УДК 613/.614(07)(470.311)(091»
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КАФЕДРЫ I МОСКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА им. И. М. СЕЧЕНОВА
С. С. Спасский (Москва)
Победа Великой Октябрьской социалистической революции поставила перед новой государственной системой здравоохранения, созданной в нашей стране, задачу всестороннего медико-санитарного обслуживания населения. Основой советского здравоохранения стало его профилактическое направление.
В 1922 г. на медицинском факультете I Московского университета (МГУ) была образована кафедра социальной гигиены, первым профессором которой назначили наркома здравоохранения Н. А. Семашко. Коллективу кафедры предстояло организовать преподавание на медицинском факультете с новых социальных позиций, вывести высшую медицинскую школу на новый путь, всемерно внедрять профилактические начала в медицинскую теорию и практику. В дальнейшем необходимость широкого преподавания вопросов экспериментальной и социальной гигиены привела к созданию в 1926 г. в I МГУ 2 новых кафедр — гигиены труда и гигиены воспитания; последняя переименована впоследствии в кафедру школьной гигиены.
Быстрый рост социалистического строительства, бурные темпы индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства требовали проведения широких санитарных мероприятий, расширения медицинского обслуживания трудящихся. Это вызвало необходимость в подготовке санитарного врача-специалиста нового типа — вра-ча-гигиениста.
В июне 1930 г. медицинский факультет I МГУ был реорганизован в I Московский медицинский институт (ныне им. И. М. Сеченова) в составе 2 факультетов: лечебного и санитарно-гигиенического. Санитарно-гигиенический факультет был создан впервые в истории медицинского образования в нашей стране и во всем мире.
Сейчас преподавание гигиенических дисциплин в I Московском орденов Ленина и Трудового Красного Знамени медицинском институте им. И. М. Сеченова ведется на кафедрах: общей гигиены (существует самостоятельно с 1884 г.); социальной гигиены (образована в 1922 г., затем переименована в кафедру организации здравоохранения, а с 1965 г.— в кафедру социальной гигиены и организации здравоохранения); гигиены труда (организована в 1926 г.); гигиены воспитания (организована в 1926 г., переименована в 1930 г. в кафедру школьной гигиены, а затем в кафедру гигиены детей и подростков); гигиены питания (образована в 1932 г.); коммунальной гигиены (образована в 1933 г.); эпидемиологии (учреждена в 1931 г.).
Помимо того, в 1928 г. была создана кафедра военной гигиены, вошедшая с 1935 г. в состав кафедры общей гигиены; с 1935 г. существовала кафедра санитарной статистики, влившаяся затем в кафедру организации здравоохранения; с 1959 г. в программу по гигиене включен курс радиационной гигиены, который читается студентам сотрудниками кафедры общей гигиены.
Из существующих на факультете 7 профильных кафедр 4 (гигиены труда, гигиены детей и подростков, гигиены питания, коммунальной гигиены) ведут занятия только со студентами санитарно-гигиенического факультета; кафедры эпидемиологии и социальной гигиены — также еще со студентами лечебного факультета, а кафедра общей и радиационной гигиены, кроме того, — и со студентами фармацевтического факультета.
Гигиенические кафедры I Московского медицинского института всегда являлись методическим центром в организации преподавания профильных гигиенических дисциплин, а научная деятельность кафедр неизменно соответствовала запросам практики, была тесно связана с общегосударственными интересами. Большинство кафедр имеет в своем составе специализированные научные лаборатории, сотрудники которых вместе с преподавательским составом ведут исследования, высоко оцениваемые практикой. В последние годы все большее значение приобретает разработка гигиеническими кафедрами научных тем по прямому заказу отдельных научно-исследовательских технологических институтов или непосредственно заинтересованных предприятий и учреждений. Эти работы, имеющие прямой «выход в практику», проводятся кафедрами на договорных условиях и служат безошибочным критерием необходимости и актуальности осуществляемых кафедрами исследований и свидетельством реального содружества науки и практики.
Краткое освещение учебно-методической и научно-исследовательской деятельности гигиенических кафедр I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова свидетельствует о бесспорном влиянии их не только на постановку и развитие преподавания гигиенических дисциплин в медицинской высшей школе, но и на направление научных изысканий в отдельных отраслях гигиены.
