Научная статья на тему 'К вопросу об использовании технических средств в учебном процессе'

К вопросу об использовании технических средств в учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании технических средств в учебном процессе»

В помощь ппепоааватепю: теоппя, ппактпка

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Начальник кафедры административного права и охраны общественного порядка В.о.ру ппс

Костанайская высшая школа

МВД Республики Казахстан

В условиях научно-технической революции накопление научной информации происходит в геометрической профессии. Достаточно сказать, что за каждые десять лет объем ее практически удваивается. Современный специалист не может полагаться на запас знаний, полученных только в высшей школе. Наряду с передачей слушателям минимума учебной информации, необходимо научить их самостоятельно пополнять свои знания, воспитать потребность к постоянному совершенствованию.

Первым элементом дидактического цикла, позволяющим довести учебную информацию до обучаемых, была и остается лекция. Эффективность лекции зависит от множества факторов, главными из которых являются квалификация и методическое мастерство лектора; условия внешней среды, обеспечивающие выполнение санитарно-гигиенических норм; степень оснащения лекции техническими средствами обучения. Технические средства обучения, информации и контроля применяются также при проведении практических занятий и оценке контроля полученных знаний. Практике широко известны разнообразные формы, виды и методы доведения информации, начиная от школьной доски до современных компьютеров (плакаты, диафильмы, слайды, магнитофонные записи, видеофильмы, диапроекторы, полилюксы и т.п.). Само название дисциплины (административ-

ная деятельность) указывает на мобильность предмета изучения. Этот вид деятельности складывается из рабочего процесса служб и подразделений ОВД, а также отдельных ее сотрудников. Динамика этих процессов наглядно выражается при применении кино- и видеосюжетов, иллюстрирующих ту или иную сферу деятельности полиции. Учебные фильмы, касающиеся отдельных направлений деятельности полиции, сохранились. В основном, это видеоинформация об оперативно-тактических учениях, учебные игровые фильмы, материалы о применении оружия, работе отдельных подразделений, документальные фильмы об охране порядка при проведении массовых мероприятий. Они иллюстрируют тактические моменты деятельности. А наша задача — отразить юридическую сторону.

Как показала практика преподавания курса административной деятельности, слушатели хорошо усваивают материал, иллюстрированный видеофильмом или краткими сюжетами, что позволяет приблизить учебный процесс к реальным условиям работы подразделений.

Возможно использование высокопрофессиональных американских фильмов о службе спасения, российских фильмов "Дорожный патруль" и т.п., сюжетов о работе полиции, судов и т.д., об обсуждении законопроектов, выступлениях специалистов.

Технические средства разнообразят занятия, развивают активность слушателей. При этом машинный или безмашинный контроль успеваемости позволяет получить информацию о степени усвоения учебного материала, а следовательно, сосредоточить внимание преподавателя на том, что усвоено слабее. Одним из методов активизации работы слушателей на семинарских и практических занятиях является использование архивных уголовных, гражданских, административных дел и т.п.

Использование различных методов программированного контроля прививает слушателям навыки аккуратности, внимательности,

заставляет их систематически готовиться к занятиям. Важным этапом при использовании программированного контроля является подготовка контрол ирующих программ. Она включает:

— определение цели контроля;

— выбор способа построения законченных частей, а также способа формирования контролирующих программ;

— разработку основных вопросов темы и подбор задач;

— установление метода программированного контроля (безмашинный, машинный).

Получили распространение постоянный (с определенной последовательностью предъявления вопросов) и изменяемый (со случайным выбором заданного числа вопросов) способы формирования контролирующих программ.

Постоянный способ формирования контролирующих программ осуществляется с применением простейших технических средств: бумажных матриц ответов, перфокарт и т. п. Заданное число вопросов в карточках не изменяется; не изменяется и последовательность их расположения.

Изменяемый способ формирования контролирующих программ осуществляется с применением соответствующих технических средств (машин "КИСИ", "Альфа"). В этом случае вопросы наносятся на отдельные листы программоносителя. Формирование программы сводится к набору заданного числа вопросов и размещению их в определенной последовательности. Эти способы позволяют заменять одни вопросы другими, а также менять их последовательность. Программы можно обновлять, совершенствовать без переработки основной части.

Для безмашинного программированного контроля программы строятся по постоянному способу (каждый год добавляются новые карточки), причем предполагается два метода выбора ответов: альтернативный и конструированный.

При альтернативном выборочном методе ответов задается вопрос, на который приводятся несколько ответов, один из которых является правильным, а остальные — правдоподобными.

При конструированном методе ответы на заданные вопросы формируются из заранее подготовленных фрагментов.

Каждая карточка содержит 5 вопросов. Наряду с альтернативными ответами, два или три ответа носят конструированный характер.

