Научная статья на тему 'УСПЕХИ СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ ЗА ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ'

УСПЕХИ СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ ЗА ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УСПЕХИ СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ ЗА ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ»

УДК 613/.14:378.вв1]<091)(47+57) «1917 —1977 •

Проф. Г. И. Румянцев, Т. А. Козлова

УСПЕХИ СОВЕТСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТАХ МЕДИЦИНСКИХ

ИНСТИТУТОВ ЗА ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Советское здравоохранение к славному 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции приходит с замечательными достижениями в области как лечебной, так и профилактической деятельности.

Особенно успешно развивались гигиеническая наука и практика, чему способствовали важнейшие решения ЦК КПСС и правительства.

Уже в первые годы Советской власти начали создаваться научно-ис-следовательские гигиенические институты в Москве, Ленинграде и других городах страны. Были организованы и укреплены гигиенические кафедры в Московском университете, в Военно-медицинской академии и других вузах страны. Создание в 1922 г. санитарно-эпидемиологической службы страны определило дальнейшее развитие гигиенической науки и поставило задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов для научных исследований и решения практических задач.

В настоящее время научными работами в различных областях гигиены и их практическим внедрением занимаются не только научно-исследовательские гигиенические институты и кафедры медицинских вузов, но и научно-исследовательские институты и лаборатории различных ведомств, а также санэпидстанции. В нашей стране создана единая государственная санэпид-служба, осуществляющая систему оздоровительных мероприятий на основе научного гигиенического нормирования факторов окружающей среды.

В настоящее время в нашей стране работает более 45 ООО санитарных врачей и эпидемиологов. Число их увеличивается из года в год: в 1975 г. выпущено 3980, в 1976 г. — 4033, в 1977 г. — 4197 санитарных врачей. Имеется более 4500 санэпидстанций и 27 санитарно-гигиенических факультетов медицинских институтов.

Для выполнения широкой программы по охране здоровья населения страны необходима постоянная подготовка высококвалифицированных врачей-гигиениетов и эпидемиологов и врачей-организаторов здравоохранения с широким социально-гигиеническим кругозором, умеющих творчески использовать преимущества социалистического строя, достижения мировой науки и практики советского здравоохранения в борьбе за здоровье народа.

Для подготовки таких специалистов в СССР в 30-х годах были организованы санитарно-гигиенические факультеты в медицинских институтах.

Задачи в области подготовки специалистов определяются особенностями развития общества в определенных исторических условиях. Интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства, быстрые темпы строительства городов и сельских населенных пунктов, массовое обучение детей, развитие общественного питания, широкая система противоэпидемических мероприятий требовали быстрого и систематического формирования хорошо подготовленных специалистов — санитарных врачей и эпидемиологов. С организацией на санитарно-гигиенических факультетах медицинских вузов самостоятельных гигиенических кафедр гигиены труда, питания, школьной, коммунальной, социальной гигиены и эпидемиологии качество подготовки врачей профилактической сети значительно повысилось.

В мае 1931 г. учебно-методическим сектором Наркомпроса РСФСР впервые был утвержден типовой учебно-производственный план санитарно-профилактических факультетов, разработанный преподавателями I Москов-

ского медицинского института под руководством проф. И. Д. Страшуна. В этом плане излагались основные принципы подготовки врачей профилактического профиля. В частности, указывалось, что «студенты санитарного факультета должны овладеть врачебным мышлением на базе марксистско-ленинской теории, методикой исследования внешней среды, пониманием этиологии и патогенеза заболеваний и вытекающей отсюда профилактики и мер борьбы с заболеваниями».

В учебных программах по гигиеническим дисциплинам этого периода большое внимание уделялось вопросам санитарной экспертизы различных объектов внешней среды и санитарно-техническим вопросам. Проблемы гигиенического нормирования и исследования реакции организма на вредное воздействие окружающей среды в полном объеме стали разрабатываться "в конце 40-х годов. Учение И. П. Павлова о единстве организма и внешней среды способствовало внедрению физиологического направления в гигиене. Многочисленные исследования в различных ее областях стали посвящаться разработке гигиенических нормативов и стандартов. Это направление получило свое подтверждение в учебных программах по гигиеническим дисциплинам. В подготовке санитарных врачей и эпидемиологов в то время значительное место стали занимать вопросы физиологии, клиники, патологии. В указанный период советская гигиеническая наука утвердилась и развивалась дальше как наука преимущественно экспериментальная. Эта особенность гигиены была определена Н. А. Семашко, который утверждал, что изучение только одной среды не может определить правильного развития гигиены и внешние факторы среды должны рассматриваться в гигиенической науке только с точки зрения воздействия их на организм и здоровье населения. Для успешного решения этих задач гигиена должна сделаться экспериментальной наукой и в корне изменить методы исследования на основе современных достижений физиологии, химии и физики.

