13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.146 378.17 Н.И. БОЧАРОВА
кандидат педагогических наук, доцент, профессор, зав. кафедрой здоровья ребёнка Орловского государственного университета Е-mail: [email protected] Е.А. ОСАДЧАЯ
кандидат биологических наук, доцент кафедры здоровья ребёнка Орловского государственногоунивер-ситета
E-mail: [email protected]
UDC 378.146 378.17 N.I.BOCHAROVA
сandidate of Pedagogy, associate professor, professor, Head of the Department of Child Health, Orel State
University Е-mail: [email protected] E.A.OSADCHAYA
сandidate of Biology, associate professor of the Department of Child Health, Orel State University E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ И ФОРМ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА ИХ ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ*
THE EFFECT OF DIFFERENT TYPES AND FORMS OF CONTROL AND EVALUATION OF THE PROFESSIONAL TRAINING QUALITY OF BACHELORS OF PSYCHOLOGY AND EDUCATION ON THEIR PSYCHO-FUNCTIONAL STATE
В статье рассматриваются современные подходы к оценке качества профессиональной подготовки бакалавров. Освещаются вопросы необходимости отбора разных видов и форм контроля и оценки качества с точки зрения их безопасности для психологического и соматического здоровья обучающихся. Представлены результаты эмпирического исследования влияния традиционной и инновационной систем контроля и оценки компетенций на психофункциональное состояние студентов вуза.
Ключевые слова: оценка качества образования, профессиональная подготовка, виды и формы контроля, психофункциональное состояние.
The article considers modern approaches to evaluating bachelors' professional training quality. The necessity of selecting different types and forms of monitoring and evaluating the quality in terms of safety for students' psychological and somatic health.The results of the empirical studies of the effect of traditional and innovative monitoring and competence evaluation on the university students' psycho-functional state are presented.
Keywords: valuation of the education quality, professional training, types and forms of control, psycho-functional state.
Одной из характерных особенностей реформирования системы высшего профессионального образования является усиление внимания к контролю над процессом обучения и за качеством освоения студентами профессиональных компетенций. Контроль становится непрерывным (текущий, промежуточный и рубежный) и многоаспектным.
Усиление внимания специалистов к вопросам оценки качества профессиональных компетенций ставит перед преподавателями вуза задачу выбора наиболее эффективных видов и форм контроля и адекватных оценочных средств. С одной стороны, они должны показывать объективную картину сфор-мированности компетенций у студентов на разных этапах обучения в бакалавриате, а с другой - быть
безопасными для их здоровья.
В процессе оценки качества профессиональной подготовки студентов в вузах используются как традиционные, так и инновационные виды и формы контроля. При этом традиционные средства переосмысливаются в русле компетентностного подхода, а инновационные - постепенно выводятся из стадии эксперимента и адаптируются для широкого применения в российских вузах.
В соответствии с «Методическими рекомендациями по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе» В.А. Богословского, Е.В. Караваевой, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелеховой, С.Е. Родионовой, В.А.Тарлыкова,
*Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБОУ ВПО «Орловского государственного университета» по теме НИР 6.4473.2011.
© Н.И. Бочарова, Е.А. Осадчая © N.I.Bocharova, E.A.Osadchaya
А.А. Шехонина (2007) к видам контроля можно отнести: устный опрос, письменные работы, контроль с помощью технических средств и информационных систем.
К формам контроля относятся: собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен, тест, контрольная работа, эссе и иные творческие работы, реферат, отчет (по практикам, НИР студентов и т.п.), курсовая и выпускная квалификационная работа [3].
С целью повышения качества профессиональной подготовки выпускников факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета преподаватели используют различные виды и формы контроля и оценки учебных и научно-исследовательских достижений студентов. При этом устные формы контроля и оценки, до недавнего времени являющиеся наиболее распространенными, конкурируют с письменными, в том числе с тестированием, которое в сочетании с решением профессиональных педагогических задач и проблемных ситуаций обеспечивает надежность, объективность, технологичность и простоту получения качественно-количественной информации об освоении студентами профессиональных образовательных программ [2].
