Научная статья на тему 'Динамика умственной работоспособности школьников 1-3-ей групп здоровья'

Динамика умственной работоспособности школьников 1-3-ей групп здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
381
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА / ШКОЛЬНИКИ 11-12 ЛЕТ / ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ / MENTAL WORKING ABILITY / TEACHING LOAD / SCHOOLCHILDREN OF 11-12 YEARS / GROUPS OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рукавкова Елена Михайловна, Бубликова Людмила Ивановна

Введение. Отмечающееся в последние годы ухудшение состояния здоровья детей на фоне усложнения учебных школьных программ требует изучения показателей умственной работоспособности школьников с отклонениями в состоянии здоровья и оценки степени адаптации их к учебным нагрузкам. Цель исследования: физиолого-гигиеническая оценка показателей умственной работоспособности учащихся 1, 2 и 3 групп здоровья в динамике учебного дня, недели и года. Материал и методы. Обследовано 290 школьников в возрасте 11-12 лет, относящихся к 1, 2 и 3 группам здоровья. Изучали количественные и качественные показатели умственной работоспособности в динамике учебного дня, недели и года методом корректурных проб. Результаты исследования. Показано, что дети с отклонениями в состоянии здоровья успешно адаптируются к учебным нагрузкам в течение учебного дня и недели, но имеют сниженную сопротивляемость к длительно действующим факторам учебного процесса, что проявляется в резком снижении к концу учебного года качественных и количественных показателей умственной работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of mental performance of schoolchildren of 1, 2, 3 health groups

Introduction. Celebrated in recent years, the deterioration of the health status of children in spite of its growing school curriculum requires study of indicators of mental health of pupils with deviations in health status and assessment of the degree of their adaptation to training loads. Purpose of the study. The purpose of the study: physiological and hygienic assessment of indicators of mental performance of students of 1, 2 and 3 groups of health in the dynamics of the school day, week and year. Material and methods. Surveyed 290 students aged 11-12 years, belonging to 1st, 2nd and 3rd groups of health. We studied the quantitative and qualitative indicators of mental performance in the dynamics of the school day, week and year by the method of proofreading samples. Results. It is shown that children with health abnormalities successfully adapt to the academic load during the school day and week, but have reduced resistance to long-term factors of the educational process, which manifests itself in a sharp decrease by the end of the school year qualitative and quantitative indicators of mental performance.

Текст научной работы на тему «Динамика умственной работоспособности школьников 1-3-ей групп здоровья»

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

УДК: 613.955

Код специальности ВАК: 14.02.01; 03.03.01

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 1-3-Й ГРУПП ЗДОРОВЬЯ

Е. М. Рукавкова, Л. И. Бубликова,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И. C. Тургенева»

Рукавкова Елена Михайловна - e-mail: erukavkova@bk.ru

Дата поступления 27.02.2018

Введение. Отмечающееся в последние годы ухудшение состояния здоровья детей на фоне усложнения учебных школьных программ требует изучения показателей умственной работоспособности школьников с отклонениями в состоянии здоровья и оценки степени адаптации их к учебным нагрузкам. Цель исследования: физиолого-гигиеническая оценка показателей умственной работоспособности учащихся 1-, 2- и 3-й групп здоровья в динамике учебного дня, недели и года. Материалы и методы. Обследовано 290 школьников в возрасте 11-12 лет, относящихся к 1-, 2- и 3-й группам здоровья. Изучали количественные и качественные показатели умственной работоспособности в динамике учебного дня, недели и года методом корректурных проб. Результаты исследования. Показано, что дети с отклонениями в состоянии здоровья успешно адаптируются к учебным нагрузкам в течение учебного дня и недели, но имеют сниженную сопротивляемость к длительно действующим факторам учебного процесса, что проявляется в резком снижении к концу учебного года качественных и количественных показателей умственной работоспособности.

Ключевые слова: умственная работоспособность, учебная нагрузка,

школьники 11-12 лет, группы здоровья.

