Научная статья на тему 'ОПЫТ ШИРОКОПРОФИЛЬНОЙ ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА'

ОПЫТ ШИРОКОПРОФИЛЬНОЙ ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В Д. Черненко, М В. Кривоносов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ШИРОКОПРОФИЛЬНОЙ ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА»

лоз ионизирующей радиации. Сыктывкар, 1973, с. 94. Jaworowsky Z. Stable and Radioactive Lead in Environment К'динцева E. В., Гулякин И. В. Агрохимия радиоактив- and Human Body. Warsaw, 1967.

пых изотопов стронция и цезия. М., 1968. Kehoe R. А.— J. roy. Inst. Publ. Hlth, 1961, v. 24, p. 81 —

97.

Поступила 9/VII 1979 r.

REMOVAL OF RADIONUCLIDES OF THE URANIUM-RADIUM SERIES FROM POLLUTED SOIL BY WHEAT PLANTS

E. L. Mordberg, I. I. Shevchenko, and A. F. Arkhipov

An analysis of wheat crops growing on soils polluted by the plants and to estimate their percentage removal fromthe these nuclides has made it possible to derive equations soil in wheat yields, describing their accumulation in the above-ground part of

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 378.661.3/.4

Проф. В. Д. Черненко, М. В. Кривоносое

ОПЫТ ШИРОКОПРОФИЛЬНОЙ ПЕРВИЧНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Харьковский медицинский институт

Настоятельная необходимость улучшения качества подготовки санитарных врачей и эпидемиологов диктует необходимость проведения углубленной методической и организационной работы по оптимизации преддипломного обучения будущих молодых специалистов.

В течение 2 последних лет студенты санитарно-гигиенического факультета Харьковского медицинского института специализировались во время 12-го семестра только но двум профилям: эпидемиологии и гигиене. Институт не случайно настоял на апробации такой формы преддипломной подготовки, считая первичную специализацию завершающим этапом обучения будущего санитарного врача в институте, предусматривающим закрепление и углубление всего объема теоретических знаний, а также овладение методами организационно-практической деятельности специалиста. Этого, на наш взгляд, можно добиться только на основе широкой многопрофильной интеграции подготовки в 12-м семестре. Проведение узкопрофильной специализации представляется нам нецелесообразным, так как студенты к этому времени по существу не знакомы в должной мере с функциями каждого из отделов санэпидстанции, т. е. отсутствует прочная основа для работы лишь в одном из ее отделов. Только после глубокого изучения деятельности всех функциональных звеньев санэпидстанции можно перейти к подготовке узкого специалиста, чему призваны служить этапы последипломного обучения и усовершенствования.

Нельзя забывать и об основной практической задаче первичной специализации, заключающейся в необходимости подготовки будущего санитарного врача к многообразной практической деятельности в санэпидстанциях сельских районов, куда, по нашим данным, получают назначение до 40% выпускников института.

Анализ показал, что особую трудность представляет трудоустройство узкопрофильных специалистов. Так, в 1977 г. ко времени окончательного рас-пределениявыпускниковтолько в 70% случаев удалось указать конкретную специальность и место назначения. Некоторые облздравотделы сообщили об изменении мест назначения и профиля требующихся специалистов уже во время специализации.

Важно отметить, что главные врачи санэпидстанций в большинстве случаев не сохраняют обещанные вакантные места, предназначенные для молодых специалистов. Жизнь вносит коррективы за счет естественной миграции врачей, отработавших трехлетний срок по назначению, и перемещении внутри санэпидстанций за 8 мес, которые проходят со времени предварительного распределения до приезда молодого специалиста на работу.

Исходя нз вышеизложенного, по результатам предварительного распределения с учетом полученных назначений были сформированы группа эпидемиологов и группа гигиенистов. Рабочий план специализирующихся по гигиене предусматривал по 22 рабочих дня (132 учебных часи) специализации на базе одного нз отделов санэпидстан-

ции под руководством одной из четырех профильных гигиенических кафедр. При этом каждая кафедра отводила по 104 ч для работы в санэпидстанции, 10 ч для выполнения тематического задания и 18 ч на обзорные лекции и семинары на кафедрах.

В процессе специализации студенты самостоятельно осваивали 5 разделов: общие вопросы организационно-методической деятельности санэпидстанции и ее отделов, предупредительный санитарный надзор, текущий санитарный надзор, выполнение тематических заданий, санитар но-просветительная работа. Применялась разработанная нами форма отчетной документации в виде дневника, где ежедневно отмечались вид и объем проделанной работы, а также затраченное время. К дневнику прилагались копии актов обследования и другие документы.

