Научная статья на тему 'Практика организации контроля качества профессиональной подготовки студентов в вузе'

Практика организации контроля качества профессиональной подготовки студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / КОНТРОЛЬ И ОЦЕН- КА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / BOUNDARY AND INTERMEDIATE (FI NAL) EVALUATION / ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / ТЕКУЩАЯ / РУБЕЖНАЯ И ПРОМЕЖУТОЧНАЯ (ИТОГОВАЯ) АТТЕСТАЦИЯ / PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL TRAINING QUALITY / TYPES AND FORMS OF CONTROL / CURRENT / PROFESSIONAL EDUCATION QUALITY CONTROL AND RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бубнова С. Ю.

В статье рассмотрены основные научно-методические подходы к организации контроля качества про- фессиональной подготовки студентов в вузе, дана характеристика его видов и форм, выявлены особенности использования средств контроля качества профессионального образования в вузовской практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бубнова С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICAL ORGANIZATION OF THE QUALITY CONTROL OF THE UNIVERSITY STUDENTS PROFESSIONAL TRAINING

The article deals with the main scientifi c and methodical approaches to organizing the quality control of the students professional training in universities. The basic types and forms of this control are studied and characterized. The specifi c traits of the use of the quality controls means in the university practice are identifi ed.

Текст научной работы на тему «Практика организации контроля качества профессиональной подготовки студентов в вузе»

УДК 378 С.Ю. БУБНОВА

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и технологий дошкольного образования Орловского государственного университета E-mail: [email protected]

UDC378 S.U. BUBNOVA

сandidate of Pedagogy, associate professor, ead of the Department "Theory and Technology of Pre-School Education",_OreI State University E-mail: [email protected]

ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ*

THE PRACTICAL ORGANIZATION OF THE QUALITY CONTROL OF THE UNIVERSITY STUDENTS' PROFESSIONAL TRAINING

В статье рассмотрены основные научно-методические подходы к организации контроля качества профессиональной подготовки студентов в вузе, дана характеристика его видов и форм, выявлены особенности использования средств контроля качества профессионального образования в вузовской практике.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, качество профессиональной подготовки, контроль и оценка качества профессионального образования, виды и формы контроля, текущая, рубежная и промежуточная (итоговая) аттестация.

The article deals with the main scientific and methodical approaches to organizing the quality control of the students' professional training in universities. The basic types and forms of this control are studied and characterized. The specific traits of the use of the quality control's means in the university practice are identified.

Keywords: professional training, professional training quality, professional education quality control and rating, types and forms of control, current, boundary and intermediate (final) evaluation.

Повышенное внимание к проблеме объективного педагогического контроля и оценки качества профессиональной подготовки вызвано перестройкой всей системы высшего образования. В современных условиях обозначилась необходимость обоснованно оценивать качество подготовки специалистов, а также иметь объективную качественно-количественную информацию при проведении различных видов аттестации.

Анализ работ, в которых раскрываются вопросы контроля и оценки качества профессиональной подготовки будущих педагогов, показал, что исследователями предлагаются различные направления и пути решения поставленной проблемы в зависимости от того, как трактуются ими понятия «качество профессиональной подготовки», его «контроль и оценка».

В словарно-энциклопедической литературе качество рассматривается как существенная определённость, благодаря которой объект является именно этим, а не иным, устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которые характеризуют его специфику.

Применительно к образовательному процессу данный термин трактуется как совокупность свойств, обусловливающих получение результата заданного качества в соответствии с социальным заказом к данной педагогической системе.

А.П. Суббето определяет качество образования как соотношение цели и результата, как степень достижения целей (результата) при условии, что они заданы операционально [4]. При этом, как указывает автор, результаты образования обязательно должны включать в себя и оценку того, какой ценой (потери, затраты) эти результаты были достигнуты. Во всех случаях подчеркивается необходимость достижения не любого хорошего, а именно наивысшего результата, возможного при минимально необходимых затратах сил, энергии, времени.

Л.А. Коляда рассматривает качество профессиональной подготовки как степень соответствия уровня полученных результатов (педагогических знаний и умений, профессионально-личностных качеств и т.д.) заявленным целям педагогической подготовки [1].

Следовательно, можно сделать вывод о том, что профессиональная подготовка будет качественной, если ее результаты соотносятся с образовательными целями, при этом учитывается адекватность используемых педагогических средств (содержание, формы, методы и т.д.) и индивидуальные особенности студентов.

Одновременно с определением понятия качества профессиональной подготовки студентов встает вопрос о его контроле и оценке.

