Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ — АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА '

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ — АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
522
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ — АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА »

УДК 613+614] : 374

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ — АКТУАЛЬНАЯ

ЗАДАЧА

Е. Г. Карманова

Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения, Москва

1 у

ф

Забота о благополучии народа, о его здоровье всегда была в центре внимания Коммунистической партии и Советского правительства. Неуклонное повышение средней продолжительности жизни советских людей, исчезновение многих эпидемических болезней, самые низкие в мире показатели общей смертности населения, улучшение его физического развития — прямой и яркий результат этой заботы.

В наше время, когда советский народ строит коммунистическое общество, партия и правительство поставили новые большие задачи в области охраны здоровья. Как известно, в ближайшие годы многие инфекционные, вирусные, паразитарные болезни должны быть ликвидированы или резко снижены. Предстоит разработать более эффективные методы борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком и другими болезнями. Должны быть осуществлены широкие мероприятия по дальнейшему, более решительному оздоровлению условий труда, ликвидации профессиональных болезней, борьбе с травматизмом. Еще больший размах приобретают в наши дни и меры по оздоровлению быта населения, санитарному благоустройству населенных мест, воспитанию здорового поколения.

Успешная реализация этих и других актуальных проблем здравоохранения — важный вклад медицинских работников в решение задачи огромной важности, поставленной Программой КПСС и июньским (1963) Пленумом ЦК КПСС, — воспитания нового человека с гармоническим развитием духовных и физических сил. Нет необходимости доказывать, что осуществление многообразных и сложных (общегосударственных и местных) задач в области охраны здоровья не может быть успешным без активного и сознательного участия самого населения, без широкого развития общественных начал в деле охраны здоровья.

Поэтому органы здравоохранения, медицинские работники призваны наряду с дальнейшим совершенствованием медицинского обслуживания населения и внедрением в практику достижений науки значительно шире, чем когда-либо раньше, использовать пропаганду медицинских и гигиенических знаний как один из методов, способствующих эффективности лечебной и особенно профилактической работы.

На IV сессии Верховного Совета СССР 13/VII 1964 г. отмечалось, что очень важно организовать работу по широкому распространению санитарно-гигиенических знаний в народе. Медицинские работники призваны не только овладевать новейшими достижениями науки, но и вооружать трудящихся медицинскими знаниями, шире привлекать население и общественные организации к улучшению санитарного состояния городов и сел.

4 Санитарное просвещение, если оно проводится широко, целенаправленно, на высоком идейном, научном и методическом уровне — действенное средство повышения санитарной культуры людей. Оно содействует воспитанию человека, который «умеет и знает, как рационально организовать свой труд, свой отдых на новых, здоровых началах» (Н. А. Семашко). Следовательно, оно побуждает активно изменять внешнюю среду в интересах здоровья. Вместе с тем пропаганда медицинских и гигиенических знаний содействует формированию у трудящихся научно-материалистического мировоззрения, ликвидации идеалистических представлений о жизни и других пережитков.

«За последние годы пропаганда медицинских и гигиенических знаний заметно улучшилась. Тем не менее надо признать, что эта работа еще не достигла необходимого размаха, не приобрела достаточной глубины и целесообразности. Много существенных недостатков и в самом содержании пропаганды медицинских и гигиенических знаний»

(«Правда», 13/1Х 1964 г.).

Необходимость в этой работе, в ее расширении, усовершенствовании, повышении практической эффективности очень велика, а роль ее в свете актуальных задач культуры и здравоохранения в настоящее время неизмеримо возросла.

Известно, что среди причин, задерживающих темпы снижения многих инфекционных заболеваний, наряду с объективными не зависящими от населения факторами существуют факторы субъективного характера, обусловленные недостаточным уровнем санитарной культуры тех или иных групп населения. Например, заболеваемость дифтерией в значительной степени объясняется дефектами в проведении профилактических прививок. Основная причина этого — неаккуратная язка населения на прививки, в частности для ревакцинации. То же можно сказать и о прививках против бешенства. Сейчас созданы все объективные предпосылки к их ликвидации. Но случаи заболеваний все еще возникают и объясняются причинами субъективного характера: позднее обращение за медицинской помощью, отказ от прививок или самовольное их прекращение.

Точно также в основе случаев и вспышек различных других инфекционных, вирусных, паразитарных болезней (особенно дизентерии, брюшного тифа, гельминтозов), а также пищевых отравлений, токсико-инфекций, высоких в ряде местностей показателей детских заболеваний очень часто лежат многообразные нарушения населением гигиенических норм и правил поведения, воспитания детей, несоблюдение мер профилактики болезней.