Создание и внедрение новой методологии и методик контроля и оценки качества образования, по нашему мнению, должно сопровождаться изучением возможных рисков их негативного воздействия на психологическое и соматическое здоровье участников образовательного процесса. Бесконтрольное внедрение новых технологий может привести к возникновению повышенной стрессорной реакции студентов. Всё вышесказанное обусловило необходимость изучения психофизиологического воздействия на обучающихся разных видов и форм контроля качества. Полученные данные могут быть использованы для разработки и внедрения содержания и технологий здоровьесберегающего подхода, который позволит устранить или минимизировать воздействие негативных аспектов образовательной среды на здоровье участников образовательного процесса и оптимизировать процесс обучения в вузе.
Проведённые нами наблюдения за психосоматическим состоянием студентов во время промежуточной (рубежной) аттестации показали, что они по-разному реагируют на предлагаемые виды и формы контроля и оценки знаний. Об этом свидетельствовали внешние признаки, наблюдаемые у большинства студентов (покраснение, побледнение, тремор рук и голоса, учащённое дыхание, пересыхание во рту и др.), которые с разной силой проявлялись при проведении контроля и оценки качества подготовки при применении устных и письменных видов контроля на зачёте и экзамене по дисциплинам. Не снимая со счетов субъективные факторы, вызывающие разную реакцию студентов (личностные особенности преподавателя, сложность дисциплины, индивидуальные особенности и уровень тревожности студента и пр.), наблюдения позволи-
ли выявить некоторые общие тенденции [1]. Однако, для повышения достоверности наших предположений и установления закономерностей необходимо дополнительное специальное исследование с применением объективных методик. В нашем случае, это оценка реакции сердечно-сосудистой системы организма студентов (по показателю частоты сердечных сокращений) на ситуацию контроля и оценки их профессиональной готовности в условиях экзамена [4].
Эмпирическим исследованием на разных его этапах было охвачено 345 студентов бакалавриата 1 и 2 курсов обучения на факультете педагогики и психологии Орловского государственного университета.
Оценка реакции сердечно-сосудистой системы организма студентов на ситуацию проверки и оценки качества их профессиональной подготовки в зависимости от видов и форм применения оценочных средств осуществлялась по показателю частоты сердечных сокращений (ЧСС), который подсчиты-вался на лучевой или сонной артерии за 15-20 сек. Полученный результат умножался соответственно на 4-3. Норма в состоянии относительного покоя для студентов - 60-80 ударов в минуту (Апанасенко Г. Л., Попова Л.А., 1998).
Для изучения и оценки реакции сердечнососудистой системы на ситуацию проверки и оценки качества профессиональной подготовки студентов нами были использованы следующие виды контроля.
1. Традиционный письменный (ТП)
В период сессии у студентов измерялась ЧСС во время проведения экзамена в виде письменной работы (развёрнутых ответов на вопросы билета). На данном этапе в эксперименте приняли участие 100 человек.
ЧСС подсчитывалась на разных этапах контроля знаний (всего восемь показателей):
I - состояние относительного покоя
II - выбор билета
III - сдача работы
IV - через 1 час ожидания результата
V - через 2 часа ожидания результата
VI - через 3 часа ожидания результата
VII - через 10 минут после объявления оценки
VIII - через 1 час после объявления оценки
2. Традиционный устный (ТУ)
ЧСС измерялась во время проведения экзамена с применением традиционного устного ответа на вопросы билета. На данном этапе в эксперименте приняли участие 122 человека.
ЧСС подсчитывалась на разных этапах устной формы контроля знаний (всего шесть показателей):
I - состояние относительного покоя
II - выбор билета
III - перед ответом непосредственно
IV - сразу после ответа и объявления оценки
V - через 10 минут после объявления оценки
VI - через 1 час после объявления оценки
3. Устный при применении балльно-рейтинговой системы (БРУ)
ЧСС измерялась в ситуации применения балльно-рейтинговой системы (БРС) с устным собеседованием на экзамене по вопросам билета. На данном этапе в эксперименте приняли участие 76 человек.
