Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г И. Румянцев, Е Н. Данилин, Н Н. Беляева, Т А. Быстрова, В А. Кудашева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ»

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 619 + 616.9-036.211:614.26

Проф. Г. И. Румянцев, Е. Н. Данилинканд. лед. наук 77. 77. Беляева, Т. А. Быстрова, В. А. Кудашева, В. К. Куралесина, В. 77. Ласкина, М. В. Прохорова, Т. А. Рощина

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧЕЙ-ГИГИЕНИСТОВ И ЭПИДЕМИОЛОГОВ

* Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Дальнейшее улучшение медицинского обслуживания населения и сохранение его здоровья непосредственно связаны с совершенствованием подготовки кадров в высшей медицинской школе.

Научно-технический и социальный прогресс ставит перед вузом задачи научного прогнозирования и планирования учебного процесса, для решения ^которых требуется построение модели специалиста.

С 1976 г. в I Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова по поручению Главного управления учебных заведений Министерства здравоохранения СССР разрабатывается проект модели подготовки врача-гигиениста и эпидемиолога. Широкое развитие всех отраслей народного хозяйства, размах и темпы промышленного и жилищного строительства, объектов культурно-бытового назначения, внедрение новых технологических процессов и оборудования, а также широкое применение химии в промышленности, сельском хозяйстве и быту значительно расширяют сферу деятельности санитарно-эпидемиологической службы и увеличивают объем государственного санитарного 9 надзора. В связи с этим большое значение приобретает дальнейшая специализация и профилизация деятельности санитарного врача.

На санитарно-гигиеническом факультете проводится работа по созданию шести моделей специалистов: врача по гигиене труда, коммунальной гигиене, гигиене питания, гигиене детей и подростков, радиационной гигиене и эпидемиолога.

Данное исследование тесно связано с оптимизацией учебно-методического и идейно-воспитатель-ного процессов.

На основании модели специалиста можно научно обоснованно определить цели высшего медицинского образования, пересмотреть и скорректировать учебные планы. Модель специалиста необходима для интеграции учебного процесса в вузе, оценки значимости межпредметных связей и Организации взаимодействия кафедр вуза в совместной учебной деятельности, уточнения целей обучения по различным дисциплинам и отбора учебного материала. Модель специалиста является критерием при организации воспитательной работы

по формированию личности врача, так как она выделяет его главные черты, которые должны быть сформированы при обучении в вузе. Модель также необходима при профессиональном подборе на различных этапах подготовки специалистов. Несмотря на широкое применение метода моделирования для решения различных задач, разработка модели врача-специалиста, в том числе санитарного и эпидемиолога, — новое, не имеющее аналогов, исследование. Оно носило характер научного поиска, требующего обоснования, испытания и проверки рабочих гипотез, программы изыскания методов изучения проблемы. При проведении исследований в этой области отечественные ученые исходили из различного понимания целей и содержания работы, использовали различные методические подходы, что не нашло достаточного освещения в литературе; не было даже единого определения понятия «модель специалиста» (С. И. Архангельский; А. Н. Леонтьев; Е. Э. Смирнова; Н. Ф.'Талызина; В. А. Штофф; Г. А. Ягодкин и соавт.).

В качестве рабочей гипотезы под моделью специалиста мы условились понимать его образ, отнесенный к определенному времени, созданный на основе изучения определенных должностных и профессиональных обязанностей и функций специалиста, необходимых для этого знаний, умений и навыков, а также типовых личностных качеств.

Из принятого определения модели следовало (и это отвечало взглядам советской психологической школы на роль и место деятельности человека в обществе), что важнейшей задачей должно быть изучение содержания профессиональной деятельности врачей различных профилей, т. е. разработка модели деятельности специалиста. Из понятия модели вытекало также, что деятельность специалистов должна исследоваться в обусловленный период. Требования сегодняшнего дня содержит презентивная модель деятельности, образ специалиста будущего — прогностическая модель, учитывающая тенденции в развитии современного общества, общественно-социальном укладе и образе жизни советского народа, прогноз изменений в медицинской науке и смежных областях знаний,

практике здравоохранения. Основой прогностической модели служит модель презентивная, создание которой и явилось первоочередной задачей.

Изучалась проблема разработки презентивной модели деятельности специалиста, в структуру которой входят три составляющих элемента: про-фессиограмма, условия деятельности в настоящее время и психологическая характеристика личности специалиста данного профиля.

