объяснить субъективным подходом к проведению эксперимента и оценке гигиенических знаний (несмотря на стандартизацию опыта по 2 группам). Однако в задачу нашей работы входило такое апробирование программы и содержания курсового гигиенического обучения в разных вариантах (одно экспериментальное обучение проводит автор программы, другое — методически подготовленный врач) в целях определения эффективности обучения при проведении его практическими работниками здравоохранения. Ввиду того, что результаты эксперимента показали значительное повышение уровня гигиенических знаний в обеих группах, мы можем сделать вывод об эффективности такого обучения и необходимости введения его в практику.
В отличие от старых программ года, согласно которым обучение возложено целиком на медиков, мы предлагаем проводить его совместно с ветеринарными врачами. Такое предложение положительно оценено и медицинскими, и ветеринарными работниками при экспериментальном апробировании программы обучения в Рязанской области. Оно показало также, что программа курсового гигиенического обучения составлена правильно и эффективна -при применении. На основании научного исследования предложено проведение курсового обучения животноводов по 6-часовой программе (с демонстрацией слайдов и других наглядных матери-
алов) 1 раз в 2 года и 20-минутный вводный инструктаж для вновь поступающих на работу.
Курсовым гигиеническим обучением животноводов необходимо заниматься в зимнее время в период меньшей занятости во время профессиональной учебы, включив программу по гигиеническому обучению «Меры профилактики зоонозов» в программы профессиональной подготовки сельскохозяйственных кадров. Осуществлять это курсовое обучение должны медицинские и ветеринарные работники под^ методическим руководством домов санитарного про- • свещения.
Выводы
1. Предлагаемая программа, содержание курсового гигиенического обучения животноводов и методика его проведения эффективны и должны найти отражение в практической деятельности работников санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб.
2. Полученные в ходе гигиенического обучения знания повысят профессиональную гигиеническую подготовленность этой группы населения, что будет способствовать сознательному проведению и выполнению гигиенических и санитарно-ветеринарных профилактических мероприятий по зооантропоно-зам.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева Н. Г. — Сов. здравоохр., 1975, № 9, с. 27—31. Бургасов П. Н., Безденежных И. С. Научные основы организации профилактики инфекционных болезней. М., 1977. Вершилова П. А., Г олубева A.A. Бруцеллез в СССР и пути его профилактики. М., 1970.
Дранкин Д. И., Малафеева Л. С. Эпидемиология и профи-1 лактика инфекционных заболеваний при профессиональ-Ц ных заражениях. М., 1972. Пурина Э. А., Андреева Н. Г. —Сов. здравоохр., 1978, № 1, с. 49—52.
Поступила 1/11 1979 г.
УДК 613:929 Сыснн
Член-корр. АМН СССР проф. И. И. Беляев
НИЖЕГОРОДСКИЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ А. Н. СЫСИНА (К 100-летию со дня рождения)1
Горьковский медицинский институт
История сохранила нам славные и дорогие имена Н. А. Семашко, 3. П. Соловьева, М. Ф. Владимирского, С. И. Мицкевича, Д. И. Ульянова и уроженца Нижнего Новгорода А. Н. Сыснна.
Алексей Николаевич Сысин родился в 1879 г. в трудовой интеллигентной семье. Окончив Нижегородскую гимназию, он поступил на медицинский факультет Московского университета, где и началась его революционная деятельность.
Весной 1901 г., когда по всей стране возникло активное студенческое движение, направленное
1 По материалам доклада на заседании Горьковского общества гигиенистов.
против реакционных порядков в русских высших учебных заведениях, многие его участники были высланы из столичных городов в провинцию, в том числе более ста в Нижний Новгород. В их числе был и Алексей Николаевич. Революционно настроенные студенты примкнули к развивающемуся движению нижегородских рабочих. А. Н. Сысин летом 1901 г. стал одним из организаторов и участников революционного студенческого кружка, получившего название «Нижегородская социал-демократическая организация». Этот кружок дей-щ ствовал параллельно с нижегородской организацией 4 социал-демократической партии. Студенты издавали листовки, прокламации, вели пропагандист-
скую работу на заводах. Осенью 1901 г. руководство одним из кружков для сормовских рабочих было поручено А. Н. Сысину. Занятия проходили в конспиративной обстановке. Преподавались история и происхождение народного хозяйства, развитие экономических|отношений, давалась характеристика капиталистического строя. «В этих занятиях мы учили друг друга, рабочие и студент, и эта взаимная школа была, может быть, самой интересной школой жизни», — писал впоследствии „^Алексей Николаевич в своих воспоминаниях 2.