Introduction. Celebrated in recent years, the deterioration of the health status of children in spite of its growing school curriculum requires study of indicators of mental health of pupils with deviations in health status and assessment of the degree of their adaptation to training loads. Purpose of the study. The purpose of the study: physiological and hygienic assessment of indicators of mental performance of students of 1, 2 and 3 groups of health in the dynamics of the school day, week and year. Materials and methods. Surveyed 290 students aged 11-12 years, belonging to 1st, 2nd and 3rd groups of health. We studied the quantitative and qualitative indicators of mental performance in the dynamics of the school day, week and year by the method of proofreading samples. Results. It is shown that children with health abnormalities successfully adapt to the academic load during the school day and week, but have reduced resistance to long-term factors of the educational process, which manifests itself in a sharp decrease by the end of the school year qualitative and quantitative indicators of mental performance.

Key words: mental working ability, teaching load, schoolchildren of 11-12 years, groups of health.

Введение

Проблема формирования, охраны и укрепления здоровья детей в настоящее время является ключевым направлением российского образования и здравоохранения в связи с ростом заболеваемости подрастающего поколения. Среди причин, влияющих на состояние здоровья школьников, 21-27% составляют факторы внутришкольной среды. Особого внимания развитие детей и подростков заслуживает в критические периоды жизни, такие как препубертатный и пубертатный, во время которых развитие структурно-морфофункциональных преобразований происходит гораздо интенсивнее, чем в стабильные возрастные периоды, но в то же время отмечается снижение регуляторной дея-

тельности. Интенсивные воздействия неблагоприятных факторов в это время могут привести к нарушениям процесса развития, способствовать формированию морфо-функциональных нарушений, хронических заболеваний. В последние годы в образовательной системе наблюдается интенсификация учебного процесса. Усложнение учебной программы требует от школьников длительно сохраняющегося нервного напряжения, которое ухудшает функциональное состояние организма, что особенно важно для детей с отклонениями в состоянии здоровья [1-3].

Важным критерием адаптации организма школьников к учебным нагрузкам и их соответствия функциональным

Al

SSM

возможностям ЦНС учащихся является состояние умственной работоспособности [4-8]. В связи с этим актуальным является изучение умственной работоспособности школьников 11-12 лет, относящихся к разным группам здоровья.

Цель исследования: физиолого-гигиеническая оценка показателей умственной работоспособности учащихся 1-, 2- и 3-й групп здоровья в динамике учебного дня, недели и года.

Материалы и методы

В соответствии с целью работы было проведено обследование 290 учащихся (130 девочек и 160 мальчиков) в возрасте 11-12 лет, обучающихся в лицее с повышенными требованиями к организации учебного процесса. В соответствии с общепринятыми критериями школьники были разделены на группы здоровья: I группа (контроль) - здоровые дети с нормальным развитием и нормальным уровнем функций (дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие); II группа - здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к заболеваниям (дети, не страдающие хроническими заболеваниями, имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, часто или длительно болеющие); III группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма (дети, имеющие хронические заболевания в стадии компенсации, с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия). Основным методом исследования являлся естественный физиолого-гигиенический эксперимент. Родители детей были проинформированы о задачах работы, получено их согласие на проведение исследований.

Изучение умственной работоспособности проводили методикой дозированного задания во времени по буквенным таблицам Анфимова. Исследования проводили в течение недели (понедельник, среда, пятница), в начале учебного года, в конце 2-й четверти, в конце учебного года. Каждое исследование включало сбор данных до уроков (I замер), после 2-го урока (II замер), после уроков (III замер). Таким образом, каждый ребенок в течение учебного года был обследован 27 раз. При обработке корректурных проб анализировали: интенсивность (объем) работы - количество просмотренных знаков за четыре минуты работы; коэффициент подвижности нервных процессов (К) - отношение объема работы к количеству знаков, просмотренных за первые две минуты; качество работы - количество ошибок в пересчете на 500 просмотренных знаков; количество ошибок на дифференцировку в пересчете на 200 знаков (сила активного внутреннего торможения); коэффициент продуктивности работы (Q). Коэффициент продуктивности рассчитывали по формуле:

Q=(A/10)2/(A/10+O),

где Q - коэффициент продуктивности работы, А -количество знаков, просмотренных за четыре минуты, О - количество всех ошибок (без стандартизаций).

Обработка данных. Статистическую обработку полученных результатов проводили на компьютере IBM с использованием прикладных программ с помощью Microsoft Excel. Степень достоверности различий между изучаемыми величинами оценивали по t-критерию Стьюдента. За уровень статистически значимых отличий принимали измерение при р<0,05.

