4. Описанные интоксикации возникали при несоблюдении правил инструкции по безопасному применению ядохимикатов. В связи с этим санитарным органам необходимо строго следить за выполнением всех требований инструкции и обеспечением работающих (трактористов, заправщиков, сигнальщиков и др.) индивидуальными защитными приспособлениями (очки, респираторы и пр.) и спецодеждой (накидки, комбинезоны, резиновые сапоги).
ЛИТЕРАТУРА
К а г а н Ю. С. Гиг. и сан., 1957, № 7, стр. 15. — К а г а н Ю. С., К у н д и е в Ю. И.. Троценко М. А. Там же, 1958, №6, стр. 25— К а г а н Ю. С. В кн.: Гигиена, токсикология и клиника новых инсектофунгицидов. М., 1959, стр. 187. — К р ю ч к о-в а В. А. В кн.: Материалы к объединенной научной сессии по хлопководству. Ташкент, 1957, т. 2, стр. 345. — Спыну Е. И. Тезисы докл. научной сессии Киевск. научно-исслед. ин-та гигиены труда и профзаболеваний, посвящ. вопросам гигиены труда в сельском хозяйстве. Киев, 1953, стр. 34. — Стацек Н. К. Тезисы докл. конференции молодых научных работников Ин-та гигиены труда и профзаболеваний. М., 1957, стр. 31.
Поступила 18/1У 1961 г.
COMPARATIVE EVALUATION OF WORKING CONDITIONS DURING COTTON-PLANT TREATMENT WITH MERCAPTOPHOSE, METHYLSYSTOX AND
COMPOUD M-81
Kh. Z.Lyubetsky, K. Y a. Vengerskaya
A threefold treatment of cotton-plants with chemical compounds may create health hazardous conditions for field workers, especially, tractor drivers. Cases of intoxications have occurred as the result of 'disregarding safety regulations for the use of poisonous chemical compounds.
ft ft ft
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСТАНОВОК НОВОГО ШКОЛЬНОГО ОСВЕЩЕНИЯ
Младший научный сотрудник 3. А. Скобарева Из Института общей и коммунальной гигиены имени А. Н. Сысина АМН СССР
Доказано, что одной из важных причин, вызывающих излишнее напряжение зрения школьников, является недостаточное и неправильно устроенное освещение учебных помещений. Значительная часть занятий в школах проходит при искусственном освещении, что обусловлено светоклиматическими особенностями центральных и северных районов Советского Союза, многосменностью занятий в большинстве школ, приготовлением домашних заданий и проведением различных мероприятий.
Изучение искусственного освещения в школах показывает, что действующие нормы освещения (СНиП-1954, СНиП-1959) не выдерживаются. Используются в основном лампы накаливания, освещенность на партах нередко достигает 75 лк (при норме 150 л/с), на досках освещенность еще ниже. Лампы применяются чаще всего в арматуре из молочного и матового стекла, которую нельзя признать рациональной для школ, так как «шар» поглощает значительную часть света, а «лю-цетта» создает неравномерность освещения и большие яркости в поле зрения учеников. Часто встречаются открытые лампы.
Электроарматура не позволяет создать нормируемые с 1954 г. уровни освещенности в классах, соблюдая необходимое ограничение предельной яркости светильников (не выше 2000 нит).
Рис. 1. Внешний вид новых светильников с лампами накаливания.
А — светильник СК-300 преимущественно отраженного света, нижнее кольцо перекрыто молочным стеклом (московский завод «Электросвет»); Б — ленинградский светильник КСО-1 полностью отраженного света; снизу лампа экранирована металлической чашей; В— светильник КС-1 полностью отраженного света; в светильнике применяются лампы с зеркализованной колбой (САКБ исполкома Моссовета).
Успехи в области светотехники за последние годы, разработка и выпуск новых и экономичных источников света с большой световой отдачей и новых типов светильников с рациональным светораспреде-
лением, небольшой яркостью светящихся поверхностей и высоки^ коэффициентом полезного действия создают технические возможности для улучшения искусственного освещения в школах путем создания принципиально новых, рациональных с гигиенической точки зрения осветительных установок <в классах, причем не только с лампами накаливания, но и люминесцентными.
