Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ'

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
321
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / КЛАСС ОБУЧЕНИЯ / ADOLESCENTS / FUNCTIONAL STATE / MENTAL PERFORMANCE / TRAINING CLASS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сугробова Г.А., Комкова Ю.Н.

В статье представлены результаты исследований особенностей динамики функционального состояния (ФС) организма учащихся 8-11-х классов в процессе их учебной деятельности. Оценка ФС организма подростков осуществлялась по показателям умственной работоспособности с помощью буквенной таблицы Анфимова. Проведен анализ объёма и качества выполнения корректурной пробы, индивидуальной оценки работы, а также продуктивности выполнения (Q) задания. ФС оценивалось по индивидуальным сдвигам в состоянии нервной системы. Установлены разнонаправленные изменения показателей умственной работоспособности и функционального состояния организма у мальчиков и девочек в зависимости от класса обучения в течение учебного дня. Анализ динамики функционального состояния организма у девочек подросткового возраста выявил наиболее выраженные неблагоприятные изменения у восьмиклассниц. Девочки этого класса обучения демонстрировали низкую продуктивность выполнения теста как в начале (Q=6,7±0,3), так и в конце учебного дня (Q=5,7±0,4), по сравнению с девочками старших классов (Q= 7,5±0,3 и 6,1±0,3 соответственно). Динамика изменения функционального состояния мальчиков в течение учебного дня отличалась от девочек по продуктивности выполнения корректурной пробы. Точность выполнения работы отличалась в сторону преобладания ошибок у восьмиклассников, как в начале, так и в конце учебного дня (p<0,05). К концу учебного дня выраженное утомление наблюдалось у 71,79% мальчиков 9 класса обучения.The article presents the research results of the functional state (FS) dynamics in 8-11-grade students during their studies. The assessment of the FS of the body was carried out with the help of Anfimov letter table that measures mental performance. The analysis included the volume and quality of test, individual assessment of the work, as well as the quality of the performance (Q) of the task. FS was assessed according to the individual shifts in the state of the nervous system. Multidirectional changes of mental performance and the functional state of the body in boys and girls during the school day were established depending on the grade. The analysis of the body FS dynamics in adolescent girls revealed the most pronounced negative changes in eight graders. The girls in this group demonstrated low test productivity at the beginning (Q = 6.7 ± 0.3) and at the end of the school day (Q = 5.7 ± 0.4), compared with the high-school girls (Q = 7.5 ± 0.3 and 6.1 ± 0.3, respectively). The dynamics of changes in the functional state of boys during the school day differed from girls in productivity. Eight graders made more errors both at the beginning and at the end of the school day (p < 0.05). By the end of the school day, severe fatigue was observed in 71.79% of boys in grade 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сугробова Г.А., Комкова Ю.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ»

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ПОДРОСТКОВ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

Г.А. Сугробова 1. Ю.Н. Комкова ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва

В статье представлены результаты исследований особенностей динамики функционального состояния (ФС) организма учащихся 8-11-х классов в процессе их учебной деятельности. Оценка ФС организма подростков осуществлялась по показателям умственной работоспособности с помощью буквенной таблицы Анфимова. Проведен анализ объёма и качества выполнения корректурной пробы, индивидуальной оценки работы, а также продуктивности выполнения (Q) задания. ФС оценивалось по индивидуальным сдвигам в состоянии нервной системы.

Установлены разнонаправленные изменения показателей умственной работоспособности и функционального состояния организма у мальчиков и девочек в зависимости от класса обучения в течение учебного дня.

Анализ динамики функционального состояния организма у девочек подросткового возраста выявил наиболее выраженные неблагоприятные изменения у восьмиклассниц. Девочки этого класса обучения демонстрировали низкую продуктивность выполнения теста как в начале (Q=6,7±0,3), так и в конце учебного дня (Q=5,7±0,4), по сравнению с девочками старших классов (Q= 7,5±0,3 и 6,1±0,3 соответственно).

Динамика изменения функционального состояния мальчиков в течение учебного дня отличалась от девочек по продуктивности выполнения корректурной пробы. Точность выполнения работы отличалась в сторону преобладания ошибок у восьмиклассников, как в начале, так и в конце учебного дня (p<0,05). К концу учебного дня выраженное утомление наблюдалось у 71,79 % мальчиков 9 класса обучения.

Ключевые слова: подростки, функциональное состояние организма, умственная работоспособность, класс обучения.