Большой вред здоровью людей наносят еще существующие многообразные пережитки прошлого, вредные для здоровья привычки, традиции, религиозные обряды. Достаточно вспомнить о канцеро.енности наса, этой жгучей смеси табака, золы и извести, жевание которой распространено в наших среднеазиатских республиках. До сих пор еще в ряде мест Средней Азии пользуются бешиком, традиционной люлькой, вредно влияющей на организм ребенка. Нет необходимости подробно говорить об опасности для здоровья детей обряда крещения и т. д.

Таким образом, рост санитарной культуры не идет, к сожалению, параллельно росту общей культуры и материального благополучия населения — она пэка еще сильно отстает. Преодолеть это отставание можно в первую очередь усилиями медицинских работников. Особенно большая, ответственная и почетная роль в этом деле прин длежнт именно врачам гигиенического профиля. Им ближе всего вспроеы профилактики в широком плане, вопросы гигиены внешней среды, оздоровления условий труда и быта.

Какие методы санитарно-просоетительной работы в наше время наиболее целесообразны? Сейчас уже нельзя ограничиваться эпизоди-

ческой санитарно-просветительной работой, подчас на случайные темы и в случайной аудитории. Необходимо настойчивое, систематическое гигиеническое ооучение и воспитание народа. Речь идет о сообщении людям определенного комплекса знаний по охране здоровья и гигиене применительно к их конкретным условиям труда и быта, к их интересам И За просам. Организация и проведение такой работы обеспечиваются Государственной системой медицинского обслуживания населения, коллективным воспитанием и обучением детей и подростков, системой подготовки и повышения квалификации рабочих, служащих, тружеников села.

Переполненные аудитории народных университетов и школ здоровья, родительских университетов и лекториев — яркое свидетельство большой тяги широких кругов населения именно к систематическим знаниям по медицине и гигиене.

Гигиеническое обучение и воспитание, естественно, должны начинаться с детского возраста, сперва в дошкольных учреждениях, затем в школах на «уроках здоровья» в младших классах, при изучении предмета «Анатомия, физиология и гигиена» и ряда других предметов, а также путем внеклассной работы в старших классах, в профессионально-технических училищах, в вузах и техникумах и, наконец, на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах.

Жизнь доказывает полную реальность такой системы гигиенического обучения и воспитания различных групп населения. В большинстве акушерско-гинекологических учреждений ведется систематическое обучение будущих матерей, а в ряде мест — и будущих отцов; школы матерей, родительские университеты, народные университеты коммунистического воспитания детей, народные университеты и школы здоровья функционируют во многих местах. Широко проводится гигиеническое обучение рабочих на многих промышленных предприятиях в Днепропетровске, Луганске, Челябинске, Свердловске и других городах. Много лет ведется работа по обучению санитарному минимуму работников пищевой промышленности и общественного питания, коммунального хозяйства и др. А за последние годы внедряется в практику преподавание охраны здоровья в процессе подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов сельского хозяйства и массовых сельскохозяйственных кадров. С особой остротой поставлен этот вопрос перед органами здравоохранения в связи с широкой химизацией сельского хозяйства. В Черновицкой и некоторых других областях ведется массовое гигиеническое обучение сельского населения.

Однако все, что сделано до сих пор в области улучшения гигиенического воспитания, — только начало. Необходим охват этой работой всех основных групп населения наряду с дальнейшим развертыванием массовой пропаганды медицинских и гигиенических знаний через такие каналы, как радио, телевидение, печать, кино. Это требование жизни, на него было указано на состоявшемся в сентябре заседании Идеологической комиссии ЦК КПСС.

Серьезное значение для действенности пропаганды, как указал июньский (1963) Пленум ЦК КПСС, имеет единство обучения и воспитания. В гигиеническом обучении такое единство чрезвычайно важно. Бывает так: полученные населением медицинские знания остаются мертвым капиталом, поскольку нет условий для практического их применения. Мобилизовать население на активную борьбу за создание гигиенических условий труда и быта — важная задача санитарного врача, гигиениста. Именно гигиенисты должны подсказывать населению, где и какие гигиенические мероприятия необходимо проводить, добиваться, чтобы их выполняли сознательно, чтобы у людей вырабатывались определенные гигиенические навыки.