В настоящее время для освещения класса разработаны светильники отраженного света с лампами накаливания (рис. 1, А, Б, В) и специальные светильники рассеянного света с люминесцентными лампами (рис. 2, А, В, В). Для сравнения различных типов новых светильников и их всесторонней оценки в классах одной из московских школ (школа № 141 Ленинградского районного отдела народного образования) оборудованы экспериментальные осветительные установки. На этой базе изучалось 9 осветительных установок (одна широко распространенная в школах осветительная установка с лампами накаливания мощностью по 150 вт в цельных «люцеттах» молочного стекла и 8 экспериментальных установок с новыми светильниками для ламп накалива-
Рис. 2. Внешний вид новых люминесцентных светильников. А — ШОД-2-80 (ВНИСИ); лампы экранируются металлической решеткой; Б — ШОД-1-2-40 (ВНИСИ); сверху видны лампы накаливания, заменяющие дроссели; установка бесшумная; В — АОД-2-40 (Рига); лампы перекрыты органическим стеклом.
ния и для люминесцентных ламп). Новые светильники рассчитаны на применение ламп мощностью 300 вт и делятся на светильники полностью отраженного света (ленинградские светильники КСО-1, светильники САКБ исполкома Моссовета КС-1) и светильники преимущественно отраженного света (конструкции московского завода «Электросвет» имени П. Н. Яблочкова СК-300). Осветительные установки с люминесцентными лампами также различаются по системе распределения света и мощности ламп (светильники АОД-2-40 со светорассеивающим стеклом, светильники ШЛДС, ШОД-2-40, ШОД-1-2-40 и ИЮД-2-80 с экранирующими решетками и лампами мощностью 30, 40 и 80 вт).
Обследование показало, что по уровню освещенности на партах все экспериментальные осветительные установки позволяют выполнить требования норм СНиП-1959. Однако освещенность на классных досках по-прежнему остается ниже нормированной (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика экспериментальных осветительных установок
Тип светильника Расположение светильников в классе Удельная МОП носгь установки вт/м1 Освещ на пар Е ср. ?нность тах, лк Е мин. Коэффициент неравномерности ^.^макс. Освещенность, на доске и Е , ля-мин.
КС-1 КСО-1 СК-300 «Люцетты» молочного стекла Ос веще 2 ряда по 3 . . . 2 » » 3 . . . 2 » » 3 . . . 2 » » 3 . . . ние лампами 36 36 36 18 накалш 160 166 177 95 И НИЯ 115 123 123 75 1,60 1,65 1,75 2,95 70 71 89 60
Освещение люминесцентными лампами
ШЛДС 2 линии по 8 . . 23 316 260 1,40 126
ШОД-2-40 3 » » 5 . . 28,8 423 300 1,85 177
ШОД-2-80 2 » » 4 . . 28,8 374 280 1,60 165
ШОД-1-2-40 3 » » 6 . . 41,8 386 316 1,37 177
АОД-2-40 3 » » 5 . . 28,8 386 268 1,70 153
Примечание. Минимальная освещенность наблюдается только на последней парте у окна.
Таким образом, применение новых светильников требует специального подсвета классной доски местными светильниками в виде софитов или дополнительными потолочными светильниками с направленным световым потоком.
В настоящее время вопросу о соотношении яркостей уделяется большое внимание, так как оно характеризует с качественной стороны условия освещения и зрительной работы (постоянная напряженная переадаптация при резкой разнице яркостей в поле зрения способствует быстрому утомлению зрения). В отечественной литературе критерии для оценки соотношения яркостей не установлены.
Полученные соотношения яркостей при экспериментальных осветительных установках- выгодно отличаются от американских рекомендаций (табл. 2). По всем показателям, кроме «парта—тетрадь», они менее резкие. При показателе «парта—тетрадь» большая разница яркостей объясняется очень темной окраской школьных парт и столов (черные и темно-зеленые).
Изучалось утомление зрения в процессе учебной работы школьников без какой-либо специальной зрительной нагрузки. Наблюдения
4Ь
Таблица 2
Соотношения яркостей в классах с экспериментальными осветительными установками
Соотношение яркостей
Тип светильника между Яркость све-
между тет- между тет- между све- наибольшей и тильника под
радью и радью и по- тильником и наименьшей углом, нит
партой толком фоном яркостью на
потолке
КСО-1....... 12:1 1:2,4 3,5:1 3040(45 )
СК-300 ....... 26:1 1:22,5 2:1 72:1 3050 (0 )
«Шар» диаметром
350 мм ....... 13:1 1:1,1 40:1 3:1 4000 (0—60-
ШЛДС....... 13:4 1:1,1 13:1 4:1 2650 (О3)
820 (60")
ШОД-2-40..... 23:1 1:1,5 9:1 9:1 2960 (0°)
НЮД-2-80..... 50:1 1:2,5 7:1 12,5:1 640(60 )
ШОД-1-2-40..... 12:1 1:2,5 3,5:1 9:1 —
АОД-2-40 •..... 17:1 1:0,9 11:1 4:1 —
2240 (О3)
Рекомендации США . 3:1 1:10 20:1 40:1 —
проводились за учащимися двух классов, один из которых занимался в первую смену (56), другой — во вторую (4а). В каждом классе было отобрано и ознакомлено с методикой работы 12 учащихся, сидящих на разных рядах и разных партах. Динамика зрительных функций каждого исследуемого изучалась в течение недели при определенной осветительной установке. Так как от недели к неделе расписание уроков и зрительная нагрузка учащихся существенно не менялись, имелась возможность сравнивать между собой показания исследуемых при разных видах освещения. Общая продолжительность наблюдений при каждом виде освещения составляла 3—4 недели, после чего всех учащихся переводили в помещение с другими светильниками, причем п каждом классе их рассаживали на определенные места.