Тематический план семинарских занятий для профилизирующихся по гигиене был построен таким образом, что каждая профильная кафедра могла провести три семинара для каждого цикла. Первый посвящался вопросам организации и планирования работы соответствующего отдела санэпидстанции, на втором анализировалась отчетная документация отдела, а заключительный проводил» ся в виде итоговой конференции, на которой анализировалась вся проделанная в отделе за цикл работа и зачитывались лучшие тематические задания. В тематический план лекций включались вопросы, не нашедшие отражения в программе предмета, изучавшегося ранее студентами на кафедре. Каждой кафедрой организованы по 3 обзорные лекции. В конце первичной специализации все шестикурс-ники прослушали лекции «Права и обязанности молодого специалиста» и «Правовые основы деятельности санитарного врача». Для чтения этих лекций привлекался квалифицированный юрист.

Студенты, специализировавшиеся по эпидемиологии, работали на базе эпидемиологических отделов санэпидстанции, в бактериологических лабораториях, отделе особо опасных инфекций, на дезинфекционной станции, в паразитологическом отделе и травматологическом кабинете по соответствующему плану. По субботам будущие эпидемиологии занимались на кафедре, где организовывались семинарские занятия и читались обзорные лекции. Тематические планы семинарских занятий и лекций были доложены, обсуждены и утверждены на заседании профильного методического комитета и на совете факультета. С целью углубленного анализа результатов новой формы первичной специализации нами проведен анкетный опрос на кафедрах, а также главных врачей и заведующих отделами санэпидстанции. Ни один из опрошенных не считал, что прежняя система производственного обучения лучше, чем введенная специализация. При этом в качестве основных аргументов в пользу специализации по двум профилям указывались большая целенаправленность подготовки, более широкое участие всех кафедр факультета, соответствие этой системы подготовки существующей

системы распределения, положительная роль лекции и семинаров, более глубокое освоение специфики специальности на стыке смежных дисциплин и др.

Основным недостатком проведенной специализации по гигиене большинство сотрудников кафедр называли недостаточную подготовленность врачей < санэпидстанции к переходу на новую систему преддипломной подготовки санитарных врачей, что требует проведения методической работы с персоналом базовых санэпидстанций.

Все руководители специализации считали целесообразным сохранить действующую форму отчетности, однако ввести на семинарах разбор случаев из практики и повысить заинтересованность сотрудников санэпидстанции в качестве специализации. Характерно, что как главные врачи санэпидстанций, так и сотрудники кафедр отмечали возросший уровень специальных знаний и практических навыков при новой системе профилизации. Абсолютное большинство руководителей специализации считали нужным давать студентам, профилизи-рующимся по гигиене, определенный объем материала по эпидемиологии в плане связи санитарного состояния с эпидемическим состоянием района, об особенностях эпидемиологического состояния ^ производственных коллективов, обзор эпидемиологической обстановки в районе.

На вопрос о том, что руководители санэпидстанции считают основным недочетом в поготовке студентов факультета, получены ответы, в которых указано на недостаточную нагрузку студентов практической работой на профильных гигиенических кафедрах, малое число занятий на объектах, малую самостоятельность, плохую осведомленность о практической деятельности санэпидстанции, незнание санитарного законодательства, норм и правил. Поэтому молодые специалисты проявляют малую самостоятельность в работе, не умеют принимать действенных решений на объектах, дают мелкие предложения, не учитывая возможности исполнителей и права санитарной службы.

На вопрос о том, какие основные практические навыки следует привить выпускникам, последовали следующие ответы: оформление постановлений и другой документации, анализ своей работы, умение делать обобщения и выводы, умение общаться с представителями партийных и советских органов, руководителями предприятий и учреждений. При этом сотрудники санэпидстанции считают, что выпускники наименее знают такие теоретические разделы, как предупредительный санитарный надзор, санитарный надзор за лечебными учреждениями и аптеками, охрана атмосферного воздуха, организация детского питания, вопросы борьбы с вредным воздействием электромагнитного ноля на производстве и др.

Абсолютное большинство главных врачей санэпидстанции высказались в пользу широкопрофильной профилизации по гигиене, указав в качестве основного аргумента, что санитарный врач

должен быть знаком со всеми вопросами гигиены и уметь ориентироваться в них, поскольку нет никакой гарантии, что он будет работать по одной специальности, особенно в сельской местности.