В феврале 1902 г. А. Н. Сысин был арестован, в течение года сидел в нижегородской тюрьме и затем по этапу выслан в Восточную Сибирь. В ноябре 1905 г. он был освобожден по амнистии и вернулся в родной город в самый разгар первой русской революции. Здесь он вошел в состав Нижегородского комитета социал-демократов и принял активное участие в его работе. Вскоре Алексею Николаевичу пришлось выступать на митинге сормовских рабочих, посвященном кронштадтским событиям (забастовка по поводу объявления военного положения в Кронштадте). В начале декабрьского вооруженного восстания он вновь выступал на митинге в Сормове. Таким образом, уже будучи студентом, А. Н. Сысин получил боевое революционное крещение. По возвращении в Москву молодой революционер вновь подвергался аресту.
Лишь в 1908 г. Алексею Николаевичу удалось закончить университет, в который он поступил еще в 1897 г. Обучаясь на последних курсах, неоднократно выезжал на эпидемии холеры, скарлатины, * по окончании университета, не колеблясь, поехал в деревню. Вначале он работал участковым земским врачом в Саратовской губернии, затем принимал участие в ликвидации холерной эпидемии, охватившей Екатеринославскую губернию.
В 1910 г. А. Н. Сысин перешел в качестве санитарного врача на службу в Нижегородское земство. Вскоре его назначают заведующим губернским санитарным бюро. На этом посту развернулась активная, энергичная, прогрессивная деятельность Алексея Николаевича — деятельность врача — профилактика и общественника, организатора санитарно-противоэпидемических мероприятий, пропагандиста санитарных знаний.
Для Нижнего Новгорода и Нижегородской губернии конца XIX и начала XX века было характерно интенсивное развитие фабрично-заводской и кустарной промышленности, транспорта и торговли. Но санитарное состояние городов и сел оставалось крайне плохим. Чрезвычайно высоким был уровень общей и инфекционной заболеваемости: на 10 000 населения ежегодно регистрировалось 15,6 случая брюшного тифа, 1,7 случая сыпного тифа, 21,5 случая дизентерии, 3,1 случая натуральной оспы. Широкое распространение имели
2 Из прошлого. Материалы'по истории революционного движения. Под ред. В. Т. Илларионова,|1920.
такие социальные болезни, как туберкулез, сифилис, алкоголизм. Последнему способствовало то, что только в Нижнем Новгороде насчитывалось около 100 ресторанов и трактиров, более 20 официальных публичных домов. Естественно, что медико-санитарное бюро вынуждено было главное внимание уделять экстренным противоэпидемическим мероприятиям. К сожалению, они находили поддержку со стороны властей лишь в периоды особой эпидемической опасности.
Трудно найти такой участок медико-санитарного обслуживания населения, который остался бы вне поля зрения А. Н. Сысина. Большой интерес представляют его работы, посвященные гигиене сельского водоснабжения. Материалы, собранные и обобщенные им, не утратили своего значения и до сегодняшнего дня («Доклад Нижегородскому губернскому земскому съезду врачей», 1911).
Изложению своих наблюдений А. Н. Сысин предпосылает следующую фразу: «Конечной целью работы всякой санитарной организации должно быть оздоровление населения, достигнутое путем планомерного проведения в жизнь разумных санитарных мероприятий». В этих словах, как в зеркале, отражается активность, действенность направления отечественной санитарной мысли: не только описывать, фотографировать, констатировать, но и улучшать, исправлять, оздоровлять обстановку, окружающую население и влияющую на его здоровье и развитие. Дав детальную характеристику санитарного состояния сельского водоснабжения Нижегородской губернии, А. Н. Сысин выдвигает ряд практических предложений, направленных на его улучшение. Он требует увеличения ассигнований, рекомендует для более глубокого и полного изучения условий и возможностей развития водоснабжения создания специального гидротехнического бюро, считает необходимым, чтобы в постановке и продвижении вопросов развития водоснабжения большую инициативу проявляли уездные санитарные врачи. Заключая свой доклад о состоянии водоснабжения в Нижегородской губернии, сделанный на пятом съезде врачей и представителей земств, А. Н. Сысин указал: «Инициатива отдельных групп населения здесь должна слиться с встречной инициативой земства, а в этом залог успеха всей работы».
Действительно, успех санитарных мероприятий может быть достигнут лишь в том случае, если они правильно поняты, восприняты и поддержаны всем населением. Это положение было лейтмотивом всех выступлений А. Н. Сысина. Не случайно такое большое внимание уделял он пропаганде санитарных знаний. Его перу принадлежит немало различных популярных статей и брошюр. Часть из них относится и к нижегородскому периоду деятельности, например «Всероссийская лига борьбы с чахоткой (туберкулезом)», «Война и народное здоровье».
