Научная статья на тему 'A.H. СЫСИН В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ'

A.H. СЫСИН В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «A.H. СЫСИН В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ»

3. Для широкого применения в школе следует рекомендовать светильники отраженного света для ламп накаливания и люминесцентные •светильники с экранирующей решеткой и лампами типа БС.

4. Наблюдения подтвердили физиологическую обоснованность нормируемых уровней освещенности в классах.

Поступила 30/V 1961 г.

HYGIENIC ASSESSMENT OF A NEW SCHOOL LIGHTING EXPERIMENTAL

INSTALLATION

Z. A. Skobareva

The article gives a hygienic assessment of new types of lighting installations for class-rooms. The investigations showed that the experimental installations with incandescent and luminescent lamps created good lighting conditions, in compliance with the requirements of existing standards, in the class-room as a whole, but insufficiently intense at the blackboard. Physiological tests revealed no significant visual strain in school children during classes Under the new lighting conditions. For wide use in schools reflected light lampshades may be recommended for incandescent lamps and lattice screen shades for luminescent lamps and type BS lamps. The work performed has confirmed the physiological background of the existing lighting standards for class-rooms.

-Й- -й- -ЙГ

А. Н. СЫСИН В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

Проф. И. И. Беляев Из Горьковского медицинского института имени С. М. Кирова

В конце прошлого века в России получила широкое развитие земская медицина, являвшаяся, по словам Ф. Ф. Эрисмана, сокровищем, которому нет ничего подобного в Западной Европе. История земской медицины богата подвигами врачей-энтузиастов, самоотверженно боровшихся за здоровье народа.

«Каждый, кто пережил эту эпоху, знает, каких необычайных трудов, каких громадных усилий стоило врачу того периода, болевшему сердцем о нуждах крестьянства, проводить хотя бы малейшие улучшения, — писал 3. П. Соловьев. — Ветеран земской медицины доктор И. И. Моллесон был прав, когда говорил, что земский санитарный врач, когда он захочет развить свою деятельность, располагает только пятью пальцами своей правой руки, которой он пишет доклады для земского собрания» (3. П. Соловьев. «Профилактические задачи лечебной помощи»). Полное равнодушие, которое проявляло к насущным нуждам народа царское правительство, произвол местного начальства, прямое противодействие санитарным мероприятиям со стороны хозяев предприятий — все это делало работу врача, в особенности врача-гигиениста, по существу бесперспективной.

Далеко це все честные и преданные интересам народа русские врачи видели тот путь, которым можно вывести страну из беспросветного тупика, — путь социалистической революции. Лишь немногие боролись не только за частные мелкие реформы, но и активно вступали на дорогу революционной борьбы. К этой передовой группе принадлежали Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев, М. Ф. Владимирский, С. И. Мицкевич, брат В. И. Ленина — Д. И. Ульянов. К их числу относился и А. Н. Сысин. Это они без страха выступали с убийственной критикой буржуазных общественных отношений, порождающих нужду и болезни трудового народа, это они самоотверженно боролись за улучшение труда, условий и быта простых людей, они создавали славное имя русской медицине.

Работая в составе различных, земских учреждений, передовые врачи-революционеры придавали деятельности этих учреждений прогрессивную направленность. Одной из таких передовых и прогрессивных организаций было санитарное бюро Нижегородской губернии. В нем работали в разное время такие выдающиеся деятели земской медицины, как Н. А. Семашко, М. Ф. Владимирский. Большую роль в развитии санитарного дела в Нижегородской губернии сыграл А. Н. Сысин.

