Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ГИГИЕНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ГИГИЕНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Д. Черненко, М.П. Воронцов, М.В. Кривоносов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ГИГИЕНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ»

ческой схемы курса, установления межпредметных связей и более полной интеграции учебного материала внутри курса и со смежными кафедрами по вертикали и горизонтали. При составлении структурно-логической схемы более ясно вырисовывается необходимость оснащения занятия техническими средствами обучения и наглядными пособиями.

Использование структурно-логических схем, по нашему опыту, способствует оптимизации учебного процесса и, в частности педагогической деятельности — передаче знаний и усвоению этих знаний студентами. В качестве примера приведена структурно-логическая схема «Физиолого-гигиениче-ская оценка меню-раскладки» (см. схему). Она используется в преподавании раздела гигиены питания на лечебном и стоматологическом факультетах. Схема охватывает широкую учебную тему, освоение которой предполагает обобщение знаний, полученных студентами на кафедрах физиологии, химии, биохимии и др. Опираясь на эти знания, преподаватель фиксирует внимание студентов на физиологических нормах питания, понятия сбалансированности питания, методике гигиенической оценки меню-раскладки. Для решения основной учебной задачи студент на примере собственного питания должен самостоятельно определить все данные, необходимые для составления заключения. Данные эти он может получить лишь проделав то, что предусмотрено в обведенных жирными линиями квадратах структурно-логической схемы. Знакомясь со схемой, студент видит внутреннюю связь

всех вопросов и элементов темы. Преподаватель акцентирует внимание студента на основных моментах. После рассмотрения схемы становится ясным, что питание сбалансировано и рационально только при оптимальном сочетании всех элементов, приведенных в схеме. Нарушение или отклонение любого из них, характеризующего количество и качество пищи, а также режим питания, позвси ляет дать обоснованную отрицательную физиологов гигиеническую оценку питанию и подводит к формулированию конструктивных предложений по оптимизации питания.

Наш опыт применения структурно-логических схем показал, что эти схемы действительно выполняют задачи унификации учебного процесса и повышают его информативность. Они вызывают активный интерес у студентов, которые широко используют структурно-логические схемы в процессе самоподговки. Формальный объем знаний при использовании структурно-логических схем не меняется, а систематизация позволяет выявлять логические связи и основные вопросы, перераспределить время, отведенное для их разбора.

Таким образом, применение структурно-логиче-ских схем способствует улучшению преподавания и повышению педагогического мастерства, поскольку в схемах ассимилирован опыт лучших, наиболее квалифицированных преподавателей. Опыт показывает, что структурно-логические схемы могут быть рекомендованы для использования в учебна^ процессе. ^

ЛИТЕРАТУРА

Молибог А. Г. Программированное обучение. М., 1967. Таукач Г. Л., Черненко'шВ. К., Федосова Е. Е. и др. — Рейнгард И. А. — Программированное обучение, 1977, вып. 14, с. 39—45. Там же, с. 34—44.

Поступил» 19/У1 1979 г.

*

УДК 613+6141:378.146

Проф. В. Д. Черненко, М. П. Воронцов, доц. М. В. Кривоносое

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ГИГИЕНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ1

Харьковский медицинский институт

Изменение учебного плана и программ на профильных гигиенических кафедрах в последние годы в значительной степени способствовало улучшению качества подготовки специалистов в области гигиены и эпидемиологии в стенах медицинских институтов. Особенно важную роль в этом сыграли введение лабораторной практики после III курса, первичной специализации на 12-м семестре и, в не-

1 Изложенные в данной статье рекомендации не могут считаться окончательными, их правильность нуждается в дополнительной проверке и обсуждении (Р е д.).

сколько меньшей степени, стажировки выпускников после окончания института.

Мы уже сообщали в печати об опыте широкопрофильной первичной специализации на 12-м семестре, проводимом в Харьковском медицинском институте, суть которой состоит в том, что те выпускники, которые будут работать гигиенистами, специализируются по гигиене (на кафедрах гигиены питания, гигиены труда, коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков). Для этого профильными гигиеническими кафедрами составлены интегрированные программы, дополняющие одна

другую, читаются комплексные лекции. Те же студенты, которые по окончании института будут работать эпидемиологами, бактериологами, паразитологами, специализируются по эпидемиологии, программа которой предусматривает все разделы, связанные с будущим профилем работы.

В связи с этим существующая система государственных экзаменов, когда студенты экзаменуются по трем профильным гигиеническим дисциплинам ^коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда), мало соответствует содержанию подготовки студентов.

