УДК 614.7:37S.ee 11:378« 14в
С. Н. Черкинский, В. Т. Мазаев, В. П. Ласкана
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ
I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
Организация контроля знаний и использование его результатов для управления обучением являются одной из актуальных проблем педагогики высшей школы. Именно четкий контроль хода и результатов обучения позволяет судить о том, насколько при принятой организации методики и техническом оснащении учебного процесса усилия преподавателей и студентов достигают цели.
Итоговая проверка полученных знаний (экзамен), которой завершается полный цикл изучения предмета, дает возможность корректирования процесса обучения лишь в последующих циклах. Для организации управляемого обучения сведения о ходе усвоения знаний должны стать составной частью самого педагогического процесса. Этой задаче отвечает периодический (так называемый рубежный) контроль (И. И. Тихонов), завершающий отдельные разделы дисциплины.
Традиционные формы периодического контроля в виде коллоквиумов, фронтального опроса и др. достаточно эффективны, однако в современных условиях уплотненной учебной программы их невозможно применить из-за недостатка учебного времени.
Организация и проведение рубежного контроля знаний на кафедре коммунальной гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова представлены следующим образом. Рубежные проверки завершают каждый отдельный раздел предмета и проводятся 4—5 раз в течение семестра. Осуществляются эти проверки с помощью четко сформулированных контрольных вопросов, на которые студенты должны дать короткие произвольно изложенные письменные ответы. Редакция вопроса предусматривает возможность формулировки конкретного, лаконичного ответа. Набор охватывает материал всего раздела и содержит 45 вопросов 2, 3 и 4-го уровней усвоения знаний (Г. Н. Александров и Г. Л. Ратнер). Преимущество отдается вопросам 3-го и 4-го уровней (табл. 1), что отвечает самому принципу рубежного контроля, ибо в этом случае выявляется уровень сформировавшихся и сохранившихся знаний, умений и навыков, устанавливается способность к обобщениям, переносу умения в новые условия и др.
Таблица 1
Распределение вопросов рубежного контроля по уровням усвоения
Раздел курса Количество вопросов по уровням усвоения (в %)
1-й 2-й 3-й 4-й
Гигиеническая оценка артезианско- 15,7
го водоснабжения — 44,4 39,9
Гигиеническая оценка речного во- 16,7
доснабжения — 42,8 41,4
Обеззараживание воды — 40,1 53,2 6,7
Методы очистки сточных вод — 46,5 38,0 15,5
Санитарная охрана водоемов и усло- 42,2 31,1 26,7
вия спуска сточных вод —
Санитарная охрана атмосферного 46,6 40,0 13,4
воздуха —
Гигиена лечебно-профилактических 9,0
учреждений — 43,3 47,7
Гигиена жилых зданий — 46,2 47,1 6,7
Гигиена планировки населенных 15,5
мест — 40,0 44,4
Таблица 2
Результаты рубежного контроля по курсу коммунальной гигиены
Раздел Число вопросов Неправильные ответы, в том числе на 1 вопрос Число вопросов, на которые получено 1/2 неправильных ответов
всего 5 и более 4 и более 3 и более
абс. % абс. % абс. %
I II III IV V VI VII VIII IX 16X45 16x45 16X45 16x45 16X45 16x45 16x45 16x45 16x45 142 125 93 82 95 96 74 54 36 62 54 39 15 20 28 10 5 43,7 43.2 42,0 18.3 21 29 13.5 9,2 86 78 59 23 36 40 38 9 4 60,6 62,4 63,4 28,0 37,9 41,7 51.3 16,6 11,1 119 93 74 50 75 64 44 24 16 83 74.4 76 61 76 66,6 59.5 44 44 12 13 12 8 8 8 9 2 1
Итого 6480 794 233 29 373 47 559 70,4 73
Все вопросы раздела сгруппированы по 3 на 15 картах. После прохождения соответствующего раздела каждый студент получает карту с вопросами и на чистом листе бумаги в течение 10 мин составляет письменные ответы, нумеруя их в соответствии с номером вопроса. Преподаватель проверяет готовые ответы, оценивая каждый знаком + или —. При неправильном ответе на 2 вопроса предусматривается повторная проверка по разделу уже в вечерние часы, отведенные для отработки пропущенных или неусвоенных тем и разделов, что оказывает на студентов большое воспитательное воздействие, приучает их к систематической работе над предметом на протяжении всего курса.