Dynamics of the functional state of the organism of adolescents depending on the mental performance. The article presents the research results of the functional state (FS) dynamics in 8-11-grade students during their studies. The assessment of the FS of the body was carried out with the help of Anfimov letter table that measures mental performance. The analysis included the volume and quality of test, individual assessment of the work, as well as the quality of the performance (Q) of the task. FS was assessed according to the individual shifts in the state of the nervous system.

Multidirectional changes of mental performance and the functional state of the body in boys and girls during the school day were established depending on the grade.

The analysis of the body FS dynamics in adolescent girls revealed the most pronounced negative changes in eight graders. The girls in this group demonstrated low test productivity at the beginning (Q = 6.7 ± 0.3) and at the end of the school day (Q =

Контакты: 1 Сугробова Г.А. - E-mail: <sugrobovaga@mail.ru>

5.7 ± 0.4), compared with the high-school girls (Q = 7.5 ± 0.3 and 6.1 ± 0.3, respectively).

The dynamics of changes in the functional state of boys during the school day differed from girls in productivity. Eight graders made more errors both at the beginning and at the end of the school day (p <0.05). By the end of the school day, severe fatigue was observed in 71.79 % of boys in grade 9.

Keywords: adolescents, functional state, mental performance, training class.

Вопросы сохранения умственной работоспособности и поддержания её на высоком уровне актуальны и в настоящее время в связи с реформой школьного образования. Одна из самых сложных проблем - достижение оптимального соответствия объема и сложности учебной информации функциональным возможностям школьников. Перегрузка учебного процесса многими дисциплинами и в связи с этим малоподвижный образ жизни являются главными причинами снижения функциональных ресурсов и нарушения механизмов адаптации ещё несформиро-вавшегося организма обучающихся. Эти проблемы усиливаются у подростков на фоне нейрогуморальных изменений, сопровождающих период полового созревания.

Для современной школы характерно увеличение объёма изучаемой информации, ее усложнение. Параллельно с этим идёт процесс компьютеризации обучения, который требует большей концентрации внимания, большей активации зрительного восприятия. Для получения оптимального результата в любой деятельности на уровне организма образуются функциональные системы, эффективность которых будет определяться не только конечным результатом, но и балансом функционального напряжения организма и последующим его восстановлением. Высокие требования, предъявляемые к результату образования, приводят к включению всё большего числа систем и подсистем, что увеличивает энерготраты и снижает восстановительные ресурсы ещё растущего организма. Умственная работоспособность - это наиболее информативный и естественный показатель, по которому можно объективно судить об эффективности учебной деятельности. Её уровень определяется скоростью или функциональной подвижностью нервных процессов, соответствующей мотивацией, развитием специальных знаний, умений и навыков [1; 2; 3; 9]. Существенное влияние на показатели умственной работоспособности оказывают и внешние факторы, такие как условия и режим труда и отдыха. Умственная работоспособность изменяется с возрастом: достигая оптимального уровня к 9-10 годам, она дестабилизируется в период полового созревания под влиянием гормональных изменений [1; 8; 11; 12; 14]. Согласно многочисленным данным, наблюдаются различия между мальчиками и девочками в эффективности учебной деятельности, в том числе за счёт более ранних сроков созревания ЦНС у девочек [13].

Динамика умственной работоспособности связана с динамикой ФС организма: так по индивидуальным сдвигам в состоянии нервной системы можно оценить индивидуальные психофизиологические траты на выполнение заданий. Значительное влияние на формирование функционального состояния человека оказывает адекватность выполняемой деятельности [6; 14], а также наличных или потен-

циальных возможностей индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

В различных исследованиях было показано, что при увеличении продолжительности или усложнении любой деятельности (физической, или интеллектуальной) развивается напряжение различных систем организма, его утомление [8; 10; 12; 14]. Одной из основных задач изучения адаптации детей и подростков к обучению является исследование динамики умственной работоспособности, отражающей степень развивающегося утомления, и предупреждение переутомления.

Поэтому проведение исследований по проблеме снижения функциональных возможностей у подростков в учебной деятельности представляет не только теоретический интерес, но и большую практическую значимость.

Цель настоящего исследования заключалась в определении особенностей функционального состояния организма подростков, обучающихся в 8-11 классах, через показатели умственной работоспособности и их динамику

Для её реализации необходимо было решить следующие задачи:

- проведение экспериментального исследования показателей умственной работоспособности обучающихся 8-11 классов в течение учебного дня;

- изучение особенностей умственной работоспособности подростков;

- анализ индивидуальных сдвигов в состоянии нервной системы.

