Научная статья на тему 'ШКОЛЬНО-САНИТАРНОЕ ДЕЛО В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ'

ШКОЛЬНО-САНИТАРНОЕ ДЕЛО В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШКОЛЬНО-САНИТАРНОЕ ДЕЛО В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ»

ШКОЛЬНО-САНИТАРНОЕ ДЕЛО В ПЕРВЫЕ ГОДЫ

СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Проф. С. Е. Советов

После Великой Октябрьской социалистической революции все дело народного просвещения было отдано в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос), в котором был создан специальный орган — школьно-гигиенический отдел, руководителем которого назначили старого большевика врача Веру Михайловну Бонч-Бруевич (Ве-личкина). Она начала работать в отделе с маленькой группой сотрудников в ноябре 1917 г. в обстановке всеобщего врачебного саботажа. В. М. Бонч-Бруевич должна была посвящать свои силы любимому делу, чтобы восполнить своей работой недостаток работников-специалистов.

Школьно-гигиенический отдел задался целью привлечь к работе широкие слои населения и пролетарских масс, разумно поставить физическое образование детей.

В ведении школьно-гигиенического отдела находились школьно-гигиеническая лаборатория, школьно-гигиенический музей и специальная библиотека.

Школьно-гигиенический отдел начал свою работу 20/ХП 1917 г. В первые месяцы были рассмотрены вопросы о детских колониях, показательной школьной амбулатории, яслях и популярных лекциях по гигиене. В своей работе отдел руководствовался тем, что годы обучения ребенка в школе — это важнейшие годы развития его организма как в физическом, так и в умственном отношении. Необходимо создание нового типа свободной школы на принципах свободного труда и инициативы, в наиболее полной мере обеспечивающей гармоническое умственное и физическое развитие. Школа должна удовлетворять всем требованиям гигиены, необходимо было устранить те условия, которые пагубно влияли на здоровье учащихся. При поступлении ребенка в школу необходимо проводить тщательный медицинский осмотр для определения состояния его здоровья и способностей.

Для наблюдения за санитарным состоянием школ и физическим и умственным развитием детей при Народном комиссариате просвещения был организован Главный школьно-санитарный совет, в состав которого входили представители науки, пролетарских организаций и родительских комитетов.

На Главный школьно-санитарный совет были возложены следующие обязанности: 1) объединение и согласование деятельности местных школьно-санитарных советов и организаций; 2) постановка физической культуры и наблюдение за проведением ее в жизнь в школе; 3) обсуждение и разработка общих мероприятий по охране здоровья учащихся и учащих; 4) обсуждение вопросов о постановке образования отсталых и дефективных детей; 5) рассмотрение и обсуждение вопросов о подготовке преподавателей физической культуры для школ I и II ступени, школьных врачей, руководителей физических упражнений и ручного труда; 6) обсуждение сметных предположений об отпуске государственных средств на проведение в жизнь намеченных мероприятий по физическому образованию и охране здоровья учащихся и учащих; 7) разработка наказов и инструкций о составе, основах и порядке деятельности местных школьно-санитарных советов; 8) обсуждение наиболее важных вопросов педагогической практики, подлежащих исследованию в школьно-гигиенической лаборатории, и оценка результатов деятельности лаборатории; 9) содействие организации педагогических исследований; 10) обсуждение вопросов об устройстве показательных учреждений и школьно-гигиенического музея, общее ру-

ководство изданием журнала по вопросам физического образования и школьной гигиены.

Главный школьно-санитарный совет представлял постоянный рабочий орган, руководящий делом физического образования и охраны здоровья детей всех возрастов. Постоянными членами его было 6 ученых специалистов, которые наблюдали за санитарным состоянием школ, физическим образованием (гимнастика, спорт, плавание, игры и прогулки), физическим и умственным развитием, здоровьем детей, заболеваемостью «школьными болезнями», за дефективными детьми, летними трудовыми колониями, зимними школьными дачами и санаториями, заботились о питании и одежде детей, содействовали организации детских клубов, площадок и общежитий, преподавали физиологию и гигиену в школе, организовали краткосрочные курсы по гигиене для населения.

