Научная статья на тему 'О РАБОТЕ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ФАКУЛЬТЕТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ГИГИЕНИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ '

О РАБОТЕ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ФАКУЛЬТЕТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ГИГИЕНИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РАБОТЕ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ФАКУЛЬТЕТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ГИГИЕНИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ »

лечебно-профилактических учреждений. В программированные пособия ^ включена необходимая учебная информация с элементами этапного самоконтроля. Программированные пособия в известной степени унифицируют проведение занятий разными преподавателями; студенты больше работают самостоятельно, получая необходимую информацию, и сами контролируют усвоение материала. Такого рода самостоятельная работа способствует хорошему усвоению материала будущими врачами, прививает им умение I применять полученные теоретические знания при решении конкретных

задач, позволяет ориентироваться и находить собственные решения в различных ситуациях.

Программированные пособия полезны при подготовке студента к выполнению лабораторных работ, связанных с овладением определенными навыками, пользованием аппаратурой, применяемой, в частности, в практике санитарно-дозиметрического контроля, с рассмотрением и оценкой проектов лечебных' учреждений.

Следует подчеркнуть, что программированное обучение является лишь одним из элементов оптимизации учебного процесса и интеграции его. Кафедрой выпущены и другие методические материалы, способствующие по-^ вышению усвояемости студентами материала — учебные таблицы, макеты,

пособие к практическим занятиям по гигиене детей и подростков и др. Проводятся выходы студентов на объекты (промышленные предприятия) • с показом работы медсанчасти, на выставку по охране труда, в больницу, больничный пищеблок, в клинику профессиональных болезней.

Наконец, новым в преподавании гигиены является введение в курс лекций ряда материалов, полученных в результате научных работ по темам «Гигиена труда хирургов», «Гигиена труда анестезиологов» и ряда других. Эти материалы даются в аспекте больничной гигиены, они вызывают у студентов живой интерес, обогащая их знания в области больничной гигиены — одной из важнейших тем курса гигиены.

Итогом большой работы, проведенной кафедрой, явилось повышение успеваемости студентов. Экзаменационная сессия 1969/70 учебного года показала1 резкое снижение количества неудовлетворительных оценок и повышение среднего балла на экзаменах.

В заключение мы считаем важным подчеркнуть необходимость увеличения учебного времени, отводимого на преподавание гигиены, обеспечения ее ведущей роли среди других теоретических и клинических дисциплин.

Поступила 14/УП 1970 г.

УДК в 13/.614:378.6611:658.386.3

О РАБОТЕ СО СЛУШАТЕЛЯМИ ФАКУЛЬТЕТА ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ГИГИЕНИЧЕСКИХ КАФЕДРАХ

Т. А. Козлова

I Московский медицинский институт им. И. М. Сеченова

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3/1Х 1966 г. «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» намечены важные пути создания системы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений. В соответствии с этим постановлением в I Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова организован факультет повышения квалификации преподавателей (ФПК) медицинских вузов, который, кроме решений своей основной задачи, призван обобщать и распространять передовой опыт преподавания соответствующих дисциплин, внедрять научные методы и технические средства в учебный процесс.

В соответствии с этим на всех гигиенических кафедрах были разработаны программы и учебные планы для слушателей ФПК. Согласно учебному плану, раз в неделю проводятся лекции по педагогике, психологии, методике высшего медицинского образования, по актуальным вопросам философии, естествознания и основным медико-биологическим проблемам. Кроме того, , раз в неделю слушатели посещают лекции и участвуют в теоретических семинарах по гигиеническим проблемам. Эти лекции и семинары проходят на одной из профильных гигиенических кафедр, где можно получить также представление о научной тематике и методических вопросах преподавания данной дисциплины. Подобные проблемные лекции способствуют расширению общетеоретического кругозора слушателей, вводят их в курс современного состояния той или иной гигиенической проблемы.

Слушателям предоставлена возможность ознакомиться с новейшими методами исследования и научными проблемами, разрабатываемыми ведущими научно-исследовательскими гигиеническими институтами.

Большую часть времени (4 дня в неделю) слушатели работают на кафедре. Они присутствуют на практических занятиях и лекциях для студентов. Каждый слушатель проводит самостоятельно 2—5 практических занятий со студентами. Слушателям-доцентам в некоторых случаях предлагается прочитать одну лекцию студентам. Практические занятия и лекции обсуждаются на методических совещаниях.

