Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН'

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН»

THE MAXIMAL PERMISSIBLE CONCENTRATIONS OF RADON, THORON AND ACT I NO N AND THEIR DAUGHTER PRODUCTS IN WATER AND AIR

/. I. Gusarov, S. V. Andreev

On the basis of an analysis of toxicological, biophysical, dosimetric, occupational pathologic and hygienic aspects of the problem and summing up published and personal research data the authors give the values and forms of the maximal permissible concentrations of radon and its daughter products in the air.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 613/614:378.661

Проф. Е. Ц. Андреева-Галанина, доц. С. В. Алексеев, канд. мед. наук

А. В. Кадыскин

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

В настоящее время особую актуальность приобретают оптимизация учебного процесса, развитие научной организации труда студентов и преподавателей, повышение его производительности. Основой деятельности в этом направлении должно являться указание В. И. Ленина: «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и опосредования. Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и омертвения»

Осуществление в нашей стране ряда важных постановлений партии и правительства позволило добиться высокого качества подготовки многих специалистов, в том числе и большого отряда врачей профилактической медицины. При преподавании различных гигиенических дисциплин в медицинских вузах наиболее широко пользовались традиционным методом обучения, который основан на получении знаний студентами от преподавателя, и позволяет последнему в небольшом объеме оценить не только знания студентов, но и установить особенности их мышления.

Тем не менее при современном объеме знаний трудно довести до студентов всю необходимую информацию в течение времени, отведенного программой. При этом, к сожалению, основное внимание уделяется аспекту «преподаватель учит» в ущерб положению «студент учится». Необходимо отметить также, что качество занятий во многом зависит от способности и индивидуальных особенностей преподавателя, а недостаточный контроль может привести к «штурмовому» овладению знаниями в предэкзаменационные дни, что, естественно, отразится на их прочности и устойчивости. Ввиду этого с целью оптимизации учебного процесса в преподавании гигиенических

1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 42, с. 290.

дисциплин широкое распространение стал получать метод программированного обучения и контроля.

¡Не останавливаясь на теоретических основах использования этого метода, получивших широкое отражение в отечественной и иностранной литературе (Г. Н. Александров и Г. Л. Ратнер; А. И. Берг; П. Я. Гальперин; Т. И. Роступов; И. И. Тихонов; Crowder; Skinner, и др.), мы намереваемся рассказать об опыте кафедры гигиены труда Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института в оптимизации учебного процесса и использовании технических средств обучения и контроля при прохождении курса гигиены труда. В ранее опубликованных нами работах были описаны принципы подбора машинных и безмашинных способов программированного контроля, а также методики составления вопросов по различным разделам гигиены труда (Е. Ц. Андреева-Галанина и С. В. Алексеев, 1968, а и б).

Преподавание большинства тем по общей и частной гигиене труда проводится в специальных кабинетах. При этом преподаватели широко используют аудиовизуальные средства, а также гигиеническую и физиологическую аппаратуру, с которой санитарный врач должен быть ознакомплен и иметь практические навыки работы в дальнейшем.

Для соблюдения одного из основных требований, предъявляемых к преподавателю,— обеспечения в условиях обучения групповым методом, организации постоянного контроля за усвоением знаний студентами и достижения прочной обратной связи. На кафедре наряду с безмашинными способами используются технические средства контроля знаний. Из технических средств контроля знаний студентов применяются учебно-контрольные устройства УК-4М, а также комплект машин с преподавательским пультом типа «Наука-5». При помощи машин УК-4М и комплекса «Наука-5» можно осуществить текущий опрос, взаимоконтроль студентов в период обучения при подготовке к зачетам и экзаменам, а также прием зачетов и экзаменов. Количество предлагаемых одновременно вопросов и ответов зависит от режимов работы контролирующих машин. Кодирование ответов при работе на машинах типа «Наука-5» проводится на перфокартах, благодаря чему при соответствующей организации удается использовать определенные группы перфокарт для изучения различных тем.

Использование устройства типа УК-4М и «Наука-5» позволяет провести опрос группы из 12—15 студентов с последующим разбором возможных ошибочных ответов в течение 10—15 мин. При этом между преподавателем и студентами устанавливается и непрерывно поддерживается обратная связь, что делает процесс обучения управляемым и адаптивным.

Недавно на кафедре для обучения и контроля знаний студентов стал применяться также автоматизированный класс типа «Аккорд», помогающий еще более интенсифицировать всю учебную деятельность. Основное оборудование класса «Аккорд» состоит из центрального пульта и индивидуальных пультов для студентов, выполненных на телефонных ключах. Оборудование класса обеспечивает 3 режима работы: режим обучения для проведения плановых занятий с преподавателем в классе программированного обучения, режим самоконтроля для самостоятельной подготовки обучающихся во внеучебные часы, а также режим зачета для контрольных проверок знаний студентов. В качестве источника информации используется учебник по гигиене труда и разработанные сотрудниками кафедры методические указания, к которым прилагаются контрольные карточки с вопросами и ответами. Все ответы на каждый вопрос закодированы цифрами от 1 до 20. Вероятность подбора всех правильных ответов для каждой карточки менее 0,1%, вероятность подбора 3 правильных ответов ойоло 1,5%.

Для закрепления теоретических знаний и получения практических навыков по гигиенической оценке производственных факторов и изучению условий труда рабочих важным моментом в обучении является проведение занятий на промышленных объектах. Там студенты самостоятельно изме-

ряют шум и вибрацию, содержание пыли и химических веществ, а также ряда других факторов, дают им оценку, делают сравнение с санитарными нормами и на основании полученных данных составляют подробное заключение с предложениями и рекомендациями по улучшению условий труда обследуемого участка, цеха, завода и др.

