Научная статья на тему 'О ПРИМЕНЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ В ВУЗЕ '

О ПРИМЕНЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
42
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРИМЕНЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ В ВУЗЕ »

нальной гигиены, гигиены питания т. д. Сохранена численность персонала радиологических групп.

Определены права руководителей органов и учреждений здравоохранения в вопросах изменения штатов санэпидстанций. Так, с разрешения министров здравоохранения союзных республик численность должностей медицинского и инженерно-технического персонала санэпидстанций сельских районов может быть увеличена за счет должностей любых других санэпидстанций республики (АССР), края, области. В таком же порядке можно увеличивать численность должностей в областных (краевых, республиканских) санэпидстанциях за счет некоторых городских и окружных.

Кроме того, министры здравоохранения союзных республик имеют право за счет любых санэпидстанций области, края, республики сохранять численность медицинского персонала областных (краевых, республиканских) станций, в которых она выходит за пределы новых нормативов. Численность персонала по гигиеническому разделу может быть также увеличена руководителем учреждения за счет других подразделений.

Заканчивается пересмотр действующих положений о санэпидстанциях, их подразделениях и специалистах. Имеется в виду дальнейшее разграничение функций различных типов учреждений (районных, областных, городских), а внутри них — разграничение профессиональных обязанностей персонала всех категорий.

Применение новых штатных нормативов с учетом использования прав, предоставленных руководителям органов и учреждений здравоохранения, позволяет рационально использовать кадры и обеспечить более высокий уровень государственного санитарного надзора в сельской местности с учетом конкретных экономико-географических особенностей каждого района, области, края и республики.

Поступила 23/1 1970 г.

УДК в13(07):681.142.2

О ПРИМЕНЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ И ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ В ВУЗЕ

Н. Н. Беляева, Т. А. Быстрова

Кафедра общей гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова

На Всесоюзной научно-методической конференции по оптимизации учебного процесса в высших медицинских учебных заведениях в октябре 1969 г. в Каунасе была отмечена необходимость всестороннего изучения используемых в медицинских вузах машинных и безмашинных средств программированного обучения и контроля.

На кафедре общей гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова на протяжении двух последних лет введен программированный контроль без применения технических средств. По курсу гигиены для студентов лечебного факультета составлено 6 контролирующих программ по 5 темам — «Гигиена питания», «Гигиена жилых и общественных зданий», «Гигиена лечебных учреждений», «Радиационная гигиена» и «Гигиена труда», а также 5 контролирующих программ для студентов санитарно-гигиенического факультета по темам «Методы исследования воды» и «Методы исследования воздушной среды», посредством которых осуществляется программированный контроль знаний студентов. Каждый студент получает от 5 до 10 вопросов по теме занятия, часть которых требует конструктивных

ответов, дающих возможность студенту творчески мыслить, а часть — альтернативных ответов. Применение программированного контроля позволяет за 7—10 мин. выяснить подготовленность к занятиям всех студентов группы, выявить трудные для усвоения вопросы, сократить время на объяснения (преподаватель разъясняет только наиболее сложный и важный материал), студенты лучше усваивают необходимый материал, более тщательно готовятся к занятиям. Ошибки, обнаруженные при анализе ответов, позволяют вносить коррективы в процесс преподавания и уделять больше внимания на лекциях и практических занятиях определенным вопросам.

В настоящее время на кафедре составлены программированные учебные пособия по радиационной гигиене и гигиене лечебных учреждений, предусматривающие программированную подачу информационного материала. В основу пособий положен принцип алгоритмирования, т. е. указан четкий порядок действий, необходимых для достижения конечного результата, что усиливает логическую связь как в изложении материала, так и самих изучаемых разделов.

Пособие по радиационной гигиене, составленное к разделу «Методы дозиметрического контроля, применяемые в санитарной практике», включает информационный материал, разбитый на 2 части, и 2 этапных самоконтроля, состоящие из 10 вопросов каждый. В первой части пособия дается разъяснение, что такое санитарно-дозиметрический контроль, какие существуют методы регистрации ионизирующих излучений, включены некоторые вопросы по физике ядерных излучений и их биологическому действию. Во второй части даны классификация дозиметрических приборов, описание, назначение и принцип действия основных приборов, приводятся данные правил измерения внешнего облучения и оценки полученных доз и мощностей доз с использованием предельно допустимых величин.

Отвечая на вопросы самоконтроля после последовательного изучения материала 1-й и 2-й части методического пособия, студенты контролируют правильность ответов, сверяя их с данными, представленными в конце пособия. Там же можно найти объяснение и к неправильно выбранному ответу. Мы использовали вопросы с выборочными ответами ввиду необходимости более четкого обоснования ответов к ним и быстрой проверки студентами усвоенного на занятии материала.

Ниже приведены некоторые из вопросов этапного самоконтроля.

