Научная статья на тему 'САНИТАРНЫЙ ВРАЧ Е.А. БРАГИН (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)'

САНИТАРНЫЙ ВРАЧ Е.А. БРАГИН (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНЫЙ ВРАЧ Е.А. БРАГИН (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)»

культетов усовершенствования врачей с привлечением профильных гигиенических кафедр;

— органам здравоохранения значительно улучшить комплектование циклов, полностью используя предоставляемые возможности для обучения и направления курсантов в соответствии с профилем цикла;

— постоянно совершенствовать программу, формы и методы обучения, максимально приближая их требованиям, предъявляемым к санитарно-эпиде-миологической службе в условиях развитого социализма.

Поступила 28/У1 1980 г.

УДК 614:3:929 Брагнн

Член-корр. АМН СССР И. И. Беляев

САНИТАРНЫЙ ВРАЧ Е. А. БРАГИН (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Горьковский медицинский институт

Одним из наиболее деятельных земских санитарных учреждений России было Нижегородское санитарное бюро. В Нижегородской губернии в разное время работали такие выдающиеся деятели, как Н. А. Семашко, М. Ф. Владимирский, А. Н. Сы-син, а также Е. А. Брагнн.

Евгений Александрович Брагин родился в 1881 г. в Петербурге. В 1900 г. поступил в Военно-медицинскую академию и уже с IV курса как настоящий врач, служащий народу, отправился добровольцем с отрядом Красного Креста на русско-японскую войну. Только через полтора года возвратился он в академию, которую закончил с отличием в 1907 г., после чего получил место участкового земского врача в Арзамасском уезде Нижегородской губернии. Через 2 года его призвали на военную службу в запасной батальон 184-го пехотного полка, размещенного в Нижнем Новгороде. Исполняя обязанности старшего врача полка, он должен был участвовать в выборе места для расположения своего военного соединения. С этой целью он провел детальное обследование района и составил санитарно-топографическое описание местности, что стало его первой работой в области гигиены.

В этот период Евгений Александрович много внимания уделял гигиенической литературе. По окончании службы в 1910 г. он приступил к изучению методов санитарных исследований в лаборатории видного русского гигиениста Г. В. Хлопи-на. «Эти годы службы в армии, — пишет он в своей автобиографии, — выявили мое слабое знание гигиены, бактериологии и патологической анатомии, почему я по окончании обязательной службы военным врачом подал в отставку и поехал в бывший Еленинский институт усовершенствования врачей»

После усовершенствования Е. А. Брагин, получив приглашение А. Н. Сысина, работавшего в Нижегородском санитарном бюро, занимает в 1911 г. должность санитарного врача Балахнинско-го района.

1 Б р а г и н Е. А. Автобиография (рукопись).

Работа настоящего санитарного врача обязательно должна быть связана с выполнением научных исследований. Е. А. Брагин убедительно показал это с первых же дней своей деятельности в Нижегородской губернии. Он составил интересное санитарное описание Балахнинского района (уезда). Здесь же он провел весьма трудоемкое и серьезное обследование условий труда балахнинских кустарей в валяно-сапожном производстве. Подобные работы являлись хорошей традицией русской санитарно-гигиенической организации. К их числу, несомненно, может быть отнесена и работа Е. А. Брагина, обобщенная им в «Санитарном очерке ва-ляно-сапожного производства в Балахнинском уезде» (1912) и удостоенная серебряной медали на гигиенической выставке 1913 г. в Петербурге. Не случайно автор предпослал к своему труду выдержку из статьи ученика и соратника Ф. Ф. Эрисма-на А. П. Погожева: «Мы, современные летописцы санитарных условий русского быта, должны быть трудолюбивыми пчелками, собирая вместе с медом, быть может, и ненужную грязь, в надежде, что скромные труды, пройдя горнило общечеловеческих знаний, создадут впоследствии земскую общественную гигиену».

В начале своего очерка Е. А. Брагин совершенно правильно дал социально-экономическую характеристику описываемого района. Как настоящий врач-общественник он обрисовал картину ужасающей эксплуатации кустарей и наемных рабочих хозяевами и скупщиками: «Йаленщики едва сводят концы с концами, живя впроголодь в своих лачугах, несут непосильный труд при самых невозможных гигиенических условиях и как следствие этого страдают от преждевременной инвалидности и болезней, скупщики благодушествуют, строят чистые, просторные палаты. В убогих, небольших деревеньках, похожих одна на другую, еще издали бросается в глаза зеленая или красная крыша построенного на городской образец дома, свидетельствуя о благополучии отдельных личностей, местных капиталистов, сосредоточивших выгоды кустарной промышленности в своих руках». В дальнейшем он детально охарактеризовал

санитарно-гигиеническое состояние применяемого сырья, описал технологический процесс, санитарные условия производства (кубатуру и площадь помещения, воздух, освещение, метеорологические условия), перечислил профессиональные вредности, возникающие в процессе труда.

