Т. Е. Болдырев
Актуальные вопросы школьной гигиены
Забота о детях, о их здоровье и всестороннем физическом и умственном развитии является в нашей стране одной из важнейших государственных задач.
Наше государство отличается от всех других государств тем, что оно не жалеет средств на хороший уход за детьми и хорошее воспитание молодежи. Социалистический строй в нашей стране, успехи строительства коммунизма, непрерывный рост материального благосостояния и культурного уровня народа обеспечивают все условия, необходимые для воспитания здорового, всесторонне развитого, образованного и культурного поколения строителей коммунизма.
За годы советской власти в нашей стране построены сотни тысяч новых зданий для общеобразовательных школ, школ ФЗО и ремесленных училищ, детских садов, яслей и других детских учреждений, отвечающих требованиям школьной гигиены. В детских учреждениях создан режим, способствующий успешному воспитанию, физическому и умственному развитию молодых граждан нашей великой Родины. Широкое развитие получили массовые и санаторные пионерские лагери, санаторные детские сады, санаторные лесные школы, детские санатории и др. В них нашим детям предоставляются все возможности для культурного здорового отдыха, укрепления здоровья и физического развития. Физическая культура и спорт во всех их видах стали одним из любимейших занятий наших детей и молодежи. Физкультурой и спортом у нас занимается подавляющая часть молодежи. Большое развитие в годы 'советской власти получила у нас и работа по гигиеническому воспитанию и санитарному просвещению детей и молодежи.
В результате повседневных и больших забот Коммунистической партии и Советского правительства о детях в СССР резко снизились и продолжают снижаться заболеваемость и смертность. Особенно резко снизилась детская смертность. Как известно из отчетного доклада товарища Г. М. Маленкова XIX съезду партии о работе Центрального Комитета ВКП(б), «В результате роста материального и культурного уровня жизни народа и улучшения медицинского обслуживания населения сократилась смертность в нашей стране. За последние три года чистый прирост населения составил 9 миллионов 500 тысяч человек»
Как известно, в капиталистических странах дети трудового народа обречены на систематическое недоедание и голод, изнурительный, истощающий подневольный труд, болезни и преждевременную смерть. Если по официальным, явно приукрашенным данным, в США каждый шестой ребенок не заканчивает начального образования, так как вынужден искать себе пропитание, то мы уже давно осуществили всеобщее начальное образование, перешли на всеобщее 7-летнее обучение и стоим на пороге всеобщего 10-летнего обучения.
•Г. Маленков, Отчетный доклад XIX съезду партии о работе Центрального Комитета ВКП(б), М., Госполитиздат, 1952, стр. 70.
Школьная гигиена в капиталистических странах влачит жалкое существование и скатывается на позиции расовой гигиены- В США 74% всего бюджета 1952—1953 гг. идет на прямые военные расходы, а на просвещение выделяются лишь жалкие гроши.
Расходы на просвещение в СССР в 1951 г. достигли 57,3 млрд. рублей, т. е. стали в 2'/г раза больше, чем в довоенном 1940 г., а число обучающихся в СССР в ¡настоящее время составляет 57 млн. человек.
Советская школьная гигиена развивается на основе всепобеждающего учения Маркса—Энгельса—Ленина—Сталина, на основе диалектического материализма. Она широко использует для охраны здоровья детей физиологическое учение И. П. Павлова.
Эти методологические основы обеспечивают нашей школьной гигиене правильное направление в области научных исследований и приложения этих исследований к практике.
Однако было бы совершенно неправильным за достигнутыми успехами не видеть многих, весьма крупных и существенных недостатков в практической работе и в области развития школьной гигиены как науки.
XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза в своих исторических директивах по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-—1955 гг. обязал направить усилия медицинских научных работников на решение важнейших задач здравоохранения, сосредоточив особое внимание на вопросах профилактики, обеспечить быстрейшее внедрение в практику достижений медицинской науки. Одновременно съезд обязал обеспечить дальнейшее развитие физической культуры и спорта.
Согласно решениям XIX съезда партии, в 1955 г. число мест в детских яслях возрастет на 20% и в детских садах —на 40%.
