Научная статья на тему 'Качество обучения как основная стратегия профессионально ориентированного изучения иностранных языков (социально-политические науки)'

Качество обучения как основная стратегия профессионально ориентированного изучения иностранных языков (социально-политические науки) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество обучения / профессионально ориентированное обучение / формы контроля / самостоятельная работа / управление качеством. / the quality of teaching / vocationally oriented language learning / assessment forms / independent work / control of quality.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. С. Харламова, И. Ю. Фролова

В статье рассматривается понятие качества обучения применительно к профессионально ориентированному обучению иностранным языкам; рассматриваются базовые параметры качества обучения, подробно и системно анализируются формы контроля различного уровня, конкретизируются материалы для разных видов контроля. В работе также обосновывается необходимость создания системы управления качеством, которая позволяет создать инфраструктуру для непрерывного усовершенствования учебного процесса. Основным компонентом является организация мониторинга качества подготовки соответствиям стандарта и соответствиям требованиям, предъявляемым уровню подготовки потенциального работодателя. Еще одним механизмом, необходимым для управления качеством, является самодиагностика и саморегуляция обучающихся. В статье приводятся примеры формирования данного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUALITY OF TEACHING AS THE MAIN STRATEGY OF VOCATIONALLY ORIENTED LANGUAGE LEARNING (SOCIO-POLITICAL STUDIES)

The article deals with the notion of quality of teaching in terms of vocationally oriented language learning (VOLL) and basic criteria of quality of teaching. Different forms of assessment are analysed in detail. Teaching aids for assessment are presented. The article also accounts for the necessity of the quality control system which is based on the infrastructure aimed at continuous teaching improvement of the teaching process. Its most essential component is monitoring the quality of teaching in accordance with educational standard as well as the requirements to the professional qualifications established by the potential employer. Another component relevant for quality control is students’ self-assessment and selfcorrection. The article gives examples of assignments to form this mechanism.

Текст научной работы на тему «Качество обучения как основная стратегия профессионально ориентированного изучения иностранных языков (социально-политические науки)»

УДК 372.881.1

H. С. Харламова, И. Ю. Фролова

Харламова Н.С., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук ИМО и СПН МГЛУ; e-maiL: nataLya_London@yahoo.com

Фролова И.Ю., ст. преподаватель кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: irinafroLova07@rambLer.ru

КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ (СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ)

В статье рассматривается понятие качества обучения применительно к профессионально ориентированному обучению иностранным языкам; рассматриваются базовые параметры качества обучения, подробно и системно анализируются формы контроля различного уровня, конкретизируются материалы для разных видов контроля. В работе также обосновывается необходимость создания системы управления качеством, которая позволяет создать инфраструктуру для непрерывного усовершенствования учебного процесса. Основным компонентом является организация мониторинга качества подготовки соответствиям стандарта и соответствиям требованиям, предъявляемым уровню подготовки потенциального работодателя. Еще одним механизмом, необходимым для управления качеством, является самодиагностика и саморегуляция обучающихся. В статье приводятся примеры формирования данного механизма.

Ключевые слова: качество обучения; профессионально ориентированное обучение; формы контроля; самостоятельная работа; управление качеством.

N. S. Kharlamova

PhD in Pedagogy, assistant professor, Head of the department of Linguistics and poLiticaL communications of the Institute of International ReLations and Socio-PoLiticaL Sciences of MSLU; e-maiL: nataLya_London@yahoo.com

I. J. Frolova

Head teacher of the department of Linguistics and poLiticaL communications of the Institute of International ReLations and Socio-PoLiticaL Sciences of MSLU; e-maiL: irinafroLova07@rambLer.ru

THE QUALITY OF TEACHING AS THE MAIN STRATEGY OF VOCATIONALLY ORIENTED LANGUAGE LEARNING (SOCIO-POLITICAL STUDIES)

The articLe deaLs with the notion of quaLity of teaching in terms of vocationaLLy oriented Language Learning (VOLL) and basic criteria of quaLity of teaching. Different

forms of assessment are anaLysed in detail.. Teaching aids for assessment are presented. The articLe aLso accounts for the necessity of the quaLity controL system which is based on the infrastructure aimed at continuous teaching improvement of the teaching process. Its most essentiaL component is monitoring the quaLity of teaching in accordance with educationaL standard as weLL as the requirements to the professionaL quaLifications estabLished by the potentiaL empLoyer. Another component reLevant for quaLity controL is students' seLf-assessment and seLf-correction. The articLe gives exampLes of assignments to form this mechanism.