В своих выводах Е. А. Брагин требовал издания «обязательных постановлений земства о фабриках, заводах и других крупных промышленных заведениях, а также о жилищах рабочих как общего характера, так и специального по каждому ряду производства». Он справедливо выдвинул также требования организации предварительного санитарного надзора за промышленным производством. «Разрешение на постройку новых зданий, а также капитального ремонта существующих,—пишет он,— должно быть испрашиваемо у губернского земского управления с представлением планов и краткого описания, с указанием размера постройки, назначения, оборудования и числа рабочих в каждом помещении. Открытие же вновь построенных заведений может последовать лишь после осмотра и заключения особой комиссии, состоящей из представителей от управления технического и санитарного местного надзора».

Конечно, в условиях царской России невозможно было существенно улучшить условия труда рабочих, поэтому и требования такого рода, какие выдвигались Е. А. Брагиным, не могли даже при их осуществлении привести к коренным сдвигам в промышленной гигиене. Однако уже сама постановка вопросов, касающихся улучшения санитарных условий труда рабочих, перед обществом вызывала живой интерес и имела большое значение.

Проработав 2 года в Балахнинском уезде, Е. А. Брагнн переводится в Нижегородский уезд (1913), где продолжает плодотворно трудиться. Он особенно интересовался состоянием заболеваемости оспой и мерами борьбы с ней. Его перу принадлежат 2 интересные работы, посвященные этой теме: «О постановке оспопрививания в Нижегородской губернии» и «Натуральная оспа и оспопрививание в Нижегородском уезде за 12 лет (1900—1912 гг.)». В них представлен детально разработанный статистический материал, характеризующий динамику заболеваемости натуральной оспой, ее распространение на территории Нижегородской губернии и уезда, возрастной состав заболевших, летальность. Автора чрезвычайно тревожили недопустимо высокое распространение оспы среди населения (9,7 случаев на 10 000 человек в год) и крайне неудовлетворительная организация оспопрививания. С оспой бороться легче, чем со многими другими тяжелыми эпидемиями, ведь оспопрививание, как считал Е. А. Брагин, возможно осуществить «при всяких социально-экономических и санитарных условиях. Между тем оспопрививание организовано очень плохо. Сопоставляя кривые заболеваемости, рождаемости и оспопрививания, легко заметить полное соответствие между заболеваемостью и оспопрививанием и отсутствие такового между

оспопрививанием и рождаемостью. Означенное явление с несомненностью указывает, с одной стороны, на причину возникновения оспенной эпидемии в губернии, с другой — на отсутствие системы в проведении этой профилактической меры в жизнь. Оспопрививание до сего времени еще не стало в губернии профилактической мерой». Анализ причин этого явления показывает, как беспомощна была царская Россия в борьбе с эпидемиями, как вредило здоровью населения отсутствие государственной организации медицинской помощи. В своих выводах автор предлагает четкую схему организации оспопрививания, возглавить которую должно губернское ведомство, а непосредственное руководство на местах должно осуществляться уездными земствами и санитарными врачами.

Большой интерес представляет также работа Е. А. Брагина, посвященная анализу состояния медицинской помощи населению Нижегородского уезда «Обращаемость населения Нижегородского уезда за медицинской помощью в связи с проектом новых врачебных участков» (1914). Полученные автором данные отражали тяжелую и неприглядную картину. Выяснилось, что почти 1/3 населения не была охвачена врачебной помощью, а остальная часть обслуживалась очень плохо. Врачебные и фельдшерские пункты перегружены, условия работы медицинского персонала ненормальны. Резюмируя результаты своего исследования, Е. А. Брагин выдвинул ориентировочные нормы организации врачебных участков и обосновал их дислокацию. Эта работа интересна в том отношении, что она до известной степени помогла в последующем, в годы Советской власти, организовать медицинскую помощь населению.

В работе русских санитарных врачей всегда большое место занимало санитарное просвещение. Е. А. Брагин также вложил свою лепту в развитие и распространение санитарных знаний среди населения. Он не только лично участвовал в санитар-но-просветительной работе, но и глубоко продумал организационные формы развития ее земской медицинской сетью. Свои предложения он изложил в 2 убедительных докладах, представленных им в Нижегородскую уездную земскую управу: «О распространении гигиенических знаний среди населения Нижегородского уезда» и «О постановке школь-но-санитарного надзора согласно произведенной анкете 1913 г. среди учащихся Нижегородского уезда». «Прочная постановка гигиенического воспитания, — писал он в этих докладах, — возможна двумя путями: молодых поколений — через народную школу и народных учителей, и взрослых — через библиотеки, читальни, лекторов и передвижные выставки». С целью улучшения санитарного просвещения Е. А. Брагин предложил земству ряд практических организационных мероприятий. Особое внимание он уделял наглядным методам, считая необходимым значительно поднять санитарный уровень школ, в которых прежде всего формиру-

ются полезные гигиенические навыки у молодого поколения.

