Количественный анализ позволил уточнить перечень функциональных обязанностей, содержание деятельности санитарных врачей различных специальностей и эпидемиологов и составить соответствующие профессиограммы, которые были вклю-' чены в модели деятельности специалиста каждого профиля.
Принципиальные положения общественных, социально-гигиенических и организационно-медицинских условий были определены на основе изучения официальных документов и литературных источников с использованием экстраполяции.
Каждая из полученных моделей деятельности врача-гигиениста и эпидемиолога состоит из общих требований к специалисту, общего и конкретного направлений деятельности, видов и содержания деятельности, перечня теоретических знаний и практических навыков, необходимых для эффективной работы. Два первых раздела были общими для всех разработанных моделей, а остальные имели специфику, которая и нашла свое отражение в модели деятельности конкретного специа-
Л ИТЕР
* Архангельский С. И. Лекции по истории обучения в высшей школе. М., 1974. Леонтьев А, Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
Смирнова Е. Э, Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л., 1977.
листа по профилактической работе.
Презентивная модель деятельности врача-гигиениста и эпидемиолога — объективное средство управления учебным процессом, она поможет в совершенствовании подготовки специалистов, способных оперативно осуществлять важные задачи санитарно-противоэпидемиологической работы среди населения в условиях дальнейшей специализации государственного санитарного надзора.
На основании разработанных моделей деятельности будут внесены изменения в учебные программы, конкретизированы цели и содержание обучения студентов на отдельных кафедрах, пересмотрены вопросы преподавания некоторых разделов, имеющих важное практическое значение и программы субординатуры, введены новые лекции и практические занятия, перераспределены учебные часы в пределах курса дисциплины.
В настоящее время на санитарно-гигиеническом факультете продолжается разработка прогностической модели деятельности врача-гигиениста и эпидемиолога и модели подготовки специалистов.
1ТУРА
Талызина НЛФ. Управление процессомТусвоения знании. М., 1975.
Штофф В. А. Моделирование и познание. Минск. 1974. Ягодкин Г. А., Загорец П. А., Очкин А. В. Разработка модели инженера — химика-технолога в МХТИ им. Т. Д. Менделеева. М., 1977.
Поступила 8/У 1980 г.
УДК 613.85:614.39
Г. В. Горбунова
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ВРАЧЕЙ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ САНЭПИДСТАНЦИЙ
Днепропетровский медицинский институт
Вопросы планирования, организации, координации и контроля за деятельностью всех учреждений и ведомств по обеспечению гигиенических условий развития, воспитания, обучения и отдыха подрастающего поколения являются важнейшим разделом деятельности врачей по гигиене детей и подростков, работающих в санэпидстанциях. Из года в год растет объем работы указанных специалистов. В связи с этим «поиск путей повышения качества и производительности труда людей при максимальном сохранении их здоровья, улучшении условий труда неразрывно связан с необходимостью изучения характера и специфики их деятельности» (А. Г. Генкин и соавт.), а также повышения качества профессиональной ориентации и отбора.
« Использование для этих целей таких социологических методов, как анкетирование, позволяет выявить основанное на личном опыте мнение опрашиваемых специалистов как важный источник информации о реально существующих фактах дейст-
вительности, в частности о характере, содержании и условиях труда, оценить качество подготовки в вузе, готовность к выполнению служебных обязанностей на рабочем месте в санэпидстанции и др.
При разработке анкеты использованы практический опыт работы, результаты изучения проблемы путем интервьюированию специалистов по гигиене детей и подростков, включая руководителей санэпидстанций, и данные литературы.
По специальног разработанной анкете изучено мнение 297 врачей по гигиене детей и подростков (72% работающих в областных, городских и районных санэпидстанциях Украинской ССР). Среди опрошенных выпускники 28 вузов страны со стажем работы по данной специальности до 5 лет (54,2%), от 5 до 10 лет (20,8%) и более 10 лет (24%), 2/3 имеют квалификационную категорию.
Важным фактором для повышения эффективности труда является степень удовлетворенности выбранной специальностью. Более половины (57,2%)
Таблица 1
Факторы, которые могут обусловить неудовлетворенность врача работой в отделении гигиены детей и подростков
Факторы
Количество врачей, указавших на данный фактор
абс.