Кафедра общей и радиационной гигиены ведет преподавание всего курса гигиены на лечебном факультете и курса общей гигиены на санитарно-гигиеническом факульте-
те. Преподавание на санитарно-гигиеническом факультете основ гигиены, ее пропедевтики одно время стало приобретать чисто лабораторный характер, мельчало, увлекалось «методами ради методов». С 1951 г. кафедра начала коренную переработку учебных планов, программ и лекционного курса. Лекции максимально насыщаются физиологическим содержанием, иллюстрируются новым диаграммным материалом. В программу вводятся новые темы занятий; существенно изменяется и содержание практических замятий. Учебный план предусматривает большое приближение преподавания гигиены к запросам практики, возможно более широкий показ влияния разнообразных факторов внешней среды на организм. Кафедрой составлены типовые планы преподавания гигиены и учебные программы. Эти материалы одобрены Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР.
Впервые в нашей стране на кафедре преподавание радиационной гигиены составило самостоятельный курс (доц. Е. Ф. Черкасов). Составлена программа по радиационной гигиене, утвержденная в 1961 г. Министерством здравоохранения СССР. Изготовлено значительное количество учебно-наглядных пособий, часть которых принята к массовому изданию в 1967 г. Для студентов в 1964 г. издано пособие к практическим занятиям по радиационной гигиене.
До создания санитарно-гигиенического факультета научная работа кафедры не имела общей тематики; темы были довольно случайными, иногда даже не имевшими практического применения. В дальнейшем в самом характере и тематике научной деятельности произошел значительный перелом: сотрудники стали работать над темами, которые выбирались с учетом их актуальности и возможности практического применения. Сюда относятся такие темы, как осуществление санитарно-гигиенических показателей атмосферного воздуха и воздуха жилых помещений, токсикологическая характеристика ряда неорганических соединений, применяемых в промышленности, ультрафиолетовое обеззараживание воды, изучение условий труда в так называемых герметизированных цехах и т. д. В области радиационной гигиены сотрудники кафедры проводили исследования, касающиеся условий труда в изотопных лабораториях и при применении радиоактивных веществ в лечебных учреждениях, отдельных вопросов гигиены при радиометрии в промышленности, при нефтеразведке, естественной радиоактивности воздуха и др.
Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения в первые же годы своего существования поставила перед собой задачу вырабатывать у будущих врачей социально-гигиенический подход к решаемым вопросам, а также внедрять социально-гигиенические идеи в преподавание на других кафедрах, главным образом клинических. В этом плане и была составлена Н. А. Семашко первая программа по социальной гигиене. В последующем круг тем, изучавшихся студентами на лекциях и практических занятиях, расширялся; возникали новые разделы, связанные с практическими нуждами и запросами здравоохранения. Кафедра первой в стране создала учебник по социальной гигиене, разработала для практических занятий многочисленные учебные пособия (диаграммы, таблицы, учебные задания по санитарной статистике и т. д.). Первая программа, составленная кафедрой, была принята для преподавания социальной гигиены во всех медицинских вузах.
Научно-исследовательская деятельность кафедры до Великой Отечественной войны в основном была посвящена разработке тем, связанных с реконструкцией советского здравоохранения. Это не могло не привести к многопроблемности, распылению сил коллектива. После войны кафедра занялась обобщением опыта советского здравоохранения в военное время. В дальнейшем было уделено внимание теории советского здравоохранения, заболеваемости населения и его отдельных групп, деятельности ле-чебно-профилактических учреждений, диспансеров, медико-санитарных частей предприятий и т. д.
Кафедра гигиены труда до 1941 г. вела преподавание как на санитарно-гигиеническом, так и на лечебном факультете. Первая учебная программа, составленная на кафедре С. И. Каплуном, была принята в качестве типовой. Лекционный курс освещал гигиену труда как комплексную дисциплину, включающую вопросы социально-гигиенические, физиологические, профпатологические и санитарно-технические. Практические занятия предусматривали изучение методов исследования, применяемых в гигиене труда, санитарные описания предприятий и оценку состояния рабочих в условиях производства. По всем вопросам методики преподавания кафедра всегда выполняла задачи методического центра и была создателем всех программ, методических материалов и учебных пособий по гигиене труда. Три издания выдержало «Руководство к практическим занятиям по гигиене труда», составленное сотрудниками кафедры во главе с 3. И. Израэльсоном. Это пособие переведено на несколько иностранных языков.
Научная деятельность кафедры вначале преследовала цель — систематизацию материалов по гигиене труда, а также проведение производственно-гигиенических исследований и разработку проблемы индивидуальных средств защиты на производстве. В послевоенные годы упор был сделан на изучение редких металлов и их сплавов с точки зрения промышленной гигиены и токсических свойств внедряемых в производство новых синтетических органических веществ. Достаточно сказать, что по первой проблеме кафедрой проведены гигиенические и токсикологические исследования в отношении 27 редких металлов, а точнее, 73 соединений этих элементов. По второй проблеме
изучены токсические свойства около 40 соединений, переданных кафедре промышленностью для гигиенической оценки. Результаты всех этих работ позволяют промышленности и органам здравоохранения решать вопрос о выборе вновь предлагаемых веществ до того, как они будут внедрены в производство.
