Научная статья на тему 'ПОСЛЕДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ НА КАФЕДРЕ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ'

ПОСЛЕДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ НА КАФЕДРЕ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.Я. Голиков, К.П. Кедров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОСЛЕДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ НА КАФЕДРЕ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ»

1985 гг. проблемная комиссия «Санитарное просвещение» утвердила основные направления научных исследований на одиннадцатую пятилетку.

В намеченной программе определены наиболее перспективные направления научных исследований, позволяющие сосредоточить усилия исследовательских коллективов на решении важнейшей социальной задачи — заботе о здоровье советских людей. Эти направления предусматривают даль-

нейшую разработку как теории санитарного просвещения, так и практических вопросов совершенствования и повышения эффективности методов и средств гигиенического воспитания различных групп населения, пропаганды здорового образа жизни советских людей, совершенствования методов профилактики наиболее распространенных инфекционных и соматических заболеваний, повышения уровня санитарной культуры населения.

Поступил» 31/Ш 1980 г.

УДК 613.648 + 614.731:378.661

В. Я■ Голиков, К. П. Кедров

ПОСЛЕДИПЛОМНАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ НА КАФЕДРЕ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ' УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

ЦОЛИУВ, Москва

Кафедра радиационной гигиены ЦОЛИУВ основана в 1957 г. Необходимость создания этой новой кафедры диктовалась развитием ядерной энергетики и все более широким использованием источников ионизирующих излучений в различных отраслях промышленности, сельского хозяйства, медицины и науки к в связи с этим все более увеличивающимся числом лиц, подвергающихся воздействию ионизирующих излучений. Возникла острая потребность в осуществлении государственного санитарного надзора в данной области. Для этой цели требовалось в процессе последипломного усовершенствования дать врачам прочные теоретические знания и практические навыки организации и проведения государственного санитарного надзора по радиационной гигиене.

Становление кафедры происходило одновременно с возникновением и развитием радиационной гигиены как науки и стало возможным благодаря работам таких ведущих учреждений страны, как Институт биофизики Минздрава СССР, Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Ленинградский институт радиационной гигиены Минздрава РСФСР. Постоянные тесные научные контакты с указанными учреждениями давали возможность практической реализации в процессе преподавания получаемых в этих институтах научных данных, передачи их врачам для практического использования.

Большую помощь кафедре постоянно оказывали специалисты министерств здравоохранения СССР и РСФСР.

За годы существования кафедры резко изменился контингент обучающихся, возросло их число, расширился круг специалистов. Если в первые годы на кафедре проходили усовершенствование только санитарные врачи санэпидстанций и преподаватели медицинских институтов, то теперь последипломную подготовку проходят и другие специалисты

радиологических групп санэпидстанций, инженеры-физики, радиохимики.

Большое внимание на кафедре уделяется последипломной подготовке врачей и инженеров-физиков, использующих в своей работе источники ионизирующих излучений. Это врачи — рентгенологи и радиологи, инженеры-физики, работающие в рентгенорадиологических и радиологических отделениях больниц и онкологических диспансеров. С каждым годом увеличивается охват этих контин-гентов.

Свою деятельность кафедра тесно увязывает с родственными кафедрами Ленинградского и Киевского институтов усовершенствования врачей, которые проводят последипломную подготовку отраслевых санитарных врачей, осуществляющих государственный санитарный надзор в санэпидстанциях, не имеющих радиологических групп, а также заведующих рентгеновскими кабинетами больниц и поликлиник.

Тематическое усовершенствование на кафедре проходят и преподаватели. Это профессора, доценты и ассистенты тех кафедр институтов усовершенствования врачей и медицинских вузов, где преподается радиационная гигиена и медицинская радиология. За эти годы на кафедре прошли усовершенствование более 500 преподавателей.

Следует особо отметить, что среди специалистов, проходящих последипломную подготовку на нашей кафедре, значительный удельный вес занимают руководящие работники здравоохранения: это в первую очередь заведующие радиологическими группами республиканских, краевых и областных санэпидстанций, главные рентгенологи республик, краев и областей и др. Всего прошло подготовку около 1500 человек.

Общее число обучавшихся на кафедре на основных циклах за все эти годы составило около 4500, а с учетом смежных циклов уже превысило 18 000.