%
209 70,4
180 60.6
124 41,8
121 40,7
100 33,7
90 30,3
84 28,3
55 18,5
40 13,5
21 7,1
18 6,1
69 23,2
Большой объем письменной работы
Трудность добиться выполнения своих требований Большая нагрузка ввиду разнообразия типов объектов и проблем Трудность оценки эффективности своего труда Трудность постоянной работы с различными руководителями и коллективами Большая доля малоквалифицированного труда Недостаточность специальных знаний
Неудовлетворительные условия труда
Неправильное представление о специальности санитарного врача
Неудовлетворенность руководством отдела, санэпидстанции Неудовлетворительные взаимоотношения в коллективе Прочие (суммарно)
опрошенных врачей в целом вполне удовлетворены выбором профессии, 37% удовлетворены частично и только 3% врачей не удовлетворены. Обращает на себя внимание тот факт, что каждый третий врач не может сказать точно, доволен ли он работой в конкретных условиях своей санэпидстанции.
При анализе факторов, которые могут обусловить неудовлетворенность работой в отделении гигиены детей и подростков, был выдвинут ряд гипотез (табл. 1).
Как видно из приведенных данных, врачи по гигиене детей и подростков по интенсивности выделили такие факторы, как «большой объем письменной работы», «трудность добиться выполнения своих требований* (70,4 и 60,6% опрошенных), являющиеся в какой-то мере спецификой деятельности врача-гигиениста.
На всех этапах врач по гигиене детей и подростков составляет документы (акт обследования, предписание, план-задание, план оздоровительных мероприятий, информации в партийные органы, исполкомы Советов народных депутатов, ведомства), ведет подготовку вопросов для заслушивания на заседаниях исполкомов и постоянно действующих депутатских комиссий Советов народных депутатов, медицинского совета и совета народного образования, комитета народного контроля, чрезвычайной противоэпидемической комиссии при исполкоме Совета народных депутатов, готовит информацию в вышестоящую санэпидстанцию и др. Все перечис-
ленное составляет «большой объем письменной работы».
Для этой цели врач-гигиенист должен владеть деловым стилем изложения, кратко и четко формулировать данные гигиенического изучения, уметь обосновывать в документах санитарно-эпидемиологическую значимость предлагаемых мероприятий. Число таких документов, подготавливаемых врачом по гигиене детей и подростков, в течение календарного года значительно. Специалисты районных санэпидстанций в городах с районным делением пишут вдвое больше информаций в городскую санэпидстанцию, чем специалисты сельских санэпидстанций в областную.
Среди факторов, определяющих сложность деятельности врача по гигиене детей и подростков, 67% опрошенных называли необходимость уметь требовать выполнения предложенных мероприятий, 56% — уметь вести работу с руководителями и трудовыми коллективами, 55 — использовать знания смежных наук, 52 — принимать самостоятельные решения по оценке санитарно-эпидемиологической ситуации, анализировать ее, разрабатывать оздоровительные мероприятия и обосновывать необходимость их проведения. <
Почти все (94,6%) опрошенные отмечали свойственное врачу по гигиене детей и подростков многообразие функций контрольного, организаторского и консультативно-методического характера, сочетание организаторской и исполнительской, творческой и нетворческой, простой и сложной деятельности (соответственно 89,8, 68,3 и 88,9%).
Особенность профессии врача-гигиениста — умение устанавливать деловые отношения с руководителями предприятий и учреждений, ведомств, отделов и управлений исполкома Совета народных депутатов, настойчиво и последовательно добиваться выполнения намеченных мероприятий, выступать перед руководителями учреждений, медицинскими работниками и другими контингентами по гигиеническим проблемам. По данным анкетирования, врачи по гигиене детей и подростков в течение календарного года постоянно проводят с руководителями детских и подростковых учреждений совещания (3,99±0,22; а 1,88), семинары (2,30±0,14; о=1,09), с медицинскими работниками соответственно — совещания (3,67±0,30; сг = =2,36) и семинары (4,4±0,17; сг=1,93), проводимых самостоятельно и совместно с педиатрической службой и с эпидемиологами.
