должен быть знаком со всеми вопросами гигиены и уметь ориентироваться в них, поскольку нет никакой гарантии, что он будет работать по одной специальности, особенно в сельской местности.
Было высказано пожелание о том, что режим деятельности студентов должен быть идентичен таковому сотрудников санэпидстанции и что необходимы дежурства студентов.
Руководители первичной специализации на факультете и 80% опрошенных сотрудниов санэпидстанции предлагали введение интернатуры на санитарно-гигиеническом факультете, так как проводимая в настоящее время одногодичная стажировка по целому ряду причин не в состоянии обеспечить правильное формирование специалистов.
Анализ трудоустройства выпускников показал, что 89,7 % их работают по профилю первичной специализации. Только 5,1% выпускников, специа-
лизировавшихся по гигиене, стали эпидемиологами и такое же количество последних используется в качестве гигиенистов. При узкопрофильной же специализации расхождения в использовании молодого специалиста с учетом первичной специализации достигает 40%.
Указанные факты свидетельствуют о том, что широкопрофильная первичная специализация в известной степени нивелирует неизбежные трудности в решении вопроса трудоустройства выпускников санитарно-гигиенического факультета. Проведенный нами анализ результатов первичной специализации носит в известной степени предварительный характер. Однако уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что широкопрофильная система первичной специализации обоснована, жизнеспособна и находит самые положительные отзывы у руководителей практического здравоохранения и педагогического коллектива факультета.
Поступила 26/11 1979 г.
УДК 378.вв1.Э/.4:вМ.З/.<.07
Е. И. Гончарук, П. И. Баранник, Р. Д. Габович, И. Н. Моргунов, В. И. Пальгов, С. С. Познанский, И. в. Савицкий, И. И. Слепушкина, Г. X. Шахбазян, А. М. Шевченко, Н. Ф. Борисенко, Ю. Д. Гоц, И. И. Никберг
РОЛЬ САНЭПИДСТАНЦИИ КАК БАЗЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА И ЭПИДЕМИОЛОГА '
Киевский медицинский институт
Задачи санэпидстанции (СЭС) как учебной базы санитарно-гигиенического факультета многогранны. Совместно с профильными кафедрами базовая СЭС должна обеспечить профессиональную, общественно-политическую и деонтологическую подготовку будущего гигиениста и эпидемиолога, привить ему необходимые знания и навыки по прикладным вопросам организации санитарно-эпидемиологической службы, методике санитарно-просветительной работы, по вопросам права и делопроизводства. Эта подготовка осуществляется в процессе практических занятий, проводимых на СЭС, производственной практики, субординатуры и стажировки.
Кроме того, базовые СЭС должны выполнять роль школы повышения квалификации как санитарных врачей и эпидемиологов СЭС, так и преподавателей профильных кафедр санитарно-гигиенического факультета.
Наиболее важным является вопрос о том, что нужно изменить для обеспечения полноценной подготовки гигиениста и эпидемиолога.
Мысль о подготовке квалифицированного санитарного врача только в стенах факультета не
1 Материалы доклада проф. Е. И. Гончарука на 3-й Всесоюзной учебно-методической конференции. Москва, март 1978 г.
нова, она возникла уже на этапе формирования первых самостоятельных кафедр гигиены и появления первых санитарных врачей. Создание впервые в России И. И. Моллесоном уездной санитарной службы (санитарный врач, 2 санитарных фельдшера и 1 санитарный смотритель) позволило Ф. Ф. Эрисману сделать вывод, что для подготовки подобных И. И. Моллесону санитарных врачей необходимо, кроме кафедры гигиены медицинского факультета Московского университета, организовать СЭС. В дореволюционный период такая станция была создана в Москве (по инициативе Ф. Ф. Эрисмана), Киеве (по инициативе В. А. Субботина), а также некоторых других городах. В условиях социализма произошли объективные изменения, которые позволили А. Н. Мар-зееву и А. Н. Сысину организовать в 1927 г. СЭС нового типа, с новыми функциями и задачами, ставшие основным звеном общегосударственной санитарно-эпидемиологической службы СССР.
Многие специалисты (А. В. Павлов; В. И. Петров; П. Н. Бургасов, и др.) считают, что назрела необходимость дальнейшего совершенствования структуры и функций СЭС. Это обусловлено тем, что за последние 15—20 лет значительно изменились объем и характер деятельности санитарно-эпидемиологической службы, а также штатно-ор-
ганизационная структура. В последнее время в структуре СЭС в связи с новыми задачами появился ряд новых подразделении: токсикологическое, физико-химических методов исследований, по определению остаточных количеств ядохимикатов в пищевых продуктах и внешней среде, вирусологическое, организационно-методический отдел и др. Поэтому существенно изменилась и повысилась роль СЭС как базы профильной подготовки врача-гигиениста и эпидемиолога. Все это свидетельствует о необходимости создания СЭС нового типа, отвечающих все возрастающему уровню научно-технического прогресса.
