Научная статья на тему 'О РАЗВИТИИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ В СССР'

О РАЗВИТИИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ В СССР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РАЗВИТИИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ В СССР»

УДК 614:374].00!.5(47)(091)

О РАЗВИТИИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ НАСЕЛЕНИЯ В СССР

Проф. Л. С. Боголепова (Москва)

Научный центр санитарного просвещения возник впервые в Москве в 1929 г. как Московский областной институт санитарной культуры. Развитие научной работы по санитарному просвещению началось под руководством первого директора института С. Н. Волконской, члена партии большевиков с 1912 г., одного из выдающихся организаторов и теоретиков санитарного просвещения.

Московский областной институт санитарной культуры, основываясь на тесной связи теории с практикой и творческом участии широких народных масс в строительстве 'социалистического государства, систематически работал над методологией научных работ в области санитарного просвещения.

Во второй половине 20-х годов ведущее место в медицине стали занимать вопросы профессиональной патологии, физиологии и гигиены труда, профилактики социальных болезней, оздоровления внешней среды. Для практического решения этих проблем требовались широкая гигиеническая пропаганда и гигиеническое воспитание рабочих ведущих отраслей промышленности.

В мае 1930 г. на Всеукраинском совещании санитарно-просветитель-ных работников обсуждались методы повышения санитарной культуры населения, эффективность отдельных методов и средств санитарно-про-светительной работы. На I Всесоюзном совещании санитарно-культур-ных работников при Всесоюзной государственной санитарной инспекции (январь 1936 г.) С. Н. Волконская в докладе «Состояние и задачи научно-исследовательской работы в области санитарной культуры» подробно анализировала методику и содержание научных работ, систематизировала их по тематике и предложила конкретные мероприятия для их дальнейшего развития. В 1938 г. на базе Московского института был создан Всесоюзный институт санитарного просвещения.

В годы Великой Отечественной войны вся санитарно-просветитель-ная организация, в том числе и Центральный институт санитарного просвещения, переключились на методическую и практическую работу по обеспечению санитарного благополучия в тылу и на помощь Красной Армии.

В послевоенные годы здравоохранение решало задачи изучения и ликвидации санитарных последствий .войны. Специальная комиссия, возглавляемая Н. А. Семашко, приступила к этой работе, предусмотрев и вопросы санитарного просвещения.

С 1945 г. Центральный институт санитарного просвещения развернул научную, методическую и практическую работу в области противораковой пропаганды. Этой работой руководила специальная комиссия при Ученом медицинском совете Министерства здравоохранения СССР с участием ведущих онкологов и представителей Центрального института санитарного просвещения; были разработаны и изданы методические и наглядные пособия; подготовлены доклады на всесоюзных и межреспубликанских онкологических конференциях.

Начало 50-х годов ознаменовалось новым подъемом медицинской науки, в частности физиологии. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности, о целостности организма, о единстве и взаимодействии его

с внешней средой нашло отражение и в санитарно-просветительной работе.

В Центральном институте санитарного просвещения было проведено несколько научных работ, в основу которых положено учение И. П. Павлова (о пропаганде профилактики гипертонической болезни; о сохранении динамического стереотипа у детей раннего возраста, посещающих ясли; об эффективности восприятия наглядных средств). Работы осуществлялись в лабораториях с использованием метода условных рефлексов; они отличались объективностью исследования, а следовательно, и большей достоверностью, чем предыдущие работы, в которых эффективность восприятия наглядных средств ¡изучали при записывании индивидуальных и групповых высказываний. Изучение восприятия плакатов проводилось и успешно проводится в психофизиологической лаборатории института.

