Научная статья на тему 'О РОЛИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ЖИВОТНОВОДОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗООАНТРОПОНОЗОВ'

О РОЛИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ЖИВОТНОВОДОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗООАНТРОПОНОЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ЖИВОТНОВОДОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗООАНТРОПОНОЗОВ»

Как следует из табл. 1, масса тела и жизненная емкость легких у мужчин за время работа в ССО существенно не изменились. Однако такие важные функциональные показатели, как сила кисти, становая сила, абсолютная и относительная физическая работоспособность, заметно и достоверно возросли. Так, сила кисти увеличилась на 2,55 кг, становая сила — на 10 кг, абсолютная величина — на 105,5 кгм/мин, а относительная — на 0,76 кгм/мин на 1 кг массы, причем все указанные изменения статистически достоверны.

У лиц женского пола все показатели, за исключением массы тела, существенно повысились: ЖЕ Л

на 193 см3, сила кисти на 1,73 кг, становая сила на 7,71 кг, абсолютная величина РШС170 на 54,29 кгм/ мин, а относительная ее величина, характеризующая общую (неспецифическую) выносливость, на 0,77 кгм/мин на 1 кг массы тела.

Следовательно, как у мужчин, так и у женщин за время пребывания в ССО значительно улучшилось общее физическое состояние, в том числе показатели силы, выносливости и внешнего дыхания. м

Полученные нами данные позволяют сделать вь!^ вод о том, что участие студентов в строительных отрядах является мощным оздоровительным фактором.

ЛИТЕРАТУРА

Карпман В. Л., Белоцерковский 3. Б., Любина Б. Г. — Теор. и практ. физ. культуры, 1969, № 10, с. 37—40.

Поступила 11/1V 1979 г

УДК 61 в.99-022.39-057-084:[614:374

Н. Г. Андреева

О РОЛИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ЖИВОТНОВОДОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗООАНТРОПОНОЗОВ

Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, Москва

Вопросы эпидемиологии и профилактики зоо-антропонозов детально освещены в отечественной и зарубежной литературе (П. Н. Бургасов и И. С. Безденежных; П. А. Вершилова и А. А. Го-лубева; Д. И. Дранкин и Л. С. Малафеева, и

др)-

В отличие от прошлых лет, когда заболеваемость животных зооантропонозами вызывала частые заболевания людей, в последние годы такого соотношения в целом по нашей стране не наблюдается. Однако в отдельных случаях динамика заболеваемости людей все еще в некоторой степени соответствует таковой животных.

Анализ случаев заражения людей зоонозными инфекциями показал, что личный фактор — гигиеническое поведение человека — здесь играет довольно существенную роль, так как меры профилактики этих заболеваний основаны на разрыве цепи животное — человек.

Правильное гигиеническое поведение человека, составляющее основу всех профилактических мероприятий по зоонозам, обусловливается знанием первых признаков заболевания животных и людей, путей распространения указанной инфекции и мер их предупреждения. В соответствии с этим правильное гигиеническое поведение животноводов, одной из самой многочисленной группы сельского населения, подверженной риску заражения, имеет важное значение в системе борьбы с зооантропонозами.

Для создания научно обоснованного гигиенического обучения по вопросам профилактики зоо-антропозных заболеваний мы изучали состояние

санитарно-просветительной работы, проводимой медицинскими и ветеринарными учреждениями, л гигиенические знания населения в данной области условия труда и быта животноводов, уровень образования и другие социально-психологические факторы.

При создании программы мы также учитывали данные предыдущего исследования (Н. Г. Андреева; Э. А. Пурина и Н. Г. Андреева), анализировали существующие программы гигиенического обучения для работников сельского хозяйства.

При изучении санитарно-просветительной работы, проводимой среди животноводов, выявлено, что, несмотря на ряд лекций, бесед, инструктажей, научно обоснованной системы преподавания гигиенических знаний по вопросам профилактики зо-оантропонозов ке существует, а уровень санитарно-гигиенических познаний этой группы населения не соответствует условиям их профессиональной деятельности.

Особенности зоонозов давно требуют привлечения ветеринарных врачей и среднего ветеринарного персонала к участию в гигиеническом обучении. Возникла необходимость в повышен! и методического уровня как программ, так и подготовки медицинских и ветеринарных работников по вопросам пропаганды мер профилактики зооантропонозов. Анализ существующих программ гигиеническсф обучения показал также, что они должны быть связаны с общими программами профессиональной подготовки населения. На основании изложенных данных и принимая во внимание эпизоотологиче-

[НЩ Р 5,26

Ж

т о

.5ВР5

Л,5

28,28

Уровень гигиенических знаний скотников о путях заражения зооантропонозами и мерах профилактики некоторых из них.