Взаимосвязь и комплексность в работе, планирование и анализ деятельности, обобщение материалов обусловливают наибольшие трудности в работе врачей-гигиенистов, в связи с чем'каждый второй врач по гигиене детей и подростков предложил уделять этим вопросам больше внимания при обучении в вузе. *
Поскольку каждый врач-гигиенист — прежде всего организатор всей профилактической работы на обслуживаемой территории, необходимо при изучении вопросов организации санитарно-эпидемио-
логического обслуживания населения уделять больше внимания основным функциям управления, которые присущи деятельности каждого врача-гигиениста: планированию и организации деятельности, сбору информации о санитарном состоя-р нии и санитарно-эпидемиологической ситуации, принятию решения о необходимости оздоровительных мероприятий и формах воздействия на руководителей с целью проведения предложенных мероприятий, контролю за состоянием выполнения предписаний, планов-заданий, решений исполкомов Советов народных депутатов, постановлений чрезвычайной противоэпидемической комиссии и других контрольных документов как источнику типа обратной связи (К. Качир) — источнику новой информации для принятия нового решения и др.
Среди факторов, которые могут обусловить неудовлетворенность работой, 28,3% врачей отметили «недостаточность специальных знаний» и 87% внесли 618 предложений по совершенствованию подготовки в вузе (табл. 2). Как видно из табл. 2, каждый второй врач рекомендует уделять больше вни-мения изучению форм взаимосвязи и комплексности в работе санэпидстанции и практическим вопро-сам, каждый третий выделяет организационно-методические вопросы, организацию работы врача по основным проблемам гигиены детей и подростков, предупредительный санитарный надзор и др.
Среди факторов, формулирующих неудовлетворенность работой, 18,5% врачей указали неудовлетворительные условия труда. Анализ последних, по данным анкетирования, показал, что лишь 21,9% опрошенных оценивают условия труда на рабочем месте в санэпидстанции как хорошие, 63% — как удовлетворительные, а 15,1% считают их неудовлетворительными из-за недостаточной площади рабочего места и плохой освещенности. Обработка полученных данных с помощью критерия соответствия %2 показала, что освещенность имеет существенное значение при оценке врачами * своих условий труда в санэпидстанции.
Труд специалистов по гигиене детей и подростков, обеспечивающих государственный санитарный контроль за объектами, удаленными на различные (до 70 км) расстояния, связан с обеспеченностью служебным транспортом: 4,7% врачей транспортом «обеспечены всегда», 24,3% «чаще обеспечены, чем не обеспечены», 16,8% «не обеспечены», 54,2% «чаще не обеспечены, чем обеспечены», что обусловлено порой неорганизованностью работытранс-порта.
Врачи по гигиене детей и подростков внесли 430 предложений по улучшению организации работы, причем 51,5% предложений направлены на совершенствование организации и внедрение научной организации труда как в отделениях гигие-Ф ны детей и подростков, так и в целом в санэпидстанции, 29,4% содержат указания на необходимость разработки единых схем и форм актов обследования, выработки единых критериев оценки деятельности, критериев кратности обследования
Таблица 2
Предложения врачей по гигиене детей н подростков, направленные на повышение качества нх подготовки в вузах
Число предложений п « X X = О»»
8 3 1 3 в г = о
Предложение абс. % 1§1| |п 5;
^а.о.1 2 л л С ЕГ X
Изучение форм взаимосвязи
санэпидстанции и комп-
лексности в организации
работы, обучение деловому
стилю изложения, обобще-
ния материалов и др. 141 22,8 54,7
Больше внимания к прак-
тическим вопросам 132 21,4 51,2
Организация работы по ос-
новным проблемам гигиены
детей и подростков, мето-
ды работы врача, примене-
ние и оценка лаборатор-
ных методов и др. 99 16,0 39,4
Необходимость обучения ор-
ганизационно-методиче-
ской работе врача: плани-
рованию, анализу деятель-
ности, организации конт-
роля исполнения, научной
организации труда и др. 92 14,9 34,5
Обучение проведению преду-
предительного санитарно-
ного надзора на всех эта-
пах 91 14,7 35,3
Совершенствование форм под-
готовки на старших кур-
сах, правовые основы дея-
тельности и др. 63 10,2 39,5
Всего ... 618 100,0
детских и подростковых учреждений, передачу ряда функций специалистам эпидемиологических отделов и др. в масштабах республики. Каждый третий считает необходимым нормирование штатов в отделениях гигиены детей и подростков в зависимости от числа объектов, количества организационных детей и др. По мнению каждого четвертого, требуется повышение уровня организационно-методического руководства со стороны вышестоящей санэпидстанции (разработка ими паспортов, схем обследования, более частого проведения семинаров по повышению квалификации и совещаний инструктивно-методического характера, занятий на базах школ передового опыта, централизованное обеспечение методическими и нормативными документами и др.).
