Научная статья на тему 'В.M. БОНЧ-БРУЕВИЧ (ВЕЛИЧКИНА) — ПИОНЕР СОВЕТСКОГО САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ'

В.M. БОНЧ-БРУЕВИЧ (ВЕЛИЧКИНА) — ПИОНЕР СОВЕТСКОГО САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В.M. БОНЧ-БРУЕВИЧ (ВЕЛИЧКИНА) — ПИОНЕР СОВЕТСКОГО САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ»

должно быть не менее... 10 вт на 1 кв. метр площади пола» (стр. 37, раздел 6, пункт 8) - это цитата из санитарных правил для детских садов, согласованных с Управлением дошкольного воспитания Министерства просвещения РСФСР и утвержденных Государственной санитарной инспекцией 4 июня 1948 г. Не дают ли эти устаревшие правила повод строителям уменьшать нормы освещенности? Кстати в тех же правилах в том же разделе в п. 10 (стр. 38) читаем: «Абажур ламп должен быть матового (!? — С. К.) цвета». Абажур, конечно, должен быть из молочного стекла.

Мы, естественно, не смогли исчерпать всех вопросов, требующих внимания и теоретиков, и практических работников государственной санитарной инспекции для повышения уровня гигиенической культуры дошкольных учреждений. Мы надеемся на то, что эта статья найдет отклик у читателей и они дополнят высказанные нами соображения.

Поступила I5/VIIT 1938 г.

URGENT PROBLEMS OF PRESCHOOL HYGIENE

S. K. Kunin, subprofessor

In the post-war years the kindergarten premises were usually built in apartment blocks.

The majority of these institutions had limited garden territories and the isolation of separate children's groups did not meet the epidemiological requirements.

In the planning of new settlements and districts in old towns, it is necessary to allot special ground plots and separate buildings for children's institutions. The interior planning of kindergartens should provide a glass verandah for each children's group and one common hall for all of them, and a proper arrangement of natural and artificial light.

Problems of kindergarten regimen require further investigations on the part of department of child and adolescent hygiene in public health, medical and educational institutes.

Ъ -¿г "A-

В. М. БОНЧ-БРУЕВИЧ (ВЕЛИЧКИНА) — ПИОНЕР СОВЕТСКОГО САНИТАРНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

А. И. Нестеренко

Старый член Коммунистической партии, агитатор-пропагандист, партийный организатор, литератор, переводчица, редактор, врач Вера Михайловна Бонч-Бруевич (Величкина) в своей практической деятельности на поприще школьной гигиены уделила немало внимания вопросам организации и методики санитарного просвещения. Эта ее деятельность началась в органах народного просвещения советской республики и проходила под руководством партии и ее вождя В. И. Ленина, а также выдающихся деятелей народного образования и просвещения— Н. К. Крупской и А. В. Луначарского.

В. М. Бонч-Бруевич была в дружеских отношениях с В. И. Лениным и его семьей; она часто беседовала с ним по вопросам просвещения и школьной гигиены.

В. И. Ленин, как известно со слов В. Д. Бонч-Бруевича (бывшего управляющего делами Совета Народных Комиссаров РСФСР), всегда говорил о том, что именно школьникам надо прививать новые культурные навыки.

«Будьте уверены, — говорил В. И. Ленин, — что дети настолько восприимчивы, настолько категоричны в своих требованиях, что когда они придут домой иными, они начнут перевоспитывать своих собствен-

ных родителей и тех старших взрослых, с которыми они живут. Внушите же ребятам толково и убедительно, что необходимо проветривать комнаты, и будьте уверены, что дети, приученные к этому в школе, потребуют у себя в доме, чтобы их жилище обязательно проветривалось, и будут бороться с той дурной привычкой, когда, жалея тепло, у нас обыкновенно и рабочие и крестьяне целыми месяцами не открывают форточек и дышат тем затхлым, вонючим, нездоровым, наполненным бактериями воздухом, который является одной из причин всевозможных заболеваний. Приучите вы в школе детей чистить зубы и ногти, осматривать свою собственную одежду, и они потребуют от матерей и сестер, чтобы их одежда была дома осмотрена и по возможности приведена в порядок. Они введут в обиход своей жизни и чистку зубов, и мытье рук перед едой, и все те навыки, которые так необходимы для культурного человеческого жилья»

Выполняя указания партии и В. И. Ленина, В. М. Бонч-Бруевич начала свою деятельность в области санитарного просвещения с первых дней образования советских органов народного образования.