А. Н. Сысин родился в Нижнем Новгороде в 1879 г. Здесь он вырос, учился в гимназии, в течение ряда лет работал. В трудных условиях прошли его молодые годы. Еще будучи гимназистом, он был вынужден помогать семье. По рассказам его брата Михаила Николаевича, Алексей Николаевич всегда был чем-то занят: читал, хлопотал по хозяйству, бегал по урокам. Окончив нижегородскую гимназию в 1897 г., А. Н. Сысин поступил на медицинский факультет Московского университета. Вскоре по всей стране развернулось студенческое движение, направленное против реакционного засилия и аракчеевского режима в высших учебных заведениях. Как активный участник этого движения А. Н. Сысин был летом 1901 г. выслан в Нижний Новгород. Вместе с другими студентами, высланными сюда же, он включился в подпольную работу нижегородских рабочих и стал одним из организаторов и участников революционного студенческого кружка. Члены кружка издавали листовки, прокламации, выступали на нелегальных собраниях, читали доклады и рефераты в рабочих революционных кружках. Осенью 1901 г. А. Н. Сысину было поручено руководство одним из таких кружков в Сормове. В кружке изучались вопросы политической экономии, давалась характеристика капиталистического способа производства, велись беседы по истории рабочего движения. «В этих занятиях мы учили друг друга, рабочие и студенты, и эта взаимная школа была, может быть, самой интересной школой жизни», — писал впоследствии А. Н. Сысин в своих воспоминаниях «Из прошлого» В феврале 1902 г.' А. Н. Сысин был арестован и заключен в нижегородский острог, где просидел около года, после чего был выслан по этапу в Восточную Сибирь.

Лишь в 1905 г. А. Н. Сысин был освобожден и возвратился в Нижний Новгород. Сюда он попал в самый разгар революционных событий и сразу же включился в работу Нижегородского комитета социал-демо-кратов. Вскоре А. Н. Сысину пришлось выступать на митинге рабочих Сормовского завода во время забастовки, начавшейся в связи с объявлением военного положения в Кронштадте. В период декабрьского вооруженного восстания А. Н. Сысин выступал на митинге сормовичей вторично.

Затем последовал новый арест. Революционная борьба, тюрьма, ссылка, снова активная борьба и новый арест — таковы были революционные «университеты» ученого. Только в 1908 г. ему удалось закончить университет. Получив диплом, А. Н. Сысин был назначен на должность участкового земского врача в Саратовскую губернию. Затем его перебросили на борьбу с холерой в Екатеринославскую губернию. С 1910 г. А. Н. Сысин снова в Нижнем Новгороде. Он был назначен начальником губернского санитарного бюро.

Нижний Новгород был в это время одним из самых отсталых в санитарном отношении городов России. Промышленные предприятия размещались в тесных, плохо освещенных, грязных помещениях. Среди рабочих были широко распространены профессиональные заболевания. Трудящиеся ютились в неблагоустроенных, тесных домишках. Городские власти, представленные именитым купечеством и дворянско-чинов-ничьей верхушкой, строго и последовательно проводили в жилищном

> Материалы по истории революционного движения. Ред. В. Т. Илларионов, 11920.

вопросе классовый принцип. В нагорной благоустроенной части города строили осо'бняки, красивые здания, рассаживали сады. Заречье — район трудового населения — состояло из маленьких деревянных перенаселенных домишек. Значительная часть рабочего населения жила в ночлежках. В одном из отчетов о санитарном обследовании ночлежек состояние их характеризовалось следующим образом: «Грязь в них поражающая: полы, стены, потолки грязны до невозможности. Масса клопов, тараканов, мусор, удушливая атмосфера, пропитанная вонью от ретирад. В каждой ночлежке имеется обеденный стол, но ночлежники почти никогда на нем не обедают (это большая роскошь для них), они питаются обыкновенно из обжорного ряда рубцом, печенкой, хлебом, картофелем, сухими лещами и т. п., которые съедают тут же на месте покупки или же в закусочной, трактире (шалманы). В этих же шалманах ночлежники обыкновенно и чай пьют, а стол в их комнате находится только для украшения... Спят чернорабочие или на голом полу вповалку, мужчины, женщины, дети вместе, или на грязных, рваных подстилках, которыми чаще всего служат мешки или рогожи, а при постоянной смене жильцов во многих квартирах больные нередко-ночуют бок о бок вместе со здоровыми и заражают этих последних».