Наблюдения за изменениями зрительных функций исследуемых проводили 3 раза в течение дня — до уроков, на большой перемене и после уроков.
Обработка данных показала, что изменения зрительных функций исследуемых носили общий характер. Это дало возможность усреднить показания исследуемых по каждому виду освещения, что облегчило графическое изображение полученных данных (рис. 3). По вертикали на графиках отложены уровни зрительных функций в относительных единицах, по горизонтали — время наблюдения. Уровень зрительных функций до уроков всюду принят за 100 (рис. 4).
Наши наблюдения показывают, что в то время как занятия в условиях освещения, обычного для школ в настоящее время («люцетты» молочного стекла с лампами по Л50 вт), приводят к снижению зрительных функций учащихся к концу учебного дня в среднем на 10—12%, .при занятиях в условиях нового освещения классов снижения зрительных функций не наблюдается. У большинства учащихся повышение зрительных функций начинается со 2—3-го урока и остается на высоком уровне до конца занятий, что мы расцениваем как преобладание процесса врабатываемости над нарастанием зрительного утомления школьников. Это наблюдается как в классах, освещенных новыми светильниками с лампами накаливания, так и в классах с люминесцентным освещением.
Из светильников с лампами накаливания наиболее удобны светильники полностью отраженного света (КСО-1 и КС-1). Однако, учитывая
техническое несовершенство светильника К.СО-1 и отсутствие массового выпуска ламп с зеркализованной колбой для светильника КС-1, мы рекомендуем для освещения классов светильник СК-300 как наиболее доступный, выпускаемый в массовом количестве и создающий хорошие условия освещения.
Рис. 3. Динамика зрительных функций при освещении класса светильниками с лампами накаливания.
Л — видимость; Б — устойчивость ясного видения.
" ь
Рис. 4. Динамика зрительных функций при освещении класса люм1: несцентными светильниками. А — видимость; Б — устойчивость ясного видения.
При оценке осветительных установок с люминесцентными лампами некоторое снижение зрительных функций наблюдалось в классе со светильниками Московского завода ламп дневного света (ШЛДС). Это можно объяснить несколько более низкими уровнями освещенности на партах, чем при других типах люминесцентных светильников, а также тем, что во время эксперимента в светильниках ШЛДС горели лампы типа ХБС-30 (холодного белого света), имеющие несколько более холодный спектр излучения, чем лампы типа БС (белый свет), применяв-
шиеся во всех других установках. Необходимо заметить, что при опросе школьников и учителей об удобствах работы при новых видах освещения только лампы типа ХБС-30 не получили одобрения. Отсюда можно сделать вывод, что при люминесцентном освещении лучше применять в классах лампы типа БС.
Учителя и учащиеся, занимавшиеся в условиях экспериментального освещения, дали положительную оценку новым системам освещения, в том числе и люминесцентному.
Кроме указанных исследований, утомление зрения школьников определялось при условиях освещения, не отвечающих требованиям норм СНиП-1959. Наблюдения показали, что при снижении освещенности и сохранении остальных условий освещения класса неизмененными уровень зрительных функций исследуемых к концу занятий снижался на 8—12%. Следовательно, высокие уровни освещенности в классах, предусмотренные нормами школьного освещения для светильников с лампами накаливания и для люминесцентных светильников, физиологически оправданы. ■ Иначе говоря, при соблюдении остальных условий правильной зрительной работы школьников (рационально составленного расписания уроков, правильно подобранных парт, хорошего качества школьных пособий и пр.) искусственное освещение класса, выполненное в соответствии с требованиями норм СНиП-1959, по-видимому, не должно служить причиной повышенного зрительного утомления школьников. Светильник СК-300, признанный рациональным для освещения классов и выпускаемый в массовом количестве московским заводом «Электросвет» имени П. Н. Яблочкова, находит в настоящее время все более широкое распространение.