Весьма большой интерес представляют работы, посвященные пропаганде передового зарубежного
опыта. В 1911 г. Алексей Николаевич был участником международной гигиенической выставки в Дрездене; в 1912 г. его командируют в Австрию, Англию, Германию и Францию. Впечатления от этих поездок в свое время были опубликованы нижегородской печатью.
Подробно описывая Дрезденскую выставку, явившуюся тогда выдающимся событием в жизни международной медицинской общественности, А. Н. Сы-син подчеркивает, что «земская техника и практика не связаны здесь (в России, — И. Б.) какими-либо уже установившимися в этом отношении традициями прошлой работы и свободно могут брать все лучшее из опыта Западной Европы». С замечательным искусством революционера-подпольщика, привыкшего опасаться преследования цензуры и вместе с тем стремящегося сказать народу настоящую правду, А. Н. Сысин делает ряд замечаний в адрес капиталистической системы. Вот образец такой критики. В отделе «Der Mensch» указывалось: «Зритель наглядно убеждается, как много он съедает пищи в течение года, когда он видит громадную бочку воды, целые ящики картофеля (175 кг), корзины хлебных запасов (250 кг) и т. д., показывающих действительное количество потребленных им в течение года продуктов. Смотря на эти заманчивые груды пищи, необходимые всякому здоровому нормальному человеку, невольно приходится сравнивать эти „нормы" с действительной жизнью, с жизнью и питанием реальных людей, с жизнью крупных больших центров с их армией безработного и голодного люда, с вымирающими от недоедания целыми поколениями. Наука гигиены и жизнь еще далеки друг от друга». Высоко оценивая выставку в целом, ее значение в пропаганде гигиенических знаний, А. Н. Сысин вместе с тем отмечает серьезный недостаток в ее организации: «К участию выставки не были привлечены другие, более живые и ближе стоящие к жизни общественные силы в виде, например, профессиональных рабочих союзов»3. Следует упомянуть, что сам А. Н. Сысин, выступавший на выставке с докладом, был награжден почетным дипломом.
В статье «Врачебно-санитарные учреждения больших городов Европы» он подробно, глубоко и содержательно описывает устройство пяти наиболее рационально спланированных и хорошо устроенных больниц в Берлине, Лондоне, Париже и Швейцарии, показывает то ценное и полезное, что может быть использовано в больничном строительстве России.
Большое внимание Алексей Николаевич уделял организации детской медицинской помощи. В ту пору в Нижнем Новгороде, как и в других городах России, было очень много подкинутых и беспризорных детей. Заслуженный врач РСФСР А. И. Пальмов в своих воспоминаниях об А. Н. Сы-сине указывает, что в приют для подкидышей в
3 С ы с и н А. Н. Дрезденская выставка по гигиене. Н.-Новгород, Волгарь, 1912.
1909 г. поступило до 1750 детей. Вследствие плохой организации приема и обслуживания подкинутых детей большинство из них умирали: из 10 640 детей, поступивших с 1889 по 1909 г., погибли 10 590 чел. Это обстоятельство не могло не волновать медицинскую общественность. На пятом губернском съезде земских врачей (1910) вопрос о подкидышах был подвергнут горячему обсуждению, в котором активно участвовал Алексей Николаевич. Съезд принял рациональное решение брать де* тей в приют вместе с матерями. Для приюта было^-отведено хорошее помещение (здание теперешнего педиатрического института).
Однако передового мыслителя не покидает мысль о необходимости улучшения общественной помощи детям, неизлечимым и необеспеченным больным, инвалидам, пострадавшим на производстве, нищим. Пытаясь привлечь к этому вопросу внимание общественности, А. Н. Сысин выступает в «Нижегородском ежегоднике» (1912) с обширной статьей «Задачи и средства общественного призрения», в которой поднимает острые социальные проблемы. «Главную роль в помощи всем этим людям, — пишет он, — должно играть государство». Необходимы законы о коротком рабочем дне, об обязательной и бесплатной врачебной помощи рабочим, о строгом санитарном надзоре за помещениями фабрик, мастерских и экономий, запрещении ночных и сверхурочных работ, труда малолетних детей и др.
Круг интересов Алексея Николаевича все расширяется. Он занимается организацией медицина, ской помощи населению, призывает к улучшению' обслуживания крестьян: «Главная работа губернского земства должна быть направлена на уезды», — говорит он в одном из своих выступлений на земском съезде. Пытаясь систематизировать те отрывочные и разрозненные попытки, которые делались по созданию местного санитарного законодательства, А. Н. Сысин выпускает работу «Об издании обязательных санитарных постановлений для Нижегородской губернии» (1912).