Полученные данные могут стать критериями общей нагрузки учащихся, рациональности учебных занятий, в которых осуществляется педагогический поиск более совершенных форм и методов учебной работы, что особенно важно для школы. Это позволит внести коррективы в нормирование учебной нагрузки, более рационально организовать обучение, а также весь режим дня и недели, что будет способствовать повышению работоспособности и сохранению здоровья учащихся.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в образовательном учреждении г. Пензы. В исследовании приняли участие 194 школьника (104 мальчиков, 90 девочек) 8-11 классов.

Все дети, согласно данным медицинских карт, относились к 1-11 группам здоровья. Исследование проводили с письменного разрешения родителей в первой половине дня (с 9 до 13 часов), в период наиболее успешной когнитивной деятельности.

Изучение работоспособности проводилось в условиях естественного эксперимента путем дозированных заданий с помощью корректурных бланков В.Я. Анфимова.

Оценка функционального состояния детей проводились перед первым уроком, после третьего и после шестого. Данные, полученные перед первым уроком, принимались за исходные.

Перед выполнением задания детям предъявлялась следующая инструкция: «Внимательно просматривая все буквы в каждой строке слева на право, зачеркнуть среди них две буквы (например, букву А и Е)». Задание было записано на доске. Опрашивались дети, как они поняли задание. После этого давалась команда

«Начали работу» и засекалось время. Время выполнения задания составляло 2 минуты. По команде «Закончили» испытуемые приостанавливали работу. На том месте, где ученик заканчивал работу, он должен был сделать отметку.

Оценка работоспособности включала анализ следующих показателей: объем и качество выполнения корректурных проб; индивидуальная оценка выполнения работы, степень утомления.

Объём и качество работы оценивались по количественным (число просмотренных знаков при фиксированном временном отрезке) и качественным показателям (число относительных ошибок (в пересчёте на 100 знаков)). По числу ошибок в пересчете на постоянный объем работы определяли продуктивность выполнения заданий.

По всем исходным данным вычислялась средняя арифметическая (Х) и среднее квадратичное отклонение для количества прослеженных знаков (количественный показатель) и количества ошибок на 100 прослеженных знаков (качественный показатель). Величина Х±s для каждого показателя условно принималась за «норму» в данный момент времени. Оценка выполнения корректурного теста включала анализ скорости и точности ее выполнения (Табл. 1).

Высокие показатели выполнения корректурной пробы свидетельствовали о высокой продуктивности, и указывали на высокий уровень работоспособности.

Удовлетворительная работа - низкая продуктивность и низкий уровень работоспособности. Неудовлетворительная работа - низкая продуктивность и низкий уровень работоспособности.

Таблица 1

Оценка скорости и точности выполнения корректурной пробы

\^ТОЧНОСТЬ ХОРОШАЯ СРЕДНЯЯ ПЛОХАЯ

(количество (количество (количество оши-

ошибок < х-ст) ошибок в преде- бок > х+ст)

СКОРОСТЬ лах < х±ст)

ХОРОШАЯ

(кол-во знаков >Х+ст) 11 12 13

СРЕДНЯЯ (кол-во знаков в преде- 21 22 23

лах Х±ст)

ПЛОХАЯ

(кол-во знаков <Х-ст) 31 32 33

При оценке состояния коллектива учитывалось процентное распределение работ по их качеству при комплексной оценке и, кроме того, определяется коэффициент преобладания «П».

П = количество отличных и хороших работ

количество неудовлетворительных и плохих работ

Для оценки динамики функционального состояния центральной нервной системы учащихся определялась индивидуальная оценка выполнения работы и

степень утомления, которая включала изменения скорости и точности выполнения работы от 1-го урока к 3-му, от 3-го к последнему (Табл. 2). Для этого используется схема оценки индивидуальных сдвигов, где каждому сочетанию изменений скорости и точности присваивается определенный номер сдвига. В схеме «+» означает увеличение, «-» - уменьшение, «0» - отсутствие изменений. При этом функциональное состояние считалось без изменений, если количество просмотренных знаков и допущенных ошибок оставалось прежним. Врабатывание характеризовалось увеличением скорости и точности работы. Уменьшение количества ошибок и снижение скорости или увеличение этих показателей свидетельствовало о первых признаках утомления. Если количество просмотренных знаков уменьшалось, а количество ошибок возрастало, то речь шла о выраженном утомлении.

