Научная статья на тему 'Опыт работы гигиенических кафедр на базе санитарно-эпидемиологических станций'

Опыт работы гигиенических кафедр на базе санитарно-эпидемиологических станций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт работы гигиенических кафедр на базе санитарно-эпидемиологических станций»

Преимущество это выражается в понижении затрат времени на вспомогательную работу, организационные и другие простои (до 15%).

Выводы

Работа по изучению режимов производственного обучения, проведенная в железнодорожных училищах Московского узла, показала:

1. Большую пестроту режимов в железнодорожных училищах. Среди наблюдавшихся режимов встречались явно нерациональные типы режимов.

2. Примененный для изучения различных режимов производственного обучения метод учета динамики загрузки рабочего времени выявил:

а) различие в загрузке рабочего времени при различных режимах;

б) падение загрузки, увеличение амплитуды колебаний загрузки от начала к концу рабочего дня в группах учащихся ручного труда;

в) понижение загрузки в конце каждого часа и повышение ее в начале следующего за ним часа работы, независимо от соблюдения перерывов через каждый час или при работе без перерывов.

Изменение этого динамического стереотипа может быть достигнуто постепенно путем введения режима с меньшим числом перерывов и в другие промежутки времени (через каждые 80 минут работы).

3. Как метод учета динамики загрузки, так и метод фотографии рабочего дня показал явное преимущество режимов с промежуточными перерывами и с перерывом на обед перед режимом работы только с перерывом на обед. Метод фотографии рабочего дня показал также, что режим с промежуточными перерывами повышает процент затрат времени на основную работу и снижает простои.

4. На основании проведенной работы можно рекомендовать ввести в железнодорожных училищах для первой половины первого учебного года режим производственного обучения с 10-минутными перерывами через каждый час работы + перерыв на обед. Во второй половине первого учебного года следует вводить режим с перерывами через каждые 1 Чг часа работы + перерыв на обед.

5. Врачам железнодорожных училищ следует принимать участие в составлении режимов уроков производственного обучения и контролировать выполнение установленных режимов.

-й- -й-

С. А. Пулькис

Опыт работы гигиенических кафедр на базе санитарно-эпидемиологических станций1

Подготовка значительной части санитарных кадров в Советском Союзе осуществляется в медицинских институтах на специальных санитарно-гигиенических факультетах. Как 'правило, профильные гигиенические кафедры на этих факультетах представляют собой обычные кафедры и почти ничем не отличаются от кафедр теоретических дисциплин. Такая система подготовки санитарных кадров едва ли может удовлетворять современным требованиям. Нам кажется, такой метод преподавания в отрыве от деятельности санитарно-противоэпидемических учреждений не может дать практически подготовленных санитарных врачей. Ведь никто никогда не мыслит преподавания клинических дисциплин без клиник, а преподавание гигиенических дисциплин считают возможным проводить только теоретически, излагая студентам лишь научные основы этих дисциплин. В результате этого институты выпускают санитарных врачей, не знакомых с практикой санитарио-противоэпидемической деятельности.

1 Печатается в порядке обсуждения. Ред.

Прав проф. Ф. А. Бабаянц, один из первых поднявший вопрос о создании так называемых «санитарных клиник». Омский медицинский институт, организуя санитарно-гигиенический факультет, с первых своих шагов пошел не по пути организации кафедр профильных гигиенических дисциплин как теоретических кафедр, а в содружестве с местными органами здравоохранения — горздравотделом и облздравотделом — стал организовывать свои гигиенические кафедры на базе существующих или вновь создаваемых санитарно-эпидемиологических учреждений. Кафедра эпидемиологии была организована на базе областного института микробиологии и эпидемиологии; кафедра гигиены труда и гигиены питания — на базе городской санитарно-эпидемиологической станции; кафедра коммунальной гигиены — на базе областной санитарно-эпидемиологической станции.

Практика такого содружества в продолжение нескольких лет показала, что такая система подготовки санитарных кадров имеет много преимуществ перед устаревшими методами, применяемыми в большинстве медицинских вузов.

В настоящее время, когда так много говорится о содружестве гигиенической науки с санитарной практикой, когда санитарно-эпидемиологическим станциях! уделяется такое огромное внимание и к ним предъявляются требования научной разработки и разрешения санитарных задач, такое объединение гигиенических кафедр с практическими учреждениями будет и должно благотворно сказаться как на качестве подготовки санитарных кадров, так и на практической деятельности санитарно-противо-эпидемических учреждений.