В части, касающейся дальнейшего развития народного образования, съезд обязал «Завершить к концу пятилетки переход от семилетнего образования на всеобщее среднее образование (десятилетка) в столицах республик, городах республиканского подчинения, в областных, краевых и крупнейших промышленных центрах. Подготовить условия для полного осуществления в следующей пятилетке всеобщего среднего образования (десятилетка) в остальных городах и сельских местностях»
Одновременно съезд партии постановил «Увеличить строительство городских и сельских школ, примерно, на 70 процентов по сравнению с предыдущим пятилетием» 2.
В целях дальнейшего повышения воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимся, заканчивающим-среднюю школу, условий для свободного выбора профессий съезд постановил приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению.
Все эти решения исторического XIX съезда КПСС знаменуют собой дальнейший огромный рост культуры нашей великой Родины. Перед работниками гигиенической науки, практическими врачами-гигиенистами, педиатрами, эпидемиологами и педагогами эти решения ставят новые, весьма важные задачи, требующие резкого усиления научно-исследовательской работы в области школьной гигиены.
Ни один вопрос школьной гигиены не может быть правильно и исчерпывающе решен без знания, а следовательно, и без серьезного систематического изучения физиологических особенностей развивающегося человеческого организма в его связи и взаимодействии с конкретными для каждого случая условиями воспитания и обучения. Данные, получаемые в результате такого изучения, должны и могут
1 Резолюции XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза, М., Гос-политиздат, 1952, стр. 29.
2 Та м же.
являться основным материалом для научно обоснованного нормирования в любой области школьной гигиены. Без этих данных всякие попытки нормирования, например, нормирования режима школьного дня, учебной нагрузки, режима занятий физкультурой и спортом, питания детей и подростков, школьного строительства, школьной мебели, учебников и очень много другого, вплоть до детских игрушек, в значительной мере приобретают схоластический характер, а разработанные нормативы довольно часто не находят применения в практике, так как целесообразность некоторых из них трудно доказать.
Все эти актуальнейшие вопросы школьной гигиены необходимо рассматривать в свете физиологического учения И. П. Павлова.
Известно, что некоторые представители нашей школьной гигиены и школьно-гигиенической практики долгое время стояли в стороне от этого учения и при проведении исследований по школьной гигиене не занимались вопросами высшей нервной деятельности. Они изучали самые разнообразные стороны школьно-санитарного дела, школьной среды, но забывали основное — ребенка, школьника, подростка, игнорируя то исключительное богатство физиологических нервных реакций на воздействие окружающей среды, которое свойственно молодому возрасту, когда происходит формирование организма, когда закладываются основные навыки поведения, когда по существу закладываются основы здоровья на всю последующую жизнь человека.
Изучение среды, окружающей школьника, и разработка нормативов этой среды, проводившаяся часто без изучения положительных или отрицательных реакций детей на элементы этой среды, породили порочное «направление» в школьно-гигиенической науке и практике, характеризующееся резким уклоном в технику. Появились такие школьные, с позволения сказать, гигиенисты, которые сводят содержание школьной гигиены к санитар-но-строительному надзору, обосновывая свои требования в этом вопросе в лучшем случае личным житейским опытом. Это находит свое отражение и в неправильном понимании некоторыми нашими товарищами содержания так называемого предупредительного санитарного контроля в области школьной гигиены, в области санитарной охраны детских и школьных учреждений. Некоторые полагают до сих пор, что содержание предупредительного контроля составляет только рассмотрение проектов школьных зданий, внесение в них поправок, согласование этих проектов, наблюдение за строительством по этим проектам и прием готовых учреждений в эксплуатацию.
Те, кто придерживается приведенной выше точки зрения, повидимо-му забывают, что нельзя правильно составить нормативы, нельзя предъявить правильные, гигиенически обоснованные требования к исправлению проекта, нельзя своевременно улучшить существующие нормы, если не знать и не изучать конкретный режим и обстановку обучения и влияние их на здоровье и развитие детей, не видеть построенные по проектам школьные и детские учреждения в эксплуатации, когда легче всего выявляются недостатки их проектирования. Ведь только в этом случае врач-гигиенист, занятый предупредительным надзором за строительством детских и школьных учреждений, становится способным двигать вперед свое дело, систематически улучшать качество строительства этих учреждений, улучшать условия воспитания и обучения детей.