Кафедра коммунальной гигиены после нескольких лет поисков в преподавании впервые оформившейся гигиенической дисциплины разработала первую программу курса, которая определила содержание коммунальной гигиены как предмета преподавания и строй преподавания и до сих пор с некоторыми изменениями лежит в основе действующей программы. В последующем кафедра первая в стране выступила за изменение содержания преподавания на основе нового физиолого-гигиенического направления. Соответственно переработанная программа курса была одобрена Министерством здравоохранения СССР (С. Н. Черкинский).
При подготовке санитарного врача кафедра знакомит студентов с особенностями влияния на организм и здоровье факторов внешней среды в условиях населенных мест, с данными исследований, лежащими в основе гигиенических нормативов и санитарного законодательства и направленными на создание благоприятных санитарных условий жизни населения. Вместе с тем студенты знакомятся с оздоровительными мероприятиями в населенных местах, жилищах и общественных зданиях, практикой санитарного надзора в области коммунальной гигиены (водоснабжение, санитарная охрана водоемов и атмосферного воздуха, очистка и обезвреживание бытовых и промышленных выбросов, особенности сельской практики оздоровления и пр.). Впервые введено преподавание вопросов предупредительного санитарного надзора, разработаны методика и учебные пособия, которые переданы кафедрам коммунальной гигиены всех санитарно-гигиенических факультетов. Нельзя не отметить также участия кафедры в подготовке пособия для лекций, изданного массовым тиражом издательством «Медучпособие». До последнего времени кафедра выполняет роль методического центра по вопросам преподавания.
Исследования кафедрой ведутся в основном по общим вопросам водоснабжения населенных мест, нормативам качества питьевой воды и в особенности теории и практики обеззараживания ее, а также по вопросам санитарного состояния водоемов и гигиенического нормирования в их санитарной охране (разработка предельно допустимых концентраций вредных веществ в них). В настоящее время из 177 нормативов, вошедших в водно-санитарное законодательство, около '/з разработано и научно обосновано кафедрой. Она является признанным научным центром в области гигиенических исследований; ей принадлежит разработка принципиальных основ и научно-методических приемов исследования по гигиеническому нормированию в санитарной охране водоемов. Эта деятельность высоко оценена присуждением руководителю кафедры С. Н. Черкинскому Академией медицинских наук СССР премии им. Ф. Ф. Эрис-мана и медалей ВДНХ сотрудникам кафедры. Научному признанию и практическому использованию гигиенического нормирования в большой степени способствовала и разработка кафедрой в последние годы его теоретических основ при одновременном загрязнении водоема несколькими вредными веществами (С. Н. Черкинский). В последние годы кафедра была инициатором постановки гигиенических исследований полимеров, предлагаемых промышленностью для систем водоснабжения (трубы, резервуары, флокулянты и др.), и предложила соответствующие методы.
Исключительно велико участие кафедры в разработке водно-санитарного законодательства страны (почти все ГОСТ, санитарные правила, методические руководства и пр.), осуществляемое по поручению Министерства здравоохранения СССР.
Кафедра гигиены питания также является педагогическим и методическим центром. Она послужила прототипом периферических кафедр гигиены питания в других медицинских вузах. В 1934 г. был выпущен «Учебник пищевой санитарии» А. А. Хру-сталева, в 1954 г. — учебник «Гигиена питания» А. В. Рейслера, а в 1935 г. — такой же учебник К. С. Петровского. Помимо этого, коллективом кафедры составлено «Руководство к практическим занятиям по гигиене питания».
Научно-исследовательская деятельность проводится в различных направлениях. Часть работ связана с изучением рационального и полноценного питания взрослых и детей, а также лиц, выполняющих свои обязанности на производстве в условиях воздействия химических веществ. Помимо этого, изучаются состав и полноценность различных продуктов растительного и животного происхождения вследствие влияния примесей ядохимикатов, применяемых в сельском хозяйстве, разрабатываются современные методы определения ядохимикатов и других химических веществ в пищевых продуктах.