В современной педагогической науке [3] суще-

*Статья подготовлена в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» по теме НИР 6.4473.2011.

© С.Ю. Бубнова © S.U. Bubnova

ствует множество определений понятия «контроль»:

- контроль (от франц. controle - проверка) - аналитическая функция управления, которая представляет собой осуществляемый субъектом управления комплекс мер наблюдения за подготовкой, принятием и ходом реализации управленческих решений, а также проверки фактического состояния служебной деятельности организации;

- контроль - процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Сопоставление и обобщение существующих мнений позволяет рассматривать контроль качества профессиональной подготовки как совокупность целей, условий, способов и средств получения информации о сформированности показателей качества профессиональной подготовки будущих специалистов, обеспечивающих изменение образовательного процесса в вузе таким образом, чтобы гарантировалось выполнение требований ФГОС.

Совершенствование организации контроля качества профессиональной подготовки обусловлено оптимальным выбором его видов, форм и методов.

Анализ работ П.И. Образцова, П.И. Пидкасистого, В.П. Симонова, Т.И. Шамовой и др. позволяет классифицировать существующее многообразие видов контроля по следующим основаниям:

- масштабу целей обучения: стратегический, тактический, оперативный;

- этапам обучения: начальный (отборочный), учебный (промежуточный), итоговый (заключительный);

- временной направленности: ретроспективный, предварительный, текущий, разовый;

- частоте проведения: периодический, систематический;

- ширине контролируемой области: локальный, выборочный, сплошной;

- формам социальной опосредованности: внешний, смешанный, внутренний;

- организационным формам: групповой, фронтальный, индивидуальный;

- видам учебных занятий: на лекциях, на семинарах, на практических занятиях, на лабораторных занятиях, на зачетах, коллоквиумах, на экзаменах;

- способам осуществления: устный, письменный; машинный, безмашинный.

Каждый вид контроля предполагает применение соответствующих форм и методов. Соотношение видов контроля с типичными для них организационными формами и методами представлено в исследовании Л.И. Коляда и отражено в таблице 1.

Традиционно в контроле выделяют три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Однако существуют и альтернативные точки зрения, дополняющие традиционный подход. Обобщение данных позволяет свести все многообразие функций контроля к следующему их перечню: обучающая, развивающая, управляющая, повторительно-обобщающая,

диагностико-коррекционная, воспитывающая и контролирующая.

Таблица 1.

Соотношение видов, форм и методов контроля

Виды контроля Организационные формы контроля Методы

Текущий Контрольные работы, отчеты, самостоятельные работы Устный ,письменный, графический, практи ческий,программиро ванный,

Рубежный Коллоквиумы Устный

Защита проекта Устный, письменный, графический, практический, программированный

Контрольная работа

Итоговый Зачет, экзамен Устный, письменный, графический

Защита курсовой работы, защита выпускной квалификационной работы Устный

Контроль, являясь средством повышения качества профессиональной подготовки специалистов, должен отвечать следующим требованиям:

- планомерность, которая выражается в том, что контроль является органической частью стратегии учебного заведения;

- экономичность относительно временных интервалов;

- своевременность и употребление соответствующей формы;

- простота, не требующая применения сложных методик;

- объективность.

В связи с широким использованием в образовательном процессе высших учебных заведений модульной и рейтинговой технологий обучения стали разрабатываться модульный контроль и балльно-рейтинговая система оценки профессиональной подготовки специалистов.

Смысловая сущность термина «модуль» в теории обучения определяется как относительно самостоятельная часть учебной информации, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний, умений, навыков, подвергающаяся обязательной оценке. В информационном модуле принято выделять базовую и вариативную части. Контроль качества усвоения учебного материала модуля практически реализуется обязательными и избирательными элементами педагогического контроля, последние из которых существенно стимулируют самостоятельную работу обучаемых, дают им возможность избирать путь получения положительных оценок. Базовая часть информационного модуля является обязательной для выполнения, вариативная - дает право выбора, исходя из индивидуальных способностей и интересов обучаемых. Наличие вариативной части модуля оказывает наиболее существенное влияние на активизацию самостоятельной работы обучаемых и обеспечивает дифференциацию процесса обучения.

Сущность балльно-рейтинговой системы состо-

ит в формировании рейтинга студента в ходе контроля его успеваемости на всем временном интервале изучения дисциплины. При этом предполагается разделение учебного курса на ряд более или менее самостоятельных, логически завершенных блоков и проведение по ним контрольной акции.

