Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ III—IV КЛАССОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ УРОКОВ РУЧНОГО ТРУДА'

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ III—IV КЛАССОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ УРОКОВ РУЧНОГО ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г П. Сальникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHANGE OF THE FUNCTIONAL CONDITION OF THE ORGANISM OF PUPILS OF THE III —IV CLASS AFTER LESSONS OF MANUAL LABOUR

During lessons of manual labour, the activity of pupils consists mainly of physical labour which requires a large variety of movements and has a favorable effect on the functional condition of school children’s organisms. After lessons of manual labour, a definite improvement in the rate and quality of work done by the pupils and a better correlation between the processes of excitation and inhibition of the cerebral cortex has been noted. Lessons of manual labour which are methodically incorrectly organized (with an excess of theoretical material) do not have any favorable effect upon the functional condition of organisms of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ III—IV КЛАССОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ УРОКОВ РУЧНОГО ТРУДА»

условий труда, исходя только из преимущественных или средних низких показателей содержания вредных веществ в воздухе, но необходимо очень внимательно изучать и кратковременные повышения их и добиваться их устранения

3. Необходимо найти форму регулярных врачебных осмотров в порядке диспансерного обслуживания групп рабочих завода, которые хотя и не подлежат периодическим медицинским осмотрам, предусмотренным законодательством, но нуждаются во врачебном наблюдении по состоянию здоровья. Следует при этом иметь в виду, что состояние верхних дыхательных путей может в ряде случаев (раздражающие газы, пыль) быть одним из ранних показателей неблагоприятного влияния среды на здоровье и, таким образом, является сигналом для дальнейшего оздоровления условий труда, а в отдельных случаях для проведения индивидуальных лечебно-профилактических мероприятий.

4. В медико-санитарных частях химических заводов крайне необходимо организовать санацию верхних дыхательных путей рабочих, подвергающихся воздействию пыли и раздражающих газов (устройство ингаляториев и т. д.).

Поступила 18/V 1955 г.

PROPHYLACTIC EFFECT OF EXAMINATION OF THE UPPER RESPIRATORY TRACT OF LABOURERS OF A CHEMICAL PLANT

R. V. Borisenkova, candidate of medical Sciences, R. M. Ioffe, Z. S. Kaplun, candidate of medical Sciences, O. Ya. Mogilevskaya, candidate of medical Sciences

Examination of the upper respiratory tract of labourers of a chemical plant has shown that a considerable percentage of workmen had pathological changes of the upper respiratory tract. These affections did not keep them from working (rhinitis, pharyngitis, tracheitis) in the beginning but later they became the cause of a considerable loss of health.

Sanitary inspection of the workshops has shown that periodically, during short intervals, increased concentrations of toxic substances and dust have been noted, which could have caused the above-mentioned pathological conditions.

Therefore, a sanitary assessment of the working conditions should not be based on average concentration of toxic substances in the air. A careful study of the possible causes of these short period of increased concentration of gases and dust in the air should be carried out with subsequent elimination of the above-mentioned factors.

■fr "ЙГ

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ III—IV КЛАССОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ УРОКОВ

РУЧНОГО ТРУДА

Кандидат медицинских наук Г. П. Сальникова Из Института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР

Необходимым условием, обеспечивающим наиболее длительную и эффективную работоспособность человека, является рациональное чередование различных видов деятельности.

Можно предположить, что уроки ручного труда создают переключение деятельности, в результате которой «снимается усталость» и ча-

1 Приведенные соображения авторов дают основание поставить перед научными учреждениями и практическими работниками в области гигиены труда вопрос о возможности развития заболеваний верхних дыхательных путей под влиянием сернистого газа, аммиака и других раздражающих газов при длительном воздействии их в концентрациях ниже предельно допустимых, а также вопрос о влиянии на организм непостоянных, но повторяющихся выделений вредных газов. Ред.

стично восстанавливается работоспособность учащихся. Это объясняется вовлечением новых клеточных элементов коры головного мозга в активную деятельность, что обусловливает явление отрицательной индукции и создает относительный покой в ранее возбужденных клетках. Наблюдаемые на уроках признаки утомления школьников, как потягивание, потребность в частой перемене положения тела, подсказывают, что наиболее полное переключение деятельности будет тогда, когда наряду со сменой умственного труда на физический происходит еще и смена неподвижного положения тела на работу, представляющую возможность большого разнообразия движений.