Кафедра гигиены детей и подростков, одна из первых гигиенических кафедр, возникших еще до образования санитарно-гигиенического факультета, за время своего существования уделяла и уделяет большое внимание учебно-методической работе. В 1934 г. был выпущен первый учебник «Школьная гигиена», написанный сотрудниками кафедры под редакцией А. В. Молькова. Этот учебник выдержал уже 5 изданий. В 1966 г. вышел в свет учебник «Гигиена детей и подростков» под редакцией М. Д. Большаковой. Большую и многогранную методическую работу вел на кафедре П. М. Ивановский. Кафедрой составлены методические разработки к практическим занятиям, одобренные Министерством здравоохранения СССР и выпущенные впоследствии в виде методического руководства. Разработанная кафедрой программа по
школьной гигиене утверждена Главным управлением учебных заведений Министерства здравоохранения СССР для санитарно-гигиенических факультетов.
Научная тематика работ, выполнявшихся кафедрой, посвящается в основном проблемам — физическому развитию и воспитанию детей и подростков; гигиене специализированных детских учреждений. Кроме того, ведется изучение истории отечественной школьной гигиены, а также гигиенических основ политехнического обучения и режима дня учащихся общеобразовательных и специализированных школ.
Кафедра эпидемиологии, как и остальные гигиенические кафедры, всегда вела большую методическую работу. В частности, она разрабатывала, неоднократно пересматривала типовые программы преподавания общей и частной эпидемиологии на санитарно-гигиеническом и лечебном факультетах. На кафедре был составлен первый учебник эпидемиологии (Л. Я. Кац-Чернохвостова), выдержавший 2 издания. Из печати вышли также «Методические указания к преподаванию эпидемиологии в медицинских институтах». В качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов Министерством здравоохранения СССР утвержден учебник эпидемиологии, написанный И. И. Елкиным. Кафедра является признанным методическим центром.
Сотрудники кафедры изучали различные вопросы иммунитета, роль внешнего фактора в развитии эпидемий и др., ведут разработку общей теории эпидемиологии, теории ликвидации инфекционных болезней и эпидемиологической географии. В области частной эпидемиологии внимание сотрудников кафедры сосредоточено на вопросах эпидемиологии и профилактики кишечных инфекций у детей раннего возраста, а также дифтерии.
Гигиенические кафедры проявляют большую заботу о подготовке квалифицированных научных кадров —- кандидатов и докторов наук. Так, кафедрой общей гигиены подготовлено 25 кандидатов, кафедрой гигиены питания — 2 доктора и 14 кандидатов, кафедрой социальной гигиены и организации здравоохранения — 2 доктора и 22 кандидата, кафедрой гигиены детей и подростков —- 4 доктора и 23 кандидата, кафедрой гигиены труда — 3 доктора и 98 кандидатов, кафедрой коммунальной гигиены — 8 докторов и 83 кандидата наук, кафедрой эпидемиологии — 4 доктора и 32 кандидата наук. Всеми профильными кафедрами санитарно-гигиенического факультета подготовлено 23 доктора и 297 кандидатов наук. Часть докторов и кандидатов наук ■осталась на кафедрах, а большинство продолжает педагогическую и научно-исследо-вательскую деятельность в гигиенических учреждениях многих вузов и институтов.
Необходимо отметить, что при гигиенических кафедрах более 30 лет существует гигиенический учебный музей, созданный А. В. Мольковым. По объему экспонированного материала, часть которого является уникальной, это единственное в своем роде учреждение не только в СССР, но и в Европе. Содержание музейной экспозиции в основном отвечает программе преподавания всех гигиенических дисциплин; его стенды, макеты и другие материалы периодически обновляются и расширяются. Архив и исторические фонды музея широко используются научными сотрудниками института и научными медицинскими учреждениями страны.
Санитарно-гигиенический факультет I Московского орденов Ленина и Трудового Красного Знамени медицинского института им. И. М. Сеченова, отмечая 50-летие Великой Октябрьской социалистической революции, по праву гордится тем, что он подготовил тысячи практических санитарных врачей и воспитал многих ученых, идущих в славных рядах советской медицинской науки.
Поступила 27/VI 1967 г.
УДК 613/614:378.961
ИНСТИТУТ ИМЕНИ Ф. Ф. ЭРИСМАНА ЗА 50 ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Доктора мед. наук А. П. Шицкова, Л. С. Гурвич (Москва)
Профилактика как основа советского здравоохранения обусловила развитие гигиенической науки в качестве главной профилактической дисциплины. Поэтому уже в первые годы Советской власти стали создаваться научные гигиенические центры. Одним из первых среди них был Московский санитарный институт, возникший на базе одной из первых санитарных станций, созданной Ф. Ф. Эрисманом в 1891 г. при кафедре гигиены медицинского факультета Московского униваерситета.
С Ф. Ф. Эрисманом, чье имя институт носит с 1927 г., связаны научные идеи о физиологическом направлении гигиенических исследований, о внедрении в них эксперимента и сочетании его с натурными наблюдениями, об увязке теоретических исследований