В настоящее время профессиональная подготовка врача — гигиениста и эпидемиолога согласно действующему учебному плану и программам осуществляется на СЭС по следующим 5 формам обучения: проведение практических занятий на базе отделов и лабораторий СЭС; производственная лабораторная практика после III курса; производственная практика в объеме работы санитарного врача и эпидемиолога СЭС после V курса; первичная специализация (XII семестр); годичная стажировка после окончания института.
Выполненные нами исследования на санитарно-гигиенических факультетах медицинских вузов Украинской ССР, в частности на кафедрах санитарно-гигиенического факультета Киевского медицинского института, показали, что практические занятия по профильным дисциплинам проводятся на базе СЭС в объеме от 11 % (кафедра эпидемиологии) до 40% (кафедра гигиены детей и подростков) часов от общего количества их, предусмотренных на практические занятия по учебному плану (в абсолютных числах это соответственно 19 и 38 ч). С целью улучшения профессиональной подготовки будущих санитарных врачей и эпидемиологов необходимо, чтобы на профильных гигиенических кафедрах и кафедре эпидемиологии в академической группе было не более 10 студентов, как это бывает на клинических кафедрах. Следует определить, какие практические занятия и в каком объеме нужно осуществлять на СЭС профильным гигиеническим кафедрам и кафедре эпидемиологии. Мы полагаем, что не менее 50 "ь практических занятий по профильным дисциплинам должны проводиться непосредственно в отделах и лабораториях базовых СЭС. Для успешного выполнения задач производственной практики институтом на протяжении всего учебного года ведется большая подготовительная работа по подбору и подготовке баз производственной практики. В частности, изучаются материально-техническое оснащение базовых СЭС, укомплектованность их квалифицированными специалистами, эпидемиологическая и санитарно-гигиеническая конъюнктура района и др. На основании полученных данных составляется специальный паспорт базовой санэпидстанции.
В период производственной практики после 111 курса студенты впервые соприкасаются с пов-
седневной жизнью СЭС, получают реальное представление о содержании и формах оперативной работы СЭС и ее подразделений, самостоятельно на фактическом материале выполняют инструментально-лабораторные исследования, закрепляют практические навыки. Однако нельзя не отметить, что студенты, будучи еще слабо подготовленными по профильным гигиеническим дисциплинам, многие исследования проводят без должного профессионального осмысления их результатов, что в значительной мере снижает эффективность этой практики.
В новую программу производственной практики студентов V курса санитарно-гигиенического факультета включены дополнительные разделы: учебно-исследовательская работа, общественно-политическая практика, охрана окружающей среды, организация и экономика труда.
Дальнейшее совершенствование производственной практики студентов должно осуществляться в следующих направлениях: совершенствование методических указаний по проведению производственной практики в плане ее межкурсовой интеграции, разработка четкого перечня необходимых практических навыков и ориентировочных контрольных нормативов для каждого вида работ, подготовка рекомендаций для составления студентами лекций и бесед на политические и санитарно-просветительные темы, составление перечня индивидуальных заданий по учебно-исследовательской деятельности студентов и создание методических указаний к ее проведению.
С целью улучшения производственной практики после III курса следует уменьшить объем планируемого минимума практических навыков на основе интегрированной программы производственной практики студентов санитарно-гигиенического факультета. Выполнение ряда определений (электромагнитных полей радиочастот, шума и вибрации, микроклимата производственных помещений и др.) можно освоить в период производственной практики на последующих курсах. Так, в программу практики студентов V курса санитарно-гигиенического факультета, кроме изучения шума и вибрации, могут быть включены гигиеническое исследование и оненкм микроклимата жилых и общественных зданий, питания рабочих, детей, больных и др.