В Народном комиссариате просвещения РСФСР В. М. Бонч-Бруе-вич возглавила школьно-санитарный отдел. Одной из задач этого отдела была организация санитарного просвещения среди учащихся, учителей и населения.

Школьно-санитарный отдел Народного комиссариата просвещения был тесно связан с Советом врачебных коллегий, а затем с Народным комиссариатом здравоохранения.

Представители школьно-санитарного отдела (Е. Б. Демидович и др.) участвовали (с августа 1918 г.) в работах комиссии санитарного просвещения Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, а также в работах других комиссий и отделов при обсуждении вопросов санитарного просвещения2.

Как член Совета врачебных коллегий и заместитель председателя этого совета В. М. Бонч-Бруевич уделила много внимания вопросам организации санитарного просвещения среди населения в своем докладе на I съезде медико-санитарных отделов Советов РСФСР (15—18 июня 1918) з.

Она сообщила съезду о том, что школьно-санитарный отдел Народного комиссариата просвещения приступил к организации показательных популярных лекций по гигиене и медицине с широким использованием кинематографа. В. М. Бонч-Бруевич доложила съезду о том, что научное содержание популярных лекций по гигиене должно близко касаться жизни и отвечать на злободневные вопросы (например, угроза холеры и других эпидемических заболеваний, усиление детской смертности в жаркое летнее время). Она рекомендовала в целях широкого распространения гигиенических знаний среди населения, помимо лекций, использовать небольшие передвижные выставки, показательные библиотечки, организовать продажу популярных брошюр.

Особого внимания заслуживает то место из доклада В. М. Бонч-Бруевич, где она говорит о сочетании санитарной пропаганды с действием, о привлечении к устройству лекций «районных групп содействия», в задачи которых должна была входить работа по фактическому проведению в жизнь мероприятий, намечаемых лекциями, как, на-

В. Д. Бонч-Бруевич. Владимир Ильич в первые годы после Октября. В кн.: Воспоминания о В. Й. Ленине. М., изд. «Молодая Гвардия», 1955, стр 114.

2 Центральный Государственный архив Октябрьской революции и Социалистического строительства СССР, ЦГАОР, ф. 482. оп. 14, д. 2, л. 17 с оборотом; там же, ф 482, оп. 14, л. л. 3 с оборотом 4; там же, ф. 482, оп. 14, д. 2, л. л. 18 с оборотом, 19, 20, 21.

3 В. М. Бонч-Бруевич. Охрана здоровья детей и постановка физического образования. Известия советской медицины, 1918, № 5—6, стр. 2—5, № 7—8, стр. 5—7,

•пример работа по организации противохолерных прививок по уничтожению, насекомых и проведению в жизнь принципов чистоты 1.

В. М. Бонч-Бруевич много работала над вопросами преподавания гигиены в школах. 10 июля 1918 г. на совместном заседании отделов единой школы и школьно-санитарного Народного комиссариата просвещения было принято постановление о преподавании гигиены, физиологии с анатомией и подачи первой помоши в школах, о широкой санитарно-просветительной работе школьного врача" среди родителей2

Представляют значительный интерес некоторые материалы по санитарному просвещению, разработанные В. М. Бонч-Бруевич и ее сотрудниками по школьно-санитарному отделу. Они опубликованы в «Бюллетенях школьно-санитарного отдела НКП». Из этих документов ясно видна направленность санитарного просвещения, тематика • лекций и бесед, необходимость увязки санитарного просвещения с оздоровительной работой, привлечение к санитарному просвещению населения.