Водопровод, существовавший с 1847 г., обслуживал лишь незначительную часть населения. Мощность его составляла в этот период всего лишь 10 000 м3 в сутки. Канализации в современном понимании этого слова в городе не было. Очистку города производили ассенизационные обозы, которые располагали несколькими десятками лошадей. Естественно, что обеспечить своевременность вывоза нечистот и отбросов этот мизерный транспорт не мог и территория города систематически загрязнялась, что способствовало росту заболеваемости населения.

Очень мало было бань и парикмахерских. Совершенно отсутство-.вали прачечные.

Не случайно поэтому Нижний Новгород, да и вся Нижегородская губерния всегда были неблагополучными в эпидемическом отношении. По данным периода, предшествовавшего войне 1914—1918 гг., здесь ежегодно регистрировали на 10 000 населения 15,6 случая брюшного тифа, 1,7 случая сыпного тифа, 3,1 случая натуральной оспы, 21,5 случая дизентерии. Это все при далеко не полной и не совершенной регистрации заболеваемости! Широкое распространение имели социальные болезни: туберкулез, сифилис, алкоголизм. Последнему способствовало то, что в Нижнем Новгороде было около 100 ресторанов и трактиров и более 20 официальных публичных домов.

Оказывать полноценную и квалифицированную медицинскую помощь населению было некому, так как все расходы городской управы на здравоохранение составляли в среднем 1 р. 72 коп. на одного жителя в год.

Стационарный фонд был представлен двумя больницами на 164 койки. Имелось еще 5 амбулаторных учреждений. Силы санитарно-эпидемиологической организации были ничтожно малы. Вся губерния имела 6 санитарных врачей, из них 3 работали по обслуживанию Нижнего Новгорода.

В таких трудных условиях и пришлось работать А. Н. Сысину. Здесь развернулась его активная деятельность — деятельность врача-профилактика, организатора, общественника. Сохранившиеся материалы свидетельствуют о высокой эрудиции и незаурядных организаторских способностях А. Н. Сысина. В первые же месяцы работы он принял участие в решении вопроса об улучшении медицинской помощи беспризорным детям. В имевшемся тогда приемнике для подкидышей умирало большинство поступавших туда детей, что не могло не волновать медицинскую общественность. На V губернском съезде

А7

земских врачей в 1910 г. вопрос о подкидышах был подвергнут горячему обсуждению, в котором участвовал и А. Н. Сысин. Съезд принял решение принимать детей в приют вместе с матерями. Для приюта было ■отведено хорошее помещение (здание нынешнего педиатрического института). Положение значительно улучшилось.

Но А. Н- Сысина не покидала мысль об улучшении медицинской помощи всем детям, а также неизлечимым, необеспеченным больным, инвалидам, пострадавшим на производстве. Стремясь привлечь к этим вопросам внимание широкой общественности, А. Н. Сысин выступает на страницах «Нижегородского ежегодника» (1912) с обширной.статьей «Задачи и средства общественного призрения», в которой развивает острые социальные проблемы. «Главную роль в помощи всем этим людям, — писал А. Н. Сысин, — должно играть государство. Необходимы законы о коротком рабочем дне, об обязательной и бесплатной помощи рабочим, о строгом санитарном надзоре за помещениями фабрик, мастерских и экономий, о запрещении ночных работ и сверхурочных, о запрещении труда малолетних детей и т. д.». С течением времени деятельность А. Н. Сысина становилась все более и более разнообразной. Много внимания он уделял медико-санитарному обслуживанию крестьянства. «Главная работа губернского земства, — говорил А. Н. Сысин в одном из своих выступлений на земском съезде, — должна быть направлена на уезды».

Пытаясь систематизировать те отрывочные и разрозненные попытки, которые делались в Нижнем Новгороде по созданию местного санитарного законодательства, А. Н. Сысин публикует работу «Об издании .обязательных санитарных постановлений для Нижегородской губернии» (1912).