Влияние новых идей и принципов гигиенических исследований благоприятно сказалось на разработке научных проблем гигиены, развитии новых профильных гигиенических дисциплин и специальных отраслей санитарной практики. Прежде всего оказалось необходимым усиление исследовательского начала в санитарной практике врача-профилактика. Решение сани-тарно-профилактических задач возможно лишь при сочетании элементов санитарной экспертизы, исследований и статистического анализа и прогнозирования. Расширение круга специалистов, с которыми врач-гигиенист решает конкретные практические проблемы, требует наличия организаторских качеств у санитарного врача, так как в охране здоровья населения гигиенические интересы его являются главными. В этой ситуации врач-гигиенист выступает и в роли организатора комплексной гигиенической работы. В наше время значительно возросло внимание общественности к гигиеническим проблемам в связи с особенностями влияния различных факторов научно-технической революции на условия труда и жизни народа. В снижении заболеваемости современного общества все большее значение приобретают социально-гигиенические аспекты профилактики, поэтому роль гигиенической науки как науки нормативной все более возрастает. В связи с этим новые задачи, стоящие перед гигиенической наукой и практикой, выдвигают и новые проблемы в подготовке и формировании современного специалиста. В новом учебном плане, утвержденном в 1976 г., предусмотрено улучшение подготовки студентов санитарно-гигиенических факультетов по специальным гигиеническим дисциплинам и эпидемиологии, а также в области клинических и теоретических дисциплин.

Необходимо отметить, что в основу нового учебного плана санитарно-гигиенического факультета положен принцип сохранения общебиологической и клинической подготовки врача. Предусматривается расширение и углубление знаний студентов по профильным гигиеническим дисциплинам. Предусматривается система подготовки, обеспечивающая последовательное и планомерное формирование гигиенического мышления у будущего врача-

гигиениста и эпидемиолога. Согласно новому учебному плану преподавание гигиенических дисциплин начинается с III курса обучения, затем последовательно включаются профильные гигиенические дисциплины и эпидемиология. Изучение гигиенических дисциплин на протяжении 8 семестров должно способствовать лучшей подготовке высококвалифицированных специалистов. Такая подготовка предполагает обеспеченность преемственности в преподавании. Именно в преемственности скрыты закономерности формирования гигиенического мышления, которое возможно на основе комплекса достижений теоретических наук, клинических дисциплин, специальных гигиенических знаний. Преемственность преподавания должна обеспечить и последовательную подготовку студентов в общебиологическом, клиническом и гигиеническом направлениях.

На санитарно-гигиенических факультетах наиболее полно осуществляется принцип преемственности в изучении студентами специальных гигиенических дисциплин, чему способствует в первую очередь логическая основа последних, так как гигиена изучает различные формы воздействия внешней среды на организованные коллективы. Так, гигиена питания заинтересована в качественных занятиях студентов по биохимии, физиологии, терапии в отношении физиологических основ питания, знании ими этиопа-тогенных основ питания, пищевой и биологической ценности продуктов, этиопатогенных основ алиментарных заболеваний. Гигиена труда связана с физикой, химией, биологией, физиологией, патофизиологией, патологической анатомией и клиническими дисциплинами. Обучение по коммунальной и радиационной гигиене строится с использованием данных физики, химии, микробиологии, патофизиологии, патанатомии и терапии. На кафедре гигиены детей и подростков наиболее полно осуществляется преемственность с анатомией, физиологией, патофизиологией, педиатрией, хирургией. Эти же положения относятся к эпидемиологии, социальной и военной гигиене.