Организация и методика разработки презентивной профессиограммы были однотипными для всех шести моделей и содержали следующие этапы: предварительный анализ предмета практической деятельности санитарного врача заданного профиля и эпидемиолога, расчленение работы врача на виды деятельности и действия, качественный анализ предметной и функциональной структуры практической деятельности врача; обсуждение структуры практической деятельности санитарного врача заданного профиля и эпидемиолога на заседаниях методической комиссии по гигиеническим дисциплинам и учебно-методических конференций профильных кафедр; создание анкет-вопросников и количественный анализ предметной и функциональной структуры практической деятельности с использованием заочного опроса; статистическая обработка анкетного материала на ЭВМ; оценка и логический анализ результатов статистической обработки; построение презентивной профессиограммы врача; сопоставление презентивной профессиограммы и степени подготовленности врачей с учебными программами и планами подготовки студентов; коррекция обучения.

Качественный анализ позволил выявить примерный объем знаний, умений и навыков, необходимый врачам-гигиенистам и эпидемиологам для успешной работы по специальности.

Для оценки предметной и функциональной структуры практической деятельности врачей в качестве экспертов были привлечены профессора и преподаватели кафедр санитарно-гигиенического факультета, санитарные врачи — выпускники института, являющиеся руководителями санэпидстанций и их подразделений, сотрудники Министерства здравоохранения СССР и РСФСР, научно-исследовательских институтов, использованы инструк-тивно-методическне материалы, в том числе «Инструкция о работе санитарно-эпидемиологической станции» (1976).

Для количественного анализа структуры практической деятельности врачей-профилактиков были подготовлены и распространены среди практических санитарных врачей и эпидемиологов анкеты-вопросники. Они включали пояснительную часть к заполнению, паспортную часть, отражающую основные сведения о заполняющем вопросник (место работы, занимаемая должность, стаж, время, место окончания медицинского института, дальнейшая специализация); перечень основных видов деятельности и действий. Анкеты-вопросники для санитарных врачей содержали три основных разде-

ла: предупредительный санитарный надзор, текущий санитарный надзор, организационно-методическую работу. Анкеты учитывали специфику деятельности работы врачей разных специальностей: по гигиене детей и подростков — особенности организации питания детских коллективов, летнюю ^ оздоровительную работу; по радиационной гигиене— дозиметрические и радиометрические исследования; по гигиене питания — медицинский контроль за питанием отдельных групп населения, санитарную охрану пищевых продуктов и др. В вопросниках для врачей-эпидемиологов перечислялись виды деятельности, касающиеся эпидемиологического наблюдения за движением инфекционных заболеваний и организации профилактических и противоэпидемических мероприятий. При разработке анкет учитывались запросы непрофильных кафедр. Все виды вопросников включали сведения о са-нитарно-просветительной работе, решении правовых вопросов, связанных с санитарным законодательством, работе с документацией. Анкеты по гигиене труда содержали материал с кафедры терапии и профессиональных заболеваний, по эпидемиологии — с кафедр инфекционных болезней и микробиологии. щ

Анкеты по отдельным профилям содержали от 55 до 111 наименований действий практических врачей. Санитарным врачам и эпидемиологам предлагалось указать сравнительную частоту выполняемых видов деятельности и составляющих их действий по четырехбалльной шкале, оценить по четырехбалльной шкале значение каждого из выполняемых действий в эффективности работы санитарного врача, указать степень подготовленности к практической работе после окончания медицинского института по трехбалльной шкале.

В качестве респондентов были привлечены практические санитарные врачи 6 республик и 20 областей РСФСР, городов Москвы, Тулы, Новомосковска и др., Московской и Тульской областей. ^ Кроме того, проведено анкетирование врачей, находящихся на усовершенствовании в Центральном институте усовершенствования врачей. Всего разослано 1500 анкет-вопросников. Полученные материалы обработаны на ЭВМ с определением по каждому вопросу статистических показателей: средней оценки вопроса в баллах, дисперсии, среднеквадратического отклонения и коэффициента вариации. Анализ 5000 показателей позволил сформулировать ряд выводов, общих для деятельности санитарных врачей всех изученных профилей.

