Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
687
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональное состояние / учебная нагрузка / школьники / студенты / functional state / teaching load / schoolchildren / students

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Красникова Инна Владимировна, Муравьева Вероника Анатольевна

Изучали изменение функционального состояния школьников и студентов в течение дня и недели в зависимости от учебной нагрузки. Уравновешенный вегетативный баланс школьников позволяет демонстрировать высокие показатели объема слухоречевой памяти и умственной работоспособности. Адаптация организма старшеклассников к учебной нагрузке происходит в пределах функциональных резервов организма. Функциональное состояние студентов характеризуется повышенным симпатическим тонусом, что может указывать на энергозатратные механизмы адаптации к учебной нагрузке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Красникова Инна Владимировна, Муравьева Вероника Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF TRAINING LOAD ON THE FUNCTIONAL STATE OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS

We studied the change in the functional state of schoolchildren and students during the day and week, depending on the academic load. The balanced vegetative balance of schoolchildren allows them to demonstrate high indicators of the volume of auditory-speech memory and mental performance. Adaptation of the body of senior pupils to the training load occurs within the functional reserves of the body. The functional state of students is characterized by an increased sympathetic tone, which may indicate energy-consuming mechanisms of adaptation to the training load.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ»

УДК 57.017.32 DOI: 10.24412/2071-6176-2021-4-65-77

ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

И.В. Красникова, В.А. Муравьева

Изучали изменение функционального состояния школьников и студентов в течение дня и недели в зависимости от учебной нагрузки. Уравновешенный вегетативный баланс школьников позволяет демонстрировать высокие показатели объема слу-хоречевой памяти и умственной работоспособности. Адаптация организма старшеклассников к учебной нагрузке происходит в пределах функциональных резервов организма. Функциональное состояние студентов характеризуется повышенным симпатическим тонусом, что может указывать на энергозатратные механизмы адаптации к учебной нагрузке.

Ключевые слова: функциональное состояние, учебная нагрузка, школьники, студенты.

Введение

Проблема сохранения, поддержания и развития умственной работоспособности приобретает большое значение особенно в последнее время в связи с социальными преобразованиями и обновлением содержания образования. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, привлечение разнообразных технических средств обучения, влекущие интенсификацию умственной деятельности, - все это создает значительное давление на нервно-психические функции обучающихся [2, 3].

В связи с тем, что важным условием, отражающим изменение функционального состояния (ФС), является увеличение или понижение результативности выполнения стоящих перед организмом задач, одним из основных показателей активного ФС психики служит умственная работоспособность, объединяющая важные признаки психики -восприятие, внимание, память.

Нерациональная организация учебного процесса относится к одним из школьных и студенческих факторов риска и может оказывать негативное влияние как на рост и развитие, так и на здоровье современных школьников и студентов. Влияние условий обучения, учебные перегрузки особенно значимы, так как они действуют длительно, систематично и комплексно [4].

Активность сердечно-сосудистой системы (ССС) обеспечивает адаптацию организма к разным условиям и нагрузкам, под влиянием которых происходит перестройка механизмов регулирования сердечной деятельности. Именно изменение ЧСС и АД, как важнейших характеристик функционального состояния ССС, позволяет оценить адаптационные возможности организма [2, 4-7].

Целью данной работы было изучение динамики показателей функционального состояния школьников и студентов в течение учебного дня и учебной недели.

Материалы и методы

Исследования проводились на базе МБОУ «Лицей №1» г. Щекино среди школьников 10-го класса, а также на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого среди студентов 5-го курса факультета естественных наук. В исследовании приняли участие 10 учеников 10-го класса в возрасте 15-16 лет и 10 студентов 5-го курса в возрасте 22-23 лет.

Эксперимент осуществляли на условиях добровольного согласия участников исследования и их полной информированности о методике и процедуре проведения.

Для изучения функционального состояния школьников и студентов были использованы следующие показатели:

- частота сердечных сокращений (ЧСС),

- систолическое (СД) и диастолическое (ДД) артериальное давление

(АД),

- вегетативный индекс Кердо (ВИК) [9],

- объем слуховой кратковременной памяти на слова [1, 6],

- объем и точность выполнения корректурного тестирования [3].

Определение показателей функционального состояния проводили

каждый день в течение учебной недели до и после занятий.

Статистическую и графическую обработки экспериментальных данных осуществляли с помощью программы SigmaPlot 13.0 (Systat Software, Inc., 2008). Достоверность различий определяли по t-критерию Стьюдента (р < 0,05).

Результаты и обсуждение

Расписание уроков десятиклассников анализировали с позиции соответствия требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 [7].

Максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной неделе в 10-м классе составляет 37 часов. Расписание уроков должно учитывать физиологические закономерности изменения работоспособности обучающихся в течение дня и в течение недели [3].

В первой половине дня оптимальная работоспособность отмечается с 10.00 до 12.00, что соответствует 2-4 урокам. Именно на этих уроках должны ставиться наиболее трудные предметы. С утра и в конце учебного дня уровень работоспособности обучающихся невысокий, так как на первом уроке происходит вырабатывание, а к последним урокам развивается утомление [7].

В анализируемом расписании недельная нагрузка составляет 36 часов, что соответствует норме. При этом ее распределение в течение дня

не в полной мере учитывает изменение работоспособности учащихся. Так, например, в понедельник на первом уроке проводится один из самых сложных предметов - алгебра, а во вторник, среду и четверг предметы профильного математического цикла изучаются на последних седьмых уроках (табл. 1).

Таблица 1

Расписание уроков учеников 10-го класса с учетом сложности предметов

№ День недели

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота

1 Алгебра (10) Право (5) — Физкульт. (1) Информ. (6) ОБЖ (2)

2 Литер. (8) Геометрия (11) Физика (12) Физкульт. (1) Рус. яз. (9) Англ. яз. (8)

3 Биология (7) Англ. яз. (8) Эконом. (6) Химия (11) Биология (7) Право (5)

4 Алгебра (10) Физика (12) Биология (7) Алгебра (10) Литер. (8) Литер. (8)

5 Обществ. (5) Англ. яз. (8) История (5) Географ. (3) История (5)

6 Общств. (5) Физкульт. (1) История (5) Рус. яз. (9) История (5) —

7 Геометрия (11) Алгебра (10) Геометрия (11) —

45 56 45 46 40 23

Недельная нагрузка школьников не всегда соответствует требованиям СанПин [7]. В данном расписании наибольшая нагрузка приходится на вторник, что совпадает с подъемом работоспособности школьников. Однако среда также является днем с высокой эффективностью работы, но нагрузка в этот день оказывается такой же, как и в понедельник, и в четверг. В понедельник нагрузка должна быть невысокой, а она такая же, как в середине недели.

В последние учебные дни недели нагрузка снижается, что соответствует недельному ходу работоспособности.

Расписание занятий студентов 5-го курса ФЕН анализировали в соответствии с требованиями «Положения о порядке составления расписания учебных занятий». Наибольший объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54-х часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы. В нашей экспериментальной группе аудиторная нагрузка составляет 34 часа.

Расписание учебных занятий в вузе должно учитывать влияние на эффективность обучения степени работоспособности и утомляемости студентов как в течение рабочего дня, так и по дням недели; как показывают исследования, наибольшая работоспособность студентов в течение дня наблюдается во вторую пару часов учебных занятий, а по дням недели - в среду и четверг [8]; для снижения утомляемости необходимо правильно чередовать различные по характеру и сложности занятия.

Для количественной оценки расписания занятий мы предложили студентам, участвующим в эксперименте, оценить сложность изучаемых дисциплин по шкале, где 12 баллов - самая трудная дисциплина, 1 - самая легкая. Затем полученные данные усреднили. Наиболее сложными оказались дисциплины «Структурная биохимия» и «Органический синтез» (9-10 баллов), самой легкой для студентов дисциплиной студенты оказалась «Экология» - 1-3 балла (табл. 2).

Таблица 2

Расписание занятий студентов 5-го курса факультета естественных наук с учетом сложности предметов

Пара Понедельник 19

1 Физиология человека и животных, лк 4

2 Физиология человека и животных, лк 4

3 Физиология человека и животных, лб 5

4 Прикладная химия, лк 6

Пара Вторник 14

3 Методика проектной деятельности, лк 6

4 Методика проектной деятельности, пр 8

Пара Среда 48

1 Органический синтез, лб 9

2 Органический синтез, лб 9

3 Структурная биохимия, лк 10

4 Структурная биохимия, лб 10

5 Структурная биохимия, лб 10

Пара Четверг 16

1 Экология, лб 3

2 Экология, лб 3

3 Органический синтез, лк 10

Пара Пятница 18

3 Экология, лк 2

4 Прикладная химия, лб 8

5 Прикладная химия, лб 8

Наибольшая нагрузка приходится на среду, что совпадает с представлениями о высокой работоспособности в этот день. Остальные дни недели нагружены практически одинаково, хотя на крайние дни учебной недели должна приходиться меньшая нагрузка. Дни с высокой работоспособностью (вторник и четверг) оказываются нагруженными недостаточно.

Для оценки вегетативного компонента функционального состояния обучающихся мы использовали такие показатели гемодинамики, как ЧСС и АД, на основе которых рассчитывали индекс Кердо.

В ходе изучения ЧСС школьников и студентов до и после занятий в течение учебной недели были получены результаты, приведенные в табл. 3.

Таблица 3

Частота сердечных сокращений испытуемых в течение эксперимента (М±ш)

День недели Школьники Студенты

До уроков После уроков До занятий После занятий

Пн. 70,3±1,1 67,1±1,4* 76,3±1,9 68,8±2,5

Вт. 72,6±0,9 68,2±0,9* 87,9±5,2 78,0±3,7

Ср. 70,8±0,6 67,8±0,8* 80,4±2,6 76,0±2,6

Чт. 70,8±0,6 66,6±0,7* 79,7±2,9 75,2±2,8

Пт. 69,2±0,8 66,6±0,6* 74,8±2,7 73,3±1,9

Сб. 69,0±0,6 66,8±0,6*

Примечание: * - различия в парах достоверны (Р < 0,05).

ЧСС отражает общее состояние не только ССС, но и всего организма в общем. ЧСС может варьировать в достаточно больших пределах, что зависит от потребностей организма, его энергетических затрат и нервного напряжения в данный момент времени. Для условий относительного покоя существуют возрастно-половые нормативы. Если ЧСС превышает среднее значение для данной возрастно-половой группы, это означает, что организм расходует больше усилий для поддержания нормального равновесия с окружающей средой.

В условиях нашего эксперимента в обеих группах испытуемых ЧСС в течение учебного дня статистически достоверно снижается, что совпадает с литературными данными.

Среди школьников максимальная ЧСС отмечается до и после уроков во вторник, когда нагрузка оказывается самой высокой. При этом значения ЧСС во все дни эксперимента не выходят за пределы нормы, т.е. можно предположить, что организм реагирует на учебную нагрузку в течение дня без дополнительных затрат функциональных резервов.

В группе студентов максимальная ЧСС зафиксирована также во вторник, но в студенческом расписании этот день не является сильно нагруженным.

Для студентов оптимальными величинами ЧСС в условиях покоя следует считать для мужчин 60—70 уд./мин, женщин — 65—75 уд./мин.

Таким образом, у наших студентов ЧСС выходит за пределы нормы с утра во вторник, среду и четверг, а после занятий во все дни соответствует норме. Повышенная ЧСС у студентов нашего факультета до занятий может свидетельствовать о том, что организм в середине недели вынужден использовать функциональные резервы для адаптации к учебным нагрузкам.

В ходе нашего исследования было установлено, что в группе школьников не происходит резких колебаний артериального давления (табл. 4).

Таблица 4

Динамика систолического артериального давления испытуемых

в течение эксперимента

День недели Школьники Студенты

До уроков После уроков До занятий После занятий

Пн. 118,9±2,7 118,3±2,3 129,2±4,5 116,9±3,2

Вт. 120,4±2,1 117,1±2,2 124,8±5,2 114,6±3,7

Ср. 118,5±2,2 114,5±1,7 108,4±3,8 112,8±2,7

Чт. 119,0±2,2 111,0±2,0 107,7±3,0 106,3±3,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пт. 117,2±1,7 113,0±1,6 109,2±2,2 109,5±2,4

Сб. 115,5±2,4 112,5±2,2

При этом до уроков значения систолического и диастолического давлений на 1—7 % выше, чем после уроков во все дни недели, кроме понедельника. В понедельник отмечается повышение диастолического давления после уроков примерно на 6 %. Уровень АД у школьников соответствует норме во все дни эксперимента и до, и после уроков (табл. 5).

В группе студентов отмечаются следующие изменения АД. Достоверное снижение СД после занятий происходит в понедельник (на 10 %) и во вторник (на 8 %). В среду после занятий СД даже повышается, что может быть связано с максимальной учебной нагрузкой в этот день. В остальные дни недели этот показатель значимо не меняется. Необходимо отметить, что значение СД у студентов в понедельник приближается к верхней границе нормы.

Диастолическое давление в течение учебного дня достоверно уменьшается в понедельник (на 10 %) и в четверг (на 13 %). В среду наблюдается, хотя и незначительное, но увеличение значения ДД после

занятий, что может отражать состояние функционального напряжения в день с высокой учебной нагрузкой.

Таблица 5

Динамика диастолического артериального давления испытуемых

в течение эксперимента

День недели Школьники Студенты

До уроков После уроков До занятий После занятий

Пн. 73,4±1,4 77,7±1,2 76,3±1,9 68,8±2,5

Вт. 74,9±1,2 70,8±0,7 74,5±2,3 72,1±1,7

Ср. 74,1±1,1 71,2±1,2 72,3±2,8 77,3±4,1

Чт. 70,0±1,4 69,0±1,7 72,7±3,0 63,2±2,1

Пт. 71,5±1,6 68,0±1,1 63,5±2,0 67,9±2,4

Сб. 68,0±1,5 66,0±1,6

Динамика вегетативного индекса Кердо. У здорового человека ВИК отражает состояние динамического равновесия симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы [7]. Его значения при этом находятся в пределах от -10 до 10. Усиление симпатическй активности ведет к увеличению индекса Кердо, а повышение парасимпатического тонуса - к его снижению. Данные об изменении значений ВИК в течение учебного дня и учебной недели приведены в табл. 6.

Таблица 6

Динамика вегетативного индекса Кердо у испытуемых

День недели Школьники Студенты

До уроков После уроков До занятий После занятий

Пн. -16,2±3,4 -4,5±1,9 18,3±3,2 14,2±3,5

Вт. -3,8±1,3 -3,2±1,8 13,6±3,8 10,0±7,0

Ср. -5,1±2,0 -4,4±1,8 7,0±4,6 -2,5±2,7

Чт. -3,5±2,4 -4,4±1,9 7,2±6,2 14,5±4,6

Пт. -2,2±1,7 -3,2±2,2 14,4±3,5 7,0±3,7

Сб. 1,2±2,0 1,4±2,2

Полученные нами результаты показывают, что функциональное состояние старшеклассников, которые участвовали в нашем эксперименте, практически во все исследуемые периоды учебного процесса характеризуется уравновешенностью активности симпатического и парасимпатического отделов ВНС. Только в понедельник с утра значение ВИК значительно смещено в отрицательную область, что отражает преобладание парасимпатического тонуса и невысокий уровень работоспособности в утренние часы этого дня. После уроков в

понедельник ВИК повышается примерно на 70 %, что указывает на рост симпатической активности и повышение работоспособности. В течение остальных дней недели значение ВИК остается в пределах нормы. Такое состояние регуляторных механизмов позволяет адекватно справляться с учебной нагрузкой.

Значения ВИК студентов противоположны по сравнению со школьниками. В понедельник до и после занятий ВИК выше нормы, что указывает на преобладание симпатического тонуса в регуляции функций. При этом уровень учебной нагрузки в этот день относительно невысокий. Преобладание симпатического тонуса отмечается и во вторник до занятий. Значения ВИК в среду отражают уравновешенность активности отделов ВНС, несмотря на максимальную учебную нагрузку в этот день. После занятий в четверг и до занятий в пятницу отмечается повышенный симпатический тонус при невысокой учебной нагрузке.

Итак, функциональное состояние школьников характеризуется в основном уравновешенным вегетативным балансом, а у студентов преобладают симпатические влияния в регуляции функций.

Объем нейрологической памяти человека — это характеристика, которая определяется количеством информации, которая может быть извлечена из нее по прошествии определенного времени после момента запоминания [6].

Объем кратковременной памяти в норме равен 7±2 единицы хранения (число Миллера). Это тот набор слов или количество цифр, которые среднестатистический человек способен удержать в памяти. Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4—5 объектов.

В нашем эксперименте испытуемые продемонстрировали объем памяти, соответствующий норме во все периоды исследования. У студентов объем кратковременной слухоречевой памяти на 14 % больше, чем у старшеклассников. Школьники воспроизводят в среднем 7.5 слов из 10, а студенты — 8.7, что соответствует отличному объему памяти (табл.7).

Таблица 7

Динамика объема кратковременной слухоречевой памяти

испытуемых

День недели Школьники Студенты

До уроков После уроков До занятий После занятий

Пн. 7,4±0,5 6,4±0,4 8,5±0,4 7,3±0,3

Вт. 6,7±0, 6,1±0,3 8,4±0,4 7,5±0,4

Ср. 7,4±0,5 6,7±0,4 8,9±0,3 8,4±0,3

Чт. 7,2±0,4 6,5±0,4 9,1±0,2 8,3±0,3

Пт. 8,8±0,4 7,4±0,4 8,6±0,4 8,2±0,3

Сб. 7,3±0,3 7,6±0,4

В обеих экспериментальных группах происходит снижение этого показателя после учебных занятий, но его значения также остаются в пределах нормы.

У старшеклассников максимальный уровень уменьшения объема памяти отмечается в понедельник и пятницу (14-16 %), когда преобладает парасимпатический тонус и работоспособность невелика. В субботу у школьников при минимальной учебной нагрузке после занятий объем воспроизведения даже слегка увеличивается.

У студентов максимальное снижение значения объема воспроизведения (14 %) отмечается в понедельник. В среду, несмотря на самую большую учебную нагрузку, объем памяти приближается к максимуму, и снижение его в течение дня практически минимальное. В этот день значения индекса Кердо соответствует сбалансированному состоянию отделов ВНС, что, возможно, позволяет осуществлять воспроизведение информации в оптимальном режиме.

Такая недельная динамика объёма воспроизведения отражает наличие фазы врабатывания в понедельник и снижение общей работоспособности к концу учебной недели.

Умственная работоспособность, определяемая с помощью буквенных таблиц В.Я. Анфимова, характеризуется объемом выполненной работы (количество просмотренных символов или скорость) и точностью (количество допущенных ошибок) [3]. Данные о динамике скорости работы участников эксперимента приведены в табл. 8.

Таблица 8

Динамика скорости выполнения корректурного теста

День недели Школьники Студенты

До уроков После уроков До занятий После занятий

Пн. 461±40,6 380,5±23,6 404,8±25,4 350,9±15,8

Вт. 428±21,1 445,8±27,6 394,4±21,6 350,6±23,4

Ср. 565,8±37,2 450,7±29,3 574,5±42,4 413,8±22,4

Чт. 470,5±35,2 451,9+29,4 418,6±16,2 370,9±15,4

Пт. 488,0±36,5 537,1±46,4 385,0±19,1 380,9±15,6

Сб. 492,1±42,3 454,0±44,1

В среднем старшеклассники демонстрируют большую скорость выполнения задания. Они просматривают букв на 16 % больше до занятий и на 18 % после занятий по сравнению со студентами. Во все периоды эксперимента их результат либо соответствует норме, либо превышает ее. Исключение составляет скорость в понедельник после уроков, когда значение количества просмотренных знаков меньше нормы на 8 %. Скорость выполнения задания студентами является удовлетворительной.

Максимальный уровень умственной работоспособности в утренние часы у всех участников эксперимента отмечается в среду. После занятий пик работоспособности наблюдался также в среду в обеих экспериментальных группах и второй небольшой подъем — в пятницу у школьников. Необходимо отметить, что учащиеся вуза показывают максимальную умственную работоспособность в день максимальной учебной нагрузки как до, так и после занятий.

Количество допущенных ошибок при просмотре букв определяет точность работы. Результаты этой части работы приведены в табл. 9.

Таблица 9

Динамика точности выполнения корректурного теста

День недели Школьники Студенты

До уроков После уроков До занятий После занятий

Пн. 2,2±0,5 7,0±1,4 4,2±0,8 7,0±1,0

Вт. 6,8±1,6 10,1±2,3 4,1±0,8 5,6±0,9

Ср. 3,6±0,9 10,8±1,7 3,5±0,8 5,9±0,8

Чт. 8,4±2,3 10,5±1,8 3,7±0,8 4,2±0,6

Пт. 6,5±2,1 6,2±1,2 3,4±0,8 3,3±0,6

Сб. 9,8±2,2 8,8±1,8

Студенты работают более точно по сравнению со школьниками, у них количество ошибок в среднем на 45 % меньше, чем у школьников до занятий и на 42 % после занятий.

Школьники максимальное количество ошибок допускают утром в четверг и субботу, а после уроков — во вторник, среду и четверг. Точность значительно уменьшается после уроков в понедельник и среду (примерно в 3 раза), во вторник и четверг — в 1,3—1,5 раза, а в пятницу и субботу разницы между количеством допущенных ошибок до и после занятий практически нет.

Студенты демонстрируют удовлетворительную точность выполнения задания до начала занятий во все дни недели. После учебы точность становится неудовлетворительной в понедельник, вторник и среду. Возможно, учебная нагрузка и функциональное состояние обучающихся в эти дни не позволяют им качественно выполнять задание. В последние дни недели, также как у школьников, в течение дня не происходит изменения точности работы.

В ходе проведенного нами исследования были получены данные, подтверждающие предложенную нами гипотезу и демонстрирующие изменение показателей функционального состояния обучающихся школы и вуза в условиях дневной и недельной учебных нагрузок.

Нами было отмечено, что расписание занятий обучающихся не всегда учитывает динамику суточной и недельной работоспособности. В

школьном расписании на крайних уроках изучаются сложные предметы, в течение недели нагрузка почти одинакова, за исключением вторника. В студенческом расписании занятий также дни с максимальной работоспособностью оказались недогруженными.

Анализ физиологических параметров ФС указывает на различное состояние регуляторных систем у школьников и студентов. Значения ЧСС старшеклассников на всех этапах эксперимента не выходят за пределы нормы. У студентов ЧСС превышает норму с утра во вторник, среду и четверг, а после занятий во все дни соответствует норме. Это может свидетельствовать о том, что организм в середине недели вынужден использовать функциональные резервы для адаптации к учебным нагрузкам.

В исследуемой группе школьников АД меняется закономерно, оно выше до уроков и снижается во второй половине дня, его значения всегда соответствуют норме. В группе студентов отмечается повышение АД в день с максимальной нагрузкой (среда), в понедельник его значение приближается к верхней границе нормы.

Значения ВИК указывают на уравновешенность активности симпатического и парасимпатического отделов ВНС у старшеклассников и преобладание симпатической активности у студентов.

Участники нашего эксперимента продемонстрировали высокий объем слухоречевой памяти, который снижается ежедневно после занятий и меньше в крайние дни недели, когда отмечается повышение парасимпатического тонуса.

Максимальная умственная работоспособность отмечается у всех обучающихся в среду до и после занятий, а в понедельник скорость выполнения корректурного теста минимальна у школьников. Точность работы максимальна у школьников и студентов в понедельник до занятий.

Таким образом, исследуемые показатели функционального состояния школьников не выходят за пределы нормы во все периоды эксперимента. Поэтому можно считать, что учебная нагрузка, в среднем, не вызывает перенапряжения регуляторных систем, т.е. адаптация организма старшеклассников к ней происходит в пределах нормальных функциональных резервов организма. Функциональное состояние студентов характеризуется повышенным симпатическим тонусом, что может указывать на энергозатратные механизмы адаптации к учебной нагрузке.

Список литературы

1. Андронникова Е.А., Заика Е.В. Методы исследования восприятия, внимания и памяти: руководство для практических психологов. Харьков: Изд-во Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина, 2011. 161 с.

2. Безруких М.М. Здоровьесберегающая образовательная среда и факторы, препятствующие ее созданию // Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 10-16

3. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Педагогическая физиология: учеб. пособие / под ред. М.М. Безруких М.: Форум, 2013. 496 с.

4. Динамика интегральных характеристик вариабельности сердечного ритма и психофизиологических показателей студентов в режиме однодневной и недельной учебных нагрузок / Э.С. Геворокян, С.М. Минасян, Ц.И. Адамян [и др.] // Физиология человека. 2006. Т. 32. № 4. С. 57- 61.

5. Дейнеко И.В., Хачатрян В.В., Ракитина Т.И. Динамика показателей функционального состояния организма студентов в процессе обучения // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: материалы IV международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 г., г. Екатеринбург). Екатеринбург, Рос. гос. проф.-пед. ун-т., 2015. С. 101-104.

6. Лабораторный практикум по физиологии высшей нервной деятельности / сост. Р.С. Мусалимова, Л.В. Лязина. Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. 103 с.

7. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189 [с приложениями] // Российская газета. 2011. 16 марта (№ 54). С. 30-31.

8. Семанив Е.В., Васильева В.В., Варады Е.Н. Обоснование и разработка шкал трудности учебных дисциплин при реализации федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения на первом курсе Тихоокеанского государственного медицинского университета // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. №4. URL: https://cyberlenmka.m/artide/n/obosnovanie-i-razrabotka-shkal-trndnosti-uchebnyh-distsipHn-pri-reaHzatsii-federalnyh-gosudarstvennyh-obrazovatelnyh-standartov-3-go (дата обращения: 11.12.2021).

9. Kerdö I. Ein aus Daten der Blutzirkulation kalkulierter Index zur Beurteilung der vegetativen Tonuslage // Acta neurovegetativa. 1966. V.29. № 2. P. 250-268.

Красникова Инна Владимировна, канд. биол. наук, доц., krasnikovaivamail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Муравьева Вероника Анатольевна, студентка, veronika.muraveva. 96amail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

INFLUENCE OF TRAINING LOAD ON THE FUNCTIONAL STATE OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS

I.V. Krasnikova, V.A. Muravyova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

We studied the change in the functional state of schoolchildren and students during the day and week, depending on the academic load. The balanced vegetative balance of schoolchildren allows them to demonstrate high indicators of the volume of auditory-speech memory and mental performance. Adaptation of the body of senior pupils to the training load occurs within the functional reserves of the body. The functional state of students is characterized by an increased sympathetic tone, which may indicate energy-consuming mechanisms of adaptation to the training load.

Key words: functional state, teaching load, schoolchildren, students.

Krasnikova Inna Vladimirovna, candidate of biological sciences, docent, krasnikovaivamail.ru, Russia, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University,

Muravyova Veronika Anatolyevna. student, veronika. muraveva. 96a mail. ru, Russia, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.