За время прохождения летней производственной практики студентами III курса санитарно-гигие-нического факультета было выполнено 275 работ по тематике УИРС (63%). Среди этих работ преоб-\ ладали реферативные, преимущественно методического плана. Значительное число представленных работ имело обследовательский характер с обобщением за определенный отрезок времени данных, шэедставленных отдельными лабораториями сан-■ъпидстанций. Некоторые из них, представляющие наибольший интерес, были представлены в качестве докладов на научно-практическую студенческую конференцию.
Значение самостоятельной работы студентов в формировании их как специалистов повысится еще больше, если при планировании и внедрении всего многообразия ее форм мы будем придерживаться золотой середины, рационально сопоставляя затраты времени на выполнение различных заданий с реальным свободным временем студентов. При этом необходимо учитывать, что развитие самостоятельности в работе студентов должно сочетаться с постоянным и систематическим контролем выполняемых видов работ, непрерывным анализом результатов учебной работы.
Поступила 19/Ш 1979 г .
УДК 612.В25.8-0Б7.875 + 371.711:612.766.1
М. Ф. Сауткин, С. Н. Чернов
ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ТРУДОВОГО СЕМЕСТРА
Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова
За последние годы значительно увеличилось число студенческих строительных отрядов (ССО), расширилась их география и сфера деятельности.
Социологические исследования свидетельствуют о том, что у студентов, прошедших трудовую школу ССО, повышается успеваемость, растет общественная активность.
*В настоящей работе изучали влияние трудового семестра на некоторые показатели физического развития и физическую работоспособность студентов. Обследовано 150 (80 мужчин и 70 женщин) студентов Рязанского медицинского института в возрасте 18—20 лет, окончивших в 1977/78 учебному году II крус.
Обследование проводилось дважды: перед началом трудового семестра и сразу после возвращения из ССО. Оно включало измерение массы тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), кистевую и становую динамометрию. Кроме того, определяли общую физическую работоспособность по тесту Р\УС170 и рассчитывали относительную (на 1 кг массы тела) ее величину.
Физическую работоспособность определяли при помощи степэргометрии путем выполнения двух мышечных нагрузок в виде подъемов и спусков со ступеньки высотой 30 см для женщин и 40 см для мужчин. Частота подъемов составляла 20 раз в минуту при первой и 30 раз в минуту при второй нагрузке. Подъемы и спуски производились по маятниковому метроному на 4 такта. Каждая нагрузка продолжалась 3 мин. В течение первых 10 с отдыха аускультативно подсчитывали частоту Сердечных сокращений. При расчете РШС170 работа при спусках принималась равной 20% от преодолевающей работы. Сам же расчет РШС170 выполняли по известной формуле В. Л. Карпмана и соавт.
Полученный материал обработан статистически, результаты представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Динамика физического развития и физической работоспособности студентов-мужчин за время пребывания в ССО
Показатель До отъезда в ссо К концу трудового семестра Степень достоверности изменений
М±т М±т t Р
Масса тела, кг ЖЕЛ. см» Сила кисти, кг Становая сила, кг Абсолютная физическая работоспособность, кгм/мин Относительная физическая работоспособность, кгм/мин/кг 71.93 ±1.0 5025 ±83,49 51.62 ± 0.70 144,89 ± 2,27 1040 ± 21,17 14.34 ±0.18 72,58 ± 0,99 5131 ±80.91 54. 17±0.6G 154,87 ± 2,23 114 5 ,5 ± 22,07 15,10 ± 0 .19 0.46 0,91 2,8 3.14 3.45 2.9 >0.1 >0.1 <0.002 <0.001 <0,001 <0.02
Таблица 2
Динамика физического развития и физической работоспособности студентов-женщин за время пребывания в ССО
Показатель До отъезда в ссо К концу пребывания в ссо Степень достоверности изменение
М±т М ±т t Р
Масса тела, кг ЖЕЛ, см' Сила кисти, кг Становая сила, кг Абсолютная физическая работоспособность, кгм/мнн Относительная физическая работоспособность, кгм/мин/кг 61,71±1.09 3233 ± 59.66 34,11 ±0.49 82,0 ±1,92 720,7 ±15,32 11,76 ±0,19 62.74 ±1,05 3426 ± 50.98 35.84 ±0.49 89.71 ±2.01 775 ±16.37 12,53 ± 0.20 0,63 2.56 2.5 2.77 2,42 2,82 >0,1 <0,05 <0,05 <0,02 <0.05 <0,02
Как следует из табл. 1, масса тела и жизненная емкость легких у мужчин за время работа в ССО существенно не изменились. Однако такие важные функциональные показатели, как сила кисти, становая сила, абсолютная и относительная физическая работоспособность, заметно и достоверно возросли. Так, сила кисти увеличилась на 2,55 кг, становая сила — на 10 кг, абсолютная величина — на 105,5 кгм/мин, а относительная — на 0,76 кгм/мин на 1 кг массы, причем все указанные изменения статистически достоверны.
