдел Народного комиссариата просвещения.

Представляет большой интерес один из первых программных документов этого отдела (опубликован в неофициальной части «Журнала Министерства Народного просвещения», Новая серия. Часть ЬХХП, 1917, ноябрь — декабрь, с. 35—36). В этом документе, составителем которого была В. М. Бонч-Бруевич, говорилось о том, что школа, в которой ребенок проводит значительный период жизни, годы активного развития организма как в физическом, так и в умственном отношении, должна удовлетворять всем требованиям гигиены (здание, содержание воздуха, вентиляция, отопление, освещение, поддержание чистоты, школьная мебель). Далее излагались основные обязанности школьного врача: проведение наблюдений за физическим и умственным развитием детей; определение совместно с педагогами количества классных занятий, продолжительности их и распределения; организация питания школьников (совместно с родителями и населением), определение нормальных условий сна и отдыха, запрещение наемного труда детей, надзор за соблюдением гигиенических условий домашней жизни, содействие развитию гимнастики, спорта, игр, прогулок, летние трудовые колонии и санатории. Школьный врач должен был вести периодические ос-

1 Ценные данные о работе В. М. Бонч-Бруевич (Величкиной) в дореволюционные годы можно найти в недавно вышедшей книге Я- Гродзенского и П. Подлящук »Стойкость». Рассказ о жизни Веры Михайловны Величкиной (Бонч-Бруевич). Воронеж, 1970 г.

мотры детей в школах; предупреждать развитие школьных болезней; вести борьбу с заразными болезнями; отделять остальных детей в специальные школы. В обязанности школьного врача входили также преподавание гигиены и физкультуры в школе, организация специальных курсов для учителей и воспитателей по гигиене, организация популярных лекций по гигиене и гимнастических курсов для учителей.

3 (16)/1 1918 г. постановлением Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина В. М. Бонч-Бруевич была назначена Правительственным комиссаром при Народном комиссариате просвещения по отделу школьной санитарии и гигиены 1.

Вера Михайловна, будучи членом коллегии Народного комиссариата просвещения, часто выступала на ней по вопросам проведения в жизнь программы школьно-гигиенического отдела; она была также связана с другими отделами комиссариата — отделом единой школы, отделом внешкольной работы и др.

Задачи школьно-гигиенического отдела и первые его работы изложены в «Бюллетене № 1 школьно-гигиенического отдела Комиссариата народного просвещения», подготовленном В. М. Бонч-Бруевич. В бюллетене было сказано о том, что для наблюдения за врачебно-санитарным состоянием школ и за физическим и умственным развитием детей при Комиссариате просвещения организуется главный школьно-санитарный совет, в который входят представители науки, пролетарских организаций, родительских комитетов, а также по 2 представителя от педагогического персонала и Всероссийского федеративного союза медицинских работников.

В губернских и областных городах образуются губернские и областные школьно-санитарные советы, а в уездах — уездные школьно-санитарные советы. Далее в бюллетене излагались обширные задачи Главного школьно-санитарного совета; перечислялись обязанности школьно-гигиенического отдела Народного комиссариата просвещения, в ведении которого состояли школьно-гигиенический музей, школьно-гигиеническая лаборатория и специальная библиотека.

Были описаны первые работы отдела в области организации детских колоний, показательной школьной амбулатории и яслей, организации популярных лекций по гигиене (изложена программа лекций).

13/ IV 1918 г. в Москве состоялось первое заседание Главного школьно-санитарного совета. Были заслушаны и обсуждены доклады В. М. Бонч-Бруевич о яслях и показательной школьной амбулатории, а также доклады о детских колониях и лесных школах. В мае (18 и 25) на заседаниях Совета обсуждались вопросы об организации популярных лекций в Москве и о медико-санитарном обслуживании дефективных детей. 8/VI были приняты решения об организации зубоврачебной помощи и о проведении конкурса на составление хрестоматии по гигиене для школ первой ступени.

При школьно-санитарном отделе был создан ряд комиссий (врачебно-педагогическая, лекционная, комиссия по детскому туберкулезу и др.). На заседаниях этих комиссий обсуждались актуальные вопросы школьно-санитарного дела. В. М. Бонч-Бруевич председательствовала по врачебно-педагогической комиссии. В заседаниях комиссий принимали участие видные деятели медицины: специалисты по борьбе с детскими болезнями, гигиенисты (А. А. Кисель, В. Д. Маркузон, В. Е. Игнатьев, Е. П. Радин и др.).

В Москве школьно-санитарным отделом (ранее школьно-гигиенический отдел) был издан бюллетень № 2. В нем сообщалось о работе школьно-са-нитарного совета в Петрограде, о рассылке инструкции о деятельности местных школьно-санитарных советов, о посылке инструкторов по организации школьно-санитарного дела на места. Были также приведены сведения об организации в Петрограде и Москве детских колоний, лесных школ и яслей (напечатана инструкция об их работе). В бюллетене содержа-

1 Декреты Советской власти. М., 1957, т. I, с. 587.

лись материалы о популяризации медицинских знаний (помещены программы популярных лекций).