Key words: the quaLity of teaching; vocationaLLy oriented Language Learning; assessment forms; independent work, controL of quaLity.

Введение

Качество высшего образования является приоритетной государственной задачей и по этой причине в лингвистическом сообществе продолжается поиск путей повышения качества подготовки по иностранным языкам. На форумах различных уровнях звучат призывы о выстраивании качественного образования посредством построения модели выпускника, способного ориентироваться в быстро меняющемся мире и работать с полным осознанием ответственности за свои действия, решать общественно-значимые задачи. Реформа затрагивает цели образования, в результате чего практическая направленность образовательного процесса выдвигается на первый план. Появляется новая формула: образование - это процесс подготовки практикующего специалиста. В новой парадигме многоуровневый процесс подготовки практикующего выпускника - это процесс гармонизации теоретической и практической подготовки, процесса поиска оптимальной модели подготовки бакалавра и магистра. С изменением образовательной парадигмы главным сегодня становится освоение технологий получения знаний (научить студента учиться).

Составляющие управления качеством обучения как основная стратегия профессионально ориентированного изучения иностранных языков (социально-политические науки)

Понятие качества обучения является самым актуальным в современной образовательной среде. Однако трактовка этого понятия является достаточно широкой и субъективной и требует уточнения применительно к конкретным условиям обучения.

Рассмотрим базовые теоретические положения, связанные с качеством обучения и релевантные для профессионально ориентированного обучения иностранным языкам.

Как известно, качество обучения определяет образовательная программа.

«В этом смысле высшие учебные заведения нацелены на:

1) создание образовательных программ, обеспечивающих качественную подготовку национальных кадров;

2) обеспечение обучающимся условий для качественного усвоения содержания образовательных программ;

3) разработку программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава на регулярной основе;

4) модернизацию информационно-образовательных ресурсов». [Краева 2018, с. 13].

Результатом их реализации является специалист, который обладает высоким уровнем развития теоретического мышления, способностью соотнести понятийный аппарат изученных дисциплин с реальными фактами и явлениями профессиональной деятельности, умением творчески использовать теоретические положения для решения практических профессиональных задач; владеет системой представлений о связи языка, истории и культуры народа, о функционировании и месте культуры в обществе национально-культурной специфике стран изучаемого языка и своей страны; практически владеет системой изучаемого иностранного языка и применением его функционирования применительно к различным сферам языковой коммуникации, понимает особенности межличностной и массовой коммуни-кации.

В свою очередь, качество реализации образовательной программы зависит от:

а) корпуса абитуриентов;

б) динамики достижений обучающегося;

в) качества профессорско-преподавательского состава;

г) образовательных технологий;

Показателями качества обучения являются:

- качество образованности личности (качество усвоения знания, качество умений и навыков, качество усвоения нравственных норм и т. д.);

- качество мотивации учебной деятельности;

- качество содержания образования (качество знания, качественный способ решения задач);

- качество методов обучения и воспитания (качество организации учебной деятельности);

- качество контроля за процессом и результатом учебной деятельности.

Контроль качества требует:

- измерение (диагностику) показателей качества;

- анализ показателей качества;

- корректировки.

Основными принципами организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся являются: плановость, системность и регулярность, оптимальность, объективность, коллегиальность, соответствие содержания аттестации требованиям ООП.

По своей сути система управления качеством языковой подготовки сводится к разработке материалов для текущего, рубежного, промежуточного и итогового контроля.

Контроль

Формы Функции

Входной прогноз успеваемости

Текущий Рубежный - установление фактического уровня знаний и умений, приобретенных обучающимися в ходе плановых учебных занятий; - непрерывный анализ качества усвоения обучающимися учебного материала; - формирование условий для мотивации обучающихся к качественному освоению текущего учебного материала, регулярному посещению плановых аудиторных занятий, результативной деятельности в ходе самостоятельной работы; - получение объективной информации для всесторонней оценки качеста деятельности профессорско-преподавательского состава, совершенствования содержания программ учебных дисциплин и методики проведения всех видов учебных занятий

Промежуточный - установление фактического уровня знаний и умений, приобретенных обучающимися в результате освоения содержания программ учебных дисциплин (модулей, разделов);

