ЛИТЕРАТУРА
Андрейченко И. — Вестн. статистики, 1975, № 1, с. 26—27. Кунин А. Ш. — В кн.: Генетика психических болезней.
М., 1970, .с 161. Маринчева Г. С. — Там же, с. 35.
Пивоварова Г. Н. — В кн.: Условия формирования и пути предупреждения неврозов и аномалий личности. М., 1972, с. 132—134.
*
УДК 378.661:613/614
Рацюте-Бутинавичене С. В. — Там же, с. 87—93. Эфроимсон В. П., Калмыкова Л. Г. — В кн.: Генетика психических болезней. М., 1970, с. 210—227. Kallmann F. J. — J. nerv. merit. Dis., 1952, v. 155, p. 283—298.
Reed E. W., Reed S. C. — Mental Retardation: a Family Study. Philadelphia, 1965.
Поступила 10/IV 1979 r.
Проф. Г. В. Селюжицкий, Н. В. Волкова, Л. Я- Верб
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ПУТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА-ГИГИЕНИСТА НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
Кафедрой общей гигиены Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института (ЛСГМИ) в контакте с курсом педагогики высшей школы ЛСГМИ создана и успешно осуществляется система организации самостоятельной работы студентов санитарно-гигиенического и лечебно-про-филактического факультетов, включающая в себя: методы самостоятельной работы студентов во время учебных занятий; привлечение студентов к активной деятельности во внеучебные часы; формы и методы организации контроля знаний; участие ¿студентов в работах, связанных с их будущей профессией.
Придавая большое значение развитию всех сторон самостоятельной работы, особое внимание уделялось широкому использованию наиболее рациональных ее форм. В последние годы широко практикуется введение в рамки обязательных занятий учебно-исследовательской работы (УИРС). Мы ее начали с разработки методического пособия для преподавателей «Применение элементов учебно-исследовательской работы студентов в преподавании курса общей гигиены», преследуя при этом главную цель — унификацию используемых нами форм при работе со студентами.
УИРС проводится на санитарно-гигиеническом и лечебном факультетах с применением трех ее форм: учебно-реферативной, инструментально-об-следовательской и лабораторно-исследовательской. Последняя по ряду тем проводится в комплексе с работами других кафедр. Общее руководство УИРС осуществляется руководителем, утвержденным кафедрой, самостоятельную работу контролируют преподаватели, ведущие учебные группы.
Учебно-реферативная форма распространяется на все темы практического курса. На первом заня-¿тии преподаватель предлагает студентам для вы-гбора разработанные и утвержденные на кафедральной конференции темы с прилагаемым списком литературы, которую студенты могут получить в библиотеке института или кафедры. В последующем
студентам выделяется 10 мин для написания реферата по теме данного занятия, причем разбираемые в нем вопросы должны быть освещены с современных позиций. Оценка за реферат вносится преподавателем в учебную ведомость и является составной частью суммарного учета успеваемости. Охват студентов УИРС этой формы составляет 60—70%.
Преподаватель, который работает в нескольких группах, имеет возможность отбирать лучшие реферативные работы для представления на студенческие конференции или выставки. На кафедре имеется специальный стенд «УИРС в действии», на котором, в частности, представлены лучшие реферативные работы студентов. Такой стенд позволяет нам не только информировать, но и пропагандировать внедрение исследовательской работы студентов в учебный процесс.
Примером использования инструментально-обследовательской формы УИРС с положительным практическим выходом может быть работа, проводившаяся всеми студентами санитарно-гигиенического факультета на протяжении целого семестра по заданию институтской комиссии по оптимизации учебного процесса. По заранее разработанной программе студенты учебных групп под руководством преподавателей проводили в учебных классах и лекционных аудиториях измерение ряда показателен: температуры и влажности воздуха, содержания углекислоты, освещенности и т. д. Сведенные в таблицы данные представлялись на кафедру, а после их обобщения на последнем семинарском занятии легли в основу докладной записки в вышеуказанную комиссию с последующим обсуждением результатов на заседании ЦМК института. Эта работа вызвала большое удовлетворение у студентов.
В текущем учебному году объектом обследования были учебные комнаты кафедр микробиологии. На заключительном занятии каждой учебной группе поручалось обследование одной учебной комнаты. По заданию преподавателя каждый студент производил измерение того или иного показателя, за-
тем все результаты были сведены в таблицы, и на основании их анализа в протоколе учебно-исследовательской работы давалось заключение о состоянии микроклимата и достаточности естественного и искусственного освещения.