В состав Главного школьно-санитарного совета входили педагогические работники, широкие массы населения и представители пролетарских организаций: ЦИК, Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, Центральной думы, Центрального бюро фабрично-заводских комитетов, Центрального совета профессиональных союзов и др.

Заседания совета проходили еженедельно. Председателем совета была руководитель школьно-гигиенического отдела Наркомпроса В. М. Бонч-Бруевич. Ее сотрудниками по школьно-гигиеническому отделу были назначены Е. П. Радин, В. Н. Иванов, впоследствии ставший директором Ленинградского института охраны здоровья детей и подростков, В. Е. Игнатьев — ученик Ф. Ф. Эрисмана, один из организаторов Института физической культуры.

При Главном школьно-гигиеническом совете один раз в 3 месяца проводилось широкое открытое совещание с представителями пролетарских организаций.

С самого начала деятельности школьно-гигиенического отдела Наркомпроса РСФСР были четко провозглашены права и обязанности школьного врача: «Школьный врач должен играть активную роль в школьной жизни. 1. Он должен принимать участие в педагогическом совете, определять совместно с учителями порядок занятий и продолжительность их. 2. Он должен следить за питанием детей, их одеждой и даже за гигиеническими условиями их домашней жизни. 3. Наблюдать за физическим развитием детей, производя периодический их осмотр и принимая меры в случае замеченного ослабления организма. 4. Следить за ограждением школы от заразных болезней и принимать решительные меры в случае появления их в школе» 1.

По вопросу о детских колониях было принято следующее решение Детские колонии преследуют цель — дать возможность детям городского трудящегося населения провести лето на свежем воздухе и укрепить свой организм. Одновременно с этим в колониях нужно пробудить у детей любовь к природе, развить их любознательность, инициативу, самостоятельность и выработать привычку к коллективному труду и образу жизни. Кроме того, колонии должны служить прообразом новой школы, где на практике будут проводиться социалистические принципы; их необходимо расположить за городом, по возможности в обстановке деревенской жизни. Помещения должны быть простые, чистые, просторные. Занятия, как и вообще большую часть времени, нужно проводить на свежем воздухе. В колониях должен быть врачебный надзор, необходимо вести учет физического состояния и развития детей.

1 Бюллетень № 1 школьно-гигиенического отдела при Народном комиссариате по просвещению, 1918, стр. 19.

Для проведения в жизнь проекта организации этих колоний была выбрана специальная комиссия, которой было поручено приискать соответствующее помещение, выяснить и разработать продовольственный и другие хозяйственные и административные вопросы.

В работах комиссии приняли деятельное участие местные пролетарские организации в лице Советов. Для подготовки соответствующих кадров руководителей детских колоний были организованы специальные курсы.

Г1о вопросу о медицинском контроле за учащимися было принято следующее решение. До сих пор мало внимания обращалось на здоровье детей, поступающих в школу. Дети без ясно выраженных забо леваний считались здоровыми и поступали в обычные школы. Там они нередко являлись рассадниками болезней среди окружающих детей Условия нормальной школы оказывались неблагоприятными для таких детей и приводили подчас к серьезным хроническим заболеваниям среди них. Кроме того, многие заболевания проходили в школе незаметно, и больные дети месяцами считались здоровыми, хирели и доходили до полного физического истощения. Для устранения всего этого необходимо было создать амбулатории с участием ряда специалистов, которые осматривали бы каждого ребенка перед поступлением его в школу. Такое всестороннее обследование гарантировало бы от внесения в школу инфекции и дало бы возможность помещать более слабых детей в специальные, соответствующие состоянию их здоровья школы. Для систематического наблюдения за здоровьем детей желательно контрольное обследование проводить в конце учебного года. Кроме научного интереса, это обследование может послужить исходным пунктом для выработки дальнейших мероприятий по улучшению школьно-гигиенической системы.

# » •

Такая школьная амбулатория должна стать профилактическим учреждением, санитарным фильтром детей при их поступлении в школу и в течение школьного года сыграть роль образцовой детской амбулатории. В ней врачи-специалисты смогут ставить диагнозы в сомнительных случаях и наблюдать за правильным лечением больных детей.