К 1957 г. сотрудниками Центрального института санитарного просвещения был накоплен достаточный опыт в научной, методической и практической работе. Этому способствовали ¡рост научных кадров1, приток молодых специалистов, закончивших аспирантуру, систематическая работа ученого совета, консультативная помощь ведущих специалистов научно-исследовательских отраслевых институтов и кафедр организации здравоохранения медицинских вузов. Ученый совет института, подытожив опыт научных работ, сформулировал задачи предмета науки о санита.рном просвещении и гигиеническом воспитании населения: «Наука о санитарном просвещении изучает: а) сдвиги в уровне знаний по охране здоровья и в гигиеническом поведении различных групп населения в определенных условиях их труда и быта; б) изучает и разрабатывает пути и методы организованного воздействия на повышение уровня санитарной ¡культуры тех или других групп населения в целях укрепления здоровья, профилактики болезней, сохранения высокой степени трудоспособности и активного долголетия».

К указанному времени четко определилась и методика исследований. Для выяснения уровня санитарной культуры отдельных групп населения (с учетом условий труда и быта) стали широко применяться следующие методы: опрос групп населения, наблюдение за условиями их труда и быта, гигиенического поведения, изучение медицинской документации лечебно-профилактических учреждений (прежде всего связанной с диспансеризацией населения). При определении санитарного состояния окружающей среды стали шире применяться бактериологические и химические исследования поувы, воздуха и пр., а также статистический анализ получаемых данных^

Возрастает число фактЬоов, благоприятно влияющих на здоровье населения: сокращен рабочий лень, вводится 5-дневная рабочая неделя, внедряются современные средства техники безопасности на промышленных предприятиях, расширяется с&ть учреждений общественного питания, растут общественные фонды потребления, в невиданных до сих пор масштабах развернулось жилищное строительство и бытовое обслуживание.

Принятая XXII съездом партии Программа КПСС поставила перед здравоохранением и медицинской наукой ряд ответственных задач. В гигиенической пропаганде, гигиеническом обучении и воспитании населения наступил качественно новый этап развития, который вытекает из записанной в Программе партии задачи воспитывать нового человека, «гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Необходимо участвовать в формировании материалистического мировоззрения у широких масс населения, знакомить их с достижениями естествознания и медицины; участвовать в морально-этическом воспитании молодежи и борьбе с вредными привычками и предрассудками; наконец, способствовать воспитанию у каж-

дого человека коммунистического отношения к своему здоровью и здоровью коллектива, учить его пользоваться мероприятиями, осуществляемыми государством для оздоровления внешней среды (в первую очередь условий труда и быта) в целях укрепления здоровья.

Осуществление этих задач требовало повышения эффективности саиитарно-просветительных и воспитательных мероприятий, что в свою очередь диктовало необходимость изменения их организации и методики. Поэтому, в отличие от прежнего понимания термина «санитарное просвещение» как пассивного в основном процеоса восприятия пропагандируемых гигиенических знаний, целью научных и методических работ института стало создание методики гигиенического обучения и воспитания, предусматривающей не однократное, а систематическое воздействие на человека (коллектив). В результате улучшилось восприятие гигиенических знаний и воспитывалось активное гигиеническое поведение людей, заключающееся в оздоровлении внешней среды, сохранении ими своего здоровья и здоровья окружающих.

Для пропаганды знаний по охране здоровья все чаще проводятся не эпизодические лекции, а цикловые занятия в народных университетах здоровья и кинолекториях, все шире используются радио и телевидение.

Разработаны групповые методы обучения рабочих на промышленных предприятиях и тружеников сельского хозяйства по программам, утвержденным Государственной санитарной инспекцией Министерства здравоохранения СССР и согласованным с хозяйственными органами. Групповое обучение ведется на более высоком уровне, чем прежние кружковые занятия; его проводят специалисты; занятия сопровождаются показом опытов, экскурсиями и т. п.; более широко используются наглядные пособия, научно-популярная литература, кинофильмы и т. д.

Осуществляется комплексность в использовании путей, методов и средств гигиенического обучения и воспитания. В условиях социалистического общества это обеспечивается возможностью внедрения во все звенья здравоохранения гигиенического обучения и воспитания человека, а также участием в гигиеническом воспитании населения других ведомств и общественных организаций. За последнее десятилетие такая комплексность в организации и методике воспитательного воздействия получила очень широкое применение.

