Научная статья на тему 'ОПЫТ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ'

ОПЫТ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ»

чения звеньев осуществляется переход к образованию укрупненных, смежных ассоциативных структур (И. И. Тихонов). Вместе с тем более глубокий анализ позволил выявить отдельные вопросы, на которые был наибольший процент неправильных ответов. Половина их получена на 70 из 409 вопросов, а распределение их по разделам сохраняет указанные выше закономерности. Так, половина всех неправильных ответов по I и III разделам приходится на 12 вопросов, по II разделу — на 13, по IV разделу — на 5, по V—VII разделам — на 8—9, по VIII и IX разделам — на 1—2.

Разбор вопросов, вызвавших наибольшие затруднения в ответах, показал, что они либо не входили специально в программу практических занятий, либо были слабо освещены в методических разработках и учебниках.

Анализ результатов по академическим группам позволил выявить отдельных студентов, уделявших мало времени самостоятельной работе, и своевременно применить к ним меры индивидуального воздействия. Кроме того, последующий разбор ошибок, допущенных при ответах, на вопросы, способствовал ликвидации пробелов в усвоении материала по разделу, которые возникли по разным причинам в академической группе.

В заключение следует отметить, что нам не удалось выявить корреляции между результатами рубежного контроля и экзамена как по академическим группам, так в большинстве случаев и по отдельным студентам, что лишний раз подчеркивает различия в задачах этих двух видов контроля знаний.

Выводы

1. Рубежный контроль является действенным средством управления процессом обучения и не может служить элементом итогового контроля знаний.

2. Результаты рубежного контроля должны своевременно использоваться для совершенствования методической^подготовки отдельных разделов курса.

ЛИТЕРАТУРА. Александров Г. Н., Ратнер Г. Л. Программированное обучение и его место в медицинских вузах. М., 1968. — Тихонов И. И. Контроль усвоения, его рациональная организация и эффективность в обучении. М., 1976.

Поступила 18/1 1978 г.

УДК 614.378.184

Кандидаты мед. наук О. Е. Горлова, М. И. Паначина

ОПЫТ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва

В свете задач, стоящих перед советской высшей школой по повышению качества подготовки специалистов, важное значение приобретают новые прогрессивные формы организации учебного процесса, в частности учебно-исследовательская работа студентов (УИРС).

На кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения медицинского факультета Университета дружбы народов им. Патриса Лумум-бы УИРС имеет самые разнообразные формы и методы. В программе по социальной гигиене и организации здравоохранения особое место принадлежит выполнению советскими и иностранными студентами V курса курсовых работ на тему «Состояние здоровья населения и здравоохранения страны». Эта форма УИРС вызывает большой творческий интерес у иностранных учащихся, приехавших из других стран. На кафедре разработано методическое пособие по выполнению курсовой работы, содержащее методику вы-

полнения, план, программу курсовой работы и перечень литературных источников. Курсовая работа выполняется студентами в течение всего года обучения и предусматривает многостороннее и комплексное изучение имеющихся на кафедре статистических источников мировой санитарной статистики, прежде всего публикаций ВОЗ: ежегодников мировой санитарной статистики, обзоров здравоохранения мира, технических докладов, тетрадей общественного здравоохранения, официальных документов ВОЗ (годового отчета генерального директора ВОЗ, проекта регулярной программы и бюджетных смет, сборника резолюций и решений), журналов ВОЗ («Бюллетеня ВОЗ», «Хроники ВОЗ», «Здоровья мира»).

Практика выполнения курсовых работ о состоянии здоровья населения и здравоохранения страны, в которой будет работать молодой врач по окончании Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, показала глубокую заинтересованность иностранных студентов в углубленном ознакомлении с проблемами здравоохранения своего государства.