Балльно-рейтинговая система базируется на комплексной и непрерывной оценке знаний студентов в течение семестра, а также ритмичности их работы и посещаемости занятий.

Организация учебного процесса в вузе на основе балльно-рейтинговой системы обеспечивает:

- повышение мотивации студентов к качественному освоению образовательных программ за счет более высокой дифференциации оценки их учебной и научно-исследовательской работы;

- стимулирование систематической самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов;

- совершенствование уровня профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава в области управления качеством образовательного процесса, создания системы обеспечения качества освоения образовательных программ учебных дисциплин;

- повышение академической мобильности и конкурентоспособности выпускников на международном рынке образовательных услуг.

Контроль успеваемости каждого студентов в рамках балльно-рейтинговой системы осуществляется по итогам текущей, рубежной и промежуточной (итоговой) аттестации.

Текущая аттестация - это непрерывно осуществляемое «отслеживание» уровня освоения студентами знаний, умений и навыков в течение семестра или учебного года. Текущая аттестация, как правило, осуществляется в ходе учебных (аудиторных) занятий. Формами текущего контроля могут быть опросы на семинарских и практических занятиях, выполнение учебных и творческих заданий и т.д.

Рубежная аттестация осуществляется по более или менее самостоятельным разделам - дидактическим единицам или учебным модулям дисциплины и проводится по окончании изучения дидактической единицы или модуля. В качестве форм рубежного контроля применяются коллоквиумы, контрольные работы, выполнение студентами творческих заданий с отчетом (защитой) в установленный срок, тестирование по материалам учебного модуля или дидактической единицы.

Промежуточная аттестация - это экзамен и/или зачет в сессионный период по дисциплине (курсу) в целом.

Итоговая оценка по дисциплине в рамках балльно-рейтинговой системы определяется суммой баллов, полученной студентом в ходе различных форм текущей и рубежной аттестации и баллов, полученных при сдаче экзамена и/или зачета.

Реформа высшего профессионального образова-

ния, проводимая в настоящее время в России, обусловила необходимость пересмотра методологии и методики контроля и оценки качества образования в контексте компетентностного подхода.

Создаваемые системы оценки качества профессиональной подготовки, соответствующие новой парадигме стандартизации программ высшего профессионального образования, должны обеспечивать контроль за достижением целей конкретной ООП ВПО, представленных в виде набора универсальных и профессиональных компетенций. Оптимальный путь формирования новых систем оценки качества профессиональной подготовки, по мнению В.А. Богоявленского, Е.В. Караваевой, Е.Н. Ковнун, О.П. Мелеховой и др., заключается в использовании как традиционных, выработанных в истории отечественной высшей школы, так и инновационных видов, форм и методов контроля. При этом традиционные средства контроля должны быть переосмыслены в русле компетентностного подхода, а инновационные средства адаптированы для применения в российской вузовской практике [2].

С целью изучения опыта организации контроля качества профессиональной подготовки студентов на факультете педагогики и психологии ФГБОУ ВПО ОГУ было проведено анкетирование, в котором приняли участие 48 преподавателей.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что на факультете контроль качества профессиональной подготовки студентов включает текущую, рубежную и промежуточную (итоговую) аттестации. При этом контроль и оценка освоения студентами каждой учебной дисциплины осуществляется на 1-3 курсах в рамках балльно-рейтинговой системы, в то время как на старших курсах - с использованием традиционных форм проведения экзаменов и зачетов.

Анализ материалов анкетирования позволяет заключить, что все опрошенные преподаватели (100%) наибольшее внимание уделяют организации промежуточной (итоговой) аттестации. Контроль качества профессиональной подготовки в виде текущей аттестации и рубежной аттестации систематически используют в своей работе и считают важными для повышения уровня освоения образовательных программ 84% преподавателей.

Данные анкетирования свидетельствуют о том, что текущий контроль качества профессиональной подготовки осуществляется преподавателями посредством разнообразных методов: экспресс-опрос (блиц-опрос) - 18%, тестирование - 65%, контрольные работы - 81 %, устный (индивидуальный и фронтальный) опрос -100%, работа с карточками - 28%, работа с первоисточниками - 18%, выполнение учебных и творческих заданий - 86%, доклады и рефераты - 55%.

Таким образом, в ходе текущей аттестации преподаватели используют разнообразные формы и методы контроля знаний и умений студентов, отдавая предпочтение проведению устного (индивидуального и письменного) опроса, выполнению учебных и

творческих заданий, а также контрольным работам.