В основном обучение слушателей на кафедре проводится по индивидуальному плану; при этом учитывается их стаж работы в вузе, степень подготовленности по специальности, индивидуальные запросы и наклонности. Индивидуализация работы слушателей наиболее полно проявляется на кафедрах, работающих со студентами различных факультетов. Например, кафедра общей гигиены преподает несколько самостоятельных курсов: курс гигиены — на лечебном и фармацевтическом факультетах, курс общей гигиены, радиационной гигиены и специальной гигиены — на санитарно-гигиеническом факультете. Эго позволяет слушателям в соответствии с индивидуальным планом большэе внимание уделить тому или иному курсу, освоить определенные методики, подобрать соответствующую литературу и т. д. Практикуется также посещение соответствующих кафедр II Московского медицинского института им. Н. И. Пирогова и стоматологического института .

На всех кафедрах санитарно-гигиенического факультета слушатели знакомятся с проведением безмашинного программированного контроля успеваемости студентов, а в известной мере и с аппаратурой, позволяющей вести машинный контроль и обучение по некоторым разделам гигиены.

Преподаватели, занимающиеся на ФПК, участвуют в работе научного студенческого общества, рецензируют студенческие работы; в некоторых случаях делают сообщения на заседаниях кружка по той или иной научной проблема, представляющей интерес для студентов.

Слушатели факультета готовятся к теоретическим семинарам по определенной тематике, участвуют в собеседованиях с профессором или опытным преподавателем кафздры, специалистом в определенной области знаний. Они имеют возможность получить консультации по своей научной работе как на кафздрах, так и в научно-исследовательских институтах. В случае необходимости для слушателей выделяются специальные «библио-течныз дни».

Двухлетний опыт работы со слушателями ФПК на гигиенических кафздрах I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова подтверждает необходимость и пользу создания подобных факультетов. Вместе с тем в ходе деятельности факультета возник ряд вопросов, требующих разрешения в самое ближайшзе время. Речь идет прежде всего о контингенте слушателей на гигиенических кафздрах. Подготовка слушателей по общей гигиене, социальной гигиене и организации здравоохранения проводится на базе соответствующих кафедр I и 11 Московских медицинских институ-

тов, Киевского медицинского института им. А. А. Богомольца и Ленинградского санитарно-гигиенического института. По профильным, дисциплинам (коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена питания, гигиена труда, эпидемиология) подготовка проводится только в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте и 1 Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова.

Распределение вузов страны по факультетам повышения квалификации преподавателей произведено лишь с учетом подчиненности министерствам здравоохранения. В результате на профильных гигиенических кафедрах I Московского медицинского института число слушателей на цикле невелико (1—3 человека), а на некоторых циклах кафедра слушателей не имеет. Это объясняется малочисленностью кафедр на санитарно-гигиенических факультетах в периферийных вузах союзных республик и трудностями перераспределения педагогической нагрузки на коллектив при отъезде одного из преподавателей на учебу.

Не менее важно определить сроки обучения на ФПК. На гигиенических кафедрах I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова в разные периоды обучение проводилось на протяжении 2, 3 и 4 месяцев. Опыт показывает, что наиболее целесообразный срок обучения на ФПК продолжительностью в 2—21/2 месяца. При известной интенсификации подготовки слушатели смогут в этот срок полностью выполнить учебный план.

До сих пор не решен вопрос о повышении квалификации доцентов. Сейчас практикуется включение в одну группу ассистентов и доцентов. Подобное комплектование вызывает осложнения в организации обучения на ФПК. Квалификацию доцентов следует, по-видимому, проводить по особой программе и учебному плану, рассчитанному на 1 месяц обучения.

Спорным является вопрос о формах контроля за работой слушателей. Заключительным этапом обучения может быть написание ими выпускной работы на методическую или научную тему. За последнее время все большее признание находит проведение заключительного собеседования.

Занятия со слушателями ФПК — не только нужная и почетная обязанность коллектива кафедр, но и одна из форм совершенствования их работы, требующая использования новейших достижений теории и практики в педагогической деятельности и применения новых средств и методов обучения студентов.

Поступила 14/VII 1970 г.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 614.72:668.741.31 +668.741.61-074:643.42

СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АНИЛИНА И МЕТА-ФЕНИЛЕНДИАМИНА ПРИ ИХ СОВМЕСТНОМ ПРИСУТСТВИИ

В ВОЗДУХЕ

Г

Канд. хим. наук В. А. Симонов, канд. мед. наук В. Д. Бартенев, И. А. Михайлова

Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны труда ВЦСПС, Ленинград

При исследовании газовыделений из некоторых пластмасс возникла необходимость определения анилина и м-фенилендиамина (МФДА) при их совместном присутствии. В связи с этим была поставлена задача разработать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.