Курсовая работа предусматривает комплексную социально-гигиениче-скую характеристику условий жизни населения, анализ социально-экономических и политических данных о стране: административное устройство, климатогеографические особенности, основные отрасли экономики, особенности условий труда и быта и др. Студенты изучают демографическую ситуацию в стране, самостоятельно рассчитывают ее демографические показатели за последние 5 лет, анализируют основные причины внешней и внутренней миграции населения, социально-политические аспекты «утечки умов из развивающихся стран» и др. При изучении заболеваемости населения дается оценка ее структуры и уровней, смертности населения, анализируются показатели, причины, структура и уровни детской смертности. Обращается внимание на социально-гигиенические факторы, определяющие уровень этих показателей, указываются актуальные социально-гигиенические проблемы страны, определяются пути их решения. Особое внимание при этом обращается на задачи, роль и степень участия медико-социальных служб.

Поскольку для этих государств характерен эпидемический тип заболеваемости, студент подробно анализирует проблемы своей страны, обусловленные распространенностью инфекционных и паразитарных заболеваний, связанных с социальными условиями жизни и климатогеографическими особенностями.

В разделе организации национальных служб здравоохранения характеризуется система здравоохранения страны, оценивается деятельность государственного сектора. В курсовых работах отражается структура служб здравоохранения в городах и сельской местности, описываются общая сеть лечебно-профилактических учреждений, обеспеченность медицинскими кадрами, состояние и перспективы развития охраны материнства и детства и др. Студенты приводят основные данные за последние 5 лет, касающиеся сети лечебно-профилактических учреждений страны: число амбулаторий и поликлиник, число больниц и их мощность, общая численность коек и число их на 1000 населения.

Сведения о медицинских кадрах приводятся в динамике за последние 5 лет с указанием числа учебных заведений, готовящих врачей, фельдшеров и медсестер. Указывается общая численность врачей и среднего медицинского персонала и их число на 10 ООО населения. Сообщается о подготовке медицинских кадров за рубежом.

Особенности социально-экономического статуса развивающихся стран обусловливают существование одной из ведущих проблем здравоохранения—проблему сельского здравоохранения. В связи с этим в курсовой работе особое внимание уделяется вопросам организации, структуре, методам и формам работы медицинских учреждений (центров, диспансеров, сестринских пунктов) в сельской местности.

В разделе о финансировании здравоохранения анализируется бюджет здравоохранения и источники финансирования медицинских учреждений.

Большое значение в изучении проблем здравоохранения развивающихся стран имеет деятельность ВОЗ, поэтому в специальном разделе студент анализирует программы, проводимые в его стране этой организацией (по ликвидации оспы и малярии, по борьбе с туберкулезом и лепрой, по планированию семьи и др.), их осуществление, проблемы и перспективы. Анализ собранного материала позволяет студенту определить основные тенденции, пути дальнейшего развития здравоохранения в стране и степень своего участия в их осуществлении.

Выполнение курсовой работы дает возможность освоить методику самостоятельных занятий с книгой, приобрести навыки пользования научной литературой, провести научный анализ собранных материалов. Курсовые работы заслушиваются и обсуждаются студентами на последнем семинарском занятии. При этом отбираются лучшие из них, которые выдвигаются на ежегодные итоговые научные студенческие конференции и представляются на организованную для этой цели на кафедре выставку.

По материалам курсовых работ студенты готовят различные доклады («Социально-гигиенические проблемы в развивающихся странах», «Планирование семьи в Индии и проблемы врачебной этики», «Проблемы миграции и урбанизации в странах Западной Африки», «Развитие здравоохранения Ганы», «Демографические проблемы развивающихся стран», «Основные направления деятельности ВОЗ в развивающихся странах» и др.), с которыми успешно выступают в других медицинских институтах (I и II Московских, Калининском и др.). Многие доклады содержат интересные иллюстрации, позволяющие наглядно ознакомиться с социально-гигиеническими проблемами развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Частые выступления иностранных студентов на научных студенческих конференциях формируют у будущих врачей умение излагать научный материал и выступать публично.

Опыт УИРС нашей кафедры, выполнение курсовой работы по проблемам здоровья населения и здравоохранения страны, может быть широко использован во всех медицинских вузах государств, где ведется подготовка специалистов для развивающихся стран.