ЧСС подсчитывалась на разных этапах рубежного контроля и оценки (всего шесть показателей):
I - ЧСС в «покое»
II - ЧСС за день до экзамена
III - ЧСС в момент выбора билета
IV - ЧСС перед ответом непосредственно
V - ЧСС сразу после ответа и объявления оценки
VI - ЧСС через 15-20 минут после объявления оценки
4. Тестовый при применении балльно-рейтинговой системы (БРТ)
ЧСС подсчитывалась в ситуации применения БРС с тестовой (безмашинной) формой рубежной оценки профессиональной подготовки. На данном этапе в эксперименте приняли участие 47 человек.
ЧСС подсчитывалась на разных этапах тестовой формы контроля знаний по БРС (всего семь показателей):
I - ЧСС в «покое»
II - ЧСС за день до экзамена
III - ЧСС в момент получения теста
IV - ЧСС при сдаче работы
V - ЧСС через 1 час ожидания результата
VI - ЧСС сразу после объявления результата
VII - ЧСС через 15-20 минут после объявления оценки.
Анализ и интерпретация результатов исследования
Средние показатели изменения ЧСС на разных этапах проведения традиционно-письменного (ТП) вида контроля и оценки представлены в таблице 1 и на рисунках 1 и 2.
При оценке среднего значения показателя ЧСС видно, что он повышается, по сравнению с состоянием относительного покоя, при выборе билета (с 66,3 до 117,7 уд/мин), что является нормальной реакцией организма на стресс; при сдаче работы ЧСС снижается (с 117,7 до 92,5 уд/мин), но уже через 1 час ожидания результата увеличивается (до 95,2 уд/мин), а через 2 и 3 часа ожидания результата увеличивается еще больше (до 98,8 и 100,2 уд/мин соответственно). Через 10 минут после объявления оценки отмечается еще более интенсивное нарастание показателя ЧСС (до 122,3 уд/мин). Через 1 час после объявления оценки среднее значение показателя ЧСС снижается (до 98,5 уд/мин), однако, следует отметить, что до уровня нормы так и не доходит и остается несколько повышенным.
Таблица 1. Средние показатели изменения ЧСС у студентов на разных этапах проведения ТП вида контроля и оценки (п=100)
Этапы письменного экзамена по традиционной форме Среднее значение ЧСС, уд. в мин. min - max
I - Состояние относительного покоя 66,3 55 - 93
II - Выбор билета 117,7 57 - 138
III - Сдача работы 92,5 72 - 135
IV - Через 1 час ожидания результата 95,2 55 -156
V - Через 2 часа ожидания результата 98,8 66 - 155
VI - Через 3 часа ожидания результата 100,2 66 - 149
VII - Через 10 мин. после объявления оценки 122,3 77 - 180
VIII - Через 1 час после объявления оценки 98,5 72 - 110
Таким образом, все этапы традиционного письменного экзамена, начиная с выбора билета (II) и последующие за ним (III — VIII), являются крайне напряженными для сердечно-сосудистой системы (показатель ЧСС выше нормы) и, естественно, всего организма в целом. Наиболее стрессовыми для обследуемых студентов-первокурсников явились этап выбора билета (II) и этап через 10 минут после объявления оценки (VII) (рисунки 1, 2).
IV V VI VII VIII Этапы письменного экзамена Рис. 1. Реакция сердечно-сосудистой системы организма студентов на ситуацию ТП вида контроля и оценки (по среднему показателю ЧСС).
Примечание: Этапы письменного экзамена:
I - ЧСС в «покое»
II - ЧСС в момент выбора билета
III — ЧСС при сдаче работы
IV — через 1 час ожидания результата
V — через 2 часа ожидания результата
VI — через 3 часа ожидания результата
VII — через 10 минут после объявления оценки
VIII - через 1 час после объявления оценки.
Следует отметить, что у большинства студентов при проведении ТП экзамена была выявлена достаточно высокая реактивность сердечно-сосудистой системы на ситуацию экзаменационного стресса.