Школьный санитарный совет разработал и принял проект создания в Петрограде такой показательной амбулатории. Для детальной разработки и проведения проекта в жизнь была избрана особая комиссия с участием врачей-специалистов.

По вопросу о яслях также было принято специальное решение. Вопрос о создании при всех фабриках и заводах яслей был уже давно одним из самых насущных для пролетарского населения. Необходимость дать матерям возможность спокойно работать, не оставляя своих детей без присмотра, понимали даже буржуазные общественные деятели. После революции этот вопрос более чем когда-либо выдвинулся на первый план, и его поднимали профессиональные организации. Это побудило дошкольный отдел Наркомпроса спешно заняться организацией яслей. Школьно-гигиенический отдел выработал санитарно-гигиенические мероприятия по предупреждению эпидемии в яслях, а также обсудил вопрос о питании детей и организации медицинского надзора за яслями.

- В сентябре 1918 г. школьно-гигиенический отдел Наркомпроса, согласно декрету Совета народных'комиссаров об образовании Народного Комиссариата здравоохранения (Наркомздрав), перешел в ведение Наркомздрава как отдел школьной санитарии в связи с объединением всей медицинской работы в систему единой советской медицины. Это обстоятельство имело большое значение для улучшения медицинского обслуживания детей и обусловило дальнейшее развитие гигиены детей и подростков как в научно-теоретическом, так и в практическом отно-

шении, сблизив основные разделы школьной гигиены с медицинскими науками. Аналогичные школьно-санитарные отделы были образованы при областных, губернских и уездных комиссариатах здравоохранения (медико-санитарных отделах совдепов).

В задачу отделов школьной санитарии, как об этом было сказано в положении о них, входило помогать Народному комиссариату просвещения по всем вопросам, касающимся здоровья учащихся, гигиены школы и пр. под общим контролем и руководством Наркомздрава. Вопросами снабжения школьных отделов занимался общий с Нарком-здравом обслуживающий аппарат. Школьно-санитарные отделы согласовали с Наркомздравом общие мероприятия по предупреждению эпидемий и борьбе с ними, сообща организовали меры профилактики и гигиены во всех школах страны, а также санаторно-курортное дело.

Все вопросы школьно-санитарного характера, разработанные в Народном комиссариате здравоохранения совместно с Народным комиссариатом просвещения, проводились в жизнь Народным комиссариатом просвещения. Назначение и увольнение ответственных работников школьно-санитарного отдела и школьных врачей производились по соглашению с Народным комиссариатом просвещения.

Ввиду того что все вопросы школьного образования неразрывно связаны со здоровьем учащихся, в решении этих вопросов Народным комиссариатом просвещения необходимо было участие врача-педагога, который был бы в курсе дела всех мероприятий Народного комиссариата здравоохранения. Работа школьно-санитарного отдела Народного комиссариата здравоохранения велась в самом тесном сотрудничестве с Народным комиссариатом просвещения, по его заданиям во всех комиссиях, работающих над реформой школы и текущей ее жизни на новых трудовых и коммунистических началах.

Положение о школъно-санитарном отделе Народного комиссариата здравоохранения было совместно подписано наркомом здравоохранения Н. А. Семашко, наркомом просвещения А. В. Луначарским и заведующим школьно-санитарным отделом В. М. Бонч-Бруевич. Наркомом здравоохранения Н. А. Семашко и новым заведующим школьно-санитарным отделом Е. П. Радиным 15/Х1 1918 г. было подписано положение о губернских и уездных органах по школьной санитарии. Согласно этому положению, при губернских и крупных городских совдепах были организованы школьно-санитарные подотделы или бюро, представляющие секции медико-санитарных отделов местных совдепов.

