%
СОЦИАЛЬНАЯ ГИГИЕНА, ИСТОРИЯ ГИГИЕНЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНОГО ДЕЛА
УДК 613.614:378.661
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГИГИЕНЫ
НА ЛЕЧЕБНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ
Г. И. Румянцев, Е. П. Вишневская, Т. А. Быстрова, Н. Н. Беляева
Кафедра общей гигиены I Московского медицинского института
им. И. М. Сеченова
. Гигиена — одна из немногих профилактических дисциплин, преподаваемых на лечебном факультете. Программа преподавания гигиены предусматривает не только усвоение студентами фактического материала, относящегося к этому предмету, но и преследует цель расширить кругозор будущих врачей, научить их мыслить гигиенически и оценивать ряд заболеваний в связи с воздействием разнообразных факторов внешней среды. Все это требует пэстоянного расширения программы за счет включения новых вопросов и разделов.
В последние годы значительная часть учебных часов отведена изучению радиационной гигиены. Следует ожидать расширения многих тем, касающихся гигиены труда, особенно тех, которые связаны с выяснением действия новых факторов. Вместе с тем в последние годы наметилась тенденция к систематическому сокращению учебного времени, посвященного гигиене. Так, в 1947 г. на ее изучение предусматривалось 200 часов, в 1961 г.— 162 часа, в 1963 г.— 144 часа, а в 1970 г.— только 128 часов. Недопустимость и неправомерность сокращения времени, отводимого " на изучение гигиены, совершенно очевидны. Мы поставили перед собой задачу рассмотреть преподавание этого предмета в наиболее оптимизированном, по нашему мнению, варианте (по опыту кафедры общей гигиены I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова). Нами пересмотрена и переработана программа преподавания с четким делением всего курса на общие (пропедевтические для последующих разделов) и частные вопросы гигиены (больничная гигиена, гигиена труда, детей и подростков, специальная гигиена). Общий курс преподается на 6-м семестре, частный — на 7-м. Проходя общий курс, студенты получают лишь самые общие сведения о влиянии внешних факторов на организм человека. Эти сведения затем расширяются при прохождении частного курса; студенты изучают гигиеническое нормирование отдельных элементов внешней среды в конкретных условиях производства, школы, больницы.
Особое место в преподавании общего курса занимает раздел «Гигиена питания»; с ним связаны и последующие разделы (больничная гигиена, гигиена детей и подростков, специальная гигиена и др.). Однако тема «Питание здорового человека» изучается как единое целое. По этой теме читаются 3 лекции: «Питание как социальная проблема, основы нормирования питания здорового человека», «Гигиеническая характеристика основных пищевых продуктов», «Профилактика заболеваний алиментарногЪ происхождения».
Оставшаяся часть лекционного курса (относящаяся к общим вопросам) посвящается профилактике заболеваний, связанных с водным фактором, методам улучшения качества воды, гигиене воздушной среды и почвы, гигиене населенных мест, жилых и общественных зданий, радиационному фактору. Все эти разделы являются пропедевтическими и более обстоятельно изучаются при прохождении частного курса.
Например, целями изучения вопросов больничной гигиены являются ознакомление студентов с нормативами и гигиеническими требованиями, предъявляемыми к планировке и эксплуатации лечебно-профилактических учреждений, и привитие будущим врачам навыков, позволяющих определять гигиенические условия пребывания больных в лечебном учреждении. Самостоятельная работа студентов, связанная с рассмотрением и оценкой проектов лечебных учреждений с точки зрения предупредительного санитарного надзора, и знакомство их с санитарным состоянием и режимом работы лечебного учреждения, т. е. изучение среды, окружающей больного, учат будущих врачей понимать диалектическое единство лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий, т. е. комплексность медицины.
В задания по больничной гигиене включены такие вопросы, как гигиеническая оценка водоснабжения, вентиляции, отопления больницы, устройство больничного пищеблока и др., которые изучались студентами при прохождении других разделов гигиены (гигиена воды и водоснабжения, гигиена жилых и общественных зданий, гигиена воздушной среды, питания и т. д.). Таким образом, при изучении больничной гигиены студенты используют знания, приобретенные ранее.