Большое внимание уделяется УИРС в области санитарного просвещения. На кафедре в рамках студенческого кружка создана лекторская группа, в которую принимаются студенты, желающие более глубоко освоить способы, методики и средства санитарно-просветительной работы среди населения. В задачу лекторской группы входит широкое знакомство с основами лекторского мастерства, овладение техническими средствами санитарного просвещения (умение использовать современную аппаратуру — «Луч», «Свет», «Протон», «То1аг» и др.). Особое внимание уделяется специфике ведения санитарного просвещения среди неграмотного и сельского населения. Материалы членов лекторской группы апробируются на ее заседаниях, затем студентам представляется возможность выступить с приготовленными лекциями перед различными аудиториями (в детских поликлиниках, на промышленных предприятиях, в студенческих общежитиях и др.). Вошло в традицию чтение самых разнообразных лекций («О вреде курения», «Может ли курить врач», «Что ты знаешь о кофе и чае», «Питание студентов» и др.) в студенческом общежитии Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы. Лекторская группа использует в своей деятельности методические пособия, плакаты, памятки, буклеты и др., которые регулярно поступают на кафедру из Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения. В период 3-го летнего семестра 150 лекций прочитано в интернациональных студенческих строительных отрядах и более 250 лекций — труженикам сельского хозяйства. В канун всенародного праздника 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции лекторская группа участвовала в проведении лекций на тему «Советское здравоохранение к 60-летию Великого Октября».

Заседания лекторской группы и самостоятельная подготоька иностранными студентами лекций по санитарному просвещению ведутся в созданном на кафедре кабинете санитарного просвещения, где широко экспонируются формы и методы санитарного просвещения, применяемые в СССР и развивающихся странах. Кафедра и в дальнейшем планирует совершенствование УИРС по тематике санитарного просвещения, так как знания и практические навыки в этой области помогут будущим врачам у себя на родине воздействовать на гигиеническое поведение различных групп населения.

Поступила 16/1 1978 г.

Методы исследования

УДК 613.632.4-07:816.12-008.1-072.7

Профессора И. М. Трахтенберг, И. В. Саноцкий и В. А. Тынинин, кандидаты мед. наук Г. Е. Верич, Н. С. Гродецкая и А. М. Луканева

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ КАК КРИТЕРИЙ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ

ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ

%

Киевский научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний, Институт гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР и Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев

Одним из существенных недостатков в экспериментальной оценке действия вредных веществ на сердечно-сосудистую систему при обосновании гигиенических нормативов является отсутствие унифицированной регламентации соответствующих принципов и методических приемов, а также обобщений и систематизации накопленных данных.

За прошедшие годы гигиенисты и токсикологи приобрели определенный опыт в методических подходах к экспериментальному изучению влияния вредных веществ на сердечно-сосудистую систему. Сошлемся на работу В. А. Иштыкова и С. В. Сперанского, в которой предлагается способ определения степени избирательности действия химических вредных веществ на сердечно-сосудистую систему. Однако, с нашей точки зрения, рекомендации авторов в том виде, в каком они представлены, по ряду соображений не могут быть реализованы. Во-первых, вряд ли можно предлагать универсальную классификацию на основании довольно произвольно выбранных эталонных соединений и дозировок. Во-вторых, вызывает возражение целесообразность ограничиваться применением ЭКГ. Кроме того, по нашим данным, у белых мышей невозможно дифференцировать зубцы и интервалы ЭКГ из-за высокой частоты сердечных сокращений. Представляется спорной и рекомендация питуитриновой нагрузки в качестве универсальной, так как известно, что для выявления скрытых изменений функциональной деятельности сердца и сосудов необходимо применение разнообразных нагрузочных проб, при проведении которых активируются различные звенья регуляции сердечно-сосудистой деятельности.

Известен ряд предложений по ускоренному выявлению влияния вредных промышленных веществ на сердечно-сосудистую систему. Так, Л. П. Сгибнева советует использовать следующие показатели и тесты: ЭКГ, определение ломкости капилляров и скорости кровотока у белых мышей, длительности автоматизма сердца, прочности мышечной стенки сердца, систолического давления, а также запись работы сердца лягушки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.