Аналогичным образом применяется инструментально-обследовательская форма УИРС и на лечебном факультете. Так, на практических занятиях по теме: «Гигиеническая характеристика условий пребывания больных в лечебном учреждении» студенты после проведения обследования палат, выделенных по согласованию с заведующим отделения клиникн, проводят самостоятельную оценку полученных данных и дают обоснованное заключение.
Инструментально-обследовательская форма УИРС нашла применение и на занятиях по гигиене детей и подростков. Студенты проводят самостоятельное обследование группы детей детского сада, используя различные показатели для оценки физического развития каждого ребенка и группы в целом с последующей разработкой конкретных предложений. Охват студентов УИРС этой формы на санитарно-гигиеническом и лечебном факультетах составляет 100%.
Наряду с инструментально-обследовательской формой УИРС широко применяется на кафедре и лабораторно-исследовател ьская.
Следует отметить, что нередко УИРС является частью хоздоговорной работы кафедры. Так, последние 2 года студенты в летнее время выезжали на Архангельский, Котласский и Красноярский целлюлозно-бумажные комбинаты, на Братский мясоперерабатывающий комбинат, где проводили исследование микроклимата в основных цехах производств и изучали эффективность очистки сточных вод и их влияние на качество воды естественных водоемов.
Проведенные на этих объектах исследования были обобщены и представлены на осенней институтской студенческой научно-практической конференции в виде докладов по следующим темам: сравнительная характеристика микроклимата в древесно-подготовительных и варочных цехах; гигиеническая оценка микроклимата в цехах по производству целлюлозы, бумаги и картона; санитарно-гигиеническая оценка эффективности очистки сточных вод Братского лесопромышленного комплекса; сани-тарно-химическая характеристика сточных вод Су-оярвской картонной фабрики в условиях замкнутого цикла водоснабжения.
Каждая из перечисленных научно-исследователь-ских тем выполнялась группой студентов и легла в основу коллективных докладов на научно-практической конференции. Отдельные из этих работ позже были представлены на конкурс исследовательских студенческих работ и способствовали выработке навыков труда у коллектива, что крайне важно для будущей профессиональной деятельности советского гигиениста.
Число практических занятий, пересмотренных в
последнее время, с максимальным включением элементов УИРС в учебный процесс составляет на лечебном факультете 15 из 20, на санитарно-гигиеническом — 23 из 24, предусмотренных учебной программой.
В настоящее время кафедра подготовила к переизданию в соответствии с новым учебным планом и программой методическое пособие к лабораторно-практическим занятиям по общей гигиене для сту-* дентов санитарно-гигиенического факультета, включающее в каждую тему ту или иную форму УИРС.
Важное место занимает кружковая работа на кафедре, где значительная часть студентов самостоятельно работает над выбранными реферативными и экспериментальными темами. Члены студенческого научного общества кафедры привлекаются к разработке отдельных фрагментов хоздоговорных и госбюджетных тем. Постоянно общаясь с преподавателями и научными сотрудниками и непосредственно участвуя в выполнении пусть и небольших разделов научной тематики кафедры, члены студенческого научного общества не только приобретают навыки и качества, которыми должен обладать современный советский специалист, но и причастны в известной мере к научным достижениям кафедры, которые становятся достоянием студентов. Студенты кафедры, занимающиеся в кружках, являются постоянными участниками институтских и межвузовских научных конференций, конкурсов научных работ, где неоднократно от- щ мечались наградами.
Одним из весьма существенных преимуществ научно-исследовательской работы в рамках студенческих научных обществ или учебных занятий является то, что та и другая ее формы наряду с привитием элементов исследовательского труда, получением конкретных практических навыков самостоятельной работы позволяют приучить студентов к самостоятельной работе с литературой.
Анализ итогов экзаменационных сессий показывает, что активные члены студенческих научных обществ, а также студенты, включающиеся в учебно-исследовательскую работу, во время занятий на кафедре обычно лучше осваивают учебную программу.
В подготовке высококвалифицированных специалистов большое значение имеет хорошо организованная летняя производственная практика студентов III курса санитарно-гигиенического факультета, являющаяся непосредственным продолжением обучения на кафедре и весьма эффективной формой самостоятельной работы студентов. Будущие врачи-гигиенисты, работая в лабораториях санэпидстанций в качестве лаборантов, не только а закрепляют те практические навыки, которые они™ получили на кафедре, но и осваивают много новых, овладение которыми необходимо современному специалисту.