Так, на этапе выбора билета (II замер) у 81% студентов показатель ЧСС превышал норму и находился в пределах от 85 до 138 ударов в минуту. На этапе сдачи работы (IIIзамер) у 70% студентов ЧСС сохранилась на уровне выше нормы и находилась в пределах от 85 до 135 ударов в минуту.
Рис. 2. Изменение среднего показателя ЧСС на разных этапах традиционного письменного экзамена.
Следует отметить, что у некоторых студентов показатель ЧСС находился на уровне выше нормы даже в период ожидания результата.
Так, через 1 час ожидания результата (IV замер) у 72% студентов показатель ЧСС находился в пределах от 84 до 156 ударов в минуту.
Через 2 часа ожидания результата (V замер) у 75% студентов показатель ЧСС находился в пределах от 84 до 155 ударов в минуту.
Через 3 часа ожидания результата (VI замер) у 81% студентов ЧСС находилась в пределах от 85 до 149 ударов в минуту.
Через 10 минут после объявления полученной оценки (VII замер) у 93% студентов сохранилась повышенная реакция на экзаменационный стресс: ЧСС повысилась по сравнению с предыдущими замерами и находилась в пределах от 86 до 180 ударов в минуту.
Через 1 час после объявления оценки у большинства студентов не было отмечено восстановления до нормы показателя ЧСС. У 88% он находился в пределах от 88 до 110 ударов в минуту. Данный факт является крайне неблагоприятным для сердечнососудистой системы и работы адаптационных механизмов всего организма в целом.
Средние показатели изменения ЧСС на разных этапах проведения традиционно устного экзамена (ТУ) представлены в таблице 2 и на рисунках 3, 4.
Таблица 2.
Средние показатели изменения ЧСС у студентов на разных этапах проведения ТУ экзамена (п=122)
Этапы устного экзамена по традиционной форме Среднее значение ЧСС, уд. в мин. min - max
I - Состояние относительного покоя 70,2 56 - 99
II - Выбор билета 105,8 58 - 160
III - Перед ответом непо средственно 108,7 60 - 145
IV - Сразу после ответа и объявления оценки 121,2 61 - 156
V - Через 10 минут после объявления оценки 78,5 52 - 110
VI - Через 1 час после объявления оценки 69,5 55 - 85
ного покоя оно повышается в момент выбора билета (с 70,2 до 105,8 уд/мин), что является нормальной реакцией организма на стресс; перед ответом непосредственно ЧСС незначительно повышается (с 105,8 до 108,7 уд/мин), сразу после ответа и объявления оценки отмечается более интенсивное нарастание показателя ЧСС (с 108,7 уд/мин до 121,2 уд/мин). Через 10 мин после объявления оценки нами было отмечено значительное снижение среднего значения показателя ЧСС (с 121,2 уд/мин до 78,5 уд/мин), а через 1 час после объявления оценки среднее значение показателя ЧСС практически достигло нормы (69,5 уд/мин).
I устного
Рис. 3. Реакция сердечно-сосудистой системы организма студентов на ситуацию ТУ вида контроля и оценки (по среднему показателю ЧСС).
Примечание: Этапы устного экзамена по традиционной форме:
I - ЧСС в «покое»
II - ЧСС в момент выбора билета
III — ЧСС перед ответом непосредственно
IV — ЧСС сразу после ответа и объявления оценки
V — через 10 минут после объявления оценки
VI — через 1 час после объявления оценки
Таким образом, этапы выбора билета (II), непосредственно перед ответом (III) и, особенно, этап сразу после ответа и объявления оценки (IV) являются наиболее стрессовыми для обследуемых студентов при проведении устного экзамена (рис. 3,4). Данная реакция сердечно-сосудистой системы в этом случае является, на наш взгляд, нормальной мобилизацией сил организма для продуктивной деятельности, во время деятельности и после нее.
При оценке среднего значения показателя ЧСС видно, что по сравнению с состоянием относитель-
IV V VI
Этапы устного экзамена
Рис. 4. Изменение среднего показателя ЧСС на разных этапах традиционного устного экзамена.
Следует отметить, что у некоторых студентов при проведении ТУ вида контроля и оценки, также как и при проведении ТП экзамена, была выявлена достаточно высокая реактивность сердечно-сосудистой системы на ситуацию экзаменационного стресса, что, на наш взгляд, является естественной реакцией организма в данном случае.