Таблица 2

Схема оценки индивидуальных сдвигов при выполнении корректурных проб

№ сдвига 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Изменение кол-ва прослеженных знаков 0 0 + + - + - 0 -

Изменение кол-ва ошибок на 100 знаков 0 - 0 - - + 0 + +

Функциональное состояние Без изменения Врабатывание Первые признаки утомления Выражен ное утомление

Благоприятный сдвиг

За отсутствие изменений условно принимается изменение количества прослеженных знаков в пределах +5 % от большего значения и изменение количества ошибок в пределах +0,5 % на 100 прослеженных знаков.

При оценке умственной работоспособности учитывают показатель продуктивности «0», который включает качественные и количественные параметры выполнения задания [9].

Расчет коэффициента продуктивности «0» проводится по формуле:

0 = с2 / с+4 где с - количество просмотренных строк,

d - количество ошибок (ошибки в этом случае не стандартизируются). Каждая пропущенная строчка исключается из общего числа просмотренных строк, но считается за одну допущенную ошибку и прибавляется к общему числу ошибок.

Статистический анализ включал вычисления следующих параметров: среднего арифметического (М), ошибки среднего (±т), среднего квадратического отклонения (5). Достоверность различий между группами определяли с помощью Ь критерия Стьюдента и критерия %2. Значимыми считались отличия при р<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Объем, качество и продуктивность выполнения корректурного теста

Объем, качество и продуктивность выполнения теста у мальчиков и девочек представлены в табл. 3 и 4 .

Как видно из табл. 3, скорость выполнения задания у девочек вне зависимости от класса обучения к 3-му уроку возрастает (р<0,05), а к концу учебного дня наблюдается утомление, что мы наблюдали по снижению данного количественного показателя (р<0,05). Анализ точности выполнения теста выявил самые низкие показатели у девочек 8-го класса обучения (р<0,05), как в начале, так и в конце учебного дня.

На основе полученных показателей точности и скорости выполнения корректурной пробы, мы рассчитали коэффициент продуктивности (Р).

Анализ данных, полученных в результате эксперимента, показал, что Р выполнения задания в начале урока у девочек 10-11 классов заметно превышал этот показатель, по сравнению с остальными группами девочек. В середине учебного дня значение коэффициента продуктивности у учащихся 8-9-х классов снизилось, и по-прежнему оставалось ниже, чем у девочек 10-11 классов. При этом у детей старшей группы (10-11 класс) анализируемый показатель увеличивался, по сравнению с исходным, а в конце учебного дня снижался, но по-прежнему оставался выше, чем у учащихся 8-9 классов.

Таблица 3

Динамика показателей выполнения корректурных проб девочками

^Показатели Хср. хср. Оср.

До уро- 3 урок После До 3 урок После До 3 урок После

класс N ков уроков уроков уроков уроков уроков

8-е классы 23 359,8± 387,7± 370,4± 0,99± 1,46± 1,8± 6,7± 6,5± 5,7±

15,6 17,2 18,7 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 0,4

9-е классы 39 348± 367,1± 353,4± 0,64± 1,04± 1,57± 7,1± 7± 5,9±

16,3 13,6 12,2 0,1 0,2 0,2 0,4 0,3 0,3

10-11 28 361,1± 391,3± 362,6± 0,61± 0,8± 1,3± 7,5± 7,6± 6,1±

классы 9,4 9,2 13,5 0,1 0,1 0,2 0,3 0,3 0,3

Примечание: Хср. - показатель средней точности выполнения, хср. -показатель средней ошибки выполнения, Qср -показатель средней продуктивности.

Таблица 4

Динамика показателей выполнения корректурных проб мальчиками

Показатели ^ср. хср. Оср.

\ До 3 По- До 3 По- До 3 По-

\ N ур°- урок сле ур°- урок сле ур°- урок сле

класс \ ков ур°- ков ков ур°- ков ков уроков

8-е клас- 30 367,7 398,1 401,5 0,91± 1,2± 1,5± 7± 7± 6,8±

сы ±12,8 ±12,6 ±11,4 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 0,3

9-е клас- 39 370,9 382,6 367,6 0,61± 0,64± 1,17± 7,8± 7,8± 6,4±

сы ±15,7 ±11,7 ±13,1 0,1 0,1 0,1 0,4 0,3 0,3

10-11 35 322,7 353,9 359,9 0,79± 1,06± 1,4± 6,4± 6,4± 6,2±

классы ±7,7 ±11,3 ±19,6 0,1 0,1 0,2 0,3 0,3 0,5

Аналогичный анализ исследуемых показателей выполнения корректурного теста проведен у мальчиков. Как видно из табл.4, скорость выполнения работы в начале учебного дня была значимо выше ф<0,05) у учащихся 8-х и 9-х классов (соответственно Хср=367,7±12,8; Хср=370,9±15,7), по сравнению со старшеклассников (Хср=322,7±7,7).

