Научная статья на тему 'ВОПРОСУ ПРОПАГАНДЫ МЕДИЦИНСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ '

ВОПРОСУ ПРОПАГАНДЫ МЕДИЦИНСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
78
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСУ ПРОПАГАНДЫ МЕДИЦИНСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ »

Не акцентируется внимание на изучении преморбидных состояний и организации предупредительного лечения.

В программе по производственной практике весьма недостаточно точно развит раздел профилактической работы. По существу он сводится только к краткому ознакомлению с гигиеной больниц.

Число примеров, показывающих несовершенство учебных программ, можно было бы еще увеличить. Правда, программы — это еще не все. Кафедры сами могут вносить в них необходимые коррективы. Однако делают это далеко не всегда.

Рассматривая содержание преподавания клинических дисциплин в свете задач профилактики, необходимо высказать несколько пожеланий. Это относится прежде всего к усилению раздела мероприятий по укреплению и развитию природных сил организма, к пропаганде вопросов личной профилактики, которые студенты пока еще плохо воспринимают. В тесной связи с этим стоит преподавание форм и методов борьбы с вредными привычками населения.

Большой вопрос, выдвигаемый современностью, который должен более глубоко и всесторонне рассматриваться в преподавании,—обозначение экзогенных факторов в развитии заболеваний и роль врача в борьбе с ними.

«Самый критический момент в жизни, — писал Ф. А. Андреев, — это начало болезни, переход здоровья в болезнь». В то же время зачастую «мы не можем ответить на важнейший вопрос: кто и почему заболевает той или другой болезнью». Однако чем дальше, тем острее встает этот вопрос перед нами, и в настоящее время уже разработаны некоторые методы, позволяющие выявлять преморбидные состояния. Более активно следует готовить для этой цели наших студентов. Более широко надо осуществлять связь преподавания с жизнью, с производством, с сельским хозяйством. Ведь нечего скрывать, что до сих пор обучение почти не выходит за пределы лечебных учреждений. Практически студенты почти не участвуют в диспансеризации населения.

Решение всех этих вопросов — не простая, но осуществимая задача.

4

Поступила 4/Х1 1963 г.

УДК 614 : 374

ВОПРОСЫ ПРОПАГАНДЫ МЕДИЦИНСКИХ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ

ЗНАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Е. Г. Карманова, Л. П. Заболоцкая

Центральный :нау4но-исследовательский институт санитарного просвещения, Москва

В Постановлении :июньского (1963) Пленума ЦК КПСС об очередных задачах идеологической работы имеется обращение к советской интеллигенции, в котором говорится: «Пленум придает важнейшее значение участию в идеологической работе интеллигенции: учителей, преподавателей, инженерно-технических работников, агрономов, врачей, деятелей литературы, искусства, печати. Партия призывает советскую интеллигенцию еще активнее умножать духовные богатства советского общества, помогать партии формировать коммунистическое мировоззрение народа».

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний — важный раздел идеологической работы, неотъемлемая часть деятельности медицинских работников, их профессиональный и общественный долг.

5*

67

Если вспомнить, что в Советском Союзе около 2 млн. врачей и средних медицинских работников, становится ясно, какой огромной армией располагает здравоохранение для того, чтобы активно участвовать в идеологической работе по воспитанию сознательных и высокообразованных людей, физически крепкого молодого поколения, способного бороться с предрассудками и суевериями, в частности, в отношении здоровья. *

В промышленности и сельском хозяйстве страны широко развернуто производственно-техническое обучение рабочих, мастеров, инженерно-технического персонала, отдельных групп колхозников и рабочих совхозов, а также подготовка вновь поступающих на производство. Это позволяет более успешно вести и гигиеническую пропаганду. В промышленных центрах, таких, как Челябинск, Днепропетровск, Луганск, Свердловск, Горький, Волгоград, Черновцы, и во многих других городах в этом плане уже проводится работа. В ней участвуют совнархозы, производственные колхозно-совхозные территориальные управления, профсоюзные организации и т. д.

Многие руководители предприятий, правильно понимая значение гигиенической подготовки рабочих и инженерно-технического персонала, уделяют этому вопросу серьезное внимание. Можно привести как положительный пример Днепропетровскую область. На предприятиях области хорошо поставлено гигиеническое обучение рабочих как во время вводного инструктажа, так и на различных курсах усовершенствования.

Однако так относятся к гигиенической подготовке рабочих далеко не везде. Поэтому перед нами стоит задача расширить, улучшить такую подготовку рабочих всех отраслей промышленности, используя сеть производственно-технического обучения. Курсовая подготовка по гигиене труда особенно необходима для тружеников сельскохозяйственного производства.

Центральный институт санитарного просвещения совместно с Киевским институтом гигиены труда и профзаболеваний разработал программы для одногодичных курсов повышения квалификации председателей колхозов и директоров совхозов, для трехмесячных курсов повышения квалификации специалистов сельского хозяйства, а также для школ механизаторов и животноводов. Программы составлены с учетом современных требований к сельскохозяйственному производству. В них подробно представлены перечисленные ниже разделы: гигиена труда механизаторов и животноводов при механизированных и немеханизированных работах, а также при работе с ядохимикатами; оказание первой помощи при несчастных случаях; вопросы личной, общественной гигиены; понятие об инфекционных заболеваниях; профилактика профессиональных заболеваний и др.

Программы согласованы с Министерством сельского хозяйства СССР и утверждены Министерством здравоохранения СССР. Реализация их позволит значительно улучшить гигиеническое обучение труже-- ников села.

