Научная статья на тему 'САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ГИГИЕНА'

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ГИГИЕНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
205
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ГИГИЕНА»

САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ГИГИЕНА

Проф. Л. С. Боголепова Из Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения

История советского здравоохранения показала, что в деле охраны народного здоровья, организуемом на социалистических основах, сани-тарно-просветительная пропаганда приводит к положительным сдвигам в отношении оздоровления условий труда и быта различных групп населения, сохранения их здоровья и трудоспособности, предупреждения заболеваемости.

Рост материального благосостояния населения Советского Союза является повседневной заботой партии и правительства. Благодаря этому население действительно может на основе приобретаемых гигиенических знаний и навыков улучшать гигиеническое состояние окружающей среды, правильно питаться, отдыхать и сохранять свое здоровье и трудоспособность.

В настоящее время, когда вся наша страна воодушевлена блестящими перспективами семилетнего плана развития народного хозяйства, к санитарному просвещению предъявлены очень большие и ответственные задачи. В связи с этим следует напомнить слова, сказанные Н. С. Хрущевым в докладе на XXI съезде партии: «Для перехода к коммунизму необходима не только развитая материально-техническая база, но и высокий уровень сознательности всех граждан общества. Чем выше сознательность миллионных масс, тем успешнее будут выполняться планы коммунистического строительства».

Семилетка — это сокращение рабочего дня, огромное строительство [ культурных учреждений и ^учреждений здравоохранения, предприятий общественного питания, 15 млн. новых квартир в городах и 7 млн. домов в сельских местностях, дальнейшее увеличение доходов колхозников и повышение реальной заработной платы рабочих, улучшение народного образования, техническая революция в промышленности и сельском хозяйстве. Все это обеспечивает в невиданных до сих пор размерах размах санитарной пропаганды и на основе постоянного повышения сознательности миллионных масс трудящихся, на основе приобретенных гигиенических знаний дает широкие возможности для улучшения условий труда и быта строителей коммунизма, повышения уровня их вдоровья, помогая тем самым повышению их производительности труда.

В санитарном просвещении стали принимать более активное участие профсоюзы и общества Красного Креста и Красного Полумесяца, а также совнархозы, директора и инженеры промышленных предприятий (Свердловск, Сталино, Челябинск, Тула и др.), иначе говоря, ширится круг общественности, занимающейся делом санитарного просвещения.

Определению современных задач санитарного просвещения помог последний Пленум Правления Всесоюзного общества гигиенистов и Общества гигиенистов Российской Федерации.

В связи со сказанным уместно остановиться на работе Института санитарного просвещения (единственного до сих пор научно-методического центра в этой области). Этот институт в содружестве с некоторыми научно-исследовательскими институтами и крупными домами сани-

гарного просвещения не может охватить все вопросы, которыми будут заниматься гигиенисты в свете решений XXI съезда партии. Он вынужден разрабатывать наиболее актуальные темы по дальнейшему повышению санитарной культуры отдельных групп населения, оздоровлению среды, в которой они живут и работают, профилактике заболеваний и ликвидации некоторых из них, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения. Так, в области гигиены труда институт в 1959 г. занимается разработкой вопросов организации, содержания и методики санитарного просвещения водной из очень важных отраслей химической промышленности — в производстве искусственного волокна, в машиностроительной промышленности — предупреждением глазного травматизма. Под руководством института намечено проведение работы республиканским Домом санитарного просвещения Азербайджанской ССР и городским Домом санитарного просвещения Баку — по дальнейшему оздоровлению условий труда и быта нефтяников.

С большим удовлетворением следует отметить, что работа С. Я- Со-скиной (1958), посвященная гигиенической подготовке студентов средних технических заведений, получила большой отклик. Узнав об ее итогах, Управление средних специальных учебных заведений Министерства высшего образования СССР сообщило, что замечания института о недостатках гигиенической подготовки кадров молодых специалистов правильны и что в программу их подготовки будет введена тема «Гигиена труда и промышленная санитария», рассчитанная на 6—8 учебных часов, с использованием методических указаний, предлагаемых институтом.

Аналогичная работа по вопросам гигиенического образования студентов технических вузов, выполненная в 1958 г. (С. Б. Токарем), имеет такое же значение.

В 1959 г. институт выпускает методическое пособие по обобщению опыта борьбы за санитарную культуру на предприятиях ведущих отраслей промышленности. Это пособие поможет руководителям предприятий, медицинскому персоналу, а также общественным организациям углубить эту работу там, где ее уже ведут, и начать ее там, где еще не начинали.

Работы института по вопросам санитарного просвещения среди рабочих промышленных предприятий, их гигиенической подготовки, в частности в системе производственно-технического обучения, а также в ремесленных училищах, всегда проходили при консультации Института гигиены труда и профессиональных заболеваний АМН СССР.

В области гигиены питания велась и будет продолжаться пропаганда рационального питания. Предусматривается сохранение здоровья и трудоспособности вообще и профилактика развития атеросклероза у лиц пожилого возраста. Работа ведется в содружестве с Институтом питания АМН СССР. Своеобразная форма пропаганды гигиены питания— школа рационального питания, предложенная Л. В. Барановским, получила одобрение на придприятиях, на которых ее проводили. Работа в этой области безусловно заслуживает продолжения и широкого внедрения в практику.

Под руководством И. С. Соколова были пересмотрены положения и улучшены программы гигиенической подготовки работников торговли и общественного питания в порядке обучения их так называемому санитарному минимуму. Институт совместно с санитарно-эпидемиологическими станциями не должен ослаблять внимания к этому вопросу, имея в виду его народнохозяйственное значение.

Гигиенические вопросы охраны труда и здоровья при использовании атомной энергии в мирных целях будут пропагандироваться институтом изданием наглядных пособий в помощь лекторам, разрабатываемых при участии соответствующих специалистов.

В области коммунальной гигиены Институту санитарного просвещения, по-видимому, совместно с Институтом общей и коммунальной гигиены АМН СССР предстоит выполнить указание Н. С. Хрущева, что «надо не только обеспечить человека хорошим жильем, но и научить его привильно пользоваться общественными благами...». Институту предстоит усилить пропаганду вопросов коммунальной санитарии как в городе. так и особенно на селе, изыскивая наиболее массовые и яркие ее формы, чему будет способствовать еще более широкое развитие в семилетке радио, кино, телевидения, печати.

Особенно следует остановиться на гигиеническом образовании и воспитании в школе. Как известно, решениями XXI съезда КПСС предусмотрен ряд мероприятий для улучшения народного образования. Институт санитарного просвещения сделал немало по внедрению в преподавание, проводимое начальной и средней школой, гигиенических вопросов.

В ближайшее время будут разрабатываться вопросы гигиенического образования и воспитания в связи с ее политехнизацией в целях создания для учащихся, работающих в мастерских, в сельских учебно-опытных хозяйствах или на фермах, гигиенических условий труда, а также в целях воспитания у учащихся гигиенических навыков, связанных с характером выполняемой ими работы. В ближайшие годы следует вплотную заняться и школами-интернатами.

Санитарное просвещение сельского населения имеет свои отличия в связи с особенностями сельскохозяйственного труда. Группа сотрудников института под руководством Ф. И. Зборовской и И. С. Соколова решила разработать систему санитарно-просветительных мероприятий и методику их проведения в новых условиях организации медицинской помощи сельскому населению, основываясь на положительных примерах этой организации (расширение сети лечебно-профилактических учреждений, усиление специализации в районных больницах, почти полный охват медицинской помощью рожениц, лучшее оснащение районных санитарно-эпидемиологических станций и пр.).

Для медицинских работников села необходимо