Точность выполнения работы отличалась в сторону преобладания ошибок у восьмиклассников, как в начале (хср=0,91±0,2), так и в конце учебного дня (хср = 1,48±0,2) ф<0,05).

К концу учебного дня у учащихся 9-х классов темп незначительно снизился (Хср=367,6±13,1), по сравнению с мальчиками 8-х и старших классов. У них темп возрос: 8 классы (Хср=401,5±11,4), 10-11 классы (Хср=359,9±19,6) (табл. 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продуктивность выполнения теста также имела свои особенности у подростков в зависимости от класса обучения. Так, у мальчиков 9-х классов исходные показатели продуктивности существенно превышают аналогичный показатель продуктивности, который демонстрируют мальчики 8, 10-11 классов. После проведения эксперимента в середине учебного дня наблюдается незначительное увеличение коэффициента у всех мальчиков. В конце учебного дня продуктивность значительно снижается во всех группах, но у учащихся 9-х классов это снижение наиболее заметно. Это можно объяснить тем, что в начале и в середине учебного дня коэффициент Q был значительно выше, чем у других учащихся (мальчиков) (Табл.4).

Индивидуальная оценка выполнения корректурного теста и степень

утомления

Результаты комплексной оценки выполнения задания показывают положительную динамику функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) у девочек. Как видно из рис.1, в середине учебного дня, число восьмиклассниц, у которых наблюдался благоприятный сдвиг ЦНС (т.е., вошедших в фазу врабатывания), составляло 21,43 %. В 9 классе количество таких детей было зарегистрировано значительно больше, а у старшеклассниц этот показатель выше, чем у учащихся 8 класса, но ниже, чем в 9 классе - 26,09 % .

В конце учебного дня у девочек вне зависимости от класса обучения наблюдалось преобладание тех, у кого проявлялось выраженное утомление. (Рис.1).

Исходя из динамики функционального состояния, отображенной на рисунке 1, наиболее выраженные негативные изменения отмечаются среди восьмиклассниц. Несмотря на то, что к середине учебного дня доля восьмиклассниц с выраженными признаками утомления значимо ниже, чем в других классах, после уроков среди девочек 8-х классов увеличивается доля тех, у кого наблюдается вторая стадия утомления (х2=10,84; р=0,001).

80 70

а Без изменений

■ Врабатывание

■ Первые признаки утомления

□ Выраженное утомление

после 3 урока после 6 урока

Рис. 1. Распределение учащихся (девочек) по изменению функционального состояния от начала к концу учебного дня.

Результаты комплексной оценки анализируемых показателей у мальчиков показали благоприятный сдвиг в середине учебного дня у 28,57 % восьмиклассников и 26,67 % старшеклассников, что сравнительно больше, чем у их сверстниц (Х2=10,84; р=0,001). Среди учащихся 9-х классов оказалось наибольшее количество подростков с благоприятным сдвигом - 43,59 % (х2=6,82; р=0,009).

Важно отметить, что к концу учебного дня наблюдалось выраженное утомление у большинства мальчиков 9-х классов - 71,79 %, тогда как у восьмиклассников только у 31,43 % подростков, а у старшеклассников - 36,67 % (Рис. 2).

Ухудшение показателей работоспособности у мальчиков в 9-х подтверждается снижением коэффициента преобладания отличных и хороших работ над плохими и неудовлетворительными к концу учебного дня - «П» (рис. 3). Можно было бы предположить, что на таких результатах сказалось снижение мотивации у подростков, но анализ изменения ФС к концу учебного дня выявил значимое увеличение числа мальчиков в состоянии выраженного утомления (Рис.1).

60 50 40 30 20 10 0

I

8-е

9-е 10-11-е 8-е

9-е 10-11-е

80 70 60 50 40 30 20 10 0

П

I

8-е 9-е 10-11-е 8-е

после 3 урока после 6 урока

^ Без изменений

■ Врабатывание

■ Первые признаки утомления

9-е 10-11-е □ Выраженное утомление

Рис. 2. Распределение учащихся (мальчиков) по изменению функционального состояния от начала к концу учебного дня.

Стоит отметить очень низкое значение коэффициента преобладания в начале учебного дня у восьмиклассниц, что скоре всего связано с преобладающим количеством работ, выполненных на «удовлетворительно».

К концу учебного дня коэффициент преобладания в 8-х классах значительно увеличивается (П=1,4), что свидетельствует о повышении работоспособности в данной группе. В старших классах количество отличных и хороших работ, напротив, уменьшается (рис. 3).