В бюллетене № 1 сообщалось о том, что «...сознавая всю важность распространения среди населения знаний по гигиене, школьно-гигиенический отдел приступил немедленно к выработке программы популярных лекций по гигиене и организации этих лекций». ДаШее сообщалось о том, что лекции по гигиене начал читать доктор М. Г. Вечеслов в клубе союза социалистической молодежи Нарвского района г. Петрограда и что состоялось уже четыре лекции3.

Лекции предлагалось читать по следующей программе: 1) введение в курс (2 лекции); 2) краткие сведения по анатомии и физиологии (5 лекций); 3) заразные болезни (4 лекции); 4) личная и обществеч-ная гигиена (3 лекции). В бюллетене № 1 были напечатаны программы первой и второй группы лекций.

Ценные материалы для лекторов по вопросам гигиены были опубликованы и в бюллетене № 2. В частности, в нем были напечатаны программы 12 лекций по гигиене и сказано о том, что отдел приступил к организации популярных лекций по гигиене в Москве. Эти программы лекций по гигиене представляют значительный интерес с точки зрения их содержания и методики 4'.

В бюллетене № 3 указывалось на то, что санитарно-просветитель-ная работа является неотъемлемой частью деятельности школьных врачей, показательных лечебных учреждений школьно-санитарного отдела. В частности, было сказано о том, что школьный врач является первым проводником гигиенических знаний в населении. Вместе с «группой содействия»5 путем лекций, бесед по гигиене, медицине и подаче первой помощи, устройством площадок и клубов для детей с целью поднять физическую культуру детского тела и духа врач вносит физическое и психическое оздоровление в широкие круги населения 6.

В бюллетене № 3 было также сказано о том, что школьные показательные зубоврачебные амбулатории, к организации которых было приступлено по указанию В. М. Бонч-Бруевич, должны были заниматься культурно-просветительной работой: иметь при амбулатории собрание брошюр, плакатов, диаграмм, таблиц с простыми и понятными ри-

1 В. М. Бон ч-Б р у е в и ч. Охрана здоровья детей и постановка физического •образования. Известия советской медицины, 1918, № 7—8, стр. 7.

2 Известия В ЦИК, 1918, 23 августа, стр. 5.

3 Школьно-санитарное дело в РСФСР. М„ 1919, стр. 22—24.

4 Школьно-санитарное дело в РСФСР. М., 1919, стр. 41—44.

5 О группах содействивя (см. ниже).

6 Школьно-санитарное дело в РСФСР. М., 1919. Бюллетень № 2. Охрана психического здоровья детей (программа задач для школы и школьных врачей), стр. 73—74.

сунками, раздавать детям бесплатно зубные щетки с устными и печатными наставлениями1.

Много внимания было уделено вопросам проведения широких са-нитарно-просветительных мероприятий в деле борьбы с туберкулезом с привлечением «групп борьбы с туберкулезом». В частности, было сказано о том, что в целях борьбы с детским туберкулезом школьным врачам надлежит вести среди населения санитарно-просветительную работу2, «группы борьбы с туберкулезом у детей», состоящие из представителей фабрик и заводов, профессиональных организаций, родите лей, учителей, школьно-санитарных врачей и представителей других организаций, должны проводить предупредитешьно-профилактические мероприятия, в частности быть первыми помощниками врачей в деле пропаганды знаний гигиены (лекции, распространение литературы), быть связующим звеном между врачами и населением3.

Представляет интерес (с точки зрения организационной) то, что для реализации идей и планов школьно-санитарного отдела в отношении распространения гигиенических знаний в составе его был создан лекционный подотдел, в задачи которого входила организация лекций по гигиене и курсов для подготовки школьных врачей *. 20 августа 1918 г. Коллегия Народного комиссариата здравоохранения рассматривала отчет лекционного подотдела и постановила направить отчет для обсуждения и заключения в санитарно-просветительную подсекцию НКЗ5.

