Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С.Н. Черкинский, В.Т. Маэаев, В.П. Ласкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ»

УДК 614.7:37S.ee 11:378« 14в

С. Н. Черкинский, В. Т. Мазаев, В. П. Ласкана

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

Организация контроля знаний и использование его результатов для управления обучением являются одной из актуальных проблем педагогики высшей школы. Именно четкий контроль хода и результатов обучения позволяет судить о том, насколько при принятой организации методики и техническом оснащении учебного процесса усилия преподавателей и студентов достигают цели.

Итоговая проверка полученных знаний (экзамен), которой завершается полный цикл изучения предмета, дает возможность корректирования процесса обучения лишь в последующих циклах. Для организации управляемого обучения сведения о ходе усвоения знаний должны стать составной частью самого педагогического процесса. Этой задаче отвечает периодический (так называемый рубежный) контроль (И. И. Тихонов), завершающий отдельные разделы дисциплины.

Традиционные формы периодического контроля в виде коллоквиумов, фронтального опроса и др. достаточно эффективны, однако в современных условиях уплотненной учебной программы их невозможно применить из-за недостатка учебного времени.

Организация и проведение рубежного контроля знаний на кафедре коммунальной гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова представлены следующим образом. Рубежные проверки завершают каждый отдельный раздел предмета и проводятся 4—5 раз в течение семестра. Осуществляются эти проверки с помощью четко сформулированных контрольных вопросов, на которые студенты должны дать короткие произвольно изложенные письменные ответы. Редакция вопроса предусматривает возможность формулировки конкретного, лаконичного ответа. Набор охватывает материал всего раздела и содержит 45 вопросов 2, 3 и 4-го уровней усвоения знаний (Г. Н. Александров и Г. Л. Ратнер). Преимущество отдается вопросам 3-го и 4-го уровней (табл. 1), что отвечает самому принципу рубежного контроля, ибо в этом случае выявляется уровень сформировавшихся и сохранившихся знаний, умений и навыков, устанавливается способность к обобщениям, переносу умения в новые условия и др.

Таблица 1

Распределение вопросов рубежного контроля по уровням усвоения

Раздел курса Количество вопросов по уровням усвоения (в %)

1-й 2-й 3-й 4-й

Гигиеническая оценка артезианско- 15,7

го водоснабжения — 44,4 39,9

Гигиеническая оценка речного во- 16,7

доснабжения — 42,8 41,4

Обеззараживание воды — 40,1 53,2 6,7

Методы очистки сточных вод — 46,5 38,0 15,5

Санитарная охрана водоемов и усло- 42,2 31,1 26,7

вия спуска сточных вод —

Санитарная охрана атмосферного 46,6 40,0 13,4

воздуха —

Гигиена лечебно-профилактических 9,0

учреждений — 43,3 47,7

Гигиена жилых зданий — 46,2 47,1 6,7

Гигиена планировки населенных 15,5

мест — 40,0 44,4

Таблица 2

Результаты рубежного контроля по курсу коммунальной гигиены

Раздел Число вопросов Неправильные ответы, в том числе на 1 вопрос Число вопросов, на которые получено 1/2 неправильных ответов

всего 5 и более 4 и более 3 и более

абс. % абс. % абс. %

I II III IV V VI VII VIII IX 16X45 16x45 16X45 16x45 16X45 16x45 16x45 16x45 16x45 142 125 93 82 95 96 74 54 36 62 54 39 15 20 28 10 5 43,7 43.2 42,0 18.3 21 29 13.5 9,2 86 78 59 23 36 40 38 9 4 60,6 62,4 63,4 28,0 37,9 41,7 51.3 16,6 11,1 119 93 74 50 75 64 44 24 16 83 74.4 76 61 76 66,6 59.5 44 44 12 13 12 8 8 8 9 2 1

Итого 6480 794 233 29 373 47 559 70,4 73

Все вопросы раздела сгруппированы по 3 на 15 картах. После прохождения соответствующего раздела каждый студент получает карту с вопросами и на чистом листе бумаги в течение 10 мин составляет письменные ответы, нумеруя их в соответствии с номером вопроса. Преподаватель проверяет готовые ответы, оценивая каждый знаком + или —. При неправильном ответе на 2 вопроса предусматривается повторная проверка по разделу уже в вечерние часы, отведенные для отработки пропущенных или неусвоенных тем и разделов, что оказывает на студентов большое воспитательное воздействие, приучает их к систематической работе над предметом на протяжении всего курса.