80 70 60 50 40 30 20 10 0

ш ■

00

ш

I

01

си

I

00

ш

I

01

ПУ

си

I

00

ш

I

01

В отлично

■ хорошо

■ удовлетворительно

□ неудовлетворительно ЕЗ плохо

до уроков после 3 урока после 6 урока

Рис. 3. Динамика комплексной оценки выполнения корректурных проб (у девочек), %

У мальчиков наблюдается подобная динамика улучшения показателей работоспособности у учащихся 8-х классов и противоположная - в 9-х и старших классах (рис. 4).

70 60 50 40 30 20 10 0

1

\ 11 и Е1 И ПН

ш ■

00

ш

I

01

си

I

00

ш

I

01

си

I

00

ш

I

01

□ отлично

■ хорошо

■ удовлетворительно

□ неудовлетворительно О плохо

до уроков после 3 урока после 6 урока

Рис. 4. Динамика комплексной оценки выполнения корректурных проб (у мальчиков), %

В начале учебного дня в 8-х классах величина коэффициента П (П=0,63), что значительно ниже, чем в старших классах (П=1 и П=1,17; соответственно в 9 и 10 классах). К концу учебного дня коэффициент преобладания в 8 -х классах значительно увеличивается (П=1,14), а в 9-х уменьшается (П=0,54).

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Как показали проведенные нами исследования, продуктивность выполнения корректурного теста у мальчиков и девочек в зависимости от класса обучения имеет свои особенности.

Анализ данных, полученных в результате эксперимента, показал, что продуктивность (Р) выполнения задания в начале - и после учебного дня выше у девочек, обучающихся в 10-11 классе. Самая низкая точность выполнения теста отмечена у девочек 8-го класса обучения (р<0,05), как в начале, так и в конце учебного дня. Индивидуальная оценка выполнения корректурного теста и степень утомления после уроков выявила увеличение доли девочек со второй стадией утомления в 8-классе (х2=10,84; р=0,001).

Хорошо известно, что утомление возникает под влиянием работы, в результате которой возбудимость и лабильность нервных клеток снижается, что приводит к развитию торможения. Падение работоспособности выражается в рассогласова-

нии количественных показателей: объем работы оказывается высоким, а точность

- низкой, что мы и наблюдаем у девочек 8 класса обучения.

Динамика изменения функционального состояния мальчиков в течение учебного дня отличалась от девочек по продуктивности выполнения корректурной пробы.

Так, скорость выполнения работы в начале учебного дня была значимо выше у учащихся 8-х и 9-х классов, по сравнению со старшеклассников ф<0,05). Однако точность выполнения работы отличалась в сторону преобладания ошибок у восьмиклассников, как в начале, так и в конце учебного дня ф<0,05).

Несмотря на то, что среди учащихся 9-х классов при выполнении буквенного теста оказалось наибольшее количество подростков с благоприятным сдвигом -43,59 % (х2=6,82; p=0,009), к концу учебного дня у большинства мальчиков этого класса наблюдалось выраженное утомление у большинства мальчиков 9-х классов

- 71,79 %.

Такая динамика изменений ФС может быть связана с фазами текущей работоспособности, которые можно в целом охарактеризовать как изменения ответа организма на требования, предъявляемые характером деятельности. Эти изменения формируются под влиянием ЦНС, в основном в результате повышения уровня функционирования лимбико-ретикулярной системы и эндокринной системы, что ведет к повышению текущей работоспособности благодаря повышению интенсивности деятельности всех звеньев функциональной системы. По мере снижения функциональных резервов развивается утомление, являющееся системой сдерживания от чрезмерных затрат [1; 2; 3].

Ранее проведенные исследования показали более выраженное напряжение функциональных резервов их организма у девочек 9-го класса обучения, по сравнению с мальчиками [8]. Значительное понижение показателей умственной работоспособности наблюдалось у школьников 11-13 лет и 14-15 лет [11], что по мнению авторов, отражает функциональное состояние организма подростков, обусловленное гормональной перестройкой, характерной для названного возраста. В 11-13 лет в организме большинства девочек и части мальчиков, в 14-15 лет организме большинства мальчиков происходят значительные гормональные изменения, которые обуславливают перестройку в функционировании других систем органов. Изучение ФС мальчиков 13-14 лет при осуществлении умственной деятельности в режиме оптимального и максимального темпа работы показало, что информационные нагрузки вызывают у них повышение уровня неспецифической активации ЦНС и возрастание напряжения регуляторных систем [14].