Результаты и их обсуждение

Полученные результаты дневной динамики работоспособности свидетельствуют о повышении интенсивности работы при выполнении задания в середине учебного дня у мальчиков трех групп и у девочек 2-й группы здоровья (таблица 1). К концу учебного дня выявлено увеличение объема просмотренных знаков у мальчиков 3-й группы здоровья (р<0,05). При сравнении показателей объема работы учащихся различных групп здоровья были выявлены статистически достоверные межгрупповые различия. У мальчиков 2-й и 3-й групп здоровья в динамике учебного дня данный показатель был выше данных контрольной группы (р<0,05). У девочек 2-й и 3-й групп здоровья в конце учебного дня интенсивность работы была ниже показателя группы контроля (р<0,05).

Выявлены достоверное повышение качества работы и снижение количества ошибок к середине учебного дня у мальчиков 2-й и 3-й групп здоровья (на 17,3% и 7% соответственно) и у девочек 1-й группы (на 13,6%) (р<0,05). Сравнительный анализ межгрупповых различий качества работы показал достоверно более высокое качество работы в середине учебного дня у мальчиков 2-й и 3-й групп здоровья, а также у девочек 2-й группы здоровья до начала уроков. У девочек 3-й группы здоровья в середине учебного дня при выполнении работы отмечено увеличение числа допущенных ошибок на 11,8% по сравнению с контролем (р<0,05).

Проведенный анализ недельной динамики показателей умственной работоспособности учащихся (таблица 2) выявил у мальчиков и девочек 2-й группы здоровья увеличение объема выполненной работы к середине учебной недели на 3,1% и 2% соответственно (р<0,05). К концу недели отмечено снижение данного показателя у учащихся

1-й группы (у мальчиков на 3,3%, у девочек на 4,1%) и увеличение количества просмотренных знаков у девочек

2-й группы на 1,8% (р<0,05). Сравнение межгрупповых различий выявило более высокие показатели интенсивности работы в среду (на 5,6%) и пятницу (на 5,4%) у мальчиков 2-й группы здоровья, а также у девочек 2-й и

3-й групп здоровья (на 5,6% и 4,4%) в конце учебной недели по сравнению с группой контроля (р<0,05).

Оценка годовой динамики показателей умственной работоспособности выявила следующие изменения (таблица 3). Объем работы у учащихся трех групп увеличивался к концу 2-й четверти и снижался к концу учебного года. У мальчиков и девочек 3-й группы здоровья в конце учебного года показатели были ниже данных контрольной группы на 2% и 5% соответственно (р<0,05).

У мальчиков 3-й группы здоровья к концу учебного года коэффициент К снизился на 6% по сравнению с показателем в начале учебного года и данными 1-й группы здоровья (р<0,05).

Анализ количества допущенных ошибок выявил снижение точности работы к концу учебного года у мальчиков и девочек 3-й группы здоровья. Число ошибок, допущенных девочками 3-й группы здоровья, в конце учебного года

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

ТАБЛИЦА 1.

Дневная динамика показателей умственной работоспособности учащихся (М±m)

Группа здоровья Показатель

Замер Объем работы Коэф. подвижности нервных процессов (К) Качество работы (число ошибок) САВТ Коэф. продуктивности(Q)