Деятельность школьно-санитарного отдела Народного комиссариата просвещения широко освещалась в «Правде».

Наряду с работой в школьно-санитарном отделе В. М. Бокч-Бруевич уделяла много внимания созданию центрального государственного органа здравоохранения, который должен был прийти на смену раздробленному по ведомствам делу охраны здоровья населения. В 1918 г. она активно работала в совете врачебных коллегий, выполняя обязанности заместителя председателя его (председателем был А. Н. Винокуров) по представительству этого центрального врачебно-санитарного учреждения в Совете Народных Комиссаров.

В мае 1918 г. В. М. Бонч-Бруевич беседовала с В. И. Лениным 1 по вопросам медицины и санитарии и о преобразовании совета врачебных коллегий в комиссариат народного здравоохранения.

Вера Михайловна принимала непосредственное участие в подготовке-и проведении I Всероссийского съезда представителей медико-санитарных отделов Советов рабочих и солдатских депутатов.

Как известно, на этом съезде, проходившем с 15 по 19/У1 г, были обсуждены доклады и приняты резолюции по наиболее актуальным вопросам строительства советского здравоохранения, в частности резолюция об образовании Народного комиссариата здравоохранения и советских органов здравоохранения на местах.

На этом съезде правительственный комиссар школьно-санитарного отдела Народного комиссариата просвещения В. М. Бонч-Бруевич сделала доклад на тему «Охрана здоровья детей и постановка физического образования». Вера Михайловна рассказала о плане обширных и разнообразных мероприятий по охране здоровья и физическому воспитанию детей, о санитар-но-просветительной работе среди учащихся и населения, которые наметил к проведению в жизнь Народный комиссариат просвещения.

Доклад В. М. Бонч-Бруевич был напечатан в «Известиях советской медицины» (1918, № 5—6 и 7—8) — журнале, издаваемом Советом врачебных коллегий, и издан приложением к бюллетеню № 3 школьно-санитарного отдела при Народном комиссариате просвещения. В резолюции, принятой по докладу В. М. Бонч-Бруевич, было сказано о том, что задачей школьно-санитарного дела в Российской Советской Республике является охрана как физического, так и психического здоровья детей всех возрастов и правильная постановка физического образования, что для осуществления этой задачи при Народном комиссариате по просвещению организуется главный школь-но-санитарный совет с участием представителей пролетарских организаций и широких слоев населения (подобные школьно-санитарные советы, регулирующие и направляющие все школьно-санитарное дело, организуются на местах). В резолюции отмечалось, что управляющими органами школьной санитарии как в центре, так и на местах являются коллегии врачей, работающие в тесном контакте как с Народным комиссариатом здравоохранения, так и с Народным комиссариатом просвещения и их отделами, что врач, являясь постоянным и полноправным членом педагогического совета, играет самую активную роль в школьной жизни.

Особое внимание в резолюции было уделено охране здоровья детей и непосредственной помощи дефективным детям. В резолюции было также сказано о том, что для обследования, лечения и направления детей в соответствующие учреждения организуются школьные амбулатории.

После I Всероссийского съезда медико-санитарных отделов Советов В. М. Бонч-Бруевич вместе со всеми членами совета врачебных коллегий

1 ЦГА РСФСР, ф. 482, оп. 1, д. 67, п. 27 с оборотом.

2 А. Н. Нестеренко. Как был образован Народный комиссариат здравоохранения. М., 1965, с. 68—73.

занималась подготовкой окончательного текста правительственных документов об учреждении Народного комиссариата здравоохранения РСФСР.

В изданном 11/VII 1918 г. за подписью В. И. Ленина декрете Совета Народных Комиссаров об учреждении Народного комиссариата здравоохранения было сказано о том, что В. М. Бонч-Бруевич входит в состав его коллегии

После окончания большой работы, связанной с образованием Народного комиссариата здравоохранения, В. М. Бонч-Бруевич все свое внимание уделяет школьно-санитарному отделу Наркомпроса, который к этому времени представлял большое учреждение. В течение июля — августа 1918 г. в Москве школьно-санитарным отделом были составлены и изданы бюллетени № 3 и 4. Вопросам охраны психического здоровья детей был посвящен бюллетень oNi 3; в нем приводились также материалы о борьбе с детским туберкулезом, организации показательных площадок и игр как элементов физического образования. Бюллетень № 4 был в основном посвящен изложению задач физической культуры; в нем приведена программа лекций по физической культуре для руководителей физического образования, а также опубликованы обширные материалы об организации Института физической культуры и Института дефективного ребенка.

В. М. Бонч-Бруевич много работала над разрешением задачи организации преподавания гигиены в школе. 10/VII 1918 г. на совместном заседании отдела единой школы и школьно-санитарного отдела Народного комиссариата просвещения было принято постановление о преподавании гигиены, физиологии, анатомии и подачи первой помощи в школах, а также о широкой санитарно-просветительной работе школьного врача среди родителей. В «Бюллетене трудовой школы» (1918 г., № 1—2, июль) напечатаны обширные материалы о преподавании гигиены, анатомии и физиологии в школах.