Не полностью еще изжиты у нас и остатки идеалистических извращений в школьной гигиене, касающиеся изучения вопросов физического развития детей. Некоторые работы в этой области, исключающие ведущую систему организма человека — нервную систему, идеологически являются порочными и правильно были осуждены в свое время. Изучение физического развития детей и молодежи следует производить, исходя из представления о растущем организме как едином целом и включать, наряду с изучением антропометрических и соматических данных,
исследования высшей нервной деятельности в органической связи с условиями среды, воспитания и обучения детей и молодежи.
Все сказанное является совершенно необходимой предпосылкой к постановке тех вопросов из области школьно-гигиенической науки и практики, которые являются в настоящее время наиболее актуальными.
т£г -йг
Первым из этих вопросов, привлекающим внимание врачей и педагогов, является вопрос "о гигиене педагогического процесса в широком смысле слова. Этот вопрос возникает прежде всего в связи со значительной учебной нагрузкой учащихся, особенно общеобразовательных школ, в частности, учащихся старших классов. Причины перегрузки учащихся лежат не столько в объеме того учебного материала, который учащиеся должны усвоить в соответствии с программами, сколько в самовольном увеличении программ преподавателями отдельных дисциплин при благосклонном попустительстве некоторых директоров школ и отделов народного образования. Причины этой перегрузки лежат также и в нарушениях режима школьного дня в некоторых школах; в увеличении числа уроков, нерациональном расположении уроков по различным дисциплинам на протяжении учебного дня, в сокращении времени перемен, в плохо организованном прохождении учебного материала в классе, в связи с чем вся эта работа перелагается на учащегося и приводит к непомерному подчас объему домашних заданий. Если к этому добавить время, которое затрачивается учащимися на работу в учебных кружках (по основным дисциплинам), на выполнение различных внепрограммных индивидуальных заданий педагогов, то учебная нагрузка становится настолько большой, что учащиеся часто лишаются возможности нормально работать, пользоваться свежим воздухом, заниматься физической культурой и часто удовлетворительно справляются со своими учебными обязанностями только за счет сокращения столь необходимого в этом возрасте нормального времени сна. Мы, естественно, не думаем готовить из своих детей белоручек, наоборот, мы стараемся привить нашим детям в школах любовь к труду, умение работать, воспитать в них упорство в достижении поставленной цели и способность преодолевать любые трудности. Мы также кровно заинтересованы в том, чтобы наши дети приобрели в школах прочные и достаточные по объему знания, обеспечивающие им возможность успешно работать на любом производстве или продолжать образование в высшей школе. Однако при всем этом интересы охраны здоровья детей должны быть на первом месте. Поэтому имеющиеся нарушения режима обучения нельзя признать допустимыми.
В устранении указанных нарушений многое зависит от органов народного образования, которые обязаны ' укрепить дисциплину преподавателей и директоров школ и не допускать нарушений установленного режима обучения, позаботиться о составлении более полноценных, не загроможденных излишними материалами программ и особенно учебников. Однако в этих нарушениях должны признать свою вину и врачи. Вопросы гигиены педагогического процесса и в первую очередь гигиенические вопросы режима обучения неразрывно связаны с гигиеной высшей нервной деятельности, с состоянием здоровья детей и молодежи, а в конечном итоге от правильного их решения зависит в определенной степени и успех самого обучения и воспитания в школе. Поэтому все эти вопросы должны быть объектом пристального внимания школьных врачей, детских врачей, школьно-санитарных врачей и государственных санитарных инспекторов, а также Министерства здравоохранения СССР и наших ученых гигиенистов.
Между тем при всей очевидной важности и осознанной всеми акту-альности указанных вопросов многие наши товарищи решительно еще
не занялись ими. К сожалению, над многими из нас еще тяготеет привычка к более простым и примитивным формам санитарного надзора за школьными и детскими учреждениями. Нет слов, санитарный и санитарно-строительный надзор за школами и детскими учреждениями — весьма важная функция наших врачей. Эти виды надзора необходимо всемерно укреплять, усиливать, следует сделать этот надзор более строгим и настойчивым. Но этого надзора в настоящее время мало для того, чтобы решать коренные вопросы школьной гигиены. А одним из таких коренных вопросов является разработка и введение в жизнь такого режима обучения и воспитания детей и молодежи, которые соответствовали бы современным физиолого-гигиеническим научным требованиям и потребностям народного хозяйства нашей страны и лучше обеспечивали бы всестороннее гармоническое развитие, дальнейший рост культуры и здоровья нашей молодежи.