По сути дела государственные экзамены по содержанию повторяют сессионные экзамены, сдававшиеся студентами на предыдущих курсах, т. к. дифференцированных учебных программ по профильным гигиеническим дисциплинам (специально для государственного или специально для сессионного экзамена). Большим недостатком государственных экзаменов в настоящее время является отсутствие интеграции материала между гигиеническими кафедрами, которая крайне необходима. На наш взгляд, врач-гигиенист широкого профиля должен достаточно хорошо знать все разделы гигиены не только в теоретическом аспекте, но и уметь решать смежные вопросы на грани узких специальностей. При существующей системе государственных экзаменов выяснить уровень врачебного мышления выпускников крайне сложно.

Государственные экзамены в отличие от сессионных сдают выпускники, т. е. практически уже сфор-л|цровавшиеся врачи. Это заставляет думать о новых формах подхода к выяснению знаний выпускников, что связано с изменением содержания и формы проведения экзаменов.

На наш взгляд, было бы оправданным проведение одного государственного экзамена по гигиене по билетной системе с решением одной ситуационной задачи. Три различных экзаменационных вопроса помогли бы выяснить знание коммунальной гигиены, гигиены питания и гигиены труда, а ситуационная задача позволила бы оценить уровень общеврачебной гигиенической подготовки будущего врача, его тактическую и деонтологическую осведомленность, знание вопросов взаимодействия отделов санэпидстанций между собой и с другими организациями. Такой экзамен по гигиене должна принимать группа экзаменаторов и членов Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК), подобранная по принципу их компетентности в смежных отраслях гигиенической науки с обязательным включением в состав ГЭК главного санитарного врача области или города.

Содержание ситуационной задачи должно быть построено на основании сведений, полученных при комплексном санитарном обследовании крупного объекта санитарного надзора с применением опти-*гального количества лабораторных методов исследования. Необходимо запрограммировать в задаче ряд отклонений в различных параметрах обследу-

емого объекта от санитарных норм и правил. При решении ситуационной задачи целесообразно предоставить студенту возможность самостоятельно пользоваться государственными нормативными документами и другой литературой. Кстати, в нашем институте имеется положительный двухлетний опыт использования ситуационных задач для оценки знаний студентов при проведении государственных экзаменов по эпидемиологии и профильным гигиеническим дисциплинам. Но содержание этих задач позволяет оценить уровень подготовленности будущего врача только в рамках одного предмета.

Безусловно, новая форма экзамена по гигиене требует кропотливой работы кафедр не только в плане подготовки ситуационных задач, но и во время первичной профилизации, в связи с чем необходимо увеличить продолжительность работы студентов на кафедрах и обучать их в течение 12-го семестра решению ситуационных задач. С этой целью, помимо проведения семинаров и лекций, следует выделять дополнительно по 2 ч в неделю для обучения студентов методам решения ситуационных задач.

В настоящее время пока трудно сделать заключение о правомерности письменной формы экзаменационных работ. Это требует дополнительного изучения и практической апробации.

Однако уже сейчас очевидна необходимость выработки единой интегрированной программы по гигиене для студентов санитарно-гигиенических факультетов, которая учла бы не только круг освещаемых различными гигиеническими кафедрами вопросов в программе профильных курсов, но и явилась бы методической основой для обучения гигиенистов во время первичной специализации. Примерной моделью для апробации новой формы экзаменов может служить экзамен по гигиене детей и подростков, который студенты сдают после 1-го семестра. Гигиена детей и подростков, как ни одна гигиеническая дисциплина, включает материал по гигиене питания, коммунальной гигиене, гигиене труда применительно к анатомо-физиологическим особенностям детского возраста. Поэтому на данном экзамене относительно проще реализовать предлагаемый нами принцип контроля знаний студентов.

Затронутые в данной статье вопросы требуют глубокого анализа и обсуждения на заседаниях факультетских методических комиссий с привлечением работников практического здравоохранения. Широкое обсуждение наших предложений о новой форме государственного экзамена по гигиене позволит выработать унифицированный подход к решению этого важного вопроса. На наш взгляд, предлагаемая форма государственного экзамена позволит не только сократить количество экзаменов до трех (научный коммунизм, эпидемиология и гигиена), но и будет способствовать правильной оценке теоретических знаний и практических навыков врачей санитарно-гигиенического профиля.

Поступила 31/УИ 1979 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.