Особенно важно воспитывать гигиенические навыки у детей — ведь перевоспитать взрослого гораздо труднее, чем воспитать ребенка. В системе советского коллективного воспитания детей в яслях, детских садах, в школе, в пионерском лагере заложены колоссальные возможности для организации и осуществления гигиенического обучения. Но успешное проведение такой работы возможно лишь ири условии основательной подготовки педагогов школ и воспитателей детских учреждений в области гигиены и методики гигиенического воспитания в педагогических вузах и техникумах, в системе усовершенствования учителей.

К сожалению, за последние два года такая подготовка педагогического персонала ухудшилась: уменьшено количество часов на преподавание школьной гигиены в педагогических институтах. В университетах, на факультетах, готовящих педагогов школ, школьная гигиена вообще не преподается. В институтах усовершенствования учителей лекции по гигиене переведены в разряд необязательных, дополнительных. Мы надеемся, что министерства просвещения и народного образования союзных республик и Министерство высшего и среднего специального образования СССР примут необходимые меры, чтобы исправить это положение. Органы здравоохранения должны помочь в преподавании школьной гигиены, а это в компетенции гигиенистов и школьных санитарных врачей.

Кто, как не врачи-гигиенисты, может продуманно добиваться повсеместного осуществления в детских учреждениях и в школе широких оздоровительных мероприятий. Ведь в этом отношении надо еще много сделать, например организовать во всех школах, интернатах и пионерских лагерях условия, обеспечивающие возможность девочкам соблюдать правила элементарной гигиены, в частности в период менструаций. Обучение ребенка с детства соблюдению специфической гигиены, присущей каждому полу, — один из важнейших разделов полового воспитания подрастающего поколения.

Необходимо продумать вопрос и о взаимосвязи воспитания в детских учреждениях и в семье. Семья — это та среда, где происходит формирование личности ребенка с первых дней его жизни. И подчас трудно сказать, кому принадлежит решающая роль в воспитании: семье или яслям, детскому саду и школе. Однако далеко не на все

семьи можно возложить гигиеническое воспитание детей. Обучение родителей гигиеническим нормам воспитания ребенка, преподавание вопросов охраны здоровья на уроках, внешкольная и внеклассная работа с детьми — вот что закладывает основы гигиенических знаний и навыков в детстве.

Ответственная роль санитарных врачей и гигиенистов в обучении населения гигиене труда и профилактике профессиональных заболеваний. Начиная с профессионально-технических училищ, средних и высших технических и сельскохозяйственных учебных заведений и кончая рлзличными курсовыми мероприятиями по повышению квалификации рабочих, инженеров, техников, колхозников, рабочих совхозов — таков широкий диапазон их деятельности.

Санитарный врач должен выбрать наиболее важные звенья этой работы. Практика показывает, что нередко санитарные врачи упускают из виду такое важное дело, как вводный санитарный инструктаж вновь поступающих рабочих (который, кстати сказать, часто полностью поручается инженерам по технике безопасности), общее курсовое обучение рабочих и мастеров, повышение квалификации инженерно-технических работников. Сплошь и рядом в процессе этой подготовки не уделяется внимания вопросам гигиены труда. Редко участвуют санитарные врачи в методической подготовке медицинского персонала, проводящего гигиеническое обучение рабочих, хотя именно промыш-

ленно-санитарные врачи должны помочь врачам медико-санитарных частей, здравпунктов и общей медицинской сети вести занятия с рабочими с учетом специфики данного производства. Только в том случае, если санитарные врачи включают в свою повседневную деятельность все эти разделы работы, гигиеническое воспитание работников народного хозяйства будет успешным.

Немалая роль в гигиеническом воспитании населения принадлежит врачам, посвятившим себя пищевой санитарии и гигиене питания. Они ведут санитарно-просветительную работу обычно среди работников общественного питания, пищевой промышленности и продовольственной торговой сети и среди широких масс населения. Первое прочно вошло в практику. Однако нельзя закрывать глаза на то, что, несмотря на обязательность обучения всех работников, соприксающихся с продуктами питания, иногда такая гигиеническая подготовка вообще не проводится или проводится формально. Зарекомендовавшая себя форма обучения — постоянно действующие курсы, организуемые обычно во многих городах при Домах санитарного просвещения или при санэпидстанциях, — очень слабо внедряется на селе. А между тем как раз в сельской местности это особенно важно. Не секрет, что вспышки заболеваний брюшным тифом и паратифом часто связаны с молочным фактором. Это объясняется нарушением гигиены в процессе сбора, транспортировки, обработки, хранения и продажи молока и молочных продуктов.