Опыт применения светильников СК-300 в школах Мурманска и Мончегорска показывает, что при помощи этого и подобных ему светильников может быть решен вопрос о рациональном переоборудовании освещения в школах. Учащиеся и педагоги, занимавшиеся в период полярной ночи с освещением классов светильниками СК-300, дали высокую оценку этой новой осветительной установке. Около 300 человек заполнили специальные карты опроса. Все они высказались за применение новых светильников. Они отмечают, что в условиях нового освещения значительно лучше видно написанное на доске и в тетради. Некоторые педагоги отмечают уменьшение утомления у школьников к концу уроков, повышение у них внимательности при работе. Новые условия освещения сравнивались с освещением других классов школы лампами накаливания в «люцеттах» молочного стекла.
Школьные люминесцентные светильники типа ШЛДС и ШОД-2-40 также следует рекомендовать для применения в школах, тем более что люминесцентное освещение является, безусловно, желательным как с гигиенической, так и с экономической точки зрения. Однако широкое распространение люминесцентного освещения в настоящее время задерживается из-за отсутствия бесшумных пуско-регулирующих приспособлений к лампам и некоторой сложности эксплуатации установки. Люминесцентное освещение следует внедрять в школах-новостройках крупных городов.
Выводы
1. Исследования показали, что экспериментальные осветительные установки с лампами накаливания и с люминесцентными лампами создают в классе хорошие условия освещения, соответствующие требованиям действующих норм, кроме уровней освещенности на классной доске.
2. Физиологические исследования не выявили выраженного утомления зрения у школьников при занятиях в новых условиях освещения.
3. Для широкого применения в школе следует рекомендовать светильники отраженного света для ламп накаливания и люминесцентные •светильники с экранирующей решеткой и лампами типа БС.
4. Наблюдения подтвердили физиологическую обоснованность нормируемых уровней освещенности в классах.
Поступила 30/V 1961 г.
HYGIENIC ASSESSMENT OF A NEW SCHOOL LIGHTING EXPERIMENTAL
INSTALLATION
Z. A. Skobareva
The article gives a hygienic assessment of new types of lighting installations for class-rooms. The investigations showed that the experimental installations with incandescent and luminescent lamps created good lighting conditions, in compliance with the requirements of existing standards, in the class-room as a whole, but insufficiently intense at the blackboard. Physiological tests revealed no significant visual strain in school children during classes Under the new lighting conditions. For wide use in schools reflected light lampshades may be recommended for incandescent lamps and lattice screen shades for luminescent lamps and type BS lamps. The work performed has confirmed the physiological background of the existing lighting standards for class-rooms.
ft ft ft
А. Н. СЫСИН В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ
Проф. И. И. Беляев Из Горьковского медицинского института имени С. М. Кирова
В конце прошлого века в России получила широкое развитие земская медицина, являвшаяся, по словам Ф. Ф. Эрисмана, сокровищем, которому нет ничего подобного в Западной Европе. История земской медицины богата подвигами врачей-энтузиастов, самоотверженно боровшихся за здоровье народа.
«Каждый, кто пережил эту эпоху, знает, каких необычайных трудов, каких громадных усилий стоило врачу того периода, болевшему сердцем о нуждах крестьянства, проводить хотя бы малейшие улучшения, — писал 3. П. Соловьев. — Ветеран земской медицины доктор И. И. Моллесон был прав, когда говорил, что земский санитарный врач, когда он захочет развить свою деятельность, располагает только пятью пальцами своей правой руки, которой он пишет доклады для земского собрания» (3. П. Соловьев. «Профилактические задачи лечебной помощи»). Полное равнодушие, которое проявляло к насущным нуждам народа царское правительство, произвол местного начальства, прямое противодействие санитарным мероприятиям со стороны хозяев предприятий — все это делало работу врача, в особенности врача-гигиениста, по существу бесперспективной.
Далеко це все честные и преданные интересам народа русские врачи видели тот путь, которым можно вывести страну из беспросветного тупика, — путь социалистической революции. Лишь немногие боролись не только за частные мелкие реформы, но и активно вступали на дорогу революционной борьбы. К этой передовой группе принадлежали Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев, М. Ф. Владимирский, С. И. Мицкевич, брат В. И. Ленина — Д. И. Ульянов. К их числу относился и А. Н. Сысин. Это они без страха выступали с убийственной критикой буржуазных общественных отношений, порождающих нужду и болезни трудового народа, это они самоотверженно боролись за улучшение труда, условий и быта простых людей, они создавали славное имя русской медицине.