Мальчики

1 430±2,3 1,6±0,04 5,3±0,3 1,5±0,03 38,9±1,3

I 2 452±1,6** 1,6±0,03 5,9±0,1** 1,7±0,03** 40,4±1,3

3 424± 3,0 1,7±0,03** 5,4±0,2 1,4±0,03** 38,3±1,2

1 456±2,8* 1,6±0,04 5,8±0,1 1,4±0,02* 40,9±0,6

II 2 468±3,4*,** 1,7±0,04* 4,8±0,2*,** 1,6±0,02*,** 42,7±0,6**

3 459±2,2* 1,6±0,03* 5,0±0,3** 1,3±0,02*,** 41,7±0,6*

1 442±1,9* 1,6±0,02 5,7±0,1 1,7±0,02* 39,7±0,8

III 2 458±2,8** 1,7±0,03*,** 5,3±0,2*,** 1,4±0,03*,** 41,4±0,8

3 465±3,2*,** 1,7±0,04** 5,4±0,2 1,5±0,03*,** 42,0±0,8*,**

Девочки

1 475±3,3 1,6±0,04 5,9±0,3 1,5±0,03 42,5±0,9

I 2 463±2,6** 1,7± 0,02** 5,1±0,2** 1,6±0,02** 42,0±0,8

3 480±3,6 1,7±0,03** 5,3±0,2** 1,4±0,03** 43,4±0,9

1 462±2,4* 1,6±0,03 4,7±0,3* 1,7±0,03* 42,2±0,4

II 2 476±2,8*,** 1,6±0,04* 5,2±0,1 1,6±0,02** 43,1±0,5

3 468±1,9* 1,5±0,03*,** 5,0±0,3 1,8±0,03*,** 42,5±0,4

1 471±3,2 1,6±0,04 5,4± 0,2 1,5±0,03 42,5±0,6

III 2 459±2,6** 1,7±0,04 5,7±0,1* 1,6±0,02** 41,2±0,6

3 470±2,9* 1,6±0,04* 5,2±0,1 1,4±0,03** 42,6±0,6

Примечание: * - достоверность различий показателей по сравнению с данными I группы, р<0,05;

** - достоверность различий показателей по сравнению с данными 1 замера (до начала уроков), р<0,05.

ТАБЛИЦА 2.

Недельная динамика показателей умственной работоспособности учащихся (М±m)

Группа здоровья Замер Показатель

Объем работы Коэф. подвижности нервных процессов (К) Качество работы (число ошибок) САВТ Коэф. продуктивности

Мальчики

I Понедельник 456±3,4 1,6±0,04 5,9±0,2 1,6±0,03 40,8±1,4

Среда 448±2,9 1,7±0,04 5,4±0,2 1,5±0,03* * 40,4±1,3

Пятница 441±3,2** 1,7±0,04 5,7±0,1 1,5±0,02** 39,6±1,3

II Понедельник 459±2,7 1,6±0,03 5,7±0,3 1,6±0,03 41,2±0,7

Среда 473±3,1*,** 1,6±0,03* 6,0±0,2* 1,6±0,02* 42,2±0,6

Пятница 465±2,9* 1,7±0,04** 6,3±0,3* 1,7±0,03*,** 41,3±0,6

III Понедельник 460±2,6 1,7±0.03* 5,9±0,2 1,6±0,02 41,1±0,8

Среда 456±2,9 1,6±0,04** 5,4±0,3 1,5±0,03* * 41,2±0,8

Пятница 445±3,1 1,6±0,04** 5,5±0,2 1,7±0,03*,** 40,1±0,8

Девочки

I Понедельник 469±3,4 1,6±0,04 5,8±0,2 1,5±0,03 42,0±0,9

Среда 475±3,1 1,7±0,04 5,7±0,3 1,5±0,03 42,6±0,9

Пятница 450±2,9** 1,8±0,03 6,2±0,2 1,6±0,03** 40,0±0,8

II Понедельник 467±2,7 1,6±0,03 5,3±0,1* 1,6±0,02* 42,2±0,5

Среда 476±2,8** 1,7±0,03* * 5,4±0,1 1,5±0,03* * 43,0±0,5

Пятница 475±2,9*,** 1,7±0,03*,** 5,9±0,2** 1,6±0,02 42,5±0,4*

III Понедельник 473±2,9 1,6±0,04 5,7±0,3 1,5±0,02 42,5±0,6

Среда 476±2,7 1,7±0,03 5,9±0,2 1,5±0,03 42,6±0,6

Пятница 470±2,5* 1,7±0,03* 6,0±0,2 1,6±0,03** 41,0±0,6

Примечание: * - достоверность различий показателей по сравнению с данными I группы, р<0,05;

** - достоверность различий показателей по сравнению с данными 1 замера (понедельник), р<0,05.

А1

было на 10,2% больше ошибок в контрольной группе (р<0,05).

САВТ значимо увеличилась к концу учебного года у всех мальчиков и у девочек 1-й и 3-й групп здоровья, у учащихся 3-й группы была достоверно выше данных детей группы контроля на 12,5% у мальчиков и на 5,6% у девочек (р<0,05).

Продуктивность работы к концу учебного года повысилась у девочек 2-й группы здоровья на 3,5%. У учащихся 3-й группы здоровья продуктивность работы снизилась на 7,6% у мальчиков и на 7,2% у девочек.

Таким образом, у детей 3-й группы здоровья к концу учебного года все показатели умственной работоспособности значимо снизились и были достоверно ниже показателей в группе контроля.