Вопросы гигиены педагогического процесса и особенно режима дня, неразрывно связанные с гигиеной высшей нервной деятельности детей, такое же огромное значение имеют и для других детских учреждений — детских садов, детских яслей, детских санаториев и др.
Следовательно, задача состоит в том, чтобы:
а) всем врачам, имеющим отношение к обучению и воспитанию детей и охране их здоровья, обратить серьезное внимание на организацию соответствующего гигиеническим требованиям режима во всех детских учреждениях и школах всех типов, постоянно и систематически изучать существующий режим, внося в него все, что может способствовать дальнейшему улучшению условий и обстановки воспитания и обучения детей, профилактике переутомления, укреплению их здоровья и всестороннему развитию;
б) нашим ученым-гигиенистам организовать углубленное изучение состояния режима, условий и обстановки обучения и воспитания детей и подростков, обратив особое внимание на производственное обучение с тем, чтобы в ближайшее время разработать нормативы наиболее рационального режима в детских учреждениях, общеобразовательных школах, школах ФЗО и ремесленных училищах;
в) Министерству здравоохранения СССР — организационно возглавить всю работу и вести ее в полном контакте с органами народного просвещения таким образом, чтобы все новое и полезное, что дает практика и наука в данной области, немедленно находило бы широкое применение, а итоги проводимой работы своевременно обобщались и становились достоянием широких масс врачей и педагогов.
-¿г -йг Я
Правильное решение вопроса о рациональном построении режима обучения и воспитания находится в прямой зависимости от того, насколько хорошо будет организовано в детских и школьных учреждениях систематическое изучение физического развития и состояния здоровья детей и молодежи. В этой же связи необходимо подчеркнуть роль врача в правильной постановке физического воспитания и физической культуры и спорта среди детей и молодежи.
К сожалению, у нас еще имеются школьные врачи и врачи санитарно-эпидемиологических станций, стоящие вдали от какого бы то ни было влияния на организацию дела физического воспитания и спорта в детских и школьных учреждениях. Между тем именно школьный и школьно-санитарный врачи должны быть идейными, научными руководителями физкультурной и спортивной работы среди детей и молодежи.
Следует признать также, что у нас имеются еще школьные и школь-но-санитарные врачи, которые ограничивают свою санитарно-гигиениче-скую деятельность только контрольно-консультативными функциями без
активного вмешательства в жизнь школы или детского учреждения, в установившийся в них режим.
Для того чтобы врач имел возможность предъявить администрации или органам народного просвещения свои обоснованные требования и настойчиво добиваться их выполнения, необходимо систематически изучать состояние здоровья и физического развития детей и молодежи в связи с воздействием на них всех условий окружающей среды.
Повседневный санитарно-гигиенический анализ школьной и внешкольной обстановки, условий школьного обучения и семейного воспитания, применение гигйенических, физиологических, клинических методов исследования при изучении развития и состояния здоровья детей » молодежи, повседневный анализ состояния здоровья коллектива учащихся — вот путь к обоснованию требований врача. Он является одновременно и путем дальнейшего совершенствования санитарно-гигиенических условий обучения, необходимых для наиболее успешной работы по воспитанию подрастающего поколения строителей коммунизма в. нашей стране.
Работа врача, организованная описанным методом, является в тоже время и путем для его личного совершенствования как специалиста.
Следовательно, задача заключается в том, чтобы обратить внимание школьных и школьно-санитарных врачей, педиатров и эпидемиологов на необходимость серьезного систематического изучения состояния физического развития и здоровья детей и молодежи как условия дальнейшего повышения качества профилактической работы в школе.
