Научная статья на тему 'ОПЫТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-ЛАБОРАНТОВ САНЭПИДСТАНЦИЙ НА ВЫЕЗДНЫХ ЦИКЛАХ'

ОПЫТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-ЛАБОРАНТОВ САНЭПИДСТАНЦИЙ НА ВЫЕЗДНЫХ ЦИКЛАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю.Н. Понкин, Ф.Ф. Даутов, Т.И. Карпова, Л.М. Климовицкая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-ЛАБОРАНТОВ САНЭПИДСТАНЦИЙ НА ВЫЕЗДНЫХ ЦИКЛАХ»

сударственного санитарного надзора, организационно-методической деятельности врача санэпидстанции. Уточнена и дополнена тематика научно-практических работ студентов, тематика лекций и занятий в XII семестре.

Пересматривается программа учебной и производственной практики с целью усиления преемственности, большей практической направленности, укрепления связи обучения с производственной деятельностью санэпидстанции.

Работа над презентивной моделью деятельности специалиста позволила установить более тесные связи студенческого НИИ факультета и научных студенческих кружков кафедр с запросами практической санитарной службы, что нашло отражение в тематике выполняемых студентами научных исследований.

Следует подчеркнуть, что данные модели специалиста положены в основу «Квалификационной характеристики врача-гигиениста и эпидемиолога», выпущенной Минздравом СССР, которая введена во всех медицинских вузах страны. Квалификационная характеристика устанавливает и определяет профессиональное назначение врача-гигиениста и эпидемиолога, а также квалификационные требования к нему. Разработанная и утвержденная квалификационная характеристика определяет объем знаний и практических навыков выпускника санитарно-гигиенического медицинского института и санитарно-гигиенического факультета медицинского вуза. При этом особого внимания

заслуживает перечень не только обязательных навыков по специальности, но и навыков общеврачебных, элементов неотложной помощи. Приведенный в квалификационной характеристике перечень общеврачебных манипуляций и приемов, которыми обязаны владеть гигиенист и эпидемиолог, четко отражен в программах в процессе подготовки студентов санитарно-гигиенического факультета на соответствующих клинических кафедрах.

Внесены изменения в программу повышения квалификации преподавателей, приезжающих на факультет из медицинских вузов страны. Пересмотрен список лекций и научных семинаров.

Таким образом, материалы, полученные в результате разработки презентивной модели деятельности врачей-гигиенистов и эпидемиологов, оказали всестороннее влияние на организацию и содержание учебного процесса на санитарно-гигиеническом факультете I ММИ им. И. М. Сеченова. Однако задачи подготовки в вузе должны быть ориентированы на специалиста будущего, т. е. прогностическую модель, в основу которой положен прогноз развития гигиенической науки и практики здравоохранения.

На факультете активно ведется разработка прогностической модели деятельности врача-гигиениста и эпидемиолога, основные положения которой будут учтены при научном обосновании организации учебного процесса.

Поступала 13.07.83

УДК 614. »/.4:061.6:658.388.3

Ю. Н. Почкин, Ф. Ф. Даутов, Т. И. Карпова, Л. М. Климовицкая

ОПЫТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-ЛАБОРАНТОВ САНЭПИДСТАНЦИЙ НА ВЫЕЗДНЫХ ЦИКЛАХ

Институт усовершенствования врачей им. В. И. Ленина, Казань

Сложность и трудоемкость выполняемых исследований, возросшая роль их результатов обусловливают повышенные требования к врачам-лаборантам санэпидстанций в отношении их профессиональной подготовленности и квалификации. Среди различных форм повышения профессионального уровня врача общепризнанным считается обучение на циклах усовершенствования в системе институтов усовершенствования врачей и на факультетах повышения квалификации (ФПК) медицинских институтов.

В связи с этим на кафедре общей гигиены Казанского института усовершенствования врачей им. В. И. Ленина с 1965 г. проводится усовершенствование врачей-лаборантов санитарно-гигиенических лабораторий коммунальных отделений санэпидстанций страны. За 18 лет повысили свою квалификацию более 800 врачей-лаборантов, из них около 600 из санэпидстанций РСФСР. Из других республик усовершенствование прошло не-

значительное число врачей-лаборантов: из Украинской— 35, из Казахской—11, из Киргизской — 13. Необходимо отметить недостаточную требовательность к врачам-лаборантам в области повышения квалификации в ряде союзных республик. Так, за 18 лет из Грузинской ССР на усовершенствовании не было ни одного специалиста, из Белорусской ССР только 2 врача-лаборанта прошли обучение в Казанском институте усовершенствования врачей. Несколько лучше решается этот вопрос в республиках Средней Азии. Поскольку очные циклы обучения данного контингента врачей комплектовались в основном за счет специалистов санэпидстанций РСФСР, а в других институтах усовершенствования врачей страны подобные циклы не проводились, врачи-лаборанты санэпидстанций союзных республик до последних лет в силу ряда причин не могли повышать свою квалификацию путем усовершенствования.