К карточке прилагается чистый лист бумаги, на котором по каждому вопросу слушатель приводит методику конструирования ответов, а также методику решения задач и т.д. Чтобы дать правильный ответ, слушатель в карточке ответов ставит кружок или крестик против соответствующего вопроса и ответа.

Контрольная карточка (в зависимости от того, какая цель преследуется при проверке) может состоять из вопросов одинаковой категории либо разной. Можно составить контрольную карточку так, чтобы первые 2-3 вопроса характер изо вали теоретические знания слушателя (знание формул, определений, законов), а остальные вскрывали глубину его знаний (требовали конструированного ответа).

В основе составления контролирующих программ (вопросов и ответов) лежат следующие принципы:

1) проверяется только самый существенный и наиболее важный материал темы;

2) не даются задания, отличные от тех, которые слушатели выполняли в процессе текущей работы;

3) ответы подбираются так, чтобы они были достаточно различными, но близкими по достоверности;

4) варианты ответов подбираются с учетом типичных ошибок, допускаемых слушателями из-за незнания предыдущего материала, либо невнимательного чтения условий, или неверной логики рассуждений, которую заранее можно учесть.

Для обдумывания вопросов отводится от 15 до 30 минут в зависимости от степени сложности контролирующих программ. Затем, в течение 15-20 минут, проводится проверка работ (в это время слушатели самостоятельно решают задачи). Остальное время затрачивается на обсуждение ошибок или на собеседование с каждым слушателем по его работе. При дополнительном собеседовании ставятся вопросы, требующие объяснения явления, процесса, которые предлагались в контрольной карточке.

Использование программированных контрольных карточек (наряду с устным опросом) дает существенный выигрыш (в 3-4 раза) во времени.

Использованная методика проведения программированного безмашинного контроля ставит слушателей в одинаковые временные условия, снижает нервозность (которая возможна при приеме зачета и со стороны слушателя, и со стороны преподавателя). Исключается со

стороны преподавателя вероятность задать какой-то случайный вопрос. Таким образом обеспечивается объективность проверки знаний слушателей.

Задания с простейшими выборочными ответами.

Задание: Необходима ли санкция прокурора на производство выемки образцов готовой продукции на складе мясокомбината?

Ответы: Да, нет.

Задание с выборочным ответом, когда правильное решение помещено среди нескольких неправильных.

Задание: Назовите следственное действие, в ходе которого по мысленному образу, запечатленному в памяти участников этого действия, следователь производит отождествление людей, предметов, участков местности.

Ответы: 1. Осмотр. 2. Допрос. 3. Опознание. 4. Экспертиза.

Приведенные программированные задания относительно защищены от угадывания ответа, поскольку правильное решение помещено среди двух-трех ложных.

Задания с выборочными ответами, "насыщенными" правильной информацией.

Задание: Потерпевшая на допросе показала, что при разбойном нападении она оказала сопротивление, укусила преступника за палец, поцарапала ему лицо.

Какие материальные источники в связи с этим следует искать на месте разбойного нападения?

Ответы:

1. Окурки.

2. Обгоревшие спички.

3. Следы рук.

4. Правильного ответа нет.

Задания с результативным выборочным ответом.

Задание: Найдите среди приведенных значений калибры отечественного ручного огнестрельного оружия.

Ответы:

1. 5, 6 мм 4. 8 мм

2. 7, 62 мм 5. 9 мм

3. 7, 65 мм 6. 11, 45 мм

Для дисциплин юридического цикла наиболее распространенным является способ параллельного конструирования элементов ответа.

Для безмашинного и машинного контроля чаще всего применяются заданш1 с параллельным конструированием ответа, в которых требуется решать логические задачи, например, определить последовательность понятий, действий, приемов.

Задание: Сконструируйте определение уголовного права иЗ приведенных ниже элементов.

Ответы.

1) установленных высшими органами государственной власти Республики Казахстан;

2) совокупность юридических норм;

3) определяющих общие начала уголовной ответственности;

4) уголовное право представляет собой преступность и наказуемость общественно опасных деяний.

Форма контрольной карты

Про грамм и ро ва н н ое задание для контрольной работы

по теме ________

слушатель_курс_гр._"_"___199 г.

меченных ответов оценивается на отлично: 6-5— хорошо, 4-3 — удовлетворительно.

Если вопросов 5, то 5-4 правильных ответов — опыично, 4-3 — хорошо, 3-2 — удовлетворительно, 1-0 — неудовлетворительно.

Вопросы № 1 2 3 4 5 и т. п.

ответы

ответы

ответы

ответы

о цен ка

Если вопросов 10, то 8-10 правильно по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.