/ — контактный путь заражения; II — контактно-бытовой; Ш — алиментарный; I — пути передачи; 2 — меры профилактики; а — опрос по окончании обучения; б — опрос через 1 год после обучения.

ские и эпидемиологические особенности зооантро-понозов, мы разработали экспериментальную программу курсового гигиенического обучения животноводов.

Экспериментальное гигиеническое обучение проводили по созданной программе в Рязанской области в двух совхозах одного района. В эксперименте участвовали две группы животноводов: 32 доярки (1-я группа) и 57 скотников (2-я группа). Условия труда и гигиеническое состояние молочнотоварных ферм в этих совхозах были удовлетворительные и одинаковые, доение коров механизированное с ручным поддоем.

Занятия с доярками проводили по 6-часовой программе, с демонстрацией слайдов и использованием специально подготовленного для занятия буклета «Бруцеллез» (который выдавался каждому на руки после окончания всех занятий).

Курсовое обучение скотников осуществлялось под нашим руководством и с использованием наших методических материалов по той же схеме (обучением занимался врач, специально подготовленный для выполнения эксперимента).

После экспериментального обучения проведен анализ его результатов методом сравнительного опроса знаний до, после эксперимента и через год. Контрольные вопросы стандартизированного интервью были составлены так, чтобы имелась возможность проверки правильного, а не механического усвоения материала. Как показали результаты проверки, знания об алиментарном пути заражения повысились на 40,6% у доярок и на 62,5% у скотников, знания о контактном пути заражения возросли соответственно на 82,2 и 88,2, о контактно-бытовом— на 58,1 и на 49% (см. рисунок). Необходимо отметить, что в среднем все, знающие алиментарный путь заражения, назвали основные •продукты питания, через которые можно заразиться ' зоонозами (бруцеллез, лептоспироз, ящур, туберкулез и др.) и способ их обеззараживания.

Животноводы, которые представляли контакт-

ный путь заражения людей этими заболеваниями конкретно, указали, как именно (через трещины, царапины на руках) при уходе, дойке, окоте и др. возбудители зооантропонозов попадают в организм человека. Лишь сравнительно небольшой процент обучавшихся (17,8) назвали возможным заражение при убое, разделке туш, снятии шкуры. Это можно объяснить, по-видимому, тем, что на практике дояркам и скотникам редко приходится участвовать в убое животных.

Хуже усваивались знания о контактно-бытовом пути передачи этих болезней. О том, что грязными руками, через рот человек может заражаться возбудителями различных заболеваний, очень часто говорят, пишут, поэтому, вероятно, такая информация в меньшей степени запоминается, поскольку не содержит ничего специфического (общий процент не усвоивших пути заражения человека зооантропонозами составил 3,1).

Знания о мерах профилактики основных зооантропонозов: бруцеллеза, туберкулеза, лепто-спироза и сибирской язвы повысились минимум на 28%. Что касается мер профилактики других путей заражения человека этими заболеваниями, то повышение уровня гигиенических знаний достигало 70%. Из данных опроса животноводов о путях заражения и мерах профилактики, представленных графически (см. рисунок), можно также видеть, что уровень знаний непосредственно о мерах профилактики несколько выше (о мерах предупреждения алиментарного и контактно-бытового пути), чем о путях заражения (кроме знаний о контактном). Через год повторно проверена эффективность гигиенического обучения животноводов по составленным нами программам; уровень гигиенических знаний о путях заражения и мерах профилактики оставался выше, чем до проведения опытного обучения. В ходе интервью через год мы предприняли попытку установить, насколько эти знания глубоко усвоены, поскольку человеку свойствен процесс их утери. Уровень знаний в течение года снижается до своего предела, т. е., чем более поверхностны были знания, тем они быстрее забываются. Сделано предположение, что стандартизированные вопросы выявляют лишь часть имеющихся знаний по данным вопросам. Поэтому мы попытались выявить имеющиеся знания (у доярок) с помощью дополнительных вопросов, освещающих меры профилактики и пути передачи зооантропонозов с несколько иных позиций. Такая мера дала значительное повышение уровня знаний, причем в некоторых случаях до 40% (о мерах профилактики контактного пути заражения), и приблизила уровень знаний к зарегистрированному непосредственно после обучения. При сравнении гигиенических знаний животноводов 1-й и 2-й групп оказалось, что по некоторым вопросам они намного выше у последних. Однако повторное интервью показало, что через год эти значения пришли почти к одному уровню. Разницу в данных эксперимента можно