Было высказано пожелание о том, что режим деятельности студентов должен быть идентичен таковому сотрудников санэпидстанции и что необходимы дежурства студентов.

Руководители первичной специализации на факультете и 80% опрошенных сотрудниов санэпидстанции предлагали введение интернатуры на санитарно-гигиеническом факультете, так как проводимая в настоящее время одногодичная стажировка по целому ряду причин не в состоянии обеспечить правильное формирование специалистов.

Анализ трудоустройства выпускников показал, что 89,7 % их работают по профилю первичной специализации. Только 5,1% выпускников, специа-

лизировавшихся по гигиене, стали эпидемиологами и такое же количество последних используется в качестве гигиенистов. При узкопрофильной же специализации расхождения в использовании молодого специалиста с учетом первичной специализации достигает 40%.

Указанные факты свидетельствуют о том, что широкопрофильная первичная специализация в известной степени нивелирует неизбежные трудности в решении вопроса трудоустройства выпускников санитарно-гигиенического факультета. Проведенный нами анализ результатов первичной специализации носит в известной степени предварительный характер. Однако уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что широкопрофильная система первичной специализации обоснована, жизнеспособна и находит самые положительные отзывы у руководителей практического здравоохранения и педагогического коллектива факультета.

Поступила 26/11 1979 г.

УДК 378.6в1.Э/.4:вМ.З/.4.07

Е. И. Гончарук, П. И. Баранник, Р. Д. Габович, И. Н. Моргунов, В. И. Пальгов, С. С. Познанский, И. в. Савицкий, И. И. Слепушкина, Г. X. Шахбазян, А. М. Шевченко, Н. Ф. Борисенко, Ю. Д. Гоц, И. И. Никберг

РОЛЬ САНЭПИДСТАНЦИИ КАК БАЗЫ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА И ЭПИДЕМИОЛОГА '

Киевский медицинский институт

Задачи санэпидстанции (СЭС) как учебной базы санитарно-гигиенического факультета многогранны. Совместно с профильными кафедрами базовая СЭС должна обеспечить профессиональную, общественно-политическую и деонтологическую подготовку будущего гигиениста и эпидемиолога, привить ему необходимые знания и навыки по прикладным вопросам организации санитарно-эпидемиологической службы, методике санитарно-просветительной работы, по вопросам права и делопроизводства. Эта подготовка осуществляется в процессе практических занятий, проводимых на СЭС, производственной практики, субординатуры и стажировки.

Кроме того, базовые СЭС должны выполнять роль школы повышения квалификации как санитарных врачей и эпидемиологов СЭС, так и преподавателей профильных кафедр санитарно-гигиенического факультета.

Наиболее важным является вопрос о том, что нужно изменить для обеспечения полноценной подготовки гигиениста и эпидемиолога.

Мысль о подготовке квалифицированного санитарного врача только в стенах факультета не

1 Материалы доклада проф. Е. И. Гончарука на 3-й Всесоюзной учебно-методической конференции. Москва, март 1978 г.

нова, она возникла уже на этапе формирования первых самостоятельных кафедр гигиены и появления первых санитарных врачей. Создание впервые в России И. И. Моллесоном уездной санитарной службы (санитарный врач, 2 санитарных фельдшера и 1 санитарный смотритель) позволило Ф. Ф. Эрисману сделать вывод, что для подготовки подобных И. И. Моллесону санитарных врачей необходимо, кроме кафедры гигиены медицинского факультета Московского университета, организовать СЭС. В дореволюционный период такая станция была создана в Москве (по инициативе Ф. Ф. Эрисмана), Киеве (по инициативе В. А. Субботина), а также некоторых других городах. В условиях социализма произошли объективные изменения, которые позволили А. Н. Мар-зееву и А. Н. Сысину организовать в 1927 г. СЭС нового типа, с новыми функциями и задачами, ставшие основным звеном общегосударственной санитарно-эпидемиологической службы СССР.

Многие специалисты (А. В. Павлов; В. И. Петров; П. Н. Бургасов, и др.) считают, что назрела необходимость дальнейшего совершенствования структуры и функций СЭС. Это обусловлено тем, что за последние 15—20 лет значительно изменились объем и характер деятельности санитарно-эпидемиологической службы, а также штатно-ор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.