У лиц женского пола все показатели, за исключением массы тела, существенно повысились: ЖЕ Л
на 193 см3, сила кисти на 1,73 кг, становая сила на 7,71 кг, абсолютная величина РШС170 на 54,29 кгм/ мин, а относительная ее величина, характеризующая общую (неспецифическую) выносливость, на 0,77 кгм/мин на 1 кг массы тела.
Следовательно, как у мужчин, так и у женщин за время пребывания в ССО значительно улучшилось общее физическое состояние, в том числе показатели силы, выносливости и внешнего дыхания. м
Полученные нами данные позволяют сделать вь!^ вод о том, что участие студентов в строительных отрядах является мощным оздоровительным фактором.
ЛИТЕРАТУРА
Карпман В. Л., Белоцерковский 3. Б., Любина Б. Г. — Теор. и практ. физ. культуры, 1969, № 10, с. 37—40.
Поступила 11/1V 1979 г
УДК 61 в.99-022.39-057-084:[614:374
Н. Г. Андреева
О РОЛИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ЖИВОТНОВОДОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗООАНТРОПОНОЗОВ
Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР, Москва
Вопросы эпидемиологии и профилактики зоо-антропонозов детально освещены в отечественной и зарубежной литературе (П. Н. Бургасов и И. С. Безденежных; П. А. Вершилова и А. А. Го-лубева; Д. И. Дранкин и Л. С. Малафеева, и
др)-
В отличие от прошлых лет, когда заболеваемость животных зооантропонозами вызывала частые заболевания людей, в последние годы такого соотношения в целом по нашей стране не наблюдается. Однако в отдельных случаях динамика заболеваемости людей все еще в некоторой степени соответствует таковой животных.
Анализ случаев заражения людей зоонозными инфекциями показал, что личный фактор — гигиеническое поведение человека — здесь играет довольно существенную роль, так как меры профилактики этих заболеваний основаны на разрыве цепи животное — человек.
Правильное гигиеническое поведение человека, составляющее основу всех профилактических мероприятий по зоонозам, обусловливается знанием первых признаков заболевания животных и людей, путей распространения указанной инфекции и мер их предупреждения. В соответствии с этим правильное гигиеническое поведение животноводов, одной из самой многочисленной группы сельского населения, подверженной риску заражения, имеет важное значение в системе борьбы с зооантропонозами.
Для создания научно обоснованного гигиенического обучения по вопросам профилактики зоо-антропозных заболеваний мы изучали состояние
санитарно-просветительной работы, проводимой медицинскими и ветеринарными учреждениями, л гигиенические знания населения в данной области условия труда и быта животноводов, уровень образования и другие социально-психологические факторы.
При создании программы мы также учитывали данные предыдущего исследования (Н. Г. Андреева; Э. А. Пурина и Н. Г. Андреева), анализировали существующие программы гигиенического обучения для работников сельского хозяйства.
При изучении санитарно-просветительной работы, проводимой среди животноводов, выявлено, что, несмотря на ряд лекций, бесед, инструктажей, научно обоснованной системы преподавания гигиенических знаний по вопросам профилактики зо-оантропонозов ке существует, а уровень санитарно-гигиенических познаний этой группы населения не соответствует условиям их профессиональной деятельности.
Особенности зоонозов давно требуют привлечения ветеринарных врачей и среднего ветеринарного персонала к участию в гигиеническом обучении. Возникла необходимость в повышен! и методического уровня как программ, так и подготовки медицинских и ветеринарных работников по вопросам пропаганды мер профилактики зооантропонозов. Анализ существующих программ гигиеническсф обучения показал также, что они должны быть связаны с общими программами профессиональной подготовки населения. На основании изложенных данных и принимая во внимание эпизоотологиче-