В постановлении, принятом на совместном заседании коллегии единой школы и школьно-санитарного отдела Наркомпроса, 10/УН 1918 г. было записано: «Гигиена должна пропитать и быть руководящей нитью школьного преподавания и воспитания детей, начиная с первых часов пребывания ребенка в школе. Приобретенные познания по гигиене в школе первой ступени находят свое завершение в беседах школьного врача в ее последней группе. Гигиена как биосоциальная наука преподается в последней группе школы второй ступени. Здесь гигиене должно предшествовать преподавание физиологии с анатомией (биологии) человека в предпоследней группе. Преподавание гигиены поручается врачу. Гигиене вместе с подачей первой помощи должно быть отведено достаточное число часов в последней группе»1.

Заботы Советского государства о здоровье детей и предупреждении заболеваний среди них нашли свое отражение в декретах советской власти. По инициативе В. И. Ленина 14/1Х 1918 г. был подписан декрет Совета народных комиссаров «Об усилении детского питания». В нем говорилось: «Принимая во внимание упадок питания среди на-

1 Школьно-санитарное дело в РСФСР. М., 1918, стр. 258—259.

селения в голодающих губерниях и ставя своей целью охрану детей и юношества от целого ряда заболеваний, стоящих в тесной связи с недоеданием, Совет народных комиссаров признает детское питание первоочередной задачей...».

С этой целью всем продовольственным организациям предписывалось выдавать матерям, принадлежащим к трудящемуся населению и кормящим грудью детей, специальный паек; ввести особые детские карточки для детей в возрасте до года; выдавать всем детям в возрасте от 1 года до 5 лет дополнительный паек; обеспечить все школьные столовые продуктами по специальному расчету на каждого школьника.

В трудные годы становления советской власти детский паек был очень мал: хлеба */г фунта в день, крупы 3/в фунта в неделю, жиров 1 фунт в месяц, сахару фунта в месяц или 1 фунт меду, мяса или рыбы V2 фунта в неделю. Но показательно, что дети обеспечивались продуктами в первую очередь.

Народному комиссариату просвещения поручалось немедленно организовать при всех школах столовые для обеспечения школьников горячей пищей; Комиссариату здравоохранения — немедленно организовать при школах, а там, где это окажется невозможным, вне школы питательные пункты для всех детей от 5 до 16 лет, не посещающих школы

В. И. Ленин 26/1Х 1918 г. подписал новый декрет Совнаркома в дополнение к декрету от 14/1Х 1918 г., согласно которому всем Советам на местах предлагалось организовать «Фонд детского питания» путем обложения населения. Размеры, формы и порядок обложения предоставлялось установить Советам в зависимости от местных условий

В своей статье, написанной незадолго до смерти, В. М. Бонч-Бруе вич писала: «Советская власть основным своим принципом в деле воспитания детей выдвинула общедоступную трудовую школу для всех детей с самого раннего возраста. Но трудовая школа требует в то же время от ребенка и большой затраты творческой энергии. И государство, взяв на себя заботу о воспитании и обучении детей, должно взять также на себя и организацию питания их, особенно в настоящее время, когда непрекращающаяся гражданская война и продовольственная разруха привели к систематическому недоеданию населения.

Поддержать подрастающее поколение и дать ему возможность выйти более или менее крепким в физическом отношении из переживаемого тяжелого кризиса является прямой обязанностью государства. Без необходимого минимума питательных веществ хрупкий детский организм будет обречен на полное физическое истощение, заболевания и вымирание. А при таких условиях вся дальнейшая культурная работа станет невозможной.

Каждая школа обязана питать своих детей бесплатно без различия имущественного и классового положения их родителей. Средства на это питание могут собираться тем или иным налогом, но дети должны получать его бесплатно»2.

Так заботились о здоровье детей старые большевики, заложившие основу советского социалистического государства.

ЛИТЕРАТУРА

Барсуков М. И. Великая Октябрьская социалистическая революция и организация Советского здравоохранения. М., 1951.—Б о н ч-Б р у е в и ч В. М., Изв. сов. мед., 1918, № 11, стр. 5; Изв. Наркомздрава РСФСР, 1918, № 5—6, стр. 2; № 7—8, стр. 5; Школьно-санитарное дело в РСФСР. М., 1919.

Поступила 12/1У 1962 г.

Ъ & Ъ

1 Школьно-санитарное дело в РСФСР. М., 1918, стр. 253—255.

1 Там же, стр. 26&—266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.