Как показывают наблюдения врачей и педагогов, у учащихся III—IV классов начиная примерно со второй половины третьего урока в большей или меньшей мере ухудшаются внимание и память, снижается острота зрительных и слуховых восприятий, понижается работоспособность. Применением методик, позволяющих улавливать изменения в функциональном состоянии организма учащихся, возможно с достаточной достоверностью отдифференцировать влияние уроков различных типов с преимущественно умственной и преимущественно физической нагрузкой.

Исследования проводились методом естественного гигиенического эксперимента, который позволил выявить реакции организма школьников в обычной обстановке класса, привычнон для них. Методики исследования были выбраны простые, не обременяющие учащихся, не требующие для применения много времени и специальных устройств, позволяющие проводить исследования до и после урока у сравнительно большого количества учащихся. В эти методики входили учет производительности работы, дозирование работы во времени, измерение тактильной чувствительности. Задания по учету производительности работы составлялись так, чтобы они подходили к заданиям, даваемым на уроках ручного труда. Так, на уроках по изготовлению различных изделий из бумаги школьникам в начале и в конце урока предлагалось вырезывание различных фигур; учитывался (в см) периметр сторон вырезанной фигуры в единицу времени и количество ошибок, т. е. точность вырезывания по пунктирной линии.

Дозирование работы во времени проводилось до и после урока ручного труда и для сравнения до и после урока русского языка и географии. Задание заключалось в том, что школьники в течение 2 минут вычеркивали из корректурных таблиц определенную букву. Затем вводилось дифференцировочное торможение, давалась словесная инструкция: «продолжай вычеркивать ту же букву, например и, но и нельзя вычеркивать, если перед и стоит буква а. Работа продолжалась еще 2 ¡минуты. В результате ее выполнения учитывалось количество просмотренных знаков и качество работы (ошибки и их характер: пропуски, исправление, растормаживание). Изменение соотношения количества всей работы к первой ее половине (до введения дифференцировки) может дать некоторое представление о подвижности нервных процессов (показатель К). Уменьшение количества второй половины работы свидетельствует о замедлении темпа работы после введения тормозного агента тем значительнее, чем больше утомился школьник.

Измерение тактильной чувствительности производилось на тыльной поверхности предплечья учащихся до и после урока труда. Регистрировалось минимальное расстояние, при котором прикосновение двух шариков (величина нажима их постоянна) ощущалось не как два, а как одно.

Методикой дозирования работы во времени было обработано 895 корректурных таблиц, методикой учета производительности занятий обработаны данные 414 исследований, измерений тактильной чувствительности произведено 216. Наблюдения проводились в четырех средних

школах Москвы на 23 уроках ручного труда и для сравнения «а 5 уроках по общеобразовательным предметам (2 по русскому языку и 2 по географии).

В тех школах, где производилась работа, учащиеся III и IV классов занимались во вторую смену. В III классах урок ручного труда по расписанию проводился на третьем или на четвертом уроке, в IV классах — на четвертом или на пятом уроке. Третьему и четвертому урокам предшествовали 15-минутные перемены, которые школьники обычно проводили в подвижных играх, но из здания школы на участок не выходили. Во время уроков соблюдались все основные гигиенические правила (достаточное осзещение, подбор парт по росту учащихся, правильная посадка, нормальный воздушно-тепловой режим), невыполнение которых повлекло бы за собой изменение реактивности организма учащихся.

Задания по ручному труду в III и IV классах были одинаковыми. Из бумаги и картона изготовлялись рамки и елочные украшения. Работа с тканью включала пришивание пуговиц, сшивание перочистки, вышивание русским и болгарским крестом.

Изучение изменения работоспособности методом дозирования работы во времени показало ее увеличение после урока ручного труда. Количество просмотренных знаков до и после урока колеблется мало, всего в пределах 1,5%, а количество ошибок значительно уменьшается—с 61,6 до 52,3 на 10 000 печатных знаков.

Приведенные данные подтверждают благоприятное влияние на динамику работоспособности учащихся переключения их деятельности, происшедшего на уроке ручного труда.

Исследования, проведенные при помощи учета производительности ручного труда в течение урока, показывают ее рост. Так, при неизменяющемся числе ошибок скорость выполнения одинакового задания в конце урока ручного труда в среднем увеличивается на 12%.