Вопрос 1-й. Какой вид излучения имеет наибольшую плотность ионизации? Ответ: 1) (3-излучение, 2) а-излучение, 3) у-излучение.

Вопрос 2-й. Опасен ли для окружающих человек, подвергавшийся в целях лечения опухоли желудка внешнему у-облучению? Ответ: 1) безопасен, 2) опасен, 3) частично опасен.

Вопрос 3-й. Какой метод применяется для регистрации первичных эффектов, возникающих при взаимодействии ионизирующих излучений с веществом? Ответ: 1) люминесцентный, 2) химический, 3) фотографический, 4) ионизационный, 5) биологический и т. д.

Программированное учебное пособие по гигиене лечебных учреждений преследует цель ознакомить студентов с нормативами и гигиеническими требованиями, предъявляемыми к планировке и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений. Данное пособие используется при самостоятельном разборе студентами одного из типовых проектов больниц, а также при санитарно-гигиеническом обследовании лечебного учреждения. Оно включает весь необходимый материал по 3 темам: «Гигиеническая оценка проектов лечебных учреждений», «Санитарное обследование условий пребывания больного в лечебном учреждении», «Гигиеническая оценка лечебных учреждений, использующих радиактивные вещества и источники ионизирующих излучений для диагностических и лечебных целей». Каждая тема разбита на отдельные фрагменты (порции). Так, тема «Гигиеническая оценка проектов лечебных учреждений» состоит из 10 разделов, которые в свою очередь состоят из 5—7 пунктов задания, методических указаний, основного

информационного материала, вопросов для самоконтроля и ответов на них. Опорный справочный материал по всем темам приведен в конце пособия.

Подобные программированные пособия в известной степени унифицируют проведение занятий у разных преподавателей. Во всех случаях студент получает необходимую информацию, систематизирует свои знания и контролирует их. При этом методе студенты больше работают самостоятельно.

Контролирующие программы не являются единственным методом контроля усвоенного материала. На семинарском занятии преподаватель в личной беседе со студентами проверяет умение применять полученные знания при разборе конкретных ситуаций. Следует отметить, что внедрение программированного обучения требует специальной подготовки самих преподавателей.

Кафедра считает целесообразным и в дальнейшем более широко применять элементы программированного обучения и контроля.

Поступила 24/VI 1969 г.

УДК 616-057:622(47)(091)

О РАБОТЕ РУССКОГО ВРАЧА А. ЭШКЕ, ПОСВЯЩЕННОЙ ИЗУЧЕНИЮ БОЛЕЗНЕЙ НАСЕЛЕНИЯ КОЛЫВАНСКИХ ЗАВОДОВ (1758)

Н. Ф. Крамчанинов (Алма-Ата)

Как показал Б. Н. Палкин русские врачи конца XVIII века успешно занимались научными исследованиями различных заболеваний, встречавшихся в их практической работе, и внесли достойный вклад в развитие медицинской науки. Одновременно они уделяли внимание и изучению заболеваемости рабочих на отдельных промышленных предприятиях. К таким исследованиям относятся рукописи И. В. Протасова «О состоянии рабочих на заводах» и К. Балановского «О рабочих на ситцевой фабрике в Шлиссельбурге». Эти работы уже нашли освещение в отечественной литературе 2.

Однако в делах медицинской коллегии, хранящихся в Центральном государственном историческом архиве СССР в Ленинграде, имеется еще одна посвященная той же теме рукопись, относящаяся к 1758 г.,— это работа русского врача А. Эшке «Краткое известие оКолыванеи окололежащих местах. О свирепствующих там болезнях между людьми и скотом. Напоследок о растущих в некоторых местах Сибири травах и минералах» 3. О ней уже упоминал Б. Н. Палкин в статье об истории сибирской язвы 4. Однако названная работа заслуживает более глубокого изучения.

Проработав главным лекарем Колыванских заводов в течение 7 лет, А. Эшке хорошо знал болезни этого района Сибири.

Вначале автор описывает географическое положение Колывани и отмечает, что край начал осваиваться с 1741 г. На этой территории имелись «несчетные сокровища» различных металлов (золото, серебро, свинец и др.), однако возможности добычи их полностью не использовались «к превеликому вреду государству». Добывалась на рудниках только железная руда. Климат в этой части России, по мнению врача, летом «по большей части нездоров», поэтому в этот период свирепствовали «разные болезни». А. Эшке объясняет

1 Б. Н. П а л к и н. Русские госпитальные школы XVIII века. М., 1959.

2 Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии, 1964, № 1, с. 149; Гигиена и санитария, 1965, № 10, с. 116.

3 Центральный государственный исторический архив СССР в Ленинграде, ф. 1294, оп. 1, св. 4, д. 1.

4 Б. Н. Палкин. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии, 1951, № 7, с. 81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.