Проведение нескольких рубежных проверок в течение всего периода, отведенного на изучение предмета, позволяет получить материал с обширной характеристикой уровня знаний и умения по каждому разделу, академическим группам, отдельным студентам и, что особенно важно, позволяет выявить уровень методической подготовки отдельных разделов дисциплины на кафедре. Одним из преимуществ рубежных проверок является то, что с их помощью можно корректировать показатели обученности, так как до экзамена еще остается время.
При анализе результатов, полученных нами по одному курсу (200 сту-дентоЁ) за один учебных год (5000 ответов), выявлено прежде всего то, что наибольший процент неправильных ответов приходится на I и II разделы курса (табл. 2). На 405 вопросов получено 142 и 125 неправильных ответов, что составляет соответственно 35 и 30%. Разделы III—VI усваиваются значительно лучше и примерно одинаково (20—13% неправильных ответов), а VII, VIII и особенно IX разделы — хорошо, неправильные ответы составляют всего 8—10%.
Выявленные различия в количестве неправильных ответов по отдельным разделам вряд ли могут быть обусловлены уровнем усвоения раздела. Нам представляется, что на результаты влияет, с одной стороны, постепенная адаптация студентов к измененным условиям контроля знаний, с другой — постепенно накапливаемый в процессе обучения запас знаний по предмету.
Следует подчеркнуть, что выявить существенные различия в ответах на вопросы разного уровня усвоения не удалось. Так, по всем разделам неправильных ответов на вопросы, отражающие 2-й уровень усвоения, получено от 28 до 50 %, на вопросы, отражающие 3-й уровень, — от 10 до 34%, на вопросы, отражающие 4-й уровень, — от 6 до 42 %. Это подтверждает известное в психологии положение о том, что в процессе обучения происходит свертывание операций: от расчлененных в начальной стадии обу-
чения звеньев осуществляется переход к образованию укрупненных, смежных ассоциативных структур (И. И. Тихонов). Вместе с тем более глубокий анализ позволил выявить отдельные вопросы, на которые был наибольший процент неправильных ответов. Половина их получена на 70 из 409 вопросов, а распределение их по разделам сохраняет указанные выше закономерности. Так, половина всех неправильных ответов по I и III разделам приходится на 12 вопросов, по II разделу — на 13, по IV разделу — на 5, по V—VII разделам — на 8—9, по VIII и IX разделам — на 1—2.
Разбор вопросов, вызвавших наибольшие затруднения в ответах, показал, что они либо не входили специально в программу практических занятий, либо были слабо освещены в методических разработках и учебниках.
Анализ результатов по академическим группам позволил выявить отдельных студентов, уделявших мало времени самостоятельной работе, и своевременно применить к ним меры индивидуального воздействия. Кроме того, последующий разбор ошибок, допущенных при ответах, на вопросы, способствовал ликвидации пробелов в усвоении материала по разделу, которые возникли по разным причинам в академической группе.
В заключение следует отметить, что нам не удалось выявить корреляции между результатами рубежного контроля и экзамена как по академическим группам, так в большинстве случаев и по отдельным студентам, что лишний раз подчеркивает различия в задачах этих двух видов контроля знаний.
Выводы
1. Рубежный контроль является действенным средством управления процессом обучения и не может служить элементом итогового контроля знаний.
2. Результаты рубежного контроля должны своевременно использоваться для совершенствования методической^подготовки отдельных разделов курса.
ЛИТЕРАТУРА. Александров Г. Н., Ратнер Г. Л. Программированное обучение и его место в медицинских вузах. М., 1968. — Тихонов И. И. Контроль усвоения, его рациональная организация и эффективность в обучении. М., 1976.
Поступила 18/1 1978 г.
УДК 614.378.184
Кандидаты мед. наук О. Е. Горлова, М. И. Паначина
ОПЫТ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва
В свете задач, стоящих перед советской высшей школой по повышению качества подготовки специалистов, важное значение приобретают новые прогрессивные формы организации учебного процесса, в частности учебно-исследовательская работа студентов (УИРС).
На кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения медицинского факультета Университета дружбы народов им. Патриса Лумум-бы УИРС имеет самые разнообразные формы и методы. В программе по социальной гигиене и организации здравоохранения особое место принадлежит выполнению советскими и иностранными студентами V курса курсовых работ на тему «Состояние здоровья населения и здравоохранения страны». Эта форма УИРС вызывает большой творческий интерес у иностранных учащихся, приехавших из других стран. На кафедре разработано методическое пособие по выполнению курсовой работы, содержащее методику вы-