- установление уровня и качества освоения обучающимися части образовательной программы; - оценка соответствия компетенций (learning autcome), приобретенных обучающимися в ходе освоения образовательной программы, требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (Федеральных государственных требований), целям и задачам образовательной программы (учебной дисциплины); - получение объективной информации об уровне и качестве преподавания учебных дисциплин; - разработка рекомендаций для совершенствования содержания и методики преподавания учебных дисциплин. Основными видами промежуточной аттестации являются экзамен по дисциплине и зачет с дифференцированной оценкой по дисциплине

Итоговый - установление уровня подготовленности выпускников к выполнению профессиональных задач и соответствия их подготовки требованиям ФГОС ВО

Текущий контроль включает выполнение самостоятельных заданий и домашней работы. Текущий контроль успеваемости обучающихся организуется в ходе плановых аудиторных занятий и проводится на протяжении семестра или иного учебного периода. Виды и формы осуществления текущего контроля успеваемости определяются преподавателем с учетом содержания рабочей программы учебной дисциплины и избранной методики преподавания. Основными видами текущего контроля успеваемости обучающихся являются: опрос (устный, письменный, комбинированный) и проверка выполнения практических заданий. По наиболее важным темам (разделам, модулям) учебной дисциплины в рамках текущего контроля планируется и организуется рубежный контроль успеваемости. Рубежный контроль успеваемости проводится в виде:

- контрольного мероприятия, планируемого и проводимого как часть планового аудиторного занятия продолжительностью менее двух академических часов;

- контрольной работы, планируемой и проводимой как аудиторное занятие в течение двух академических часов;

- лабораторной работы или практических занятий, выполняемых в часы самостоятельной работы.

Виды рубежного контроля и календарный план-график его проведения предусматриваются рабочей программой учебной дисциплины.

Прохождение рубежного контроля успеваемости является обязательным для всех обучающихся, осваивающих программу учебной дисциплины на соответствующем курсе в соответствующем семестре.

В профессионально ориентированном обучении рубежный контроль включает выполнение обязательных 4-6 контрольных заданий за семестр, могут быть тематические (соответствующие определенному разделу) и комплексные (mixed bag). По своей структуре они состоят из тестов и переводов. На старших курсах предпочтение отдается эссе.

Из всех известных видов эссе «наиболее целесообразными для обучения являются эссе с аргументацией «за» и «против», аналитическое эссе, а также описательное эссе. Другие виды эссе: эссе с элементами рассуждения, критические эссе, эссе «обсудите проблему и предложите решение» - представляются наименее подходящими в качестве предмета обучения по следующим причинам:

а) отсутствие фоновых профессиональных знаний студентов к началу обучения;

б) изменчивость и неоднозначность политической ситуации на международной арене;

в) оценка такого вида эссе затруднена, так как она может носить субъективный характер» [Демидова 2015, с. 118].

Промежуточный контроль проводится после завершения отдельных этапов обучения, семестра, курса и осуществляется в двух форматах: зачет с оценкой и экзамен. Для проведения экзамена может быть разработано два типовых варианта экзаменационных билетов.

1-4 семестры (общий язык)

Задание 1. Прочитайте текст. Подготовьте чтение вслух и устный перевод на русский язык выделенного отрывка текста. Изложите кратко содержание текста на иностранном языке.

Задание 2. Сделайте сообщение на иностранном языке по предожен-ной экзаменатором теме и побеседуйте с ним.

Задание 3. Переведите устно с русского языка на иностранный язык следующие предложения / предложенную ситуацию.

5-8 семестры (профессионально ориентированный язык)

Задание 1. Изложите кратко основное содержание профессионально ориентированного текста и подготовьтесь к беседе по затронутым в тексте проблемам. Прочитайте вслух и переведите указанный экзаменатором отрывок текста.

Задание 2. Изложите на иностранном языке содержание русскоязычного текста общественно-политического характера.

Задание 3. Побеседуйте на профессионально ориентированную тему, предложенную экзаменатором

Итоговый контроль. Итоговый экзамен является итоговым аттестационным испытанием, проводимым в рамках итоговой государственной аттестации слушателей, успешно завершивших в полном объеме освоение основной образовательной программы. В ходе итоговой аттестации проверяются:

- умения понимать оригинальный письменный профессионально ориентированный текст, умения адеватно раскрывать содержание и тему текста, определить его главную идею, выявить политические, исторические, географические, социальные, этнографические реалии;

- умения излагать на иностранном языке содержание русскоязычного политического или публицистического текста;

- умения построить аргументированное высказывание (с использованием различных операций логического вывода: анализ, синтез, обобщение, сравнение), владение понятийным аппаратом в сфере профессиональной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что управление качеством должно опираться на резервы самоорганизации:

а) самодиагностику и самокоррекцию обучающихся;

б) самооценку качества работы преподавателя.