Тематика научных работ, проведенных в последние годы, определялась общими и частными проблемами здравоохранения: охрана здоровья матери и ребенка, гигиеническое воспитание школьников и молодежи, профилактика инфекционных сердечно-сосудистых и опухолевых заболеваний. Начата научная разработка вопросов, связанных с экономикой здравоохранения, разработаны штатные нормативы медицинского персонала домов санитарного просвещения, а также основные качественные показатели работы по санитарному просвещению ряда лечебных учреждений (больниц, поликлиник и др.). Изучаются опыт гигиенической пропаганды и воспитания в социалистических странах, а также состояние санитарного просвещения в капиталистических и развивающихся странах.

Для гигиенического обучения и воспитания очень важно взаимодействие объективных условий и субъективного фактора. , Совпадение (адекватность) этих компонентов гигиенического обучения и воспитания обеспечивает его высокую эффективность.

Научные работы Центрального института санитарного просвещения выявили расхождения между уровнем гигиенических знаний населения и их применением на практике. Важнейшей проблемой теории и практики гигиенического обучения и воспитания населения является сведение до минимума такого несоответствия; изучение гигиенической культуры населения требует выяснения конкретных причин (социально-экономи-

ческих, медико-биологических, психологических), мешающих выполнению гигиенических правил.

Профилактическая система здравоохранения и социальная гигиена в СССР всегда придавали решающую роль условиям труда и быта для здоровья .населения. Однако по некоторым объективным причинам оздоровление условий быта отставало от оздоровления условий труда. Отставала и направленность гигиенического обучения и воспитания населения в отношении оздоровления условий быта, за исключением гигиенического обучения и воспитания родителей, касающегося ухода за детьми раннего и дошкольного возраста или воспитания.

В настоящее время, .когда «служба быта», согласно Директивам XXIII съезда КПСС, превращается в крупную механизированную отрасль народного хозяйства и когда неуклонно растет материальное благосостояние населения, воспитание сознательного и целенаправленного отношения к созданию в семье благоприятных условий быта приобретает большое значение для здоровья различных групп населения с учетом национальных и природных факторов.

Социально-гигиеническая направленность тематики гигиенического обучения и воспитания населения предусматривает прежде всего подготовку здорового, гармонично развитого человека с высокой степенью трудоспособности, а также обучение отдельных людей (коллективов) режиму жизни в целях профилактики болезней и их рецидивов. Высокая результативность такого воопитания обеспечивается в комплексе с гигиеническими и клиническими дисциплинами.

Для гигиенического обучения и воспитания населения наряду с эффективными, проверенными опытом методами и средствами (университеты и школы здоровья, курсовая гигиеническая подготовка, профилактические приемы и т. п.) разрабатываются и внедряются в практику меры, которые приучают людей сознательно относиться к охране здоровья не только с позиции личного благополучия, но и в интересах общества, побуждают к ответственности перед коллективом, привлекают внимание общественности.

Советский Союз осуществляет величайшие социальные преобразования. Директивами XXIII съезда КПСС к новому пятилетнему плану народного хозяйства предусмотрен значительный рост промышленного и сельскохозяйственного производства, дальнейшее развитие науки и культуры в стране. Соответственно этому многое предстоит сделать в области гигиенической пропаганды, гигиенического обучения и воспитания населения.

Поступила 26/УП 1967 г.

УДК 613.в3(09|)<47)

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННО-САНИТАРНОЙ ХИМИИ В СССР

О. Д. Хализова, В. А. Хрусталева (Москва)

Промышленно-санитарная химия в Советском Союзе развивалась одновременно с гигиеной труда, и теперь, к 50-летию Советской власти, она представляет собой самостоятельный раздел аналитической химии.

В результате технологического процесса воздушная среда цеха может загрязняться токсическими, соединениями в широком диапазоне различных химических веществ, в связи с чем изучение ее связано со значительными трудностями. Для исследований с высокой степенью точности необходимо иметь точные объективные, высокочувствительные, избирательные и, по возможности, простые в выполнении методы определения. Разработкой таких методов и занимается промышленно-санитарная химия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.