Научная статья на тему 'ДВАДЦАТИПЯТИЛЕТНИЙ ОПЫТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ'

ДВАДЦАТИПЯТИЛЕТНИЙ ОПЫТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О.М. Хромченко, А.В. Сапегина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДВАДЦАТИПЯТИЛЕТНИЙ ОПЫТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ»

профильных дисциплин. Вместе с тем недостаточно выражена преемственность и согласованность между ними при решении этой важной задачи подготовки врача.

С целью совершенствования разработки методологических основ преподавания теоретических и профильных дисциплин на факультете разработаны

и утверждены на ученом совете конкретные меры, реализация которых будет способствовать более эффективному сочетанию обучения и воспитания, развитию творческих способностей будущего специалиста-медика, формированию целостного научного мировоззрения.

Поступила а/УП 1980 г.

УДК в 14.3/.4-061.007.13658.386.3

О. М. Хромченко, А. В. Сапегина

ДВАДЦАТИПЯТИЛЕТНИЙ ОПЫТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ЦЕНТРАЛЬНОМ ИНСТИТУТЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ВРАЧЕЙ

ЦОЛИУВ, Москва

Ведущий принцип советского здравоохранения — профилактика — наиболее ярко проявляется в деятельности санитарно-эпидемиологической службы, направленной на создание здоровых условий труда и быта населения.

В условиях научно-технического прогресса усложняются задачи санитарно-эпидемиологической службы, возрастает ее роль в охране здоровья советских людей. Это требует усиления государственного санитарного надзора, улучшения качества и эффективности санитарно-противоэпидемической деятельности, дальнейшего совершенствования управления службой. В выполнении указанных задач велика роль ее организатора — главного врача санэпидстанции, являющегося одновременно и главным санитарным врачом административной территории. От его профессиональной подготовки в области организации и управления санитарно-эпидемиологической службой, умения возглавить коллектив санэпидстанции, правильно организовать и направить его деятельность, объединить усилия различных учреждений здравоохранения и других организаций для выполнения санитарно-противо-эпидемических мероприятий зависит качество работы санэпидстанции.

В связи с этим специальная последипломная подготовка врача — организатора санитарно-эпидемиологической службы является необходимым звеном в повышении качества санитарно-эпидемиологической деятельности.

На кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения ЦОЛИУВ с 1956 г. функционирует стройная система повышения квалификации главных врачей санэпидстанций по социальной гигиене и организации деятельности санитарно-эпидем иологической службы.

Руководители республиканских, краевых и областных санэпидстанций обучаются только на базе ЦОЛИУВ.

За 25 лет в ЦОЛИУВ прошли обучение около

1000 руководителей санитарно-эпидемиологической службы республик, краев и областей.

Эти циклы комплектуются министерствами здравоохранения СССР и союзных республик.

Определенный интерес представляет анализ распределения курсантов по союзным республикам.

За последние 5 лет ежегодно полностью используются возможности усовершенствования главных врачей санэпидстанций министерствами здравоохранения РСФСР, Украинской, Белорусской и Казахской ССР. В то же время руководители санитарно-эпидемиологической службы Закавказских республик направляются на учебу редко — за последние 5 лет из Грузии и Азербайджана на курсах были только по 1 главному врачу, из Армении же за этот период — ни одного. Кроме того, далеко не всегда в точном соответствии с профилем цикла ведется комплектование, что затрудняет процесс обучения, так как у курсантов одной группы различный уровень базовых знаний и неодинаковый интерес к отдельным разделам учебного плана и программы.

Следует отметить, что проведение одного цикла в год для главных врачей республиканских и областных санэпидстанций (30—35 человек) явно недостаточно для того, чтобы обеспечить систематическое раз в 5 лет обучение этого контингента.

Кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения проводятся систематическая работа и совершенствование программы обучения руководителей санитарно-эпидемиологической службы республик и областей. Эволюция программы обучения за истекшие 25 лет соответствует изменению условий работы санитарно-эпидемиологической службы, потребности в совершенствовании процесса управления в связи с расширением кадровой и материально-технической базы санэпидстанций и необходимости повышения качества государственного санитарного надзора.

Основной удельный вес (около 50%) в программе обучения занимает раздел «Социальная гигиена и организация санитарно-эпидемиологической службы», куда наряду с традиционными избранными вопросами социальной гигиены и организации здравоохранения, планирования, санитарной статистики все более широко включаются научные основы управления, внедрения НОТ в здравоохранение, применение вычислительной техники.