В связи с этим очень важно текущее увеличение доли самостоятельной работы обучающихся в сочетании с ее алгоритмизацией. Само увеличение объема самостоятельной работы без правильного ее структурирования и, в частности, без специальных учебных пособий, выполненных в обучающем и контролирующем форматах, не способствует эффективности обучения.

«Неотъемлемой частью деятельности преподавателя в проведении и управлении самостоятельной работой студентов является контроль ее результатов и подведение итогов» [Харламова 2015, с. 90-91].

Таким образом, правильно организованная система управления качеством подготовки позволяет:

- создать инфраструктуру для непрерывного усовершенствования процесса;

- обеспечить выявление главных причин недостатков в образовательном процессе;

- создать коллективы (рабочие группы) для разработки средств обеспечения учебного процесса.

Оценка качества объекта может проводиться:

1) через сопоставление с идеальным эталоном;

2) через критериальную проверку выполнения определенных требований к качеству.

Соответственно основным компонентом данной (системы) инфраструктуры является организация мониторинга качества языковой подготовки соответствиям стандарту и соответствиям требованиям (сопоставление с эталоном), предъявляемым уровню подготовки специалиста потенциальным работодателем (критериальнная провека выполнения).

Дополнительным параметром является определение эффективности использования человеческих, временных и материальных ресурсов, а также наличие способности работать на опережение, выявлять и кооперативно удовлетворять потребности в языковой подготовке.

Заключение

Рассмотрев базовые понятия, раскрывающие составляющие качества обучения, в дальнейшем целесообразно разработать систему управления качеством языковой подготовки на трех уровнях: текущем, промежуточном, итоговом. Для профессионально ориентированного обучения актуальным является проведение комплексных контрольных работ и написание эссе с аргументацией «за» и «против» и аналитических эссе. Для развития механизмов самодиагностики и самокоррекции обучающихся увеличивается доля самостоятельной работы обучающихся в сочетании с ее алгоритмизацией. Речь идет о подготовке серии учебных пособий для самостоятельной работы с ключами. Они должны всключать в себя рекомендуемые приемы

наиболее эффективного выполнения упражнений и определенную задаваемую последовательность действий студентов. Подобные методические указания, как способ управления самостоятельной учебной деятельностью студентов, предполагают такие формы контроля, как самопроверка, непосредственная и отсроченная, повторная проверка, прямой контроль преподавателя, осуществляемый с помощью творческих видов аудиторной работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Демидова Е. Е. Обучение письменному дискурсу (эссе) на старших курсах по направлениям подготовки «Международные отношения» и «Политология» // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2015. Вып. № 9 (720). С. 116-123. Институциональный дискурс в лингвокогнитивных исследованиях языка специальности. Краева И. А. Политика МГЛУ в обеспечении качественного лингвистического образования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. № 2 (796). С. 9-17. Личностно ориентированное обучение иностранному языку в системе профессиональной подготовки. Харламова Н. С. Динамика роли самостоятельной работы студентов в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2015. Вып. 9 (720). С. 89-99. Институциональный дискурс в лингвокогнитивных исследованиях языка специальности.

REFERENCES

Demidova E.E. Obuchenie pis'mennomu diskursu (jesse) na starshih kursah po napravlenijam podgotovki «Mezhdunarodnye otnoshenija» i «Politologija» // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2015. Vyp. № 9 (720). S. 116-123. Institucional'nyj diskurs v lingvokognitivnyh issledovanijah jazyka special'nosti.

Kraeva I. A. Politika MGLU v obespechenii kachestvennogo lingvisticheskogo obrazovanija // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2018. Vyp. № 2 (796). S. 9-17. Lichnostno orientirovannoe obuchenie inostrannomu jazyku v sisteme professional'noj podgotovki.

Иат1ашоуа N. Б. Dinamika гоН 8ато81о]а1еГпо] гаЬОу 81цёеп1оу V ргоГе88ЮпаГпо oгientiгovannom obuchenii inostгannym ]а7укат // Уе81тк: Moskovskogo gosudaгstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Obгazovanie i pedagogicheskie nauki. 2015. Уур. 9 (720). Б. 89-99. й^Ш^о^^у diskuгs v 1ingvokognitivnyh iss1edovanijah jazyka specia1'nosti.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.