-йг -Аг #
Как уже говорилось выше, XIX съезд КПСС решил «...приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе-и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению»
Всеобщее политехническое обучение, являющееся одной из важных задач на пути постепенного перехода от социализма к коммунизму, требует от врачей серьезного изучения ряда проблем. Сюда относятся выявление гигиенических проблем, связанных с основными особенностями политехнического обучения, и разработка специфических гигиенических требований к режиму, обстановке, методике политехнического обучения; вопросы отбора учащихся, медицинского обслуживания учащихся и т. д. Все эти вопросы должны в основной их части быть разработаны еще в текущем пятилетии. В Министерстве здравоохранения СССР (при Всесоюзной государственной санитарной инспекции) создана специальная постоянно действующая комиссия, которая будет заниматься этим делом. Однако эта комиссия не сможет исчерпывающе и правильно решить поставленные перед ней задачи без активной помощи ученых-гигиенистов и практических школьных врачей. Особенно ценной была бы помощь врачей, работающих в школах ФЗО и ремесленных училищах и имеющих уже опыт санитарно-гигиенического и медицинского обслуживания учащихся этих школ. Однако время не ждет, и каждый специалист школьной гигиены обязан внести свою долю труда в разработку этой новой, сложной проблемы. Необходимо обсудить эту проблему на специальных совещаниях кафедр школьной гигиены, ученых советов институтов гигиены труда, институтов гигиены и эпидемиологии, в отделениях Всесоюзного научного общества гигиенистов и все соображения, могущие оказать помощь делу, довести до сведения Министерства здравоохранения СССР.
1 Резолюции XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза, М., Гос-политиздат, 1952, стр. 29.
Следовательно, задача заключается в том, чтобы немедленно приступить к разработке гигиенических требований к системе, режиму, содержанию и методике политехнического обучения с тем, чтобы с самого начала организовать его в соответствии с требованиями современной советской гигиенической науки.
-А-
Предупредительный надзор в настоящее время проводится школьными государственными санитарными инспекторами и школьными санитарными врачами санитарно-эпидемиологических станций главным образом в области контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм и требований при проектировании и строительстве школьных зданий и зданий различных детских учреждений. Кроме того, в значительно меньшем объеме ведется контроль за соблюдением указанных норм и требований при выпуске промышленностью детских игрушек, мебели и других предметов детского и школьного обихода.
Несмотря на то, что в этой области санитарной работы наше здравоохранение имеет некоторые успехи, все же признать состояние ее в настоящее время вполне удовлетворяющим нас нельзя.
Это касается прежде всего состояния контроля за проектированием школьных зданий. В области гигиенического нормирования школьных зданий и зданий других детских учреждений у нас имеется до сих пор еще большое количество недоделок, которые часто служат серьезной помехой при оценке проектов зданий. Происходит это потому, что до сих пор наши учреждения, которым это надлежало бы сделать, не нашли достаточно четких научных гигиенических обоснований для решения ряда вопросов, имеющих отношение к проектированию школ и детских учреждений. Так, например, до сих пор нет научного обоснования размеров территории, которую следует отводить для строительства школ в городах, пригородах, поселках, сельских местностях; нет данных для обоснования размеров участков для детских садов и других детских учреждений. Идут споры о возможной этажности школ, размерах и расположении рекреаций, гардеробных, буфетов, о планировке и оборудовании туалетных, о системе оконных переплетов, типе освещения, питьевого водоснабжения школ и т. д.
Отсутствие установленных и обоснованных твердых точек зрения на многое из перечисленного иногда весьма затрудняет работу практических врачей при оценке проектов детских учреждений и школ. Санитарный контроль за строительством детских и школьных учреждений и за вводом их в эксплуатацию также не везде организован и не всегда проводится надлежащим образом.
Далеко не все еще сделано и в области предупредительного санитарного надзора за изготовлением различных промышленных изделий детского и школьного обихода, качество или устройство которых может отражаться на здоровье детей. К таким изделиям относятся детская и школьная мебель, игрушки, книги, одежда, обувь, предметы личной гигиены и многое другое.
Понимание предупредительного санитарного надзора в области школьной гигиены и гигиены детских учреждений должно быть сегодня значительно расширено. Предупредительным санитарным надзором обязательно должны быть охвачены и режим обучения, распорядок дня, величина нагрузки, условия и обстановка обучения, физического развития и спорта и т. д., т. е. все, что прямо или косвенно оказывает свое воздействие на детей.