В разделе «Организация санитарно-эпидемиологической службы» широко представлены организационные основы службы, система управления сани-тарно-оздоровительными и противоэпидемическими мероприятиями, правовые основы службы, анализ эффективности работы санэпидстанций, санитарное просвещение и гигиеническое воспитание населения. В последние годы данный раздел программы дополнен такими важными вопросами, как автоматизированная система управления службой, научная организация труда в санэпидстанциях, организация в их коллективах социалистического соревнования, этика санитарного врача.

Большой удельный вес (38%) в занятиях на данных циклах имеют избранные вопросы гигиены, эпидемиологии и вирусологии, они освещаются специалистами смежных профильных гигиенических кафедр, кафедр эпидемиологии и вирусологии.

Для оптимизации учебного процесса на данных циклах применяется тестовый контроль знаний курсантов (в начале цикла с целью выяснения уровня их знаний по различным разделам и в конце для определения степени усвоения учебного материала).

В ходе обучения на цикле главные врачи республиканских и областных санэпидстанций готовят реферативные обзоры по различным вопросам организации санитарно-эпидемиологической службы с последующей защитой их на учебных конференциях в группе.

На кафедре с помощью анонимных анкет узнается мнение курсантов о содержании, объемен характере обучения. Результаты изучения этих материалов свидетельствуют в основном об удовлетворении курсантов содержанием и процессом обучения. Отдельные пожелания и замечания широко используются при корректировке учебных планов н программ, а также в процессе оптимизации педагогического процесса.

Повышению качества учебного процесса на данных циклах способствует научно-исследовательская работа по проблеме «Организация санитарно-эпидемиологической службы». При этом изучаются вопросы нормирования труда и кадров, НОТ в санэпидстанции, планирования деятельности санэпидстанций, анализа эффективности ее работы и др. Результаты исследования широко используются в процессе преподавания.

Наряду с обучением руководителей санэпидстанций областного и республиканского уровня кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения ЦОЛИУВ в течение 25 лет осуществля-

ет усовершенствование главных врачей городских и районных санэпидстанций на заочно-очных циклах. За последние 5 лет на кафедре проведено 7 циклов, на которых прошли усовершенствование 231 человек.

Данные анализа распределения курсантов по союзным республикам свидетельствуют о том, что на этих циклах занимаются главным образом специалисты из РСФСР и УССР и отсутствуют специалисты из Киргизской, Туркменской, Молдавской, Литовской, Эстонской, Грузинской и Армянской ССР.

Главные врачи районных и городских санэпидстанций занимаются на заочно-очных циклах, причем 6 мес длится заочное обучение и 11/а мес — очная сессия.

Следует подчеркнуть, что эта форма обучения, с нашей точки зрения и по мнению курсантов, весьма целесообразна, поскольку самостоятельная заочная часть обучения с выполнением курсовых работ дает прочные базовые знания, курсанты широко используют литературу и методические разработки кафедры, полученные в процессе заочного обучения, для совершенствования организации работы санэпидстанций и достигается экономический эффект за счет уменьшения времени пребывания в институте (на 25%).

Анализ распределения курсантов по возрасту и стажу работы показал, что большинство обучающихся имеют стаж более 5 лет, а возраст — от 30 до 50 лет. В то же время более половины руководителей санэпидстанций проходят усовершенствование по организации санитарно-эпидемиологической службы впервые. Это положение диктует необходимость расширения возможности усовершенствования главных врачей городских и районных санэпидстанций.

Курсы усовершенствования для этого контингента руководителей проводятся еще в 6 институтах усовершенствования врачей; во всех институтах страны в год проходит подготовку около 200 главных врачей санэпидстанций. Однако этого явно недостаточно, если учесть, что число указанных специалистов, включая ведомственные санэпидстанции, приближается к 5000.

Кроме того, опыт, накопленный в ЦОЛИУВ, свидетельствует о необходимости подготовки главных врачей санэпидстанций на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения, а не на кафедрах общей гигиены, как это делается в ряде институтов усовершенствования врачей.