Многопрофильность специалистов, проходящих усовершенствование на кафедре, затрудняла составление программ для каждого цикла. Поэтому идею создания единой унифицированной программы мы сочли крайне необходимой. В настоящее время можно с удовлетворением отметить, что такая унифицированная программа по радиационной гигиене уже разработана. И это результат труда очень большого коллектива. Первый вариант был разработан на основе программы, составленной на кафедре под руководством акад. Ф. Г. Кроткова с учетом более чем 20-летнего опыта преподавания. В разработке унифицированной программы, кроме нашей кафедры, участвовали преподаватели кафедры радиационной гигиены (зав. — доц. В. И. Усольцев) Ленинградского института усовершенствования врачей и курса (зав. — доц. Н. П. Мащенко) Киевского института усовершенствования врачей.

Унифицированная программа состоит из отдельных курсов, которые включают разделы, темы и элементы и охватывают практически все вопросы радиационной гигиены. В целом вся программа не изучается ни на одном цикле, а ее отдельные курсы, разделы или темы преподаются на различных циклах. Блочная система построения унифицированной программы и ее кодированная нумерация очень удобны, так как дают возможность легко использовать ее при проведении самых разнообразных по содержанию и длительности циклов. Для 13 циклов, которые теперь проводятся на кафедрах радиационной гигиены, в программе имеются конкретные указания, какие ее части и в каком объеме должны изучаться на каждом из них. Это отражено и в учебных планах, а детально зафиксировано в соответствующих методических разработках.

Первый курс унифицированной программы (кодовый номер 01)— основы организации государственного санитарного надзора по радиационной гигиене. Особое внимание в этом курсе уделено также юридическим и правовым вопросам.

Второй курс (02) — физические основы дозиметрии и радиационной безопасности. Полностью все темы изучаются только на цикле инженеров-физиков, а на остальных — в объеме, необходимом специалистам данного профиля для их практической деятельности.

Третий курс (03) содержит сведения, необходимые радиохимикам санэпидстанций для организации и выполнения радиохимических исследований биопроб и проб объектов окружающей среды при осуществлении государственного санитарного надзора по радиационной гигиене. На остальных циклах, например для санитарных врачей санэпидстанций, эти вопросы изучаются лишь в порядке ознакомления с современными задачами санэпидстанций в области радиохимического анализа.

Четвертый курс (04) включает вопросы, касаю-диеся действия ионизирующих излучений на здо-

ровье человека. Это вопросы радиобиологии, основы клиники хронических и острых радиационных поражений и др. Особое внимание уделяется организации профилактических медицинских осмотров, оценке их результатов и овладению практическими навыками оценки влияния облучения на здоровье человека.

Пятый курс (05) знакомит с принципами гигиенического нормирования, санитарными нормами и правилами по радиационной гигиене, которые необходимы врачам и другим специалистам для осуществления государственного санитарного надзора.

Шестой курс (06) содержит вопросы радиационной безопасности персонала, т. е. лиц, которые непосредственно работают с источниками ионизирующих излучений. Это общие вопросы гигиены труда с источниками ионизирующих излучений, организация и содержание работы службы радиационной безопасности и радиационного контроля на предприятиях и их взаимодействия с органами государственного санитарного надзора, распределение функций по охране труда и взаимодействие между органами санитарного надзора, органами контроля и администрацией объектов. Рассматриваются и особенности системы радиационной безопасности и государственного санитарного надзора в отдельных отраслях, где применяются источники ионизирующих излучений.

В седьмом курсе (07) детально рассматриваются вопросы радиационной безопасности населения и охраны окружающей среды от радиоактивных загрязнений, включая естественный радиоактивный фон, радиоактивные выпадения и влияние производственной деятельности человека на содержание искусственных радионуклидов в природной среде и дозы облучения населения.

Восьмой курс (08) носит общее название «Частные вопросы радиационной гигиены». Здесь рассматриваются наиболее актуальные вопросы радиационной гигиены, знание которых необходимо врачам и другим специалистам для осуществления государственного санитарного надзора при наиболее ответственных и сложных видах деятельности, связанных с облучением человека. На отдельных циклах тематического усовершенствования разделы (или темы) этого курса могут изучаться самостоятельно или с некоторыми темами из других курсов. Большое внимание уделяется радиационной безопасности персонала и пациентов при использовании источников ионизирующих излучений: при рентгенодиагностических и радиоизотопно-диагностических исследованиях, при различных видах лучевой терапии и других путях применения ионизирующих излучений. В других разделах восьмого курса изучаются транспортировка радиоактивных веществ, захоронение радиоактивных отходов, гигиенические аспекты радиационных аварий. Специально рассматривается радиационная безопасность на ядерных реакторах, при авиационных и космических полетах.