Таким образом, активные метаболические и эндокринные перестройки в пубертатный период оказывают влияние на особенности познавательного развития, а также на успешность обучения [4; 15; 16]. На фоне прогрессивных изменений в развитии мозговых систем в период полового созревания детей и подростков, происходят изменения функционального состояния центрального регуляторного звена эндокринной системы - гипоталамо-гипофизарного комплекса, что приводит к существенным сдвигам баланса корково-подкоркового взаимодействия [9].

Полученные нами разнонаправленные динамики ФС у мальчиков и девочек подросткового возраста в течение учебного дня при выполнении буквенного теста могут быть обусловлены особенностями функционального состояния регулятор-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных систем мозга, которое во многом определяются сроками и темпами полового созревания. В ранних исследованиях Фарбер Д.А. [13] отмечалась разнонаправленная динамика ЭЭГ показателей подростков разных половых групп в период 11-12 к 14-15 годам, что объяснялось разным темпом полового развития (опережающим созреванием у девочек) и соответственно неодинаковой представленностью в возрастных группах мальчиков и девочек стадий полового созреваний.

В другом исследовании [7] результаты структурного анализа ЭЭГ детей и подростков выявили нелинейность изменений электрической активности головного мозга в период полового созревания, что обусловлено сочетанием возрастных, половых и индивидуальных особенностей развития.

Таким образом, исследование ФС организма у мальчиков и девочек 8-11 классов обучения при выполнении буквенного теста показало разнонаправленную динамику изменений, которая, связана с возрастными, обусловленными нейроэн-докринными изменениями в подростковый период, и индивидуальными особенностями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование функционального состояния организма у детей и подростков в зависимости от класса обучения в течение учебного дня показало разнонаправленную динамику у мальчиков и девочек.

У девочек наиболее благоприятные изменения функционального состояния организма наблюдались в старших классах. Так старшеклассницы демонстрировали увеличение продуктивности выполнения теста к концу учебного дня (Р=6,1; 7,5 соответственно), что свидетельствует об оптимальной динамике умственной работоспособности по сравнению с девочками 8 класса обучения, у которых работа с корректурными пробами проходила на фоне снижения уровня ФС.

Динамика изменения умственной работоспособности мальчиков в течение учебного дня отличалась от таковой у девочек по продуктивности выполнения корректурной пробы. Точность выполнения работы отличалась в сторону преобладания ошибок у восьмиклассников, как в начале, так и в конце учебного дня (р<0,05). К концу учебного дня резким ухудшением ФС выделялись мальчики 9 класса обучения: выраженное утомление наблюдалось у 71,79 %.

Таким образом, у подростков с одинаковым уровнем работоспособности при выполнении одного и того же задания могут быть разной степени выраженности психофизиологические траты. Поскольку в школе ребенок проводит 70 % времени бодрствования в течение многих лет обучения, важным для всех участников образовательного процесса является создание условий для оптимальной работоспособности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1967. - 251 с.

2. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина, 1982. -С. 70-85.

3. Aнтропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. Умственная работоспособность и ее особенности в связи с половым созреванием у школьников 1113 лет // Физиология человека. - 2006. - Т. 32. - № i. - С. 37-44.

4. Булатова О. В. Особенности физического развития, эндокринного, психофизиологического и ЭЭГ статуса девочек-подростков, находящихся на разных стадиях полового созревания: автореф. дис. ... к.б.н. - 2009. - 19 с.

5. Гигиена труда: учеб. / под ред. КФ. Измерова, В.Ф. Кириллова. - М.: ГЭОТAP-Медиа, 2010. - 592 c.

6. Давиденко, ДЛ. Психофизиологические основы функциональных состояний / Д.К Давиденко, В.И. Григорьев. - Спб., 2005. - 242 с.

7. Комкова ЮЛ. Электрическая активность головного мозга у детей и подростков на разных стадиях полового созревания // Швые исследования. - 2018. -№1. (54). - С .4-26.

8. Поленова M.A. Особенности динамики функционального состояния организма учащихся 5-9-х классов в процессе обучения // Вопросы школьной и университетской медицины. - 2013. - № 3. - С. 49-53.

9. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / ред. ДА. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. - 432 с.

10. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников (при обучении по новым программам) / под ред. М.В. Aнтроповой. - М.: Педагогика, 1974. - С. 31-91.

11. Ставцева В.В. Динамика умственной работоспособности учащихся 4-11 классов на уроках в течение учебного дня и недели // Шучные ведомости. Серия Естественные науки. - 2012. - № 3 (122). Выпуск 18. - С. 166-173.