Серьезное значение придавал А. Н. Сысин санитарному просвещению и сам был активным пропагандистом и агитатором. За время работы в Нижнем Новгороде он выпустил несколько популярных брошюр и ряд статей, например «Всероссийская лига борьбы с чахоткой (туберкулезом)», «Война и народное здоровье» и др. Особый интерес представляют статьи, написанные им после поездки в заграничную командировку. Подробно описывая Дрезденскую гигиеническую выставку, бывшую в свое время выдающимся событием в жизни мировой медицинской общественности, и отдавая должное всему показанному там, А. Н. Сысин подчеркивает вместе с тем, что «земская техника и практика не связаны здесь (в России. — И. Б.) какими-либо уже установившимися в этом отношении традициями прошлой работы и свободно могут брать все лучшее из Западной Европы».

С замечательным искусством революционера-подпольщика, привыкшего к преследованиям цензуры, но желающего сказать подлинную правду, А. Н. Сысин делает ряд замечаний, критикующих капиталистическую систему. Вот образец такой критики. «Зритель наглядно убеждается, как много он съедает пищи в течение года, когда он видит громадную бочку воды, целые ящики картофеля (175 кг), корзины хлебных запасов (250 кг) и т. д., показывающих действительное количество потребленных им в течение года продуктов. Смотря на эти заманчивые груды пищи, необходимые всякому здоровому нормальному человеку, невольно приходится сравнивать эти „нормы" с действительной жизнью, с жизнью и питанием реальных людей, жизнью крупных больших центров с их армией безработных и голодного люда, с вымирающими от недоедания целыми поколениями. Наука, гигиена и жизнь еще далеки друг от друга».

Весьма характерны те замечания, которые сделал А. Н. Сысин по поводу недостатков в организации выставки: «...именно то, что к участию в выставке не были привлечены другие, более живые и ближе стоящие к жизни общественные силы в виде, например, профессиональ-

пых рабочих союзов» (Дрезденская выставка по гигиене. Изд. «Волгарь», Нижний Новгород, 1912).

Следует упомянуть о том, что А. Н. Сысин, выступавший на выставке с докладом, был награжден почетным дипломом. Необходимо отметить также, что А. Н. Сысин успешно представлял Нижегородскую санитарную организацию и на Всероссийском Пироговском совещании врачей (1912).

Недолго, однако, пришлось поработать А. Н. Сысину в Нижнем Новгороде. Уже в 1913 г. его избрали на должность городского санитарного врача Москвы.

После Великого Октября А. Н. Сысин был назначен заведующим, санитарно-эпидемиологической секцией Народного комиссариата здравоохранения. Работая в Наркомздраве в качестве ближайшего соратника и помощника Н. А. Семашко и 3. П. Соловьева, он сыграл большую роль в создании санитарно-эпидемиологической организации страны, в развитии советского санитарного законодательства.

Как в этот период своей деятельности, так и в последующем, когда А. Н. Сысин стал одним из крупнейших ученых нашей страны, академиком, он оставался прежним, скромным, удивительно простым и доЛ ступным человеком.

Никогда не забывал он родного города, не раз бывал в Нижнем Новгороде—Горьком, неоднократно выступал на совещаниях и конференциях санитарных врачей. В 1946 г. А. Н. Сысин, приехав в Горький вместе с В. А. Рязановым, руководил I Областным съездом санитарных врачей и выступил на нем с замечательной речью, посвященной перспективам развития санитарного дела в стране.

Участникам съезда хорошо запомнились заключительные слова А. Н. Сысина, процитировавшего Гёте: «. . . жизни годы Прошли не даром. Ясен предо мной Конечный вывод мудрости земной: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой».

А. Н. Сысин призывал всех участников съезда жить и работать так, чтобы можно было поставить эти вдохновенные строки девизом своей жизни.

Сам он жил и работал именно так.

Поступила 24/1У 1961 г.

£ £ &

4 Гигиена и санитария, № 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.