Наряду с внедрением технических средств обучения и контроля немалую роль в оптимизации учебного процесса играет комплексирование, а также интегрирование. Проведение комплексных лекций по различным разделам гигиены труда в содружестве с кафедрами профессиональных болезней, рентгенологии и ЛОРболезней, а также с кафедрами ряда высших технических учебных заведений и специализированными лабораториями научно-исследовательских институтов позволяет дать студентам наиболее современную и глубокую информацию по изучаемой теме. Благодаря введению горизонтального и вертикального интегрирования удается скорректировать преподавание по определенным предметам, рационально перераспределить учебное время, обеспечить преемственность и взаимосвязь в изучении предметов на курсах, избежать дублирования одного и того же материала. Например, проводимое на кафедре общей гигиены целенаправленное изучение различных гигиенических приборов для оценки физических и химических факторов внешней среды дает возможность при прохождении курса гигиены труда больше внимания уделять специфике их использования на производстве, санитарной оценке отдельных факторов, современным принципам гигиенического нормирования, мерам борьбы с неблагоприятными факторами на производстве. Широкое комплексирование и введение горизонтального и вертикального интегрирования помогает в соответствии с условиями технического прогресса без увеличения количества учебных часов вводить ряд новых необходимых тем.

Как известно, из общей суммы знаний, которые получают студенты во время обучения, можно выделить знания — знакомства, копии, умение и трансформацию (В. П. Бесполько). Прохождение процесса обучения от знаний-знакомств до трансформации становится возможным только при серьезном подходе и сочетании традиционного и программированного способов; при недостаточно квалифицированном подходе к изучению некоторых тем уровень обученности может в основном характеризоваться уровнем знакомств. Знания-знакомства и копии обычно приобретаются во время прослушивания лекционного курса и выполнения практических занятий. Иначе обстоит дело, когда необходимо закрепить знания на практике, в приложении к знакомым ситуациям и с переносом на незнакомые ситуации, но аналогичные изученным, а также на неаналогичные ситуации. Такого рода знания, умение и трансформацию студенты приобретают на практических занятиях на промышленных предприятиях, во время летней производственной практики и практике на двенадцатом семестре, а также при выполнении научных и научно-практических работ в кружках студенческого научного общества.

Следует отметить, что работа кафедры гигиены труда Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института в указанных направлениях позволила добиться определенных успехов в повышении уровня усвоения знаний студентами и качества подготовки высококвалифицированных врачей. Для дальнейшего усовершенствования учебного процесса необходимо разрешить ряд серьезных вопросов. В первую очередь нужен более тесный контакт между сотрудниками кафедр гигиенического профиля и психологами. Следует также найти наиболее рациональный вариант распределения учебных часов. В частности, для изучения гигиены труда мы считаем необходимым увеличить количество часов на V курсе, так как студенты после одиннадцатого семестра должны выезжать на летнюю производственную практику. Для дальнейшего развития интегрирования, вероятно, целесообразно пересмотреть посеместровое распределение различных предметов.

Мы не останавливаемся на важности составления и издания учебников и пособий, а также руководств по проведению программированного контроля при изучении гигиенических дисциплин, так как по этому вопросу есть ряд решений вышестоящих организаций, и эти решения по некоторым дисциплинам успешно реализуются.

В заключение хочется отметить, что накопленный кафедрой гигиены труда Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института опыт оптимизации учебного процесса не только значительно улучшил методику преподавания, но и обеспечил условия для более эффективной воспитательной работы, представляющей собой единое и неразрывное звено обучения и подготовки будущих врачей профилактической медицины.

ЛИТЕРАТУРА. Александров Г. Н., Ратнер Г. Л. Программированное обучение и его место в медицинских вузах. М., 1968. — Андреева-Га-ланина Е. Ц., Алексеев С. В. Гиг. труда, 1968, № 8, с. 6. — Они ж е. Тезисы докл. к 3-й Ленинград«, городской конференции по вопросам повышения эффективности учебного процесса. Л., 1968, с. 61. — Берг А. И. Состояние и перспективы программированного обучения. М., 1965.—Б ее по ль ко В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.. 1970. — Гальперин П. Я- К теории программированного обучения. М., 1967. — Роступов Т. И. Программированное обучение и обучающие машины. Киев, 1967. — Тихонов И. И. Программирование и технические средства в учебном процессе. М., 1970. — Crowder N. В кн.: Е. Galanter (Ed.) Automatic Teaching. Wiley Hill, 1959, — Skinner B. F., Harvard Education. Rev., 1954, v. 24, p. 86.

Поступила 3/1V 1972 г.

Методы исследования

УДК 616.633-07-036.8

А. С. Слуцкер

ОЦЕНКА ТОЧНОСТИ И ДОСТОВЕРНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ КОНЦЕНТРАЦИИ ПЫЛИ ПРИ ВЕСОВОМ МЕТОДЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, Москва

Измерение концентрации пыли в воздухе производственных помещений составляет основу большинства гигиенических исследований, поэтому необходимо знать и периодически контролировать точность и достоверность получаемых данных. Существенное значение в связи с этим имеет выбор способа контроля. Он должен быть надежным и достаточно простым, чтобы его можно было применять не только в лабораторных условиях, но и на производстве в ходе отбора пробы. Таким требованиям отвечает математическая статистика на основе закона нормального распределения.

В настоящей статье приведены результаты изучения точности и достоверности измерений концентрации пыли при весовом методе определения.

Если в производственном помещении измерить концентрации пыли, отобрав одновременно 2 пробы и расположив патроны с фильтрами так близко, что их можно считать находящимися в одной точке, то полученные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.