С. А. Пулькнс
Опыт использования 6-го года обучения при подготовке санитарных врачей1
Из Омского медицинского института имени М. И. Калинина
Состоявшаяся в апреле этого года в Ленинграде республиканская конференция по методике преподавания гигиенических дисциплин на санитарных факультетах медицинских институтов показала, что 6-й год обучения при подготовке санитарных врачей в каждом вузе используется по-своему. Нам кажется, что в этом деле нужно установить единую систему и общий для всех порядок. Для этого журнал «Гигиена и санитария» должен привлечь гигиенистов к обсуждению вопроса об использовании 6-го года обучения на санитарно-гигиенических факультетах, что поможет притти к какому-то общему решению.
Омский медицинский институт, используя 6-й год обучения студентов санитарно-пигиенического факультета, прежде всего исходил из задач, поставленных решениями сентябрьского Пленума ЦК КПСС перед медицинскими работниками, и перестроил систему подготовки санитарных врачей. Несмотря на то, что по окончании медицинского института большинство выпускников уезжало работать на село, студенты раньше совершенно не знакомились с практикой работы сельского санитарного врача. Вот лочему мы решили дать возможность студентам во время прохождения субординатуры выехать в сельские районы и работать там в качестве вторых санитарных врачей, эпидемиологов, заведующих санитарно-гигиеническими лабораториями.
Наибольшее количество студентов (42 из 69) было определено на общесанитарный цикл, работой которого руководила кафедра коммунальной гигиены, поскольку она расположена на базе областной санитарно-эпидемиологической станции и ближе всего связана с сельским здравоохранением.
Субординаторы были разбиты на две равные группы по 21 человеку. Каждая группа во время XII семестра на 5 недель выезжала на село в лучшие районные санитарно-эпидемиологические станции, обеспеченные санитарно-гигиеническими и бактериологическими лабораториями, транспортом и помещением. В каждую санитарно-эпидемиологическую станцию (их возглавляли квалифицированные главные врачи) направляли 1—2 субординаторов.
Для каждого субординатора был составлен индивидуальный план работы, исходя в первую очередь из общего плана той санитарно-эпидемиологической станции, куда были направлены субординаторы. Кроме текущей работы, каждый субординатор был обязан провести еще тематическую работу. Темы эти были следующие:
1. МТС района в санитарно-гигиеническом отношении.
2. Совхозы района в санитарно-гигиеническом отношении.
3. Планировка и благоустройство районных центров.
4. Санитарно-гигиеническая характеристика района.
5. Больничный фонд района в санитарно-гигиеническом освещении.
6. Состояние здравоохранения в районе и мероприятия по его улучшению.
7. Санитарно-гигиеническая характеристика водоснабжения в районе.
8. Санитарно-гигиеническое состояние детских учреждений района (школ, детских домов, детских садов и яслей и др.).
1 Редакция просит читателей высказать свое мнение по поводу статьи С. А. Пуль-
киса.
Для каждой темы соответствующей кафедрой был разработан подробный план, в котором предусматривалось применение основных методов, используемых в практике сельского санитарного врача: саннгарно-статистический, лабораторный и метод санитарных обследований.
Для контроля за работой субординаторов на селе и для оказания лрактической помощи как студентам, так и санитарно-эпидемиологическим станциям систематически выезжали научные работники института. По приезде из района каждый субординатор на специальных конференциях студентов общесанитарного цикла в присутствии всех заведующих кафедрами гигиенического профиля докладывал о своей работе, защищая свою точку зрения и выводы, к которым он пришел.
Большинство работ субординаторов представляет собой вполне законченное литературно оформленное небольшое научное исследование, иллюстрированное картограммами, диаграммами, фотоснимками и т. д. Лучшие работы были заслушаны во время занятий студенческих гигиенических кружков и на заседаниях общестуденческого медицинского' общества.
По отзывам самих студентов, работа в качестве субординаторов на селе их удовлетворила во всех отношениях, о чем они не раз писали и в своих стенных газетах и в многотиражке института.
Были, конечно, не малые трудности в проведении такой сельской практики. Прежде всего трудно было разрешить вопрос о материальном обеспечении субординаторов во время их работы на селе. Здесь во многом помогла областная санитарно-эпидемиологическая станция (главный врач П. П. Падерина), которая выделила необходимые средства для оплаты работающих на селе субординаторов. На местах им было оказано содействие в жилье и питании.
Областной отдел| здравоохранения не раз давал положительную оценку той помощи, которую оказали субординаторы сельскому здравоохранению. Особенно эта польза была ощутима в районах разработки целинных и залежных земель (Русско-Полянский, Полтавский и др.).
Субординаторы, работавшие в Кормиловском, Саргатском, Тюка-линском и других районах области, изъявили желание после окончания института вернуться для работы в эти районы. Такое пожелание высказывали и местные советские органы. Просьба как тех, так и других при распределении выпускников института была удовлетворена.
Студенты и преподаватели высказались за использование и впредь такого метода подготовки субординаторов на 6 курсе с внесением в него лишь некоторых поправок.
Прежде всего необходимо пребывание студентов на селе удлинить до 242 месяцев, для чего следует субординатуру проводить не в XII семестре, а с 1 сентября в течение всего учебного года. Оплату всех расходов по командировке студентов на сельскую практику производить по особой смете за счет медицинских институтов.
Нам кажется, что метод использования 6-го года обучения при подготовке санитарных врачей в Омском медицинском институте себя вполне оправдал во всех отношениях.
* ч5г -¿г