информационного материала, вопросов для самоконтроля и ответов на них. Опорный справочный материал по всем темам приведен в конце пособия.
Подобные программированные пособия в известной степени унифицируют проведение занятий у разных преподавателей. Во всех случаях студент получает необходимую информацию, систематизирует свои знания и контролирует их. При этом методе студенты больше работают самостоятельно.
Контролирующие программы не являются единственным методом контроля усвоенного материала. На семинарском занятии преподаватель в личной беседе со студентами проверяет умение применять полученные знания при разборе конкретных ситуаций. Следует отметить, что внедрение программированного обучения требует специальной подготовки самих преподавателей.
Кафедра считает целесообразным и в дальнейшем более широко применять элементы программированного обучения и контроля.
Поступила 24/VI 1969 г.
УДК 616-057:622(47)(091)
О РАБОТЕ РУССКОГО ВРАЧА А. ЭШКЕ, ПОСВЯЩЕННОЙ ИЗУЧЕНИЮ БОЛЕЗНЕЙ НАСЕЛЕНИЯ КОЛЫВАНСКИХ ЗАВОДОВ (1758)
Н. Ф. Крамчанинов (Алма-Ата)
Как показал Б. Н. Палкин русские врачи конца XVIII века успешно занимались научными исследованиями различных заболеваний, встречавшихся в их практической работе, и внесли достойный вклад в развитие медицинской науки. Одновременно они уделяли внимание и изучению заболеваемости рабочих на отдельных промышленных предприятиях. К таким исследованиям относятся рукописи И. В. Протасова «О состоянии рабочих на заводах» и К. Балановского «О рабочих на ситцевой фабрике в Шлиссельбурге». Эти работы уже нашли освещение в отечественной литературе 2.
Однако в делах медицинской коллегии, хранящихся в Центральном государственном историческом архиве СССР в Ленинграде, имеется еще одна посвященная той же теме рукопись, относящаяся к 1758 г.,— это работа русского врача А. Эшке «Краткое известие оКолыванеи окололежащих местах. О свирепствующих там болезнях между людьми и скотом. Напоследок о растущих в некоторых местах Сибири травах и минералах» 3. О ней уже упоминал Б. Н. Палкин в статье об истории сибирской язвы 4. Однако названная работа заслуживает более глубокого изучения.
Проработав главным лекарем Колыванских заводов в течение 7 лет, А. Эшке хорошо знал болезни этого района Сибири.
Вначале автор описывает географическое положение Колывани и отмечает, что край начал осваиваться с 1741 г. На этой территории имелись «несчетные сокровища» различных металлов (золото, серебро, свинец и др.), однако возможности добычи их полностью не использовались «к превеликому вреду государству». Добывалась на рудниках только железная руда. Климат в этой части России, по мнению врача, летом «по большей части нездоров», поэтому в этот период свирепствовали «разные болезни». А. Эшке объясняет
1 Б. Н. П а л к и н. Русские госпитальные школы XVIII века. М., 1959.
2 Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии, 1964, № 1, с. 149; Гигиена и санитария, 1965, № 10, с. 116.
3 Центральный государственный исторический архив СССР в Ленинграде, ф. 1294, оп. 1, св. 4, д. 1.
4 Б. Н. Палкин. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии, 1951, № 7, с. 81.
это вредными испарениями «из разных руд, находящихся в горах, от серы, купоросной кислоты и мышьяка», испарениями «из многих там находящихся смрадных и ядовитых болот», гниением «находящихся в воздухе частиц от мертвых тел и скотов, из которых первые недовольно глубоко зарываются в землю, а последние гниют и сотлевают на открытом воздухе, в лесах и на полях», «сильными» жарами и засухой, высокими горами, препятствующими свободному движению воздуха. Население на эту необжитую территорию прибыло из Тобольска, Томска, Кузнецка, Иркутска и других городов России. В «новозаведенных» селах проживало до 15 ООО человек.
Болезни, свирепствовавшие здесь главным образом весной и осенью, «суть все известные»: перемешающиеся, доброкачественные и злокачественные «простудные лихорадки, кашель, осыплость и завалы слюнных и околоушных желез». Эти заболевания А. Эшке связывает с употреблением «сырой соленины», рыбы, «недовольно сваренной», «неумеренным употреблением горячих напитков, нездоровой воды, частыми северными ветрами», «малоподвижным образом жизни... стужей, от рек и смрадных болот». К «злокачественным болезням» автор относит сибирскую язву, которую подробно описывает.