Обсуждение

Отсутствие отрицательных изменений дневной динамики качественных и количественных показателей умственной работоспособности у мальчиков трех групп и у девочек 1-й и 3-й групп здоровья свидетельствует о хороших адаптационных возможностях организма учащихся. Следовательно, умственная работоспособность учащихся в течение учебного дня обеспечивается оптимальным соотношением нервных процессов, синхронной, скоординированной деятельностью различных физиологических систем [9].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важным показателем, характеризующим протекание нервных процессов, является коэффициент подвижности нервных процессов (К). Функциональная подвижность возбуждения и торможения, особенности нейродинамики определяют уровень работоспособности. При хорошей подвижности нервных процессов введение тормозного сигнала

не сказывается на темпе работы. В результате вторая часть задания по объему оказывается такой же, как и первая, и коэффициент подвижности нервных процессов приближается к 2,0. Выявленные снижения подвижности нервных процессов и увеличение силы активного внутреннего торможения к концу учебного дня (р<0,05) у девочек 2-й группы может быть проявлением наступающего утомления.

Умственная работоспособность имеет выраженную периодичность. Она изменяется не только в течение дня, но также в недельном и годовом циклах. Выявленная отрицательная недельная динамика показателей умственной работоспособности у мальчиков 2-й группы здоровья (увеличение общего количества ошибок и числа ошибок на дифференцировку) и у мальчиков 3-й группы здоровья (снижение подвижности нервных процессов к концу недели и увеличение САВТ) является проявлением угнетающего влияния умственной нагрузки на организм. У девочек 2-й группы отмечена положительная динамика показателей, что проявляется в увеличении объема работы, коэффициента подвижности нервных процессов и продуктивности, что свидетельствует о достаточно высоком уровне адаптации их к учебным нагрузкам и отсутствии выраженных признаков утомления к концу учебной недели. У девочек 3-й группы здоровья выявлено достоверное снижение САВТ при более высоких количественных показателях (объем работы и коэффициент К) по сравнению с группой контроля. Таким образом, у девочек 2-й и 3-й групп здоровья выраженных неблагоприятных изменений показателей зарегистрировано не было, что может свидетельствовать об эффективности адаптационноприспособительных механизмов у данных контингентов учащихся.

ТАБЛИЦА 3.

Годовая динамика показателей умственной работоспособности учащихся (М±m)

Группа здоровья Замер Показатель

Объем работы Коэф. подвижности нервных процессов (К) Качество работы (число ошибок) САВТ Коэф. продуктивности (Q)