Мы хотим поделиться опытом работы одной из профильных кафелр— кафедры коммунальной гигиены, которая организована на базе Омской областной санитарно-эпидемиологической станции. Омская областная санитарно-эпидемиологическая станция—солидное научно-практическое са-нитарно-противоэпидемическое учреждение, имеющее штат в 54 человека, среди которых 17 врачей, один химик и один санитарный инженер. Областная санитарно-эпидемиологическая станция имеет собственное помещение, состоящее из 20 комнат общей площадью в 400 м2.

Областная станция имеет хорошо оборудованные пищевую, коммунальную и бактериологическую лаборатории. При ней создан санитарно-статистический отдел, санитарная и эпидемиологическая группы и библиотека. Станция имеет собственный транспорт, состоящий из 4 автомашин (грузовая, санитарная, выполняющая роль передвижной автолаборатории, автодезкамера и легковая).

Эта станция за последние 2—3 года смогла организовать в районах области 37 районных санитарно-эпидемиологических станций. Все эти 37 станций имеют собственные помещения, построенные или приспособленные по проектам, разработанным кафедрой коммунальной гигиены, транспорт и 30 станций имеют оборудованные санитарно-бактериологические лаборатории.

В организации некоторых сельских санитарно-эпидемиологических станций и в оборудовании лабораторий принимали участие многие студенты санитарно-гигиенического факультета во время прохождения ими производственной практики. Местные органы здравоохранения — гор-здравотдел и облздравотдел — совершенно правильно поняли свою задачу и провели большую работу по созданию как в городе, так и на селе санитарно-эпидемиологических станций, служащих в настоящее время прекрасными базами для студентов санитарно-гигиенического факультета при прохождении ими профильных дисциплин.

Кафедра коммунальной гигиены имеет в своем распоряжении необходимые помещения: лаборантскую, препараторскую, студенческую лабораторию, кабинет заведующего, аудиторию, ассистентскую и гигиенический музей. Такие помещения, как аудитория, студенческая (для про-

ведения практики) и гигиенический музей, используются как кафедрой, так и станцией.

Мы должны особо отметить полезность организации гигиенического музея, организованного санитарно-эпидемиологической станцией и медицинским институтом. В настоящее время музей имеет свыше 70 экспонатов (моделей и других наглядных предметных пособий) по основным разделам коммунальной гигиены. Музей используется как для студентов, так и для практических санитарных работников области (для курсов врачей, помощников санитарных врачей и др.). Лаборатория областной са-нитарно-эпидемиологичеокой станции используется как для проведения практики студентов, так и для научно-исследовательской работы сотрудников кафедры и студентов. Сотрудники кафедры коммунальной гигиены принимают непосредственное участие в деятельности санитарно-эпиде-миологической станции. Заведующий кафедрой является руководителем санитарно-противоэпидемической службы, а ассистент—санитарным врачом станции. От такого содружества гигиенической кафедры с практическим учреждением, конечно, выигрывает и санитарно-эпидемиологиче-екая станция: она перестраивает свою работу и становится подлинной научно-практической базой для разрешения санитарных задач.

Так, за последние годы на базе областной санитарно-эпидемиологи-ческой станции сотрудниками станции и кафедры защищены три диссертации (две кандидатские и одна докторская) и одна диссертация подготовлена к защите. В данное время ведутся 3 диссертационные работы: 2 на степень кандидата медицинских наук и одна — на степень доктора медицинских наук.

Благодаря такому содружеству кафедра коммунальной гигиены принимает самое непосредственное участие в жизни и деятельности санитарно-эпидемиологической станции, в решении самых разнообразных практических вопросов, связанных с планировкой населенных мест, санитарной охраной водоемов, санитарной охраной атмосферного воздуха населенных мест и пр. Санитарно-эпидемиологическая станция, с одной стороны, всегда имеет под рукой квалифицированных консультантов при разрешении тех или иных сложных гигиенических задач, а с другой стороны, кафедра, связанная с деятельностью станции как санитарной клиники, всегда имеет возможность черпать практический материал для преподавания. Ежегодно студенты на базе областной и районных санитарно-эпидемиологических станций проходят производственную практику. Предварительно студенты на областной санитарно-эпидемиологической станции под руководством научных работников кафедры осваивают методику санитарно-бактериологических исследований, а затем направляются в сельские станции в качестве санитарных врачей. Нередко в результате такой практики студенты выполняют и научно-исследовательскую работу, выводы которой потом передаются для реализации в областную санитарно-эпидемиологическую станцию.