Учитывая это, на основе накопленного опыта Р нами была подготовлена программа выездного месячного тематического цикла усовершенствования врачей-лаборантов по избранным вопросам сани-тарнокоммунальных исследований По договоренности с министерствами здравоохранения союзных республик кафедра провела выездные циклы в Эстонской ССР (Таллин, 1978 г.), Литовской ССР (Вильнюс, 1978 г.), Казахской ССР (Алма-Ата, 1979 г.), Молдавской ССР (Кишинев, 1980 г.), Азербайджанской ССР (Баку, 1981 г.) и Латвийской ССР (Рига, 1982 г.). На них было подготовлено 159 врачей-лаборантов. Характерно, что никто из них ранее не повышал свою квалификацию на циклах усовершенствования.

Важнейшим условием, обеспечивающим качество подготовки на выездных циклах, является подбор учебной базы. В качестве местных баз для выездного цикла министерства здравоохранения союзных республик выделяют наиболее оснащенные санэпидстанции, чаще всего республиканскую или городскую. По договоренности с кафедрой руководство санэпидстанций заранее готовит базу — санитарно-гигиеническую лабораторию для проведения лабораторных занятий (помещение, оборудование, приборы, реактивы, лабораторную посуду и др.). Осуществление выездного лабораторного цикла сопряжено с рядом трудностей; не всегда местные базы имеют требуемые условия для выполнения учебной программы (отсутствуют некоторые реактивы, стеклянные приборы, имеются не выведенные на режим работы физико-химические приборы и др.).

Для решения всех организационных вопросов по приказу министра здравоохранения союзной республики назначался ответственный куратор цикла из числа сотрудников министерства или санэпидстанции. К началу учебы, как правило, ответственные лица добивались обеспечения необходимых условий для проведения занятий. Большая организационная работа выполнена сотрудниками лаборатории республиканской санэпидстанции Эстонии: к началу цикла капитально отремонтированы помещения физико-химической лаборатории. В Литовской республиканской санэпидстанции к началу цикла был введен в эксплуатацию газожидкостный хроматограф.

Необходимо отметить, что высокий уровень подготовки местных баз позволил преподавателям проводить практические лабораторные занятия с предоставлением курсантам максимальных условий для самостоятельной работы. В начале цикла проверяются базисные знания курсантов, что дает осно-

1 Программа утверждена методическим советом института.

вание для корректировки программы усовершенствования. Например, при выезде в Алма-Ату в учебную программу дополнительно были включены вопросы гигиенической характеристики и контроля загрязнения атмосферного воздуха и промышленных сточных вод предприятиями черной и цветной металлургии, определение санитарного числа почвы и др. В процессе обучения основное внимание уделяется вопросам организации лабораторного контроля, освоению рекомендуемых Минздравом СССР методов исследования вредных веществ в окружающей среде, знакомству с современными физико-химическими методами исследования и их возможностями в практике санитарного контроля окружающей среды. Преподаватели знакомят курсантов с действующим санитарным законодательством, основными методическими материалами и нормативными документами в области санитарно-гигиенических исследований.

Преподавателями и курсантами положительно оценивается проводимая на цикле конференция по обмену опытом с заслушиванием нескольких докладов-сообщений, подготовленных курсантами по наиболее актуальным вопросам практики санитарного контроля на местах.

Наряду с выполнением учебной программы преподаватели кафедры оказывают консультативную помощь местным органам здравоохранения (санитарным врачам, врачам-лаборантам, инженерам-химикам и др.). Так, в Вильнюсе состоялся консультативный семинар для сотрудников лабораторий Министерства мелиорации и водного хозяйства Литовской ССР, в Баку — двухдневный семинар для санитарных врачей по актуальным вопросам коммунальной гигиены. Преподаватели кафедры консультируют инженеров-химиков санитарных лабораторий промышленных предприятий.

Выездные циклы полезны не только врачам-курсантам, но и преподавателям, которые имеют возможность знакомиться с организацией санитарно-гигиенического контроля в союзных республиках. Выездные циклы способствуют улучшению материально-технической оснащенности санэпидстанций, на базе которых проводится цикл. Пятилетняя практика проведения выездных циклов усовершенствования врачей-лаборантов СЭС в различных городах страны убеждает в их несомненной пользе и эффективности. Этот опыт будет продолжен. Кафедра имеет принципиальную договоренность с министерствами здравоохранения Узбекской, Таджикской, Туркменской и Киргизской ССР о проведении выездных циклов в 1983— 1986 гг.

Поступила 11.05.83

к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.