Мальчики

I Начало уч. года 456±3,4 1,7±0,04 5,8±0,3 1,5±0,03 40,9±1,3

Конец 2 четверти 469±3,1** 1,7±0,04 5,6±0,2 1,6±0,03** 42,2±1,3

Конец уч. года 450±2,7 1,7±0,04 6,5±0,3 1,6±0,03** 39,8±1,2

II Начало уч. года 463±1,7 1,6±0,02* 5,9±0,1 1,6±0,02* 41,4±0,6

Конец 2 четверти 478±2,6*,** 1,7±0,03** 5,7±0,2 1,5±0,02*,** 42,9±0,6

Конец уч. года 456±2,9** 1,6±0,03* 6,2±0,1 1,7±0,02*,** 40,6±0,5

III Начало уч. года 468±2,8* 1,7±0,04 5,7±0,2 1,6±0,03* 42,0±0,9

Конец 2 четверти 475±3,4 1,7±0,04 5,7±0,2 1,7±0,02*,** 42,6±0,8

Конец уч. года 440±2,1*,** 1,6±0,03*,** 6,7±0,2** 1,8±0,2*,** 38,8±0,8**

Девочки

I Начало уч. года 469±3,6 1,6±0,04 5,7±0,3 1,7±0,03 42,1±0,9

Конец 2 четверти 475±2,5 1,7±0,04 5,9±0,3 1,7±0,03 42,5±0,9

Конец уч. года 459±3,1** 1,6±0,03 5,9±0,2 1,8±0,03** 41,1±0,8

II Начало уч. года 452±2,9* 1,7±0,03* 5,8±0,2 1,8±0,02* 40,5±0,4

Конец 2 четверти 469±2,7** 1,7±0,03 5,5±0,1 1,6±0,02*,** 42,3±0,4**

Конец уч. года 467±3,3** 1,6±0,02** 5,7±0,2 1,8±0,02 41,9±0,5**

III Начало уч. года 463±2,6 1,6, ±0,03 5,7±0,3 1,7±0,02 41,6±0,6

Конец 2 четверти 465±2,9* 1,6±0,03* 5,4±0,3 1,6±0,03*,** 42,0±0,6

Конец уч. года 436±3,4*,** 1,6±0,03 6,5±0,2*,** 1,9±0,02*,** 38,6±0,6*,**

Примечание: * - достоверность различий показателей по сравнению с данными I группы, р<0,05;

** - достоверность различий показателей по сравнению с данными 1 замера (понедельник), р<0,05.

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Определенное отсутствие неблагоприятных сдвигов показателей умственной работоспособности к концу учебного года у мальчиков 1-й группы и девочек 2-й группы может отражать благоприятное функциональное состояние ЦНС и свидетельствовать о меньшей степени утомления у детей данных групп. Выявленное к концу учебного года у мальчиков 2-й группы и девочек 1-й группы снижение объема работы и увеличение САВТ служит проявлением наступающего утомления.

Снижение у мальчиков и девочек 3-й группы здоровья к концу учебного года количественных (объем работы, коэффициент подвижности нервных процессов) и качественных показателей (число ошибок, САВТ, продуктивность работы) работоспособности является физиологически высокозначимым. Данные, полученные в ходе исследования, могут отражать выраженное утомление в конце учебного года у данной группы школьников.

В физиологических подходах к оценке умственной работоспособности она рассматривается как показатель функционального состояния и дееспособности школьников. Умственное утомление является результатом нарушения корково-подкорковых взаимоотношений, при которых возникают одновременные сдвиги в деятельности коры головного мозга и вегетативных функций. Так как в поддержании тонуса вегетативной нервной системы важную роль играет гипоталамус, развитие умственного утомления может вызывать изменения в системе гипоталамус -гипофиз - кора надпочечников, т. е. быть компонентом общей адаптивной реакции организма. Сильные и продолжительные воздействующие факторы вызывают состояние деструктивного стресса с развитием истощения функции коры надпочечников и снижением резистентности к данному и другим раздражителям с усилением ката-болических и дистрофических изменений в органах и тканях, исходом которого может быть ухудшение состояния здоровья детей 3-й группы. Длительное воздействие негативных средовых факторов может сопровождаться перенапряжением и нарушением адаптивных возможностей организма, развитием преморбидных состояний и хронизацией основных патологических процессов, что вносит свой вклад в формирование потерь здоровья детского населения [9-12].

С другой стороны, развивающееся утомление - естественная реакция организма ребенка на более или менее интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого невозможно развитие детей, их тренировка, адаптация. Но нагрузки должны быть в полном соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся с учетом состояния их здоровья.

Таким образом, выявленное в результате проведенного исследования значительное снижение умственной работоспособности в конце учебного года у учащихся 3-й группы здоровья диктует необходимость дополнительного внимания к вопросу гигиенической регламентации режима деятельности обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья, а также разработки и использования здо-ровьесберегающих технологий обучения.

Выводы

1. Анализ дневной и недельной динамики показателей умственной работоспособности не выявил неблагоприят-

ных сдвигов к концу учебного дня и недели у учащихся с отклонениями в состоянии здоровья. Учебная нагрузка является фактором, воздействующим на психофизиологические функции учащихся, адаптируя их.

2. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на организм учащихся 3-й группы здоровья, которое выражается в снижении качественных и количественных показателей работоспособности, продуктивности работы к концу учебного года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучма В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Гигиена и санитария. 2013. № 6. С. 26-29.

Kuchma V.R. Oxrana zdorov'ya detej ipodrostkov v Nacional'nojstrategii de-jstvij vinteresax detej na 2012-2017 gg. Gigiena isanitariya. 2013. № 6. S. 26-29.

2. Кучма В.Р. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и риски здоровью детей и подростков при обучении в образовательных учреждениях. Анализ риска здоровью. 2014. № 1. С. 65-73.

Kuchma V.R. Sanitarno-ehpidemiologicheskoe blagopoluchie i riski zdorov'yu detej i podrostkov pri obuchenii v obrazovatel'nyx uchrezhdeni-yax. Analiz riska zdorov'yu. 2014. № 1. S. 65-73.