Таким образом, задача состоит в том, чтобы
а) в кратчайший срок обеспечить разработку научно обоснованных гигиенических нормативов, необходимых для улучшения качества суще-
ствующих и вновь разрабатываемых проектов школ различных типов и зданий детских учреждений; %
б) обеспечить разработку гигиенических нормативов и ГОСТ недетскую одежду, обувь, мебель, предметы личной гигиены, книги и пр.;
в) резко повысить качество предупредительного санитарного надзора за проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию зданий школ и различных типов детских учреждений, а также физкультур-' ных площадок внутри кварталов и городских районов;
г) резко повысить качество работы по предупредительному санитарному надзору и расширить ассортимент изделий детского и школьного обихода, подлежащих санитарно-гигиеническому контролю;
д) расширить деятельность органов, ведущих предупредительный санитарный надзор в области школьной гигиены, включив в число объектов предупредительного санитарного надзора все объекты среды, в том числе режим обучения и воспитания, способные прямо или юэевенно воздействовать на развитие и здоровье детей и молодежи.
-¡У / ,
Текущий санитарный надзор, основная задача которого состоит в постоянном строгом наблюдении за выполнением администрацией школ и детских учреждений существующих санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических правил и требований, еще не является достаточным, что и приводит к ряду нарушений как в поддержании санитарного состояния детских учреждений и школ, так и в режиме обучения и воспитания.
К таким нарушениям относятся в некоторых детских учреждениях скученность, несоблюдение санитарных норм в спальнях, классах, мастерских, отсутствие подсобных помещений, недостатки в оборудовании школ классной мебелью, неправильное рассаживание детей по партам, состояние искусственного и естественного освещения классных помещений, непорядки в организации питания в некоторых детских учреждениях и школах.
Некоторые санитарные врачи недостаточно следят за санитарным состоянием детских и подростковых учреждений и школ, не проявляют необходимой настойчивости и не добиваются выполнения своих требований по улучшению условий обучения, воспитания детей и устранения в детских учреждениях и школах нарушений режима, могущих неблагоприятно отражаться на здоровье детей и школьников.
Большое число врачей детских и подростковых учреждений и школьных врачей еще недостаточно подготовлено в области гигиены и эпидемиологии. Уделяя основное внимание лечебной работе, многие из них совершенно не интересуются вопросами профилактики заболеваний и созданием необходимых гигиенических условий в обслуживаемых ими учреждениях и школах.
Следовательно, задача в этой области работы заключается в необходимости повышения качества текущего санитарного надзора за детскими учреждениями и школами.
Ъ -к &
Дальнейшее повышение санитарной культуры в детских учреждениях и школах, являющееся обязанностью администрации этих учреждений, педагогов, школьных и школьно-санитарных врачей, не мыслится без активной роли в этом деле самих учащихся. Поэтому гигиеническая подготовка учащихся, воспитание у них гигиенических привычек составляют нашу важнейшую обязанность.
Эту работу следует начинать среди детей самого младшего возраста и продолжать до окончания ими средней школы. В ней должны принимать участие все, кто работаете детьми,— руководители учреждений, воспита-
тели, педагоги, а врачи должны быть вдохновителями и инициаторами этой работы. Для гигиенического воспитания следует использовать не только специальные уроки по гигиене, но и все моменты жизни детского учреждения и школы. Необходимо всемерно развивать и поощрять инициативу самих детей в организации санитарных кружков, санитарных постов, сдаче норм на значок БГСО и других мероприятий. Надо привлекать к этой работе актив общества Красного Креста и Красного Полумесяца, а также санитарный актив из числа родителей и педагогов.
Гигиеническое воспитание детей, способствующее дальнейшему росту культуры нашего народа, составляет немаловажное звено в формировании сознания нашей смены — строителей коммунизма в нашей стране, и этой работе должно быть уделено большое внимание.
Задача в этой области состоит в том, чтобы использовать всех педагогов и врачей для гигиенического просвещения наших детей, для воспитания у них гигиенических привычек с целью дальнейшего подъема уровня общей культуры.
Ряд важнейших вопросов школьной гигиены требует серьезной научной разработки.
Многие существующие и действующие сегодня гигиенические нормативы из области школьной гигиены требуют пересмотра и нового обоснования с точки зрения павловской физиологии. Еще больше таких нормативов должно быть разработано вновь. Это относится к упорядочению режима в детских и школьных учреждениях и физической подготовки детей и молодежи. В этой области имеется еще непочатый край работы для наших ученых.
Но, кроме этого, санитарные и школьные врачи сталкиваются в своей работе с рядом других спорных, неясных вопросов, для решения которых необходимы предварительные научные исследования.