Так, на этапе выбора билета (IIзамер) у 83% студентов показатель ЧСС превышал норму и находился в пределах от 84 до 160 ударов в минуту.
Непосредственно перед ответом (III замер) у 86% студентов ЧСС сохранилась на уровне выше нормы и находилась в пределах от 85 до 145 ударов в минуту.
Сразу после ответа и объявления оценки (IVзамер) у 85% студентов ЧСС повысилась по сравнению с предыдущими замерами и находилась в пределах от 86 до 156 ударов в минуту.
Через 10 мин после объявления полученной оценки (V замер) у 35% студентов сохранилась повышенная реакция на экзаменационный стресс: ЧСС находилась в пределах от 85 до 105 ударов в минуту.
Через 1 час после объявления оценки (VI замер) у 100% студентов было отмечено практически восстановление показателя ЧСС; он находился в пределах от 55 до 85 ударов в минуту. Данный факт является благоприятным для восстановления функций сердечно-сосудистой системы и всего организма.
Таким образом, нами было отмечено, что при проведении традиционной письменной формы контроля знаний уровень эмоционального напряжения не снижался достаточно длительный промежуток времени: высокий уровень показателя ЧСС отмечен в период деятельности, ожидания результата и даже через 1 час после окончания экзамена и объявления оценки. При проведении же традиционной устной формы контроля уровень эмоционального напряжения увеличивался непосредственно на этапе самой деятельности и существенно снижался уже через 10 минут после объявления оценки, а через 1 час было отмечено его полное восстановление.
Средние показатели изменения ЧСС на разных этапах проведения экзамена у студентов, обучающихся по балльно-рейтинговой системе с устной формой рубежного контроля и оценки знаний (БРУ), представлены в таблице 3 и на рисунках 5, 6.
Таблица 3.
Средние показатели изменения ЧСС у студентов, обучающихся по БРС с устной формой экзамена, на разных этапах его проведения (п=76)
Этапы устного экзамена Среднее значение ЧСС, уд. в мин. min - max
I - Состояние относительного покоя 71,47 55-93
II - За день до экзамена 88,63 64-144
III - В момент выбора билета 100,01 63-136
IV - Перед ответом непосредственно 95,53 63-128
V - Сразу после ответа и объявления оценки 97,95 62-132
VI - Через 15-20 минут после объявления оценки 78,14 60-102
При оценке среднего значения показателя ЧСС видно, что оно повышается, по сравнению с состоянием относительного покоя, уже за день до экзамена (с 71,47 до 88,63 уд/мин); рост показателя отмечается
в момент выбора билета (с 71,47 в покое до 100,01 уд/мин), что является нормальной реакцией организма на стресс; перед ответом непосредственно ЧСС несколько снижается (со 100,01 до 95,53 уд/ мин), сразу после ответа и объявления оценки отмечено незначительное изменение в сторону повышения среднего значения ЧСС (с 95,53 до 97,95 уд/мин). Через 15-20 мин после объявления оценки нами было отмечено значительное снижение среднего значения показателя ЧСС до уровня нормы (с 97,95 до 78,14 уд/мин).
Рис. 5. Реакция сердечно-сосудистой системы организма студентов
на ситуацию контроля и оценки с использованием устной формы контроля и оценки по БРС (по среднему показателю ЧСС).
Примечание: Этапы устной формы контроля и оценки по БРС:
I — ЧСС в «покое»
II — ЧСС за день до экзамена
III — ЧСС в момент выбора билета
IV — ЧСС перед ответом непосредственно
V — ЧСС сразу после ответа и объявления оценки
VI — ЧСС через 15-20 минут после объявления оценки.
Таким образом, этапы выбора билета (III), непосредственно перед ответом (IV) и этап сразу после ответа и объявления оценки (V) являются наиболее стрессовыми для обследуемых студентов как при проведении промежуточного контроля и оценки в виде устного опроса, собеседования как в традиционной форме (ТУ), так и при применении балльно-рейтинговой системы (БРУ )(рис. 5,6). Данная реакция сердечно-сосудистой системы в этом случае является, на наш взгляд, нормальной мобилизацией сил организма для продуктивной деятельности, во время деятельности и после нее.