Вопросы радиационной гигиены находят дальнейшее отражение в разделе, посвященном гигиене труда, при изучении радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений как профессионального фактора, в разделе, касающемся больничной гигиены, при разборе средств и способов защиты медицинского персонала в радиотерапевтических и рентгеновских отделениях, в разделе «Спецгигиена» при изучении медицинской защиты войск. В преподавании гигиены труда основное внимание уделяется профилактике заболеваний, связанных с условиями трудовой деятельности человека. Эти вопросы изучаются в комплексе с клиникой профессиональных болезней.
При ознакомлении будущих врачей со всеми разделами гигиены мы придерживаемся принципа строгой профилизации преподавания. Студентам лечебного факультета излагаются основные проблемы гигиены и прививаются практические навыки, которые могут пригодиться в работе врачам лечебного профиля.
С целью оптимизации учебного процесса и улучшения усвоения студентами программы нами произведена максимальная интеграция преподаваемого материала между разделами и экзаменационными билетами. Все 120 вопросов экзаменационных билетов по разделам отрабатываются на семинарских занятиях, проводимых в конце изучения большинства разделов, или даются в виде тем, докладов и рефератов (гигиена детей и подростков, гигиена труда).
Последние 3 года на кафедре широко используются элементы безмашинного программированного контроля. По курсу гигиены составлены контролирующие программы по 6 темам: «Гигиена лечебно-профилактических учреждений», «Гигиена труда», «Радиационная гигиена», «Гигиена питания», «Гигиена воздушной среды», «Гигиена жилых и общественных зданий». Программированный контроль применятся перед началом практических занятий для проверки подготовленности студентов к ним, в конце занятий с целью проверки усвоения ими материала и в процессе занятий как этапный самоконтроль и, наконец, при проведении семинарского занятия.
На кафедре составлены и опробованы на практических занятиях 2 программированных учебных пособия — по радиационной гигиене и гигиене
лечебно-профилактических учреждений. В программированные пособия ^ включена необходимая учебная информация с элементами этапного самоконтроля. Программированные пособия в известной степени унифицируют проведение занятий разными преподавателями; студенты больше работают самостоятельно, получая необходимую информацию, и сами контролируют усвоение материала. Такого рода самостоятельная работа способствует хорошему усвоению материала будущими врачами, прививает им умение I применять полученные теоретические знания при решении конкретных
задач, позволяет ориентироваться и находить собственные решения в различных ситуациях.
Программированные пособия полезны при подготовке студента к выполнению лабораторных работ, связанных с овладением определенными навыками, пользованием аппаратурой, применяемой, в частности, в практике санитарно-дозиметрического контроля, с рассмотрением и оценкой проектов лечебных' учреждений.
Следует подчеркнуть, что программированное обучение является лишь одним из элементов оптимизации учебного процесса и интеграции его. Кафедрой выпущены и другие методические материалы, способствующие по-^ вышению усвояемости студентами материала — учебные таблицы, макеты,
пособие к практическим занятиям по гигиене детей и подростков и др. Проводятся выходы студентов на объекты (промышленные предприятия) • с показом работы медсанчасти, на выставку по охране труда, в больницу, больничный пищеблок, в клинику профессиональных болезней.
Наконец, новым в преподавании гигиены является введение в курс лекций ряда материалов, полученных в результате научных работ по темам «Гигиена труда хирургов», «Гигиена труда анестезиологов» и ряда других. Эти материалы даются в аспекте больничной гигиены, они вызывают у студентов живой интерес, обогащая их знания в области больничной гигиены — одной из важнейших тем курса гигиены.
Итогом большой работы, проведенной кафедрой, явилось повышение успеваемости студентов. Экзаменационная сессия 1969/70 учебного года показала1 резкое снижение количества неудовлетворительных оценок и повышение среднего балла на экзаменах.
В заключение мы считаем важным подчеркнуть необходимость увеличения учебного времени, отводимого на преподавание гигиены, обеспечения ее ведущей роли среди других теоретических и клинических дисциплин.
Поступила 14/УП 1970 г.
УДК в 13/.614:378.6611:658.386.3
О РАБОТЕ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ФАКУЛЬТЕТА ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ГИГИЕНИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ
Т. А. Козлова
I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3/1Х 1966 г. «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» намечены важные пути создания системы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений. В соответствии с этим постановлением в I Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова организован факультет повышения квалификации преподавателей (ФПК) медицинских вузов, который, кроме решений своей основной задачи, призван обобщать и распространять передовой опыт преподавания соответствующих дисциплин, внедрять научные методы и технические средства в учебный процесс.