К таким вопросам, в частности, относится устройство веранд для сна детей на открытом воздухе, организация групповой изоляции детей с целью профилактики инфекционных заболеваний в детских учреждениях. Не может считаться разрешенным также вопрос об оптимальной ориентации школьных классов, так как до сих пор нет солидных исследований по этому вопросу, которые бы обосновывали определенные ориентации классов по их тепловому режиму, освещенности, тепловому самочувствию учащихся и влиянию всех этих элементов среды на работоспособность и успеваемость учащихся.
Большая работа предстоит в области обоснования гигиенических нормативов физического воспитания и детского спорта.
Таким образом, перед нашей гигиенической наукой в области школьной гигиены стоят еще очень большие задачи.
Анализируя положение школьной гигиены как науки, приходится притти к выводу, что дефекты в этой области сложились вследствие отсутствия методического руководства.
Наши ученые, работающие в области школьной гигиены, разобщены между собой, изолированы друг от друга, не обсуждают совместно вопросы дальнейшего развития науки, не координируют свою работу с органами народного просвещения и физической культуры и спорта. Гигиенический комитет Ученого совета Министерства здравоохранения СССР, призванный осуществлять это руководство, определять наиболее животрепещущие проблемы школьной гигиены и организовать их разработку, со своими задачами явно не справляется.
Отсутствие научного методического центра по школьной гигиене является, таким образом, одной из главных причин отставания школьной гигиены.
Второй причиной отставания школьной гигиены является малочисленность научных кадров по школьной гигиене.
тйг -¿г -А-'
Недостаточно ведется также и подготовка молодых научных работников в области школьной гигиены. Количество аспирантов по этой дисциплине весьма невелико, а подготовка их ведется часто в неблагоприятных условиях (необеспеченность помещениями и оборудованием).
Таким образом, задача в этой области заключается в том, чтобы укрепить кафедры школьной гигиены кадрами, дать им необходимое лабораторное оснащение, ^укрепить отделы гигиены детства в санитарно-гигиенических и педиатрических институтах, расширить подготовку аспирантов по школьной гигиене и организовать научно-методический центр по школьной гигиене, возложив на него объединение и координацию сил ученых по разработке наиболее острых проблем школьной гигиены, имеющих первоочередное значение для дальнейшего успешного развития санитарной охраны детских учреждений и школ, охраны и укрепления здоровья детей и молодежи.
Проводниками в жизнь всех достижений нашей школьной гигиенической науки являются школьные врачи, школьно-санитарные врачи санитарно-эпидемиологических станций, врачи-педиатры. Успешной реализации достижений гигиенической науки, естественно, можно ожидать только в том случае, если вся масса врачей указанных специальностей владеет современной школьной гигиеной, знает ее и умеет применять на практике.
Если санитарные врачи, оканчивающие санитарно-гигиенические факультеты медицинских институтов, получают в стенах вуза достаточно хорошую подготовку по школьной гигиене и имеют возможность впоследствии время от времени повышать свою квалификацию по школьной гигиене в институтах усовершенствования врачей, то совсем иначе дело обстоит с подготовкой по школьной гигиене врачей, оканчивающих педиатрические и лечебные институты и факультеты.
Врачи-педиатры, являющиеся основными проводниками школьной гигиены в детских учреждениях, получают в вузах совершенно недостаточную подготовку по школьной гигиене. В дальнейшей своей практической работе они постепенно теряют и этот минимум знаний, не будучи систематически связаны с санитарной организацией и не имея возможности пополнять свои знания на курсах усовершенствования.
Есть также все основания поставить вопрос о необходимости преподавания школьной гигиены как обязательного предмета, в университетах на тех факультетах, которые готовят педагогов для средней школы, а также усилить преподавание школьной гигиены в педагогических институтах, увеличив число часов на этот предмет.
Следовательно, задача состоит в том, чтобы серьезно пересмотреть существующую систему подготовки врачей и педагогов по школьной гигиене, особенно педиатров, а также систему их дальнейшего усовершенствования в этой области-
Советская Родина с любовью растит и воспитывает молодое поколение своих граждан культурным, образованным, жизнерадостным, физически крепким, готовым к труду на славу и процветание отечества.
Коммунистическая партия, Советское правительство, все советское общество, школа, семья, комсомол, пионерские организации трудятся над выполнением этой задачи.
Медицинские работники с энтузиазмом вложат и свою долю труда в это великое, благородное дело.
•Ь Аг Аг