Следует обеспечить преемственность учебно-исследовательской работы студентов в течение учебного года и в период практики, более широкое использование в работах студентов тематики исследований, разрабатываемой на СЭС. В связи с этим необходимо улучшить оснащение лабораторий СЭС приборами и аппаратурой, в частности для исследования шума, вибрации, освещенности, микроклимата, отбора проб воздуха и его экспресс-анализа и др. Необходимо также рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения 4-дневной производственной практики по каждому профильному предмету после V курса. По-видимому, на
примере одной профильной дисциплины нужно осуществлять комплексную общесанитарную подготовку студентов, всесторонне знакомить их с практическими вопросами организации и проведения санитарных и противоэпидемических мероприятий. В XI семестре занятия проводятся по » цикловой системе на кафедрах гигиены труда, гигиены детей и подростков и эпидемиологии на базе районных СЭС Киева. Под руководством преподавателей и опытных врачей студенты осваивают методику санитарного обследования и противоэпидемической работы, выполняют на объектах соответствующие лабораторные исследования и дают им гигиеническую оценку, разрабатывают мероприятия по устранению выявленных недостатков. Роль СЭС в этом деле весьма важна, так как без помощи врачей СЭС затруднено посещение объектов, определение, на каком из них в данный момент наиболее целесообразно с учетом эпидемиологической и санитарной конъюнктуры провести занятие. Для того чтобы занятия проходили с максимальной пользой, как правило, используются те СЭС, где есть помещения для занятий, соответствующие лаборатории, а на территории, которую они обслуживают, имеется достаточное число нуж-^ ных объектов. Как известно, основной задачей обучения в XII семестре является подготовка квалифицированных врачей — гигиенистов и эпидемиологов, способных самостоятельно решать сложные вопросы, связанные с гигиеническим, медико-профилактическим и противоэпидемическим обслуживанием населения. Для решения этой задачи предусматривается овладение основными разделами деятельности врача, такими, как организационно-методическая работа, предупредительный санитарный надзор, текущий санитарный надзор, противоэпидемическая деятельность и др. Очевидно, что, только работая на базовой СЭС, можно полноценно освоить эти практические функции врача. Во время специализации каждый студент выполняет тематическое задание на одном из объектов, являющемся подконтрольным базовой СЭС. Учитывая большой объем и многообразие работы, которую выполняют субординаторы на СЭС, необходимо, чтобы руководство ими со стороны преподавателей было максимально индивидуализированным. В связи с этим мы считаем, что в группе должно быть не более 5—6 субординаторов.
Завершающим этапом подготовки субординаторов является итоговая конференция по материалам научно-практической работы, на которой, кроме преподавателей кафедры и студентов, присутствуют врачи СЭС, районных лечебно-профилактических учреждений, а также работники соответствующих объектов.
Многие профильные кафедры санитарно-гигиенического факультета в настоящее время считают, что субординатура предусматривает только узкую профильную подготовку по одной из гигиенических дисциплин и эпидемиологии. Такая трактовка субординатуры в значительной мере обус-
ловлена тем, что действующие программы по субординатуре на санитарно-гигиеническом факультете (1977) ориентируют именно на узкую специализацию. В самом же деле целью ее должна быть подготовка квалифицированных общесанитарных врачей. На то, что в ближайшие годы именно высокоподготовленный санитарный врач общего профиля будет центральной фигурой санитарно-эпидемиологической службы, указывает К. С. Петровский. Мы полагаем, что необходимо разработать межкафедральную программу по субординатуре, которая на примере одной из профильных гигиенических дисциплин позволила бы готовить общесанитарного врача. Подготовка же узких специалистов гигиенического профиля должна осуществляться во время годичной стажировки в соответствии с потребностью в этих специалистах на местах. Выпускников санитарно-гигиенического факультета при необходимости можно было бы использовать в качестве цеховых и участковых терапевтов, инфекционистов, профпатологов, физиотерапевтов и др.
Анализ материалов государственных экзаменов и проведенного педагогического исследования позволил выявить ряд недостатков в подготовке санитарных врачей и эпидемиологов. В частности, выпускники недостаточно хорошо владеют объективными методами исследований, методикой составления планов проведения гигиенических исследований, методами изучения влияния факторов и условий внешней среды на здоровье и интерпретации результатов исследований; ощущаются недостаток навыков в решении ситуационных задач и оформлении полученных результатов их (логика, грамотность изложения и др.), слабое знание вопросов, требующих интеграции сведений из нескольких дисциплин, недостаточная ориентация в вопросах санитарной и математической статистики, математического моделирования, перспектив применения кибернетики, ЭВМ и АСУ в гигиене и санитарном деле, эпидемиологии и др.
Очевидна роль СЭС как базы учебной подготовки в устранении отмеченных недостатков. В связи с этим сегодня нас не может удовлетворить материально-техническая база многих СЭС (помещения, лаборатории, оснащение). Кадры базовых СЭС не всегда отвечают высоким требованиям, предъявленным к воспитателям, наставникам, руководителям производственного обучения. Не определены юридические основы правовых отношений факультета, кафедры и базовой СЭС и др.