Кроме того, в ходе текущего контроля 65% преподавателей активно применяют педагогическое тестирование как стандартизированную форму оценки знаний студентов. Следует отметить, что на факультете создан банк тестовых заданий по всем реализуемым учебным дисциплинам. Он характеризуется набором различных форм тестовых заданий: закрытых, открытых, на дополнение, на установление последовательности, соответствия и т.д. При этом большинство тестовых заданий носит открытый характер, исключающий, во-первых, возможность угадывания правильных ответов, в отличие от закрытых тестов и, во-вторых, позволяющий выявить творческий потенциал студентов.

Проведенное анкетирование выявило некоторые отличия в организации контроля качества профессиональной подготовки в ходе рубежной и промежуточной (итоговой) аттестации в рамках балльно-рейтинговой системы и традиционных экзаменов и зачетов. Рубежная и промежуточная (итоговая) аттестация при балльно-рейтинговой системе преимущественно проходит в устной (40%) и тестовой (60%) формах; контроль качества освоения образовательных программ в ходе традиционных экзаменов и зачетов осуществляется посредством устного (60%) и письменного (40%) опроса.

Анализ оценочных средств, используемых преподавателями в ходе устного и письменного опроса, показал, что 84% преподавателей отдают предпочтение теоретическим вопросам с решением профессиональных педагогических задач; 54% преподавателей применяют решение педагогических задач, профессиональных проблемных ситуаций; 18% опрошенных осуществляют контроль знаний и умений студентов посредством выполнения творческих заданий.

Анкетирование показало, что при оценке каче-

ства профессиональной подготовки студентов все опрошенные преподаватели обращаются к стандартным критериям оценки. В большинстве случаев они предполагают оценку степени глубины и полноты знаний, чёткость и логику раскрытия ответа, знание специальной терминологии, творчество и аргументированность решения профессиональных педагогических задач.

При проверке письменных работ с целью повышения объективности их оценки преподавателями используются, в дополнение к вышеперечисленным, следующие параметры: наличие в ответе дополнительной информации, примеров, иллюстрирующих теоретические положения; аргументированность умозаключений; самостоятельность формулировки выводов.

Таким образом, можно констатировать, что преподаватели используют различные средства контроля и оценки учебных и научно-исследовательских достижений студентов. Используемые формы контроля, в основном, проверяют знания, реже умения и навыки студентов, приобретаемые в результате изучения конкретных учебных курсов. При этом устные формы контроля и оценки, до недавнего времени являющиеся наиболее распространенными, конкурируют с письменными, в том числе с тестированием, которое в сочетании с решением профессиональных педагогических задач обеспечивает надежность, объективность, технологичность и простоту получения качественно-количественной информации об освоении студентами профессиональных образовательных программ. Полученные данные позволяют заключить, что совершенствование организации контроля качества профессиональной подготовки должно идти по пути внедрения инновационных оценочных средств, предусматривающих оценку качества формируемых компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Библиографический список

1. Коляда Л.А. Контроль качества профессиональной подготовки будущих педагогов: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Людмила Александровна Коляда; [Саратовский государственный университет]. Саратов, 2007. 23 с.

2. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А. Тарлыков, А.А. Шехонин. М.: Изд-во МГУ, 2007. 148 с.

3. Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. М., 2000. 368 с.

4. Субетто А.П. Понятийный аппарат качества в образовании / А.П. Субетто, В.П. Панасюк, Ю.Е. Яковлев // Профессиональное образование. 1999 г. №10. С. 14-16.

References

1. KolyadaL.A. Future teachers' professional training quality control: 13.00.08 "Theory and methodics of professional education", candidate dissertation in Pedagogics, author's abstract / Ludmila Aleksandrovna Kolyada; [Saratov State University], Saratov, 2007 - 23 p.

2. Methodical recommendations for the designing of estimation tools for the implementation of multilevel educational programmes for the higher professional education under the competence approach/ V.A. Bogoslovsky, E.V Karavaeva, E.N. Kovtun, O.P. Melekhova, S.E. Rodionova, V.A. Tarlykov, A.A. Shekhonin. - Moscow: Moscow State University Publishing house, 20007. - 148 p.

3. Polonsky V.M. Dictionary of Education and Pedagogics terms and notions / VM. Polonsky, Moscow, 2000. - 368 p.

4. Subetto A.P. The conceptual apparatus of quality in education / A.P. Subetto, VP. Panasuk, Yu.E. Yakovlev // Professional Education. - 1999. - №10. - Pp.14-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.