Для совершенствования процесса последипломного обучения руководителей санэпидстанций, с нашей точки зрения, необходимо:

— расширить объем усовершенствования руководителей санэпидстанций всех уровней не менее чем в 2 раза;

— проводить подобные циклы усовершенствования только на кафедрах социальной гигиены и организации здравоохранения институтов и фа-

культетов усовершенствования врачей с привлечением профильных гигиенических кафедр;

— органам здравоохранения значительно улучшить комплектование циклов, полностью используя предоставляемые возможности для обучения и направления курсантов в соответствии с профилем цикла;

— постоянно совершенствовать программу, формы и методы обучения, максимально приближая их требованиям, предъявляемым к санитарно-эпиде-миологической службе в условиях развитого социализма.

Поступила 28/У1 1980 г.

УДК 614:3:929 Брагнн

Член-корр. АМН СССР И. И. Беляев

САНИТАРНЫЙ ВРАЧ Е. А. БРАГИН (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Горьковский медицинский институт

Одним из наиболее деятельных земских санитарных учреждений России было Нижегородское санитарное бюро. В Нижегородской губернии в разное время работали такие выдающиеся деятели, как Н. А. Семашко, М. Ф. Владимирский, А. Н. Сы-син, а также Е. А. Брагнн.

Евгений Александрович Брагин родился в 1881 г. в Петербурге. В 1900 г. поступил в Военно-медицинскую академию и уже с IV курса как настоящий врач, служащий народу, отправился добровольцем с отрядом Красного Креста на русско-японскую войну. Только через полтора года возвратился он в академию, которую закончил с отличием в 1907 г., после чего получил место участкового земского врача в Арзамасском уезде Нижегородской губернии. Через 2 года его призвали на военную службу в запасной батальон 184-го пехотного полка, размещенного в Нижнем Новгороде. Исполняя обязанности старшего врача полка, он должен был участвовать в выборе места для расположения своего военного соединения. С этой целью он провел детальное обследование района и составил санитарно-топографическое описание местности, что стало его первой работой в области гигиены.

В этот период Евгений Александрович много внимания уделял гигиенической литературе. По окончании службы в 1910 г. он приступил к изучению методов санитарных исследований в лаборатории видного русского гигиениста Г. В. Хлопи-на. «Эти годы службы в армии, — пишет он в своей автобиографии, — выявили мое слабое знание гигиены, бактериологии и патологической анатомии, почему я по окончании обязательной службы военным врачом подал в отставку и поехал в бывший Еленинский институт усовершенствования врачей»

После усовершенствования Е. А. Брагин, получив приглашение А. Н. Сыснна, работавшего в Нижегородском санитарном бюро, занимает в 1911 г. должность санитарного врача Балахнинско-го района.

1 Б р а г и н Е. А. Автобиография (рукопись).

Работа настоящего санитарного врача обязательно должна быть связана с выполнением научных исследований. Е. А. Брагин убедительно показал это с первых же дней своей деятельности в Нижегородской губернии. Он составил интересное санитарное описание Балахнинского района (уезда). Здесь же он провел весьма трудоемкое и серьезное обследование условий труда балахнинских кустарей в валяно-сапожном производстве. Подобные работы являлись хорошей традицией русской санитарно-гигиенической организации. К их числу, несомненно, может быть отнесена и работа Е. А. Брагина, обобщенная им в «Санитарном очерке ва-ляно-сапожного производства в Балахнинском уезде» (1912) и удостоенная серебряной медали на гигиенической выставке 1913 г. в Петербурге. Не случайно автор предпослал к своему труду выдержку из статьи ученика и соратника Ф. Ф. Эрисма-на А. П. Погожева: «Мы, современные летописцы санитарных условий русского быта, должны быть трудолюбивыми пчелками, собирая вместе с медом, быть может, и ненужную грязь, в надежде, что скромные труды, пройдя горнило общечеловеческих знаний, создадут впоследствии земскую общественную гигиену».

В начале своего очерка Е. А. Брагин совершенно правильно дал социально-экономическую характеристику описываемого района. Как настоящий врач-общественник он обрисовал картину ужасающей эксплуатации кустарей и наемных рабочих хозяевами и скупщиками: «Йаленщики едва сводят концы с концами, живя впроголодь в своих лачугах, несут непосильный труд при самых невозможных гигиенических условиях и как следствие этого страдают от преждевременной инвалидности и болезней, скупщики благодушествуют, строят чистые, просторные палаты. В убогих, небольших деревеньках, похожих одна на другую, еще издали бросается в глаза зеленая или красная крыша построенного на городской образец дома, свидетельствуя о благополучии отдельных личностей, местных капиталистов, сосредоточивших выгоды кустарной промышленности в своих руках». В дальнейшем он детально охарактеризовал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.