В целях сравнения была прослежена динамика работоспособности учащихся на уроках русского языка, географии и ручного труда. Для этого обычно проводимые по средам уроки ручного труда в III классе были заменены уроком русского языка, а в IV — географией. После урока ручного труда работоспособность учащихся III класса повысилась. Об этом свидетельствует как увеличение количества просмотренных знаков в корректурных таблицах, так и уменьшение количества ошибок. После урока чистописания у школьников наблюдалось снижение работоспособности, выразившееся как в уменьшении количества просмотренных знаков, так и в увеличении числа ошибок. Такая же закономерность в динамике работоспособности наблюдалась у школьников IV класса (табл. 1).

Таблица ]

Общее количество просмотренных знаков и сделанных ошибок

у учащихся 111 и IV классов после разных уроков ->

III класс IV класс

Показатели ручной труд русский язык ручной тр>д география

третий урок четвертый урок третий урок четвертый урок четвертый урок

Количество просмотренных знаков до урока после урока 19 627 21 448 56 655 55 8dl 25 361 22 205 С5 846 59 630 23 087 24 473 27 124 26 395

Количество ошибок на 10 000 печатных знаков до урока после урока 1 238 899 674 648 824 1 170 463 1 035 774 49о 501 962

Приведенные данные подтверждаются также и следующими протоколами исследований.

Протокол исследования № 1

16 марта 1955 г., III класс Третий урок — урок ручного труда В классе присутствует 39 учащихся

Задание— пришивание пуговиц Задание выполнено всеми, по отзы вам учащихся, мало интересно, работают прилежно, но во время работы переговариваются. .

Задание, предложенное до и после урока, по методике дозирования работы во времени, показало увеличение общего количества просмотренных знаков и уменьшение числа ошибок у 23 школьников.

Протокол исследования № 2

23 марта 1955 г., III класс Третий урок — урок русского языка В классе присутствует 39 учащихся

Задание — списывание с книги Задание выполнено всеми, по отзывам учащихся, мало интересно, работают прилежно, некоторые учащиеся переговариваются.

Задание, предложенное до и после урока, по методике дозирования работы во времени, показало уменьшение количества просмотренных знаков у 31 учащегося, а увеличение числа ошибок у 32 школьников

Таблица 2

Изменения работоспособности и коэффициента К у отдельных учащихся после уроков

ручного труда и русского языка

Ручной труд Русский язык

Учащиеся количество просмотренных знаков количество ошибок коэффициент К количество просмотренных 31ЫКОВ количество ошибок коэффициент К

«1 <0 я ее у а «а

о о. 0J to а с» «з о а. О О. v я о а. . * о U. а; «

о Ч о с. с о ч 5 о о о. с >, о ч 5 Я о о. с >. О ч 5 о о а с >> § и с >> § »а с

Саша А. 800 920 18 10 1 .3 1,5 1000 920 12 15 1,5 1,3

Вова Т. 1000 1093 4 3 1,7 1,9 972 992 2 4 1,8 1.6

Вера И. 821 750 6 — 1,7 2 869 870 1 4 1,8 1,7

Дима Б. 640 678 1 1 1,6 1.7 677 658 0 2 1,8 1.7

Ира М. 556 558 5 1 1,6 1,8 779 755 2 3 1,8 1,7

Вася Б. 699 761 3 0 1,9 833 740 4 6 1,7 1,5

Как видно из табл. 2, после уроков ручного труда у учащихся увеличивается количество просмотренных знаков, уменьшается число ошибок, повышается коэффициент К, у тех же учащихся после урока русского языка, стоявшего на том же месте в расписании, что и урок ручного труда, снижается количество просмотренных знаков, повышается число ошибок и уменьшается коэффициент К. После урока ручного труда на пропуски и неправильное вычеркивание букв падает 83%, а на растормаживание— 17% от общего количества ошибок, в то время как после русского языка количество ошибок, происшедших в результате растормаживания, увеличивается до 28%.

Работы К- М. Быкова, В. Н. Черниговского, Н. И. Красногорского и их учеников, а также П. П. Лазарева, С. В. Кравкова и др. убедительно доказали влияние коры головного мозга на интерорецепторы и их взаимосвязь. Исходя из этих работ, следует полагать, что наблюдавшиеся нами изменения в тактильной чувствительности учащихся после учебных занятий зависят от изменений, происшедших под влиянием этих занятий в функциональном состоянии центральной нервной системы и прежде всего в коре головного мозга.