Недостаточно еще распространены и такие проверенные жизнью формы повышения гигиенических знаний и навыков людей, связанных с производством и продажей продуктов питания, как дипломирование молочнотоварных ферм (впервые введенное в жизнь в Костромской области), дипломирование общественных столовых (начатое медицинскими работниками Одессы).

Не получили широкого распространения и наиболее интересные формы пропаганды рационального питания среди населения.

Очень часто не отвечает современным задачам и санитарно-про-светительная работа, проводимая в области коммунальной санитарии. В нашей стране ведется колоссальное жилищное строительство и много делается для улучшения бытового обслуживания людей. Поэтому пропаганда гигиены быта среди самых широких слоев населения, гигиеническое обучение работников коммунального хозяйства приобретают совершенно особое значение. В советской печати не раз отмечалось, что надо не только обеспечить человека хорошим жильем, но и научить его правильно пользоваться общественными благами, правильно жить, соблюдать правила социалистического общежития. Это не приходит само по себе, а может быть достигнуто в длительной и упорной борьбе за победу нового, коммунистического быта.

Активно участвуя в народном движении за красоту родного города, за чистоту и благоустройство населенных мест, стремясь донести гигиенические знания буквально до каждого человека, медицинские работники добьются повышения уровня санитарной культуры населения.

Успех их работы, естественно, будет решаться умением привлечь к ней самый широкий санитарный актив. Санитарный актив — испытанный помощник медицинских работников. Его обучение — залог успеха усилий, направленных на гигиеническое воспитание населения. Ведь санитарных активистов — многие миллионы. Только в Союзе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца состоит почти 7з взрослого населения страны. И если краснокрестные организации с помощью медицинских работников сумеют обучить всех своих членов, задача резкого повышения уровня санитарной культуры населения будет практически решена.

Гигиеническое воспитание населения — задача огромная. Но она по силам советским медицинским работникам, имеющим прекрасные традиции передачи народу медицинских и гигиенических знаний. Но, конечно, необходима подготовка врачей и среднего медицинского персонала к этой работе.

Еше б медицинском институте, училище будущие медики должны овладеть основами методики и формами работы среди населения. И важно, чтобы навыки работы с людьми прививались не только на кафедрах организации здравоохранения, где для этою выделяется мало рремени, но и на клинических и, главное, гигиенических кафедрах применительно к особенностям каждой медицинской специальности.

Должно быть также решительно улучшено повышение квалификации работающих врачей и среднего медицинского персонала по методике пропаганды медицинских и гигиенических знаний. В настоящее время в большинстве случаев эта работа отсутствует как на кафедрах институтов усовершенствования врачей, так и в программах различных курсов.

Организацию же усилий медицинских работников, общее направление их многообразной и широкой деятельности по пропаганде медицинских и гигиенических знаний должны обеспечить Дома санитарного просвещения. Эти специализированные медицинские учреждения являются организационно-методическими и координационными центрами пропаганды, проводимой как органами здравоохранения, так и различными немедицинскими ведомствами и организациями народного образования, культуры, сельского хозяйства, советами народного хозяйства, комитетами по кинофикации, радиовещанию и телевидению, печатными органами, общественными организациями — профсоюзными, комсомольскими, обществом «Знание», СОКК и КП и др.

Тесный деловой контакт санитарной службы с Домом санитарного просвещения обеспечит правильное руководство пропагандой медицинских и гигиенических знаний, а также направление этой работы на дальнейшее повышение уровня санитарной культуры населения, предупреждение болезней, повышение трудоспособности и долголетия советских людей.

Поступила 30/1Х 1964 г.

УДК 613.155 3 : 613.63] : 678.5

О ГИГИЕНИЧЕСКОМ НОРМИРОВАНИИ НЕКОТОРЫХ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ ВЕЩЕСТВ ПРОИЗВОДСТВА КАПРОЛАКТАМА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

Л. А. Добринский

Кафедра коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования

врачей (Москва) и Новосибирский научно-исследовательский санитарный институт

#

Принятые в промышленности методы синтеза капролактама связаны с образованием и поступлением в атмосферный воздух и воздух производственных помещений ряда промежуточных продуктов. Этому

способствуют высокая температура в процессе синтеза полупродуктов, негерметичность аппаратуры и др. С гигиенической течки зрения важное значение при производстве капролактама имеют два промежуточных продукта: циклогексанон и циклогексанол. Будучи хорошими растворителями, они широко применяются в других областях промыш-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.