В летний период бывают «горячки, маты и кровавые поносы». Широкое распространение дизентерии А. Эшке связывал с употреблением «холодной воды» и «от многих употребления... огородных овощей, разных лесных и полевых ягод, арбузов, дынь, огурцов». Отмечает высокую смертность населения. «Корь и оспа бывают в сих местах весьма сильны». Уровень культуры населения низкий, многие вели «непорядочный образ жизни», питали «отвращение к употреблению полезных лекарств или [пользовались! площадным лечением суть по большей части главная причина, что почти невероятное число таковых больных имеются жертвою безвременной смерти». Была широко распространена цинга как результат «нездорового кушанья и питья», т. е. предполагается связь заболевания с характером питания. Упоминается также и «любострастная болезнь», которая при освоении нового края стала «укореняться».
Кроме заболеваний, автор рукописи останавливается на условиях работы в шахтах: «В рудокопных ямах приключаются еще горным людям смертоносные припадки, внезапно ввергающие их здоровье не только в весьма болезненное состояние, но и наносящие скоропостижную смерть». Это А. Эшке связывает с недостатком воздуха в шахтах. Во время работы в воздухе скапливается огромное количество пыли, «смешанной с мышьячными и серными частицами», длительное вдыхание которой вызывает «печальнейшие и смертоноснейшие припадки». Если рабочих своевременно не удалить из шахты и не оказать им медицинскую помощь, то они «жалким образом кончат свою жизнь».
Встречалась и еще одна тяжелая болезнь, которая развивалась в результате постоянного вдыхания «серных и мышьячных частиц», что вызывало «паралитические и гектические припадки». Шахтеры метко назвали ее «рудокопною кошкою». Происходили отравления окисью углерода и углекислым газом, нередко с летальным исходом, и врачу неоднократно приходилось оказывать помощь в таких случаях.
Очень часто в шахтах скапливался газ, который «удушал все что не встретит». Были и взрывы от огня, «которые с великим треском все повергают и умерщвляют так, как то делает гром и молния». Часто приводило к взрывам и многочисленным жертвам скопление метана. Рабочие, оставшиеся после взрывов живыми, получали тяжелые ожоги, которые «трудно» было лечить. У многих рабочих болели глаза «от многокровия, от испорченной клейкой сукровицы и от беспрестанного и сильного огня... от грубой пыли при ковке разных металлов». Часто встречались травмы, в том числе и переломы костей, «причиняемые тяжелою работою. Ибо сии люди обходясь неосторожно с опасною своею матереею и работою подвергаются в оные печальные и смертоносные обстоятельства».
Частым явлением были травмы в результате обвалов — от мелких, небольших до «смертоносного раздробления костей».
Из этого небольшого описания видно, что условия работы в шахтах были исключительно тяжелыми, или, как называет сам автор, «печальные и смертоносные», многие рабочие жалким образом кончали свою жизнь. Охраны труда не было.
Автор рукописи, конечно, не ставит вопроса о профилактике заболеваний и травматизма. Уровень развития науки в тот период был невысок, не были еще известны этиология и патогенез многих описанных заболеваний. Однако А. Эшке делал все возможное, чтобы в какой-то мере облегчить страдания трудового народа и в первую очередь рудокопов — рабочих с самыми тяжелыми условиями работы.
Поступила 14/1 1969 г.
МЕТОЛЫ ИССЛЕЛОВАНИЯ
УДК 613.6:632.95 +615.28.099:62-6»
ПРИМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ КИБЕРНЕТИКИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ГИГИЕНЫ И токсикологии ПЕСТИЦИДОВ
Е. И. Спыну, Л. Н. Иванова
Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
Возрастает загрязнение химическими веществами внешней среды и появляется все больше свидетельств о росте отрицательного влияния такого загрязнения на организм человека, а следовательно, и о недостаточной эффективности распознавания и устранения отрицательных последствий в связи с ростом химизации. Полагаем, что одна из причин этого заключается в отсутствии общей теории, отражающей закономерности поведения химических веществ в природных условиях. Как правило, на практике изучение взаимодействия химического агента и объектов среды носит локальный характер и не предусматривает поведения препарата в глобальном масштабе. Отсутствие такой теории, несущей наряду с объяснительной и предсказательную функцию, обычно связывают с тем, что результат взаимодействия химических веществ и многообразия изменяющихся факторов внешней среды очень сложен и не может быть предсказан. Между тем предметом исследований кибернетики являются именно сложные системы. Она служит теоретической базой изучения систем управления в таких сложных объектах, как машины, живые организмы, общество.
В настоящее время проблема предвидения шагнула далеко вперед. Это связано с разработкой теорий стохастических процессов и законов, проблемы управления и связи, теории сложных систем. Особо следует подчеркнуть, что доказана возможность оптимального управления сложными процессами при неполном их знании, причем эффективность метода тем выше, чем сложнее изучаемая система. В основу развивающейся стохастической теории предсказаний положена гипотеза, что выводы о возможности правомерности предсказываемых событий делаются на основании изучения.