Этапы устной формы контроля Рис. 6. Изменение среднего показателя ЧСС на разных этапах устной формы оценки и контроля по БРС.
Следует отметить, что у некоторых студентов при проведении устного экзамена по БРС была отмечена высокая реактивность сердечно-сосудистой системы на ситуацию контроля и оценки.
Так, уже накануне экзамена (за день до экзамена, II замер) у 54% студентов показатель ЧСС превышал норму и находился в пределах от 86 до 144 ударов в минуту.
На этапе выбора билета (IIIзамер) у 82% студентов показатель ЧСС превышал норму и находился в пределах от 86 до 136 ударов в минуту.
Непосредственно перед ответом (IV замер) у 71% студентов ЧСС сохранилась на уровне выше нормы и находилась в пределах от 86 до 128 ударов в минуту.
Сразу после ответа и объявления оценки (V замер) у 79% студентов ЧСС на уровне выше нормы находилась в пределах от 86 до 132 ударов в минуту.
Через 15-20 мин. после объявления полученной оценки (VI замер) у 17% студентов сохранилась повышенная реакция на ситуацию контроля знаний: ЧСС находилась в пределах от 86 до 104 ударов в минуту.
Следует отметить, что при проведении устного экзамена по БРС реакция сердечно-сосудистой системы у студентов выражена менее активно, чем на традиционном экзамене (ТУ). Так, в момент выбора билета ЧСС при проведении традиционной устной формы контроля (ТУ) составляет 105,8 уд/ мин, а при проведении балльно-рейтинговой формы контроля (БРУ) ЧСС составляет 100,01 уд/мин; перед ответом непосредственно ЧСС по ТУ форме контроля составляет 108,7 уд/мин, в то время как по БРУ - 95,53 уд/ мин; после ответа и объявления результата ЧСС по ТУ форме контроля составляет 121,2 уд/ мин, по БРУ - 97,95 уд/мин. Это позволяет считать балльно-рейтинговую систему с применением итоговой формы контроля в виде устного собеседования, опроса менее стрессорной для организма.
Средние показатели изменения ЧСС на разных этапах проведения экзамена у студентов, обучающихся по балльно-рейтинговой системе с тестовой формой рубежной оценки знаний (БРТ), представлены в таблице 4 и на рисунках 7, 8.
Таблица 4.
Средние показатели изменения ЧСС у
студентов, обучающихся по БРС с тестовой
формой рубежной оценки знаний (n=47)
Этапы тестирования по балльно-рейтинговой системе Среднее значение ЧСС, уд. в мин. min - max
I - Состояние относительного покоя 72,97 62-96
II - За день до экзамена 87,13 68-140
III - В момент получения теста 83,97 50-112
IV - При сдаче работы (теста) 80,46 62-115
V - Через 1 час ожидания результата 87,09 64-120
VI - Сразу после объявления результата 85,79 64-120
VI I - Через 15-20 минут после объявления оценки 77,17 54-116
При оценке среднего значения показателя ЧСС видно, что оно повышается по сравнению с состоянием относительного покоя уже за день до экзамена (с 72,97 до 87,13 уд/мин). В момент получения теста ЧСС повышается по сравнению с состоянием отно-
сительного покоя (с 72,97 в покое до 83,97 уд/ мин), что является нормальной реакцией организма на стресс. При сдаче теста среднее значение показателя ЧСС несколько снизилось, достигнув верхней границы нормы и составляет 80,46 уд/мин. Через 1 час ожидания результата вновь отмечено повышение среднего значения ЧСС до 87,09 уд/мин, что, на наш взгляд, является показателем сохраняющегося в течение длительного времени напряжения организма. Данные скачкообразные изменения среднего значения показателя ЧСС можно расценить как неблагоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы и возможность развития утомления и перехода его в переутомление. Следует отметить, что сразу после объявления результата выявлено некоторое снижение среднего значения ЧСС до 85,79 уд/мин, превышающее норму, а через 15-20 минут после объявления оценки нами было отмечено снижение среднего значения показателя ЧСС до уровня нормы (с 85,75 до 77,17 уд/мин).