В программе большое место занимают практн-

ческие занятия курсантов на кафгдре и базах кафедры. Специфика предмета обусловливает определенные трудности при проведении таких занятий. Однако благодаря активному участию работников радиологических групп санэпидстанций Москвы и Московской области эти занятия проходят успешно и вызывают большой интерес у слушателей.

Опыт предварительной подготовки базы, ее оборудования и совершенствования показывает, что работу в этом направлении следует продолжать и расширять. Очень полезны также обсуждения на кафгдре актов и предложений, которые даются курсантами во время их производственной практики.

Наша кафгдра придает большое значение обмену передовым опытом среди курсантов. На специально запланированных семинарах обсуждаются выступления специалистов с мест, заслушиваются их доклады по актуальным вопросам радиационной гигиены. Поскольку некоторые курсанты имеют большой опыт работы по специальности (15—20 лет и более) и в совершенстве овладели ею, эти семинары обычно превращаются в интересные дискуссии.

На кафгдре все эти годы проводилась большая методическая работа, и каждый преподаватель внес свой вклад в дело повышения эффективности занятий, в частности путем внедрения современных форм и методов обучения.

Выездные циклы (в Киеве, Ростове-на-Дону и др.) показали, что такая форма последипломного обучения врачей и на нашей кафедре имеет много положительных сторон и должна сочетаться с очным и очно-заочным обучением.

Кафгдра занимается также подготовкой учебно-педагогических кадров. Под руководством профессорско-преподавательского состава защищено более 40 докторских и кандидатских диссертаций, в том числе несколько болгарскими специалистами.

Наряду с учебной работой на кафедре проводятся научные исследования, в основном комплексно с другими учреждениями. Они связаны с изучением радиационной безопасности при использовании источников ионизирующих излучений в медицине, с гигиеническими аспектами захоронения радиоактивных отходов, с вопросами гигиены труда при применении источников ионизирующих излучений в промышленности, с вопросами охраны окружающей среды от радиоактивных загрязнений и др.

Сотрудники кафедры активно участвуют в разработке таких основополагающих документов, как «Нормы радиационной безопасности», «Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений», а также многих частных санитарных правил радиационной безопасности и др.

Постоянно растет число врачей различных специальностей, связанных в своей работе с применением источников ионизирующих излучений. Однако многие из них еще недостаточно знакомы с радиационной безопасностью. Это ставит перед кафедрой в качестве одной из основных задач на ближайшее время дальнейшее расширение контингента обучаемых с одновременным повышением качества учебного процесса, в частности путем увеличения числа учебных баз и повышения эффективности проводимых на них занятий.

Последипломная подготовка врачей по радиационной гигиене затрудняется отсутствием руководства или учебника для врачей-гигиенистов.

Развитие атомной техники является одним из ведущих направлений научно-технического прогресса и органы санитарно-эпидемиологической службы должны быть готовы к осуществлению государственного санитарного надзора по р1диа-ционной гигиене во все возрастающем масштабе. Кафедра радиационной гигиены ЦОЛИУВ старается вносить свой вклад в это важное дело.

Поступила 26/IX 1980 г.

УДК 378.661.3/.4

Профессора Р. Д. Габович, Е. И. Гончарук, И. В. Савицкий, И. Н. Моргунов, В. А. Луненок-Бурмакина, И. И. Слепушкина, А М. Шевченко и В. П. Широбоков, доктор мед. наук Я. Ф. Борисенко, Е. А. Безденежных, М. Г. Корнеева, Г. А. Степаненко, В. И. Циприян

О МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРОФИЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

Киевский медицинский институт

Среди задач, вытекающих из постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979), постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979),

важнейшее место принадлежит формированию у будущих специалистов коммунистического мировоззрения.

Безусловно, основу всей методологической работы в высшей школе составляет преподавание общественных наук и прежде всего марксистско-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.