объяснить субъективным подходом к проведению эксперимента и оценке гигиенических знаний (несмотря на стандартизацию опыта по 2 группам). Однако в задачу нашей работы входило такое апробирование программы и содержания курсового гигиенического обучения в разных вариантах (одно экспериментальное обучение проводит автор программы, другое — методически подготовленный врач) в целях определения эффективности обучения при проведении его практическими работниками здравоохранения. Ввиду того, что результаты эксперимента показали значительное повышение уровня гигиенических знаний в обеих группах, мы можем сделать вывод об эффективности такого обучения и необходимости введения его в практику.

В отличие от старых программ года, согласно которым обучение возложено целиком на медиков, мы предлагаем проводить его совместно с ветеринарными врачами. Такое предложение положительно оценено и медицинскими, и ветеринарными работниками при экспериментальном апробировании программы обучения в Рязанской области. Оно показало также, что программа курсового гигиенического обучения составлена правильно и эффективна -при применении. На основании научного исследования предложено проведение курсового обучения животноводов по 6-часовой программе (с демонстрацией слайдов и других наглядных матери-

алов) 1 раз в 2 года и 20-минутный вводный инструктаж для вновь поступающих на работу.

Курсовым гигиеническим обучением животноводов необходимо заниматься в зимнее время в период меньшей занятости во время профессиональной учебы, включив программу по гигиеническому обучению «Меры профилактики зоонозов» в программы профессиональной подготовки сельскохозяйственных кадров. Осуществлять это курсовое обучение должны медицинские и ветеринарные работники под^ методическим руководством домов санитарного про- • свещения.

Выводы

1. Предлагаемая программа, содержание курсового гигиенического обучения животноводов и методика его проведения эффективны и должны найти отражение в практической деятельности работников санитарно-эпидемиологической и ветеринарной служб.

2. Полученные в ходе гигиенического обучения знания повысят профессиональную гигиеническую подготовленность этой группы населения, что будет способствовать сознательному проведению и выполнению гигиенических и санитарно-ветеринарных профилактических мероприятий по зооантропоно-зам.

ЛИТЕРАТУРА

Андреева Н. Г. — Сов. здравоохр., 1975, № 9, с. 27—31. Бургасов П. Н., Безденежных И. С. Научные основы организации профилактики инфекционных болезней. М., 1977. Вершилова П. А., Г олубева A.A. Бруцеллез в СССР и пути его профилактики. М., 1970.

Дранкин Д. И., Малафеева Л. С. Эпидемиология и профи-1 лактика инфекционных заболеваний при профессиональ-Ц ных заражениях. М., 1972. Пурина Э. А., Андреева Н. Г. —Сов. здравоохр., 1978, № 1, с. 49—52.

Поступила 1/11 1979 г.

УДК 613:929 Сыснн

Член-корр. АМН СССР проф. И. И. Беляев

НИЖЕГОРОДСКИЙ ПЕРИОД В ЖИЗНИ А. Н. СЫСИНА (К 100-летию со дня рождения)1

Горьковский медицинский институт

История сохранила нам славные и дорогие имена Н. А. Семашко, 3. П. Соловьева, М. Ф. Владимирского, С. И. Мицкевича, Д. И. Ульянова и уроженца Нижнего Новгорода А. Н. Сыснна.

Алексей Николаевич Сысин родился в 1879 г. в трудовой интеллигентной семье. Окончив Нижегородскую гимназию, он поступил на медицинский факультет Московского университета, где и началась его революционная деятельность.

Весной 1901 г., когда по всей стране возникло активное студенческое движение, направленное

1 По материалам доклада на заседании Горьковского

общества гигиенистов.

против реакционных порядков в русских высших учебных заведениях, многие его участники были высланы из столичных городов в провинцию, в том числе более ста в Нижний Новгород. В их числе был и Алексей Николаевич. Революционно настроенные студенты примкнули к развивающемуся движению нижегородских рабочих. А. Н. Сысин летом 1901 г. стал одним из организаторов и участников революционного студенческого кружка, получившего название «Нижегородская социал-демократическая организация». Этот кружок дей-щ ствовал параллельно с нижегородской организацией 4 социал-демократической партии. Студенты издавали листовки, прокламации, вели пропагандист-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.