130 Т-
120--
110--
б100--
I II III IV V VI VII
Этапы тестовой формы контроля по БРС
Рис. 6. Реакция сердечно-сосудистой системы организма студентов на ситуацию тестовой формы оценки и контроля по БРС (по среднему показателю ЧСС).
Примечание: Этапы тестовой формы контроля по БРС:
I — ЧСС в «покое»
II — ЧСС за день до экзамена
III — ЧСС в момент получения теста
IV — ЧСС при сдаче работы
V — ЧСС через 1 час ожидания результата
VI—ЧСС сразу после объявления результата
VII — ЧСС через 15-20 минут после объявления оценки
Таким образом, при проведении тестовой формы оценки и контроля знаний по балльно-рейтинговой системе (БРТ) наиболее стрессовыми для обследуемых студентов являются этапы: в момент получения теста (III), через 1 час ожидания результата (V) и этап сразу после объявления результата (VI), (рис. 6,7), т.е. среднее значение показателя ЧСС сохраняется на уровне выше нормы достаточно длительный период, как и при письменной традиционной форме контроля (ТП). Однако, превышение нормальных значений показателя ЧСС незначительное и уже через 15-20 минут восстанавливается (77,17 уд/мин). Данная реакция сердечно-сосудистой системы в этом случае является, на наш взгляд, не очень благоприятной, т.к. на протяжении всего периода проведения контроля и ожидания результатов показатель ЧСС остается повышенным, что указывает на сохраняющееся напряжение сердечно-сосудистой системы и всего организма в целом.
130 120 110
60 4-T-T-T-T-T-T-T-
I II III IV V VI VII
Этапы тестовой формы контроля по БРС
Рис. 7. Изменение среднего показателя ЧСС на разных этапах тестовой формы оценки и контроля по БРС.
Следует отметить, что у некоторых студентов при проведении тестовой формы контроля знаний по балльно-рейтинговой системе (БРТ) также была отмечена высокая реактивность сердечно-сосудистой системы на ситуацию контроля знаний.
Так, уже накануне экзамена (за день до экзамена, II замер) у 66% студентов показатель ЧСС превышал норму и находился в пределах от 84 до 140 ударов в минуту.
На этапе получения теста (III замер) у 67% студентов показатель ЧСС превышал норму и находился в пределах от 82 до 112 ударов в минуту.
При сдаче работы (IV замер) у 47% студентов ЧСС находилась в пределах от 84 до 115 ударов в минуту, в то время как среднее значение ЧСС несколько снизилось, достигнув верхней границы нормы.
Через 1 час ожидания результата (V замер) у 40% студентов ЧСС находилась в пределах от 84 до 120 ударов в минуту.
Сразу после объявления результата (VI замер) у 47% студентов ЧСС находилась в пределах от 84 до 120 ударов в минуту.
Через 15-20 мин. после объявления полученной оценки (VI замер) у 15% студентов сохранилась повышенная реакция на ситуацию контроля и оценки знаний: ЧСС находилась в пределах от 82 до 116 уда -ров в минуту.
Следует отметить, что при проведении балльно-рейтинговой тестовой формы оценки и контроля профессиональной готовности (БРТ) реакция сердечно-сосудистой системы у студентов менее выражена, чем при проведении традиционной письменной (ТП) и традиционной устной (ТУ) форм оценки и контроля и сходна с реакцией на ситуацию устного экзамена при применении балльно-рейтинговой системы. Однако важно отметить, что при сравнении реакции сердечно-сосудистой системы на разные формы рубежного контроля и оценки профессиональной готовности студентов при применении балльно-рейтинговой системы были обнаружены различия: в условиях применения тестовой формы оценки знаний (БРТ) по сравнению с устной (БРУ) реакция более длительная, а следовательно, менее благоприятная для организма (рис. 8).