После уроков ручного труда тактильная чувствительность увеличилась у 63 школьников (34%), а осталась без изменения у 74 школьни-

4 Гигиена ■ санитария, Мб 4д

ков (40%). Иные соотношения в изменении тактильной чувствительности у школьников наблюдались после уроков чистописания и географии. После этих уроков она понижалась у 25 из 39 обследованных, у 4 школьников оставалась без изменения, у двух — повышалась.

По-видимому, уроки ручного труда способствуют восстановлению функциональной работоспособности клеток коры головного мозга, следствием чего и является повышение чувствительности периферических концов анализаторов.

К сожалению, из-за невозможности изменения расписания нам не удалось проследить динамики работоспособности школьников одного и того же класса в зависимости от порядка чередования уроков. Изучение этого вопроса следует сделать специальной темой исследования.

На изменение работоспособности школьников большое влияние оказывает методика проведения уроков ручного труда.

Короткое 5—7-минутное объяснение, сопровождаемое показом, а далее самостоятельная работа учащихся под контролем преподавателя, проводимая в течение всего урока, оказывают благотворное влияние на работоспособность школьников. К таким урокам можно отнести изготовление картонных рамок различной формы по выбору учащихся, вышивание различными способами и т. д. В тех случаях, когда объяснение затягивается до 15 минут, а потом работа выполняется всеми учащимися одновременно по команде учителя, менее значительными были положительные сдвиги в функциональном состоянии нервной системы учащихся (табл. 3).

Таблица 3

Изменение показателей работоспособности учащихся в зависимости от методики проведения уроков ручного труда (в процентах от общего числа случаев)

Методика проведения урока

Показатели объяснение длинное, работу выполняют по команде учителя объяснение короткое, работа выполняется самостоятельно, задание интересно

работоспособности характер изменений

увеличение уменьшение осталось без из-менений увеличение уменьшение осталось без изменений

Количество сделанной работы ...... Количество допущенных ошибок .... Коэффициент К . - . 40 31 31 37 39 51 23 30 18 57 36 57 37 52 26 6 12 17

В качестве примера можно привести методику проведения урока, на котором школьники делали коробочку. Они должны были держать перед собой на вытянутых руках лист бумаги и в определенной последовательности складывать его по команде учителя. При этом тратилось много времени на ожидание отстающих, которые не понимали или не хотели участвовать в выполнении задания.

Из данных табл. 3 видно, что при выполнении работы всеми учащимися процент увеличивших количество сделанной работы и уменьшивших число ошибок доходил до 40, а при самостоятельном выполнении заданий это количество возрастало на 13—17%.

Таблица 4

Изменение количества проделанной работы, числа ошибок и коэффициента К у учащихся в зависимости от меюдики проведения уроков ручного труда

Методика проведения урока

объяснение длинное, работу выполняют всем классом одновременно по команде учителя объяснение короткое, работа выполняется самостоятельно, задание интересно

Учащиеся количество количество

просмотренных знаков ошибок коэффициент К просмотренных знаков ошибок коэффициент К

я <и Я я а> со я и я я OJ Я я а> я я 0) СО

о| ч >• о О о о. с >» ч >■ sa с >» о о о. ч > ^ о с — с >, о о С. ч >. 8 а с >» о о о. ч >■ 5 я о о. с о о а. ч >» sa с >,

Женя Б. 522 587 1 3 1,9 1,8 630 678 1 1 1,9 1,9

Вера Б. 537 491 3 3 1,8 1,7 560 560 1 1 1.9 1,9

Аня Ч. 449 400 2 4 1,9 1,5 485 485 1 0 1,9 1,9

Витя Ш. 630 734 1 8 1,7 1,8 797 796 3 0 1,7 1,8

Лида И. 617 618 2 2 1,7 1,7 815 725 3 2 1,7 1,6

Вера М. 610 676 0 3 1,9 1,8 746 757 0 3 1,9 1,8

Катя М. 603 676 0 0 1,9 1,9 656 685 0 0 1.9 2 •

В табл. 4 показано изменение количества проделанной работы, число ошибок и коэффициент К У отдельных учащихся в зависимости от методики проведения уроков ручного труда.

Данные табл. 4 показывают, что у одних и тех же учащихся, выполняющих примерно одинаковые задания, под влиянием изменения методики проведения урока, снижается работоспособность. При выполнении заданий по команде учителя несколько снижается количество просмотренных знаков, увеличивается число ошибок и понижается коэффициент К. Приведенный материал позволяет сделать заключение о благоприятном влиянии уроков ручного труда на функциональное состояние организма учащихся.