Уже в наши дни накоплен заслуживающий внимания опыт проведения такой работы. Например, в Волгоградской области организована постоянная подготовка специалистов и руководителей сельского хозяйства на базе сельскохозяйственного института. К работе привлечены кафедра общей гигиены Волгоградского медицинского института, областная санэпидстанция, областной травматолог. Большая роль принадлежит Дому санитарного просвещения. В области работают курсы для специалистов сельского хозяйства с различной продолжительностью обучения. В каждый курс включены занятия по охране здоровья ('/г 10 до 16 часов). В течение года постоянно действующие курсы оканчивает несколько тысяч слушателей.

Можно привести пример Черновицкой области, в которой ведется массовое гигиеническое обучение сельского населения по 10-часовой программе. Только в 1-м полугодии 1962 г. курсы окончило около 110 тыс. человек. Результаты работы одобрены Областным комитетом КПСС и Облисполкомом Черновицкой области.

Успех гигиенической подготовки различных групп населения в большой мере зависит от активного участия не только персонала лечебно-профилактических учреждений, но и гигиенистов, в первую очередь работающих в санэпидстанции.

Июньский Пленум особо подчеркнул роль школы в воспитании нового человека. Нас, работников здравоохранения, естественно, особенно волнуют проблемы гигиенического воспитания подрастающего поколения.

Многолетняя практика ряда городов Советского Союза оправдала такие формы работы в школе, как преподавание основ гигиены в начальных классах в виде уроков «охраны здоровья», а в старших — в курсе биологии. Всю работу по пересмотру программ гигиенической подготовки учащихся проводили сотрудники Института санитарного просвещения совместно с Министерством просвещения РСФСР.

На Украине, в Белоруссии, в других республиках и в ряде областей и городов РСФСР гигиеническое обучение учащихся еще не вошло прочно в повседневную жизнь школы, особенно на селе, оно не всегда сочетается с повседневным гигиеническим воспитанием детей.

Особенностью санитарного просвещения в школе является то, что основной проводник его — педагог. Поэтому перед медицинскими работниками, в первую очередь перед гигиенистами, стоит ответственная задача: обеспечить соответствующую подготовку педагогов по школьной гигиене и гигиеническому воспитанию, а также консультировать их в учебной и внеклассной работе по охране здоровья.

Высокая грамотность населения страны позволяет широко использовать в целях пропаганды печать, в том числе научно-популярную литературу.

В 1962 г. в Советском Союзе было издано около 20 млн. экземпляров научно-популярных книг. Казалось бы, цифра внушительная. Но если учесть, что в стране 382 тыс. библиотек, 128 тыс. клубов, около 27 тыс. лечебно-профилактических учреждений, становится ясной жизненная необходимость резко увеличить выпуск научно-популярной литературы.

В тематике научно-популярной литературы, издаваемой в центре и на местах, вопросы гигиены представлены недостаточно.

Гигиенические общества, ученые-гигиенисты и практические работники могут оказать большую помощь в улучшении этого дела. Необходимо обсуждать на заседаниях научных обществ тематику научно-популярных книг, их качество и мероприятия по улучшению выпуска популярных изданий по гигиене, особенно на языках национальностей.

Ряд домов санитарного просвещения проявил ценную инициативу — они систематически используют местную печать, публикуя отдельные статьи под рубрикой «Советы врача». В Мурманской и Ставропольской областях, а также в Азербайджанской и Армянской ССР в областных и районных газетах систематически публикуются на специальных страницах (вкладышах) материалы по охране здоровья.

Качество пропаганды с помощью печати будет значительно выше, если врачи-гигиенисты станут сами чаще выступать на страницах массовой печати.

За последние годы более широко стали использовать радио и телевидение. В подавляющем большинстве областей, краев, республик по радио систематически передаются беседы и лекции врачей, ответы на вопросы радиослушателей и т. п. Проблемы гигиены, к сожалению,

представлены не так, как этого хотелось бы и как нужно. Основное место в передачах до сих пор отводят борьбе с теми или иными болезнями, а не пропаганде здорового образа жизни, правильного питания, рациональных методов труда и отдыха, значения физической культуры и закаливания. И здесь могут и должны помочь врачи-гигиенисты. Необходима их творческая инициатива, большая активность и настойчивость. В ряде мест при радиокомитетах уже созданы общественные редакции медицинских передач. Если гигиенические общества используют эти новые формы, будет выполнено большое, важное дело.

Не менее важно использовать для пропаганды телевидение. В настоящее время более 60 телестудий страны систематически ведут передачи по вопросам охраны здоровья. Дома санитарного просвещения через местные отделы культуры должны добиваться предоставления времени для телевизионных передач на санитарно-гигиенические темы, а также заботиться о создании общественных редакций в телестудиях или объединенных редакций для радио и телевидения. Члены гигиенического общества могут принять в этом самое активное участие. С их помощью систематически будут вестись специальные передачи по телевидению для детей, молодежи, женщин, знакомящие зрителей с достижениями советского здравоохранения, новинками гигиенической науки и практики.

Путем расширения и улучшения качества пропаганды вопросов гигиены мы должны убедительно показать населению, что в правильной организации труда, быта, отдыха заложены пути к долголетию, сохранению и укреплению здоровья, высокой работоспособности.

Назрела также необходимость пересмотреть программы подготовки медицинских работников по санитарному просвещению с тем, чтобы молодой врач, фельдшер или акушерка отчетливо представляли, как следует вести пропаганду вопросов охраны здоровья и хорошо владеть методикой и средствами такой пропаганды.

Обсуждение этого важного вопроса на заседаниях гигиенических обществ в центре и на местах, разработка' конкретных мероприятий по улучшению подготовки врачей и средних медицинских работников в отношении пропаганды медицинских и гигиенических знаний, несомненно, окажут влияние на улучшение этой работы.

Поступила 25/Х1 1963 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.