Наш опыт организации гигиенических кафедр на базе санитарно-эпидемиологических станций вполне себя оправдал. Такое содружество несомненно обогащает практическое учреждение теорией, а гигиенические дисциплины — практикой.

В период небывалого по темпам бурного социалистического строительства такое общение практического опыта с гигиенической наукой является высокопатриотической и насущной задачей гигиенистов и гигиенических кафедр. Но наш опыт, уже вполне себя оправдавший, требует узаконения.

Нам кажется, что необходимо по аналогии с клиническими дисциплинами обязать всех научных сотрудников профильных гигиенических дисциплин практически работать на своих базах, т. е. на санитарно-эпидемиологических станциях, и эту работу для них не считать совместительством.

Министерство здравоохранения СССР должно уделять максимальное внимание организации санитарно-противоэпидемичеокой службы в тех городах и областях, где 'находятся санитарно-гигиенические факультеты. В этих областях должны быть созданы образцовые санитарно-эпидемиологические станции, ибо* подготовить высококвалифицированных санитарных врачей возможно только тогда, когда студенты обучаются на таких базах, которые являются образцовыми по своему оборудованию, оснащению и т. д.

Для этого следует ежегодно отпускать этим городам и областям специальные средства на строительство показательных санитарно-эпидемиологических станций, на лабораторное и другое оборудование.

V V V

ИЗ ОПЫТА МЕСТ

Н. Г. Полежаев

Определение малых количеств свинца и цинка в азотно-кислой среде без предварительного их разделения

Из Московской городской санитарно-эпидемиологической станции

Целью настоящей работы явилась разработка ускоренного метода определения малых количеств свинца и цинка без предварительного их разделения.

Ввиду того что описываемая методика предназначалась для исследования указанных ингредиентов в воздушной среде, в пропись разработанного нами ускоренного метода вошло описание отбора пробы на эти металлы, ее предварительной- обработки и анализа.

Поглощение свинца и цинка из воздуха производится в стеклянный аллонж, содержащий приблизительно 1 г ваты (предварительно в течение 15 минут отмытой от загрязнений в кипящем 3% растворе уксусной кислоты, отжатой на воронке, отмытой от кислоты горячей водой и высушенной в сушильном шкафу при 60°).

Через аллонж просасывается не менее 300 л исследуемого воздуха.

Вату с пробой из аллонжа переносят в стаканчик и заливают 20—25 мл 0,45—0,5 N раствором азотной кислоты. Раствор нагревают до кипения. Вату в стаканчике тщательно прополаскивают и затем отжимают при помощи стеклянной палочки. После охлаждения вату переносят на воронку и через нее профильтровывают весь раствор из стаканчика в мерный цилиндр, стаканчик дважды промывают 5 мл 0,45—0,5 N раствора азотной кислоты. Этими порциями вату промывают на воронке и тщательно отжимают стеклянной палочкой. Измеряют объем исследуемого раствора, перемешивают и берут определенную часть его на анализ.

В случае неполной прозрачности исследуемый раствор профильтровывают через бумажный фильтр, при этом отбрасывают первую порцию фильтрата (5 мл).

Определение свинца. Свинец определяют нефелометрическим способом при помощи молибденовокислого аммония.

Необходимые растворы:

1) 0,45—0,5 N раствор азотной кислоты;

2) 50% раствор лимоннокислого натрия, приготовляемый растворением 50 г вещества в 100 мл дестиллированной воды. Мутный раствор фильтруют;

3) 20% раствор молибденовокислого аммония в 4,5—5 N растворе аммиака. Если раствор получается мутный, дают нерастворившейся части осесть (в закрытом сосуде), а прозрачный раствор быстро сливают;

4) основной стандартный раствор свинца, приготовляемый растворением 0,0159 г химически чистого азотнокислого свинца в 100 мл 0,45—0,5 N раствора азотной кислоты. 1 мл такого раствора отвечает 0,1 мг свинца. Разбавлением основного стандартного раствора в 25 раз 0,45 — 0,5 N раствором азотной кислоты готовят рабочий стандартный раствор, 1 мл которого отвечает 0,004 мг свинца.

Для определения свинца 10 мл исследуемого раствора берут в плоскодонную колориметрическую пробирку с диаметром 1,5—2 см.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.