29/VIII 1918 г. на утреннем заседании I Всероссийского съезда по просвещению В. М. Бонч-Бруевич выступила с докладом на тему «Постановка школьно-санитарного дела в России».

Школьно-санитарный отдел принял активное участие в просветительной работе по борьбе с острозаразными заболеваниями, в частности с холерой. Когда 39/VIII 1918 г. на В. И. Ленина было совершено злодейское покушение, Вера Михайловна была одним из первых врачей, оказавших помощь раненому вождю.

18/1X 1918 г. школьно-санитарный отдел из Народного комиссариата просвещения, согласно положению о Народном комиссариате здравоохранения, утвержденному Советом Народных Комиссаров 18/VII 1918 г. а, перешел в Народный комиссариат здравоохранения. В сентябре 1918 г. В. М. Бонч-Бруевич много работала по организации детского питания. 23/1X она доложила Совету Народных Комиссаров (председатель В. И. Ленин) проект декрета о создании на местах «Фонда детского питания» (путем обложения населения) и об ассигновании Народному комиссариату здравоохранения 50 млн. рублей на организацию столовых и питательных пунктов для всех детей. Декрет этот был принят при полной поддержке В. И. Ленина и введен в действие по телеграфу 3.

Вечером 23/IX Вера Михайловна оказала медицинскую помощь больной, проживавшей в Кремле, а затем сама отвела ее домой. Утром следующего дня В. М. Бонч-Бруевич почувствовала недомогание. У нее повысилась температура. Вечером 27/1X заболели няня и дочь Веры Михайловны. У всех заболевших был установлен грипп (или, как тогда он назывался, «испанка»).

Вера Михайловна не прервала своей работы и во время болезни; с высокой температурой она отправилась на заседание согласительной комиссии в Комиссариат народного просвещения, на котором обсуждался вопрос о

1 Декреты Советской власти. М., 1964, т. III, с. 4.

1 Декреты Советской власти. М., 1964, т. III, с. 55—56, п. 5, подпункт 4.

3 Декреты Советской власти. М., 1964, т. III, с. 364.

распределении ассигновании на питание детей. Проведя на этом заседании все свои предложения, В. М. Бонч-Бруевич вернулась домой, слегла и больше не поднялась с постели. 30/IX в 2 часа ночи она скончалась от воспаления легких. Безвременно оборвалась жизнь видного деятеля партии, строителя советского здравоохранения и школьно-санитарного дела, сердечного, отзывчивого человека, друга детей.

В «Правде» в связи с кончиной В. М. Бонч-Бруевич 1/Х 1918 г. был помещен некролог, в котором говорилось, что пролетариат потерял в лице Веры Михайловны «великую духовную силу, а сотрудники — незаменимого товарища».

В тот же день В. И. Ленин направил В. Д. Бонч-Бруевичу письмо с выражением своего сочувствия:

«Дорогой Владимир Дмитриевич! Только сегодня утром мне передали ужасную весть. Я не могу поехать в Москву, но хотя бы в письме хочется пожать Вам крепко, крепко руку, чтобы выразить любовь мою и всех нас к Вере Михайловне и поддержать Вас хоть немного, поскольку это может сделать человек, в Вашем ужасном горе. Заботьтесь хорошенько о здоровье дочки. Еще раз крепко, крепко жму руку.

Ваш В. Ленин»1.

Поступила 22/Х 1970 г.

УДК 378.661.3/.4(470.23)(091>

ИЗ ИСТОРИИ ЛЕНИНГРАДСКОГО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

В. М. Мерабишвили Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт ведет свое начало от организованного в 1907 г. В. М. Бехтеревым Психоневрологического института. С осени 1911 г. в институте был открыт медицинский факультет а, а через 2 года Г. В. Хлопиным в нем была создана самостоятельная кафедра гигиены. Гигиена преподавалась на IV курсе медицинского факультета в течение всего года. В преподавательский состав кафедры были избраны приват-доцент С.-Петербургского женского медицинского института доктор медицины А. Ф. Сулима-Самойло, П. И. Васильева и несколько позднее Л. М. Горовиц-Власова. Г. В. Хлопин возглавлял кафедру гигиены Психоневрологического института до конца 1918 г.

Проект дополнений к уставу института предусматривал на медицинском факультете 48 кафедр, среди которых кафедра гигиены, кафедра общественной медицины и санитарии, а также самостоятельная кафедра фабричной медицины. Однако в действительности были образованы только кафедра гигиены и факультативный курс общественной медицины и фабричной гигиены. Курс общественной гигиены включался и в учебный план юридического факультета, где в 1913 г. соответствующие лекции читал 3. Г. Френкель.

В соответствии с запросами времени институт в первые годы Советской власти наряду с врачами клинического профиля выпускал также специалистов по эпидемиологии. Курс бактериологии с 1911 по 1920 г. вел проф. С. И. Златогоров. На борьбу с сыпным тифом были призваны профессора и преподаватели Р. Я. Голант, В. А. Гервер, П. И. Васильева и многие дру-

1 В. И. Лени н. Поли. собр. соч., т. 50, с. 186—187.

г Ленинградский государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства (ЛГАОРСС), ф. 2555, оп. 1, д. 1, л. 4—5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.