Практическая деятельность школьно-санитарного отдела народного комиссариата просвещения в области санитарного просвещения до сих пор еще не подытожена. Перечислим некоторые его мероприятия. Отдел принял активное участие в просветительной работе по борьбе с холерсй. В июле 1918 г. было приступлено к изданию большого количества популярной литературы о холере и других заразных болезнях. Была широко использована периодическая печать.

В июле 1918 г. было напечатано обращение школьно-санитарного отдела Народного комиссариата просвещения о мерах предохранения ст холерных заболеваний6.

В этом обращении указывалось, что «жадно тянется народ к знаниям, и нужда в лекторах быстро растет».

9 августа 1918 г. было помещено обращение школьно-санитарного отдела о борьбе с холерными заболеваниями, состоящее из 25 советов-и указаний по предупреждению холеры, а также указания о мерах, которые должны быть приняты в школах при появлении холерной эпидемии в том городе или селении, где находится школа. В чиале различных мероприятий рекомендовалось распространение листовок о холере, об истреблении насекомых, о предохранительных прививках (изд. Пироговского общества врачей) 7.

Материалы по санитарному просвещению, разработанные школьно-санитарным отделом, перепечатывались в газетах школьно-санитарными отделами на местах.

Так. в сентябре 1918 г. школьно-санитарный отдел Народного комиссариата просвещения Союза коммун Северной области (Петроград) напечатал тезисы «Меры, которые должны быть приняты в школах при

1 Школьно-саннтарное дело в РСФСР. М., 1919. Показательная школьная зубоврачебная амбулатория, стр. 206.

2 Школьно-санитарное дело в РСФСР. М., 1919, стр. 81.

»Там же, стр. 239—241.

4 Т а м же, стр. 81. Приложения.

5 Центральный Государственный архив Октябрьской революции и Социалистического строительства СССР ЦГАОР, ф. 482, оп. 1, д. 42, л., I оборот.

6 Народное просвещение, № 9. Приложение к Известиям ВЦИК, 1918, 20 июля

7 Известия ВЦИК, 1918, 9 августа, стр. 6.

появлении холерных заболеваний в том городе или селении, где находится школа» которые предлагалось разослать по всем школам.

Осенью 1918 г. школьно-санитарный отдел Народного комиссариата просвещения перешел в состав Народного комиссариата здравоохранения.

30 сентября 1918 г. в возрасте 50 лет В. М. Бонч-Бруевич скончалась от воспаления легких, возникшего на почве гриппа (испанки).

К числу ценных мероприятий школьно-санитарного отдела, проведенных после смерти В. М. Бонч-Бруевич, следует отнести организацию санитарно-просветительных лекций в частях Красной Армии.

22 ноября 1918 г. коллегия Народного комиссариата здравоохранения утвердила смету расходов школьно-санитарного отдела на организацию лекций в Красной Армии и рекомендовала Главному военно-санитарному управлению развернуть широкую санитарно-просветитель-ную работу в войсках2.

Образованный после смерти В. М. Бонч-Бруевич, комитет в память В. М. Бонч-Бруевич считал своим долгом выполнить ее заветы. Комитетом издавались брошюры, были напечатаны стенные таблицы по-предупреждению туберкулеза, помещались в газетах популярные статьи и заметки3.

Поступила 5/VI 1958 г..

-й- "¿Г "¿Г

1 Вестник Народного просвещения Союза коммун Северной области, 1918„ № 2—3, сентябрь, стр. 12.

2 Центральный Государственный архив Октябрьской революции и Социалистического строительства СССР ЦГАОР, ф. 482, on. 1, д. 26, л. л. 511, 512, 515.

3 Вечерние известия Московского Совета, 1919, 3 сентября, стр. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.