На рис.8 видно, что наименее стрессорными формами оценки и контроля профессиональной готовности является экзамен с использованием устно-
го опроса и тестирования при балльно-рейтинговой системе (БРУ, БРТ). Обучаясь с применением БРС, студенты к началу экзаменационной сессии имеют гарантированный минимум набранных баллов. Таким образом, они могут, в некоторой степени, уже до экзамена рассчитывать на определенный результат и далее оценивать свои возможности для повышения балла. Т.е. утрачивается актуальность ситуации неизвестности. В то же время, при традиционных формах контроля и оценки ситуация непредсказуемости (многочисленных «если...») имеет место. В связи с этим, реакция сердечно-сосудистой системы при традиционных формах и видах (ТУ, ТП) оценки контроля профессиональной готовности студентов более высокая, а при традиционной письменной (ТП) форме еще и достаточно длительная.
ш А
KsЛ /\
—■—ТП -■-ТУ —*—ЕРТ
j ^
I II III IV V VI VII VIII Этапы экзамена
Рис. 8. Реакция сердечно-сосудистой системы организма
студентов на ситуацию контроля и оценки качества их
профессиональной подготовки в зависимости от формы и
вида применения оценочных средств для промежуточной
(рубежной) аттестации (по среднему показателю ЧСС).
Итак, проведенное эмпирическое исследование и сравнительный анализ полученных результатов мониторинга психофизиологической реакции организма студентов на экзаменационную ситуацию позволили нам расположить изученные виды контроля и оценки профессиональной готовности в порядке возрастания их стрессорного воздействия на организм (от минимальной до максимальной реакции):
1. Устный при применении балльно-рейтинговой системы (БРУ).
2. Тестовый при применении балльно-рей-тинговой системы (БРТ).
3. Традиционный устный (ТУ).
4. Традиционный письменный (ТП).
Данная работа не претендует на полное освещение проблемы и не исчерпывает всех её аспектов. Достаточно интересным было бы проведение дальнейших исследований, направленных на изучение здоровьесберегающего потенциала инновационных форм и видов контроля и оценки сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов и психологов на разных курсах обучения в бакалавриате, а также на этапе магистратуры.
Библиографический список
1. Бочарова Н.И. К вопросу о разработке содержания и психолого-педагогических оснований технологий охраны здоровья участников образовательного процесса высшего учебного заведения // Учёные записки Орловского государственного университета. Научный журнал. 2011. № 6 (44). С.383-390.
2. Бубнова С.Ю. Организация контроля качества профессиональной подготовки студентов в вузе: Сборник докладов XI-й Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной психологии и педагогики» / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Издательский центр «Гравис», 2012. С.124-125.
3. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе/ В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, О.П. Мелехова, С.Е. Родионова, В.А.Тарлыков,А.А. Шехонин. М.: Изд-во МГУ, 2007 . 148 с.
4. Осадчая Е.А. Анализ данных мониторинга психофункционального состояния студентов факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета // Учёные записки Орловского государственного университета. Научный журнал. 2010. № 3 (37),часть 2. С. 262-270.
References
1. Bocharova N.I. On the development of the content and psycho-pedagogical reasons of health technologies involved in the educational process of higher education institution // Scientific Notes of Orel State University. Scientific journal. -2011. - № 6 (44). - Pp.383-390.
2. BubnovS.Y. Organizing the quality control of training students in high school: Col. Reports of the Xl-th International Conference "Urgent problems of modern psychology and pedagogy" / Ed. A.V. Gorbenko. - Lipetsk: Publishing Center "Gravis", 2012. - Pp.124-125.
3. Guidelines for designing assessment tools for multi-level educational programs in HPE competent approach / V A. Bogoslovsky, E.V. Karavayeva, E.N. Kovtun, O.P. Melekhova, S.E. Rodionova, V A.Tarlykov, A.A. Shekhonin. - Moscow: Moscow State University Press, 2007. - 148 p.
4. OsadchayaE.A. Monitoring data of the psycho-functional state of students the Faculty of Pedagogy and Psychology, Orel State University // Scientific Notes of Orel State University Scientific journal. - 2010. - № 3 (37), part 2. - Pp.262-270.