В качестве базовой может быть использована только СЭС, имеющая все функциональные подразделения (СЭС городского района I и II категорий, СЭС сельского района I категории, объединенная СЭС города I—III категории). Назрела необходимость в создании новой типовой СЭС с учетом требований к ней как базе обучения будущих специалистов санитарно-эпидемиологической службы. Действующие типовые проекты городской (серия 254—5—7), областной (серия 254—5—6)
2 Гигиена и санитарии А> 8
— 33 —
и районной (серия 254—5—8) СЭС таким требованиям не удовлетворяют. Нам представляется, что базовые СЭС должны иметь дополнительно 2— 3 учебные комнаты, лекционную аудиторию, кабинет санитарной экспертизы, подвижную автолабораторию, транспорт (микроавтобус) для выездов на объекты и учебные экскурсии. На врачебные должности в оперативные отделы и лаборатории базовых СЭС следует зачислять специалистов, имеющих не менее 2 лет стажа по специальности, отдавая предпочтение лицам, имеющим опубликованные работы. Врачи базовых СЭС должны пользоваться преимущественным правом зачисления в заочную аспирантуру. Участие врачей базовых СЭС в научной работе должно быть обязательным. Они должны также участвовать в кафедральных методических заседаниях, цикловой комиссии, совета факультета. В то же время преподаватели кафедр должны принимать более активное участие в повседневной работе базовых СЭС. Очевидно, полноценно такое участие может быть обеспечено лишь тогда, когда в правовом и материальном отношении статус преподавателя профиль-
I
ЛИТЕР
Вургасов П. Я,— Гиг. и сан., 1972, № 7, с. 3—9. Павлов А. В.— Там же, 1971, № II, с. 5—9.
ной кафедры санитарно-гигиенического факультета на базовой СЭС будет примерно аналогичен статусу преподавателя клинической кафедры, а заведующий кафедрой будет руководить соответствующим отделом, как это бывает в клиническом лечебном учреждении.
Юридически кооперация (факультет — кафедра — базовая СЭС) должна представлять собой иаучно-учебно-производственное функциональное объединение, работающее на основании специального положения. Главный врач СЭС сохраняет за собой всю полноту прав и обязанностей как главный государственный санитарный врач. Все эти вопросы нашли свое отражение в разработанном нами по поручению Главного управления медицинскими учебными заведениями Министерства здравоохранения СССР «Положение о базовых СЭС». Скорейшее его утверждение Министерством здравоохранения СССР, а также решение других рассмотренных выше вопросов будут способствовать улучшению подготовки врачей-гигиенистов и эпидемиологов.
АТУ РЛ
Петровский К. С,— Там же, 1972, № 1, с. 3—5. Петров В. И.— Там же, № 9, с. 66—69.
Поступила 3/VII 1979 г
^———————————— I
Методы исследования
УДК 6Н.72-074
Канд. биол. наук И. А. Пинигина
ВЛИЯНИЕ КАЧЕСТВА ОТБОРА ПРОБ НА НАДЕЖНОСТЬ КОЛИЧЕСТВЕННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ АТМОСФЕРНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
Правильно организованный отбор проб является основой для получения надежных результатов анализа. Он может также способствовать устранению возможного влияния веществ, постоянно содержащихся, например, в атмосферном воздухе (N0^, ЭОоОз, Н20, МН.,), а также веществ, являющихся продуктами выброса различных производств, автотранспорта и др.
В зависимости от предполагаемого количественного содержания исследуемых веществ в воздухе отбор проб может осуществляться с применением концентрирования или без него. В последнем случае в качестве пробоотборных емкостей используют стеклянные шприцы, газовые пипетки, мешки из полимерных пленок, резиновые камеры и др. При
этом ошибки отбора проб возникают главным образом из-за потерь исследуемых веществ, связанных с нарушением герметичности пробоотборных устройств, из-за проницаемости пленочных материалов, из-за сорбции микроколичеств веществ внутренней поверхностью пробоотборных емкостей. Известно, например, что при содержании в 100 мл воздуха от 20 до 100 мкг бензина (углеводородов С5 — С9) величина его сорбции 1 см2 бутылочного стекла при комнатной температуре составляла от 8,3 до 17,9 мкг (Д. К. Коллеров). Указанные ошибки могут быть в значительной мере устранены путем многократного «промывания» пробоотборных емкостей исследуемым воздухом с целью установления равновесия между содержа-