Руководя санитарным бюро, он весьма активно участвовал в развитии санитарного дела в Нижегородской губернии. Следует отметить, что этот замечательный ученый и практик успешно представлял Нижегородскую санитарную организацию и на Всероссийском пироговском совещании санитарных врачей (1912).
В марте 1913 г. А. Н. Сысин был избран на должность городского санитарного врача Москвы. В то же время он возглавлял Московский отдел Всероссийской гигиенической выставки в Петербурге, а в период первой мировой войны руководил военно-санитарным отделом Московского городского управления.
С первых дней Великой Октябрьской социалистической революции А. Н. Сысин стал активным! организатором и строителем советского здравоохранения, являясь первым руководителем санитарно-эпидемиологического отдела Наркомздрава. При
его непосредственном участии были выработаны первые санитарные и противоэпидемические законы: «Об обязательном оспопрививании» (1918), «О борьбе с сыпным тифом» (1919), «Жилищно-санитарный закон» (1919), «Закон о санитарных органах республики» (1922).
Одновременно с организационной работой Алексей Николаевич развил большую научную и педагогическую деятельность, на которую с 1931 г. перешел полностью.
Работая долгие годы в Москве, А. Н. Сысин никогда не забывал о родном городе. Он часто приезжал в Горький, выступал на съездах и совещаниях. В 1946 г. он руководил первым съездом санитарных врачей Горьковской области и выступил на нем с замечательной речью, посвященной перспективам развития санитарного дела в СССР, которая запомнилась всем участникам съезда.
До последнего дня своей жизни А. Н. Сысин возглавлял Институт общей и коммунальной гигиены, который был им организован.
А. Н. Сысину принадлежит более 250 научных работ. Наибольшее значение имеют труды, посвященные гигиене жилища, водоснабжения, планировке населенных мест и акклиматизации населения. «Учебник гигиены» и «Справочник санитарного врача» А. Н. Сысина явились постоянными настольными руководствами для нескольких поколений санитарных врачей.
Необыкновенно скромный и отзывчивый человек, высокопринципиальный и богато одаренный, глубоко преданный делу Родины, Алексей Николаевич всей своей жизнью и трудом показал пример врача, ученого, патриота и гуманиста.
Поступила 26/111 1979 г.
Методы исследования
УДК 613.645-07:612.014.44
Канд. мед. наук Л. А. Гвозденко, проф. М. В. Соколов, канд. техн. наук В. Н. Примак, А. С. Кузина,
Н. С. Шишкина
О МЕТОДАХ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОПТИЧЕСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ
Институт гигиены труда и профзаболеваний Министерства здравоохранения УССР, Киев; Институт биологической физики АН СССР, Пущино
Расширение диапазона температур и источников оптического излучения (ОИ), применяемых в промышленности и быту, привело к изменению интен-сивностей и спектрального состава излучения, воздействующего на обслуживающий персонал. В спектре излучения современных источников, помимо инфракрасного (ИК) излучения, широко представлены видимая и ультрафиолетовая (УФ) части излучения оптического диапазона. При этом интенсивности излучения, как интегральные, так и по спектру значительно превышают те, к которым человек адаптировался в процессе эволюции.
В таких условиях особое значение приобретает разработка единых методов оценки излучения в условиях его использования, а также биологического действия на организм. В связи с этим необходимы изучение реальной опасности ОИ новых и источников для состояния здоровья лиц, подвер-' гающихся облучению, и регламентация условий их труда.
Применяющиеся в гигиенической практике для оценки теплового излучения приборы (актино-
метры ЛИОТ, ЛИГТ, пиранометры и др.) дают возможность измерять интегральную интенсивность тепловой части потока излучения. Интенсивность УФ-излучения в фотобиологии определяют с помощью фотометров (эрметров, бактметров), спектральная чувствительность которых приближена к кривой спектральной эффективности, описывающей тот или иной биологический эффект (эритемный, бактерицидный) при некоторых стандартных условиях. Такие приборы удобны для оценки ожидаемого биологического эффекта, поскольку область их чувствительности совпадает с диапазоном длин волн ОИ, где наблюдается интенсивное развитие данного эффекта. При этом остальная часть спектра рассматривается как модифицирующий фактор. Фотометры малоэффективны при исследовании истинных параметров поля ОИ, действующего на биологический объект, в связи с чем необходимы радиометрические и спектральные измерения. Следует отметить, что измерение ОИ производственных источников (включая ИК-область) и расчет распределения энергии по спектру в каждом случае