12. Суворова A3., Чернякина Т.С., Якубова И.Ш., Блинова Л.Т. Сравнительный анализ динамики умственной работоспособности старшеклассников в условиях интенсивной учебной деятельности // Профилактическая и клиническая медицина. - 2012. - № 2(43). - С. 91-95.

13. Физиология подростка /Под ред. ДА. Фарбер. М.Педагогика,1988-208с.

14. Чернова М.Б., Криволапчук ИА. Функциональное состояние мальчиков 13-14 лет при информационной нагрузке в зависимости от стадий полового созревания // Швые исследования. - 2011. - №2. (27). - С. 44-56.

15. Blakemore S J. Development of the social brain in adolescence.// J R Soc Med. - 2012. - V.105(3). - P. 111-116.

16. Blakemore S.J., Burnett S., Dahl R.E. The role of puberty in the developing adolescent brain // Hum.BrainMapp. - 2010. - V.31(6). - P. 926-933.

REFERENCES

1. Antropova M.V. Rabotosposobnost uchashhixsya i ee dinamika v processe uchebnoj i trudovoj deyateFnosti. - M.: Prosveshhenie, 1967. - 251 s.

2. Antropova M.V. Gigiena detej i podrostkov. - M.: Medicina, 1982. - S. 70-85.

3. Antropova M.V., Kuzneczova L.M., Paranicheva T.M. Umstvennaya rabotosposobnosf i ee osobennosti v svyazi s polovym sozrevaniem u shkolnikov 1113 let // Fiziologiya cheloveka. - 2006. - T. 32. - № 1. - S. 37-44.

4. Bulatova O. V. Osobennosti fizicheskogo razvitiya, e'ndokrinnogo, psixofizio-logicheskogo i E'E'G statusa devochek-podrostkov, naxodyashhixsya na razny'x stadi-yax polovogo sozrevaniya: avtoref. dis. ... k.b.n. - 2009. - 19 s.

5. Gigiena truda: ucheb. [pod red. N.F. Izmerova, V.F. Kirillova]. - M.: GE'OTAR-Media, 2010. - 592 c.

6. Davidenko, D.N. Psixofiziologicheskie osnovy' funkcional'ny'x sostoyanij /D.N. Davidenko, V.I. Grigor'ev. - Spb., 2005. - 242 s.

7. Komkova Yu.N. E'lektricheskaya aktivnost' golovnogo mozga u detej i po-drostkov na razny'x stadiyax polovogo sozrevaniya // Novy'e issledovaniya. - 2018. -№1. (54). - S. 4-26.

8. Polenova M.A. Osobennosti dinamiki funkcional'nogo sostoyaniya organizma uchashhixsya 5-9-x klassov v processe obucheniya // Voprosy' shkol'noj i universi-tetskoj mediciny'. - 2013. - № 3. - S. 49-53.

9. Razvitie mozga i formirovanie poznavatel'noj deyatel'nosti rebenka / red. D.A. Farber, M.M. Bezrukih. - Moskva : MPSI ; Voronezh : MODEK, 2009. - 432 s.

10. Rezhim dnya, rabotosposobnost' i sostoyanie zdorov'ya shkol'nikov (pri obuchenii po novy'm programmam) / pod red. M.V. Antropovoj. - M.: Pedagogika, 1974. - S. 31-91.

11. Stavceva V.V. Dinamika umstvennoj rabotosposobnosti uchashhixsya 4-11 klassov na urokax v techenie uchebnogo dnya i nedeli // Nauchny'e vedomosti. Seriya Estestvenny'e nauki. - 2012. - № 3 (122). Vypusk 18. - S. 166-173.

12. Suvorova A.V., Chernyakina T.S., Yakubova I.Sh., Blinova L.T. Sravnitel'ny'j analiz dinamiki umstvennoj rabotosposobnosti starsheklassnikov v usloviyax inten-sivnoj uchebnoj deyatel'nosti // Profilakticheskaya i klinicheskaya medicina. - 2012. -№ 2(43). S.91-95.

13. Fiziologiya podrostka / Pod red. D.A. Farber. - M.: Pedagogika,1988. - 208 s.

14. Chernova M.B., Krivolapchuk I.A. Funkcional'noe sostoyanie mal'chikov 1314 let pri informacionnoj nagruzke v zavisimosti ot stadij polovogo sozrevaniya // Novy'e issledovaniya. - 2011. - № 2 (27). - S. 44-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.