Характеризуя далее деятельность Е. А. Брагина в Нижегородской губернии, необходимо указать, что в 1914—1917 гг. он служил старшим врачом запасного полка, не порывая своих связей с санитарной организацией Нижнего Новгорода. Во время февральской революции был избран председателем полкового комитета и вел активную работу. В 1918 г. Евгений Александрович демобилизовался и возобновил свою работу санитарного врача. Вскоре его назначили заведующим санитарно-эпидемиологическим подотделом Нижегородского губздрава. На этом посту, ведя тяжелую и сложную борьбу с распространением эпидемиологических заболеваний в губернии, он оставался до 1922 г. В 1918— 1922 г. Е. А. Брагин включился и в педагогическую работу. Будучи санитарным врачом, он одновременно преподавал гигиену на медицинском и инженерно-строительном факультетах Нижегородского университета. В 1922 г. Евгений Александрович переехал в Москву и до 1930 г. работал вначале в Мосздравотделе, а затем в Наркомздраве, где занимался по предложению А. Н. Сысина вопросами коммунальной гигиены. Одновременно он был ассистентом проф. Н. К. Игнатова. В 1925 г. Е. А. Брагин учился на двухмесячных гигиениче-

ских курсах в Лондоне, организованных Лигой Наций. Вместе с А. Н. Сысиным он участвовал в разработке различных инструкций и правил в области организации санитарного дела, был активным участником съездов по гигиене и технике водоснабжения.

С 1930 г. Е. А. Брагин начал заниматься науч-но-исследовательской работой. Большое внимание он уделял вопросам планировки населенных мест. В 1937 г. ему присвоена ученая степень доктора медицинских наук, а в 1939 г. — звание профессора. С 1944 г. во вновь организованном Институте общей и коммунальной гигиены он заведовал отделом гигиены планировки населенных мест, с этого времени до 1947 г. занимал пост заместителя директора института.

Перу Е. А. Брагина принадлежит около 70 печатных работ. Он участвовал в составлении ряда важных справочников для архитекторов, работников коммунального хозяйства, санитарных врачей.

Сочетая глубокие теоретические познания с ценными организационными и практическими навыками, Евгений Александрович Брагин внес большой вклад в становление и развитие отечественной гигиенической науки и санитарной практики.

Поступила 20/VI 1980 г.

Методы исследования

УДК в 14.771-074:64в.49.06

М. И. Овруцкий, Н. С. Козачук, С. В. Фрегер ОПРЕДЕЛЕНИЕ РТУТИ В ПОЧВАХ

При обследовании окружающей среды весьма часто проводятся определения содержания ртути в почве. Большинство применяемых для этой цели методик сводится к разложению навески почвы с последующим определением ртути в растворе. Для разложения пробы почвы применяют обработку серной кислотой в присутствии перманганата калия \ смесь серной и азотной кислот с перманга-натом калия. Некоторые авторы к последней смеси добавляют персульфат калия (И. И. Скрипниченко и Б. Н. Золотарева; Ькапс1ег и соавт.), рекомендуется также обработка почвы царской водкой (А. М. Игошин и соавт.).

Определение ртути после разложения одним из перечисленных способов осуществляют методом Полежаева (Н. X. Айдиньян), дитизоном (Д. П. Малюга и соавт.; Е. А. Василевская и В. П. Щер-

1 Аналитическая химия элементов. Ртуть. М., Наука, 1976, с. 138 и 170.

баков), а в последнее время — атомно-абсорбцион-ным методом (И. И. Скрипниченко и Б. Н. Золотарева). Последний является одним из наиболее селективных, точных и чувствительных. Однако из-за отсутствия серийно выпускаемых отечественных приборов до сих пор многие лаборатории применяют дитизон.

Опыт анализа некоторых грунтов показал, что после их разложения в растворе остаются примеси, чаще органического характера, которые искажают результаты, полученные с применением дитизона.

Задачами данной работы являлись проверка описанных способов разложения почв с целью выбора наилучшего, а также выбор условий отделения и определения ртути в полученном при разложении растворе. Нами проверены методы: разложение смесью азотной и серной кислот в течение 2 ч с последующей обработкой перманганатом калия I течение 12 ч; разложение этими же реактивами пр! кипячении с кислотами, а затем с перманганатои

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.