За время прохождения летней производственной практики студентами III курса санитарно-гигие-нического факультета было выполнено 275 работ по тематике УИРС (63%). Среди этих работ преоб-\ ладали реферативные, преимущественно методического плана. Значительное число представленных работ имело обследовательский характер с обобщением за определенный отрезок времени данных, шэедставленных отдельными лабораториями сан-■ъпидстанций. Некоторые из них, представляющие наибольший интерес, были представлены в качестве докладов на научно-практическую студенческую конференцию.
Значение самостоятельной работы студентов в формировании их как специалистов повысится еще больше, если при планировании и внедрении всего многообразия ее форм мы будем придерживаться золотой середины, рационально сопоставляя затраты времени на выполнение различных заданий с реальным свободным временем студентов. При этом необходимо учитывать, что развитие самостоятельности в работе студентов должно сочетаться с постоянным и систематическим контролем выполняемых видов работ, непрерывным анализом результатов учебной работы.
Поступила 19/Ш 1979 г .
УДК 612.В25.8-0Б7.875 + 371.711:612.766.1
М. Ф. Сауткин, С. Н. Чернов
ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ТРУДОВОГО СЕМЕСТРА
Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова
За последние годы значительно увеличилось число студенческих строительных отрядов (ССО), расширилась их география и сфера деятельности.
Социологические исследования свидетельствуют о том, что у студентов, прошедших трудовую школу ССО, повышается успеваемость, растет общественная активность.
*В настоящей работе изучали влияние трудового семестра на некоторые показатели физического развития и физическую работоспособность студентов. Обследовано 150 (80 мужчин и 70 женщин) студентов Рязанского медицинского института в возрасте 18—20 лет, окончивших в 1977/78 учебному году II крус.
Обследование проводилось дважды: перед началом трудового семестра и сразу после возвращения из ССО. Оно включало измерение массы тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), кистевую и становую динамометрию. Кроме того, определяли общую физическую работоспособность по тесту Р\УС170 и рассчитывали относительную (на 1 кг массы тела) ее величину.
Физическую работоспособность определяли при помощи степэргометрии путем выполнения двух мышечных нагрузок в виде подъемов и спусков со ступеньки высотой 30 см для женщин и 40 см для мужчин. Частота подъемов составляла 20 раз в минуту при первой и 30 раз в минуту при второй нагрузке. Подъемы и спуски производились по маятниковому метроному на 4 такта. Каждая нагрузка продолжалась 3 мин. В течение первых 10 с отдыха аускультативно подсчитывали частоту Сердечных сокращений. При расчете РШС170 работа при спусках принималась равной 20% от преодолевающей работы. Сам же расчет РШС170 выполняли по известной формуле В. Л. Карпмана и соавт.
Полученный материал обработан статистически, результаты представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Динамика физического развития и физической работоспособности студентов-мужчин за время пребывания в ССО
Показатель До отъезда в ссо К концу трудового семестра Степень достоверности изменений
М±т М±т t Р
Масса тела, кг ЖЕЛ, см» Сила кисти, кг Становая сила, кг Абсолютная физическая работоспособность, кгм/мин Относительная физическая работоспособность, кгм/мин/кг 71.93 ± 1 .0 5025 ±83,49 51.62 ± 0.70 144,89 ± 2,27 1040 ± 21,17 14.34 ±0.18 72,58 ± 0,99 5131 ±80.91 54. 17±0.6G 154,87 ± 2,23 114 5 ,5 ± 22,07 15,10 ± 0 .19 0.46 0,91 2,8 3.14 3.45 2.9 >0.1 >0.1 <0.002 <0.001 <0.001 <0.02
Таблица 2
Динамика физического развития и физической работоспособности студентов-женщин за время пребывания в ССО
Показатель До отъезда в ссо К концу пребывания в ссо Степень достоверности изменение
М±т М ±т t Р
Масса тела, кг ЖЕЛ, см' Сила кисти, кг Становая сила, кг Абсолютная физическая работоспособность, кгм/мнн Относительная физическая работоспособность, кгм/мин/кг 61,71±1.09 3233 ± 59.66 34,11 ±0.49 82,0 ±1.92 720,7 ±15,32 11,76 ±0.19 62.74 ±1,05 3426 ± 50,98 35.84 ±0.49 89.71 ±2.01 775 ±16.37 12,53 ± 0.20 0,63 2.56 2.5 2.77 2,42 2,82 >0.1 <0,05 <0.05 <0,02 <0.05 <0,02