Эффективность уроков ручного труда при прочих равных условиях (гигиенически полноценная организация внешней среды) зависит от методики их проведения.

Наиболее эффективными являются уроки ручного труда, на которых учащимся предоставляется возможность проявления самостоятельности и инициативы в выполняемой работе.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В. Известия Акад. пед. наук РСФСР, 1955, в. 66, стр. 57—66.— Быков К. М. Кора головного мезга и внутренние органы. М., 1947.—К р а с н о-горский Н. И. Развитие учения о физиологической деятельности мозга у детей. Л., 1939,—К р а в к о в С. В. " Глаз и его работа. М.—Л., 1950.—Л а з а р е в П. П. Ионная теория возбуждения. М.—Пг., 1923.—Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М., 1952.—Ч е р н и г о в с к и й В. Н. Афферентные системы внутренних органов. Киров, 1943.

Поступила 21/1 1956 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE CHANGE OF THE FUNCTIONAL CONDITION OF THE ORGANISM OF PUPILS OF THE III —IV CLASS AFTER LESSONS OF MANUAL LABOUR

G. P. Salnikova, candidate of medical sciences

During lessons of manual labour, the activity of pupils consists mainly of physical labour which requires a large variety of movements and has a favorable effect on the functional condition of school children's organisms.

4* 51

After lessons of manual labour, a definite improvement in the rate and quality of work done by the pupils and a better correlation between the processes of excitation and inhibition of the cerebral cortex has been noted.

Lessons of manual labour which are methodically incorrectly organized (with an excess of theoretical material) do not have any favorable effect upon the functional condition of organisms of schoolchildren.

A. H. СЫСИН КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ 1

Действительный член АМН СССР проф. И. Д. Страшун

Жизнь и творчество А. Н. Сысина тесно связаны с бурными событиями той великой эпохи не только в жизни нашей страны, но и в мировой истории, которая протянулась свыше, чем на полвека, и пограничными рубежами которой являются 1898 г. — I съезд РСДРП и 1956 г.— XX съезд КПСС. А. Н. Сысин непосредственно участвовал в этих событиях, находился в гуще их. Он был на передовых позициях русской общественной медицины, а после Великого Октября занял свое место в авангарде деятелей советской медицины.

Когда А. Н. Сысин 18-летним юношей поступил на медицинский факультет Московского университета, он сразу оказался в среде революционного студенчества, из которого незадолго до этого были вырваны студенты-медики П. Д. Винокуров, С. И. Мицкевич, Н. А. Семашко и др., стоявшие у колыбели Московской социал-демократической организации.

А. Н. Сысин успел еще прослушать лекции И. М. Сеченова. К слову сказать, это был последний год, когда И. М. Сеченов был в Московском университете, когда он читал свои публичные лекции по вопросам физиологии труда. В них, как известно, он научно обосновал требование о 8-часовом рабочем дне.

В 1899 г. А. Н. Сысин был арестован за участие в студенческих волнениях и выслан на родину в Нижний-Новгород. То было время, когда начал раздаваться во всю силу голос молодого Горького в его «Песне о Соколе» и еще более знаменитой «Песне о Буревестнике». Страстные слова последней, ее боевой рефрен «Пусть сильнее грянет буря», звучали как мощный призыв к борьбе за свержение самодержа вия. Интересно, что «Песня о Буревестнике» распространялась как прокламация на заводах Сормова, Балахны, Нижнего-Новгорода.

По свидетельству самого М. Горького, эту песню переписывали и распространяли студенты Московского университета, высланные в Нижний-Новгород. Весьма возможно, что среди них был и А. Н. Сысин, который, работая в Нижегородской организации социал-демократической партии, был снова арестован и в 1901 г. выслан в Сибирь, откуда он вернулся только после амнистии, в результате революционных событий 1905 г.

Воспользовавшись короткой «весной» университетской автономии, А. Н. Сысин вернулся в 1906 г. на медицинский факультет Московского университета и окончил его в 1908 г. После недолгой работы по борьбе с голодом в Казанской губернии он начал свой путь сначала участкового, а затем санитарного врача в Вологодской, Саратовской и других губерниях. В 1911 г. мы видим его во главе санитарного бюро Нижегородского губернского земства.

Это была мрачная эпоха столыпинской реакции с ее военно-полевыми судами и виселицами, ужас которых был так сильно описан в «Рас-

1 Из доклада на I съезде гигиенистов и санитарных врачей Грузинской ССР I2/X 1956 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.