Значительный удельный вес в деятельности практического врача имеет организационная работа, однако большинство санитарных врачей недостаточно подготовлены к ней. Изучением заболеваемости населения не занимаются самостоятельна профильные санитарные врачи. Частота выполнения всех видов текущего санитарного надзора выше, чем предупредительного надзора, хотя значимость последнего ббльшая.

Количественный анализ позволил уточнить перечень функциональных обязанностей, содержание деятельности санитарных врачей различных специальностей и эпидемиологов и составить соответствующие профессиограммы, которые были вклю-' чены в модели деятельности специалиста каждого профиля.

Принципиальные положения общественных, социально-гигиенических и организационно-медицинских условий были определены на основе изучения официальных документов и литературных источников с использованием экстраполяции.

Каждая из полученных моделей деятельности врача-гигиениста и эпидемиолога состоит из общих требований к специалисту, общего и конкретного направлений деятельности, видов и содержания деятельности, перечня теоретических знаний и практических навыков, необходимых для эффективной работы. Два первых раздела были общими для всех разработанных моделей, а остальные имели специфику, которая и нашла свое отражение в модели деятельности конкретного специа-

Л ИТЕР

* Архангельский С. И. Лекции по истории обучения в высшей школе. М., 1974. Леонтьев А, Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

Смирнова Е. Э, Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л., 1977.

листа по профилактической работе.

Презентивная модель деятельности врача-гигиениста и эпидемиолога — объективное средство управления учебным процессом, она поможет в совершенствовании подготовки специалистов, способных оперативно осуществлять важные задачи санитарно-противоэпидемиологической работы среди населения в условиях дальнейшей специализации государственного санитарного надзора.

На основании разработанных моделей деятельности будут внесены изменения в учебные программы, конкретизированы цели и содержание обучения студентов на отдельных кафедрах, пересмотрены вопросы преподавания некоторых разделов, имеющих важное практическое значение и программы субординатуры, введены новые лекции и практические занятия, перераспределены учебные часы в пределах курса дисциплины.

В настоящее время на санитарно-гигиеническом факультете продолжается разработка прогностической модели деятельности врача-гигиениста и эпидемиолога и модели подготовки специалистов.

1ТУРА

Талызина НЛФ. Управление процессомТусвоения знаний. М., 1975.

Штофф В. А. Моделирование и познание. Минск. 1974. Ягодкин Г. А., Загорец П. А., Очкин А. В. Разработка модели инженера — химика-технолога в МХТИ им. Т. Д. Менделеева. М., 1977.

Поступила 8/У 1980 г.

УДК 613.85:614.39

Г. В. Горбунова

ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ САНЭПИДСТАНЦИЙ

Днепропетровский медицинский институт

Вопросы планирования, организации, координации и контроля за деятельностью всех учреждений и ведомств по обеспечению гигиенических условий развития, воспитания, обучения и отдыха подрастающего поколения являются важнейшим разделом деятельности врачей по гигиене детей и подростков, работающих в санэпидстанциях. Из года в год растет объем работы указанных специалистов. В связи с этим «поиск путей повышения качества и производительности труда людей при максимальном сохранении их здоровья, улучшении условий труда неразрывно связан с необходимостью изучения характера и специфики их деятельности» (А. Г. Генкин и соавт.), а также повышения качества профессиональной ориентации и отбора.

« Использование для этих целей таких социологических методов, как анкетирование, позволяет выявить основанное на личном опыте мнение опрашиваемых специалистов как важный источник информации о реально существующих фактах дейст-

вительности, в частности о характере, содержании и условиях труда, оценить качество подготовки в вузе, готовность к выполнению служебных обязанностей на рабочем месте в санэпидстанции и др.

При разработке анкеты использованы практический опыт работы, результаты изучения проблемы путем интервьюированию специалистов по гигиене детей и подростков, включая руководителей санэпидстанций, и данные литературы.

По специальног разработанной анкете изучено мнение 297 врачей по гигиене детей и подростков (72% работающих в областных, городских и районных санэпидстанциях Украинской ССР). Среди опрошенных выпускники 28 вузов страны со стажем работы по данной специальности до 5 лет (54,2%), от 5 до 10 лет (20,8%) и более 10 лет (24%), 2/3 имеют квалификационную категорию.

Важным фактором для повышения эффективности труда является степень удовлетворенности выбранной специальностью. Более половины (57,2%)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.