Проведение нескольких рубежных проверок в течение всего периода, отведенного на изучение предмета, позволяет получить материал с обширной характеристикой уровня знаний и умения по каждому разделу, академическим группам, отдельным студентам и, что особенно важно, позволяет выявить уровень методической подготовки отдельных разделов дисциплины на кафедре. Одним из преимуществ рубежных проверок является то, что с их помощью можно корректировать показатели обученности, так как до экзамена еще остается время.

При анализе результатов, полученных нами по одному курсу (200 сту-дентоЁ) за один учебных год (5000 ответов), выявлено прежде всего то, что наибольший процент неправильных ответов приходится на I и II разделы курса (табл. 2). На 405 вопросов получено 142 и 125 неправильных ответов, что составляет соответственно 35 и 30%. Разделы III—VI усваиваются значительно лучше и примерно одинаково (20—13% неправильных ответов), а VII, VIII и особенно IX разделы — хорошо, неправильные ответы составляют всего 8—10%.

Выявленные различия в количестве неправильных ответов по отдельным разделам вряд ли могут быть обусловлены уровнем усвоения раздела. Нам представляется, что на результаты влияет, с одной стороны, постепенная адаптация студентов к измененным условиям контроля знаний, с другой — постепенно накапливаемый в процессе обучения запас знаний по предмету.

Следует подчеркнуть, что выявить существенные различия в ответах на вопросы разного уровня усвоения не удалось. Так, по всем разделам неправильных ответов на вопросы, отражающие 2-й уровень усвоения, получено от 28 до 50 %, на вопросы, отражающие 3-й уровень, — от 10 до 34%, на вопросы, отражающие 4-й уровень, — от 6 до 42 %. Это подтверждает известное в психологии положение о том, что в процессе обучения происходит свертывание операций: от расчлененных в начальной стадии обу-

чения звеньев осуществляется переход к образованию укрупненных, смежных ассоциативных структур (И. И. Тихонов). Вместе с тем более глубокий анализ позволил выявить отдельные вопросы, на которые был наибольший процент неправильных ответов. Половина их получена на 70 из 409 вопросов, а распределение их по разделам сохраняет указанные выше закономерности. Так, половина всех неправильных ответов по I и III разделам приходится на 12 вопросов, по II разделу — на 13, по IV разделу — на 5, по V—VII разделам — на 8—9, по VIII и IX разделам — на 1—2.

Разбор вопросов, вызвавших наибольшие затруднения в ответах, показал, что они либо не входили специально в программу практических занятий, либо были слабо освещены в методических разработках и учебниках.

Анализ результатов по академическим группам позволил выявить отдельных студентов, уделявших мало времени самостоятельной работе, и своевременно применить к ним меры индивидуального воздействия. Кроме того, последующий разбор ошибок, допущенных при ответах, на вопросы, способствовал ликвидации пробелов в усвоении материала по разделу, которые возникли по разным причинам в академической группе.

В заключение следует отметить, что нам не удалось выявить корреляции между результатами рубежного контроля и экзамена как по академическим группам, так в большинстве случаев и по отдельным студентам, что лишний раз подчеркивает различия в задачах этих двух видов контроля знаний.

Выводы

1. Рубежный контроль является действенным средством управления процессом обучения и не может служить элементом итогового контроля знаний.

2. Результаты рубежного контроля должны своевременно использоваться для совершенствования методической^подготовки отдельных разделов курса.

ЛИТЕРАТУРА. Александров Г. Н., Ратнер Г. Л. Программированное обучение и его место в медицинских вузах. М., 1968. — Тихонов И. И. Контроль усвоения, его рациональная организация и эффективность в обучении. М., 1976.

Поступила 18/1 1978 г.

УДК 614.378.184

Кандидаты мед. наук О. Е. Горлова, М. И. Паначина

ОПЫТ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва

В свете задач, стоящих перед советской высшей школой по повышению качества подготовки специалистов, важное значение приобретают новые прогрессивные формы организации учебного процесса, в частности учебно-исследовательская работа студентов (УИРС).

На кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения медицинского факультета Университета дружбы народов им. Патриса Лумум-бы УИРС имеет самые разнообразные формы и методы. В программе по социальной гигиене и организации здравоохранения особое место принадлежит выполнению советскими и иностранными студентами V курса курсовых работ на тему «Состояние здоровья населения и здравоохранения страны». Эта форма УИРС вызывает большой творческий интерес у иностранных учащихся, приехавших из других стран. На кафедре разработано методическое пособие по выполнению курсовой работы, содержащее методику вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.