Выводы
1. На современном этапе работа врачей по гигиене детей и подростков санитарно-эпидемиологических станций включает многообразные функции контрольного, организаторского и консультативно-
методического характера, практическое осуществление которых требует совершенствования подготовки в вузе, на курсах повышения квалификации по вопросам управления, организации санитарно-эпидемиологического обслуживания и научной организации труда. Дальнейшее повышение качества подготовки врачей-гигиенистов — один из важнейших резервов повышения качества их труда.
2. К факторам, обусловливающим неудовлетворенность работой в отделении гигиены детей и подростков, относятся большой объем письменной работы, трудность добиться выполнения своих требований и оценки эффективности своей деятель-
ности, сложность постоянного контакта с различными руководителями и коллективами, недостаточность специальных знаний, неудовлетворительные условия работы в отделениях.
3. Результаты социологического исследования позволяют наметить мероприятия по повышению качества подготовки студентов санитарно-гигиенического факультета по вопросам организации санитарно-эпидемиологического обслуживания и управления. Они могут быть использованы при профориентации и профотборе и применены при моделировании трудовых процессов в отделениях гигиены детей и подростков санэпидстанций.
ЛИТЕРАТУРА
Генкин А. Г., Клинченко Н. М., Радченко А. П. здравоохр., 1974, № 10. с. 45—47.
Сов. Качир К. Информационная система промышленного предприятия. М., 1977.
Поступила 16/1 1980 г.
УДК 613 + 6141:002.6
В. Д. Калин, В. И. Строкатая, Л. А. Тимченко, Э. В. Руснак
ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ НАИБОЛЕЕ ИНФОРМАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ И САНИТАРИИ
Молдавский научно-исследовательский институт гигиены и эпидемиологии, Кишинев
Квалифицированный подход к решению текущих и перспективных проблем учеными и специалистами практической сети здравоохранения возможен только на основе систематической проработки основных доступных источников литературы, содержащих данные о новейших достижениях медицинской науки и техники. Вместе с тем значительный рост численности информационных источников в СССР и за рубежом затрудняет их своевременное и полное использование, так как научная информация рассеяна по множеству различных периодических изданий, которые трудно найти. Поэтому для рациональной организации научно-информационного поиска изучение законов рассеяния и концентрации публикаций с целью определения основного профильного ядра периодических изданий по изучаемой проблеме является важной задачей.
Нами предпринята попытка выявить по вторичным изданиям потенциально-эффективные источники информации гигиенического профиля путем комплексного изучения рассеяния и концентрации информации в отечественных и зарубежных периодических изданиях. Поданным литературы, рассеяние и концентрация информации в периодических изданиях и выявление наиболее информативных из них (так называемых ядерных изданий) в области медицины изучаются в основном в отношении травматологии и ортопедии (Н. В. Мартынова и соавт.), гастроэнтерология (О. С. Рад-биль и И. Л. Турыкина), кардиохирургии (О. П. Шалыбкова и соавт.), гриппа и подобных ему
заболеваний (Г. Ю. Высоцкий и соавт.) и др. Работы по изучению рассеяния информации по теоретическим вопросам медицинской науки немногочисленны. Так, имеется сообщение о выявлении «ядерных» журналов по социальным и общетеоретическим проблемам здравоохранения (Ю. П. Лисицын и Л. П. Семенова). Единичные исследования выполнены и в области гигиены (М. Г. Смирнова и соавт.), однако они посвящены узкопрофильной тематике и не касаются комплексной оценки научной значимости публикаций гигиенического профиля с определением специфики ? рассеяния публикаций по отдельным разделам гигиены.
В соответствии с поставленными задачами нами проведен анализ рассеяния информации по гигиене и санитарии на массиве публикаций XXII раздела «Медицинского реферативного журнала» Всесоюзного научно-исследовательского института медицинской информации и «Реферативного журнала» Всесоюзного исследовательского института научной и технической ин<}юрмации «Медицинская география» за 1976 г. Параллельно с этим изучено рассеяние журнальных статей на массиве публикаций журнала «Index Medicus» за этот же период, что дало возможность иметь более полные данные для определения «ядерных» журналов в области гигиены и санитарии. Мы пользовались методами ^ математического моделирования рассеяния и концентрации информации (законом Бредфорда)и экспертной оценки публикаций.