Решение задач преемственности в преподавании санитарно-гигиенических дисциплин позволяет исключить дублирование отдельных учебных вопросов, определить требования, предъявляемые к уровню знаний, получаемых на младших курсах и необходимых для усвоения учебного материала, излагаемых на профильных кафедрах. Исключительно важное значение имеет преемственность в изложении принципиальных положений при последовательном освещении на различных гигиенических кафедрах таких разделов, как учение о внешней среде, гигиеническое нормирование, санитарная охрана внешней среды, санитарное законодательство, предупредительный и текущий санитарный надзор, правовая подготовка врача-гигиениста и др.

Наиболее целесообразным в интересах преемственного обучения на санитарно-гигиеническом факультете является следующая последовательность гигиенических дисциплин: общая гигиена, гигиена питания, коммунальная гигиена, гигиена труда, социальная гигиена и организация здравоохранения, гигиена детей и подростков, эпидемиология.

Особенно важное значение имеет преемственность в изложении вопросов, имеющих смежный и межпредметный характер. Вопросы паразитологии изучаются на кафедрах биологии, терапии, эпидемиологии, инфекционных заболеваний, вопросы организации санэпидслужбы — на кафедрах общей гигиены, социальной гигиены, эпидемиологии, гигиены питания, гигиены труда, коммунальной, гигиены детей и подростков.

Лекции о правовых основах деятельности санитарного врача читаются на всех гигиенических кафедрах, однако применительно к особенностям практической санитарной деятельности каждой кафедры в отдельности. Вопросами медицинского обслуживания рабочих занимаются кафедры социальной гигиены, гигиены труда, профессиональной патологии.

Степень подготовки специалиста определяется не только его теоретическими знаниями, но и его умением решать конкретные практические про-

изводственные задачи. Практические навыки в наиболее полной мере приобретаются студентами в результате производственной практики.

В новом учебном плане внесены изменения в систему прохождения производственной практики. Студенты III курса проходят практику на санэпидстанциях в качестве лаборантов с целью овладения гигиеническими методами исследования различных объектов внешней среды. Производственная практика в 10-м семестре сохранена в прежнем виде. В 12-м семестре проводится начальная специализация по типу субординатуры по частным гигиеническим дисциплинам. Первичная специализация в этом семестре является обязательным этапом формирования специалиста. Основная задача первичной специализации — углубление теоретических знаний студентов по специальности и овладение практическими навыками врача-гигиениста и эпидемиолога.

Многолетний опыт деятельности многих санитарно-гигиенических факультетов показал, что успешная подготовка врача для самостоятельной практической работы в 12-м семестре должна осуществляться под руководством кафедр института на базах учреждений — санэпидстанциях. Обучение строится по проблемному принципу — перед студентами ставятся конкретные проблемы санитарной практики.

Естественно, в течении одного 12-го семестра невозможно подготовить квалифицированного специалиста, способного решать сложные задачи по охране здоровья трудящихся, в связи с чем назрела необходимость организации на санитарно-гигиенических факультетах интернатуры, благодаря чему будут созданы условия для дальнейшего совершенствования молодого специалиста в конкретной области гигиены. Поэтому сейчас перед санэпид-службой и Министерством здравоохранения СССР стоит задача улучшения технического оснащения базовых санэпидстанций для прохождения интернатуры студентами санитарно-гигиенических факультетов. Это необходимо с позиций перспективы развития гигиенической науки и тех сложных задач, которые будут поставлены перед врачами в ближайшее десятилетие.

Развитие гигиенической науки, осуществление практических мероприятий по оздоровлению условий жизни населения неразрывно связаны с подготовкой высококвалифицированных специалистов в области профилактической медицины. Поэтому профессиональная классификация, социальная и политическая зрелость специалиста определяют дальнейшее развитие гигиенической науки и санитарной практики соответственно требованиям научно-технического прогресса и построения развитого социалистического общества.

Поступила 10/VI 1977 г.

УДК 351.77 + 614.3/.4](470)

Заместитель министра здравоохранения РСФСР, главный государственный санитарный врач РСФСР К■ И. Акулов

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К 60-ЛЕТИЮ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Декретом Совнаркома РСФСР «О санитарных органах республики» (1922) определены круг задач и права этой санэпидслужбы как государственной организации. Основной задачей ее сегодня является контроль за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней среды (водоемы, почва, атмосферный воздух), оздоровление условий труда, обучения, быта и отдыха населения, а также контроль за организацией и осуществлением мероприятий, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости. Главным стимулом развития санэпидслужбы на всех этапах и общими чертами ее на протяжении 60 лет были постоян-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.