3. Пономаренко И.И. Традиции и инновации в охране здоровья детей. Здравоохранение Российской Федерации. 2013. № 5. С. 13-16.

Ponomarenko I.I. Tradicii i innovacii v ohrane zdorov'ya detej. Zdravo-oxranenie Rossijskoj Federacii. 2013. № 5. S. 13-16.

4. Грицина О.П., Транковская Л.В., Тарасенко Г.А., Черток А.Г. Влияние режима дня на показатели умственной работоспособности учащихся, посещающих организации дополнительного образования Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. № 4 (58). С. 76-80.

Gricina O.P., Trankovskaya L.V., Tarasenko G.A., Chertok A.G. Vliyanie rezhima dnya na pokazateli umstvennoj rabotosposobnosti uchashhix-sya, poseshhayushhix organizacii dopolnitel'nogo obrazovaniya Zdorov'e. Medicinskaya ehkologiya. Nauka. 2014. № 4 (58). S. 76-80.

5. Лапонова Е.Д., Григорьева Л.В., Сазанюк З.И., Шумкова Т.В., Лашнева И.П. Особенности умственной работоспособности и учебной мотивации пятиклассников в условиях гендерной дифференциации учебного процесса. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015. № 1. С. 21-26.

Laponova E.D., Grigor'eva L.V., Sazanyuk Z.I., Shumkova T.V., Lashneva I.P. Osobennosti umstvennoj rabotosposobnosti i uchebnoj motivacii pyatik-lassnikov v usloviyah gendernoj differenciacii uchebnogo processa. Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ya. 2015. № 1. S. 21-26.

6. Рахманов Р.С., Котова Н.В., Олющина Е.А., Шапошникова М.В. Ковальчук С.Н. Состояние здоровья и умственная работоспособность школьников, обучающихся в условиях разной наполняемости классных коллективов. Медицинский альманах. 2017. № 4. С. 162-166.

Raxmanov R.S., Kotova N.V., Olyushhina E.A., Shaposhnikova M.V. Koval'chuk S.N. Sostoyanie zdorov'ya i umstvennaya rabotosposobnost' shkol'nikov, obuchayushhixsya v usloviyax raznoj napolnyaemosti klassnyh kollektivov. Medicinskij al'manax. 2017. № 4. S. 162-166.

7. Семенова Т.Н., Рукавкова Е.М. Показатели умственной работоспособности школьников, обучающихся по программам углубленного изучения ряда предметов. Журн. высш. нервн. деят. 2007. № 57 (4). С. 455-460.

Semenova T.N., Rukavkova E.M. Pokazateli umstvennoj rabotospo-sobnosti shkol'nikov, obuchayushhixsya po programmam uglublennogo izucheniya ryada predmetov. Zhurn. vyssh. nervn. deyat. 2007. № 57 (4). S. 455-460.

8. Грицина О.П., Транковская Л.В., Тарасенко Г.А., Черток А.Г. Влияние режима дня на показатели умственной работоспособности учащихся, посещающих организации дополнительного образования Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. № 4 (58). С. 76-80.

Gricina O.P., Trankovskaya L.V., Tarasenko G.A., CHertok A.G. Vliyanie rezhima dnya na pokazateli umstvennoj rabotosposobnosti uchashhix-sya, poseshhayushhix organizacii dopolnitel'nogo obrazovaniya Zdorov'e. Medicinskaya ehkologiya. Nauka. 2014. № 4 (58). S. 76-80.

9. Псеунок А.А. Механизмы адаптации. Успехи современного естествознания. 2008. № 4. С. 32-33.

Pseunok A.A. Mexanizmy adaptacii. Uspexi sovremennogo estestvoz-naniya. 2008. № 4. S. 32-33.

11.CornoldiC.,CarrettiB.,DrusiS.,TencatiC.Improvingproblemsolvinginprimary school students: The effect of a training programme focusing on metacognition and working memory. Br J. Educ. Psychol. 2015. Vol. 85. № 3. Р. 424-439.

12. Ivanitsky A.M. Determinism and Freedom of Choice in the Brain Functioning. Zh. Vyssh. Nerv. Deiat. Im. I. P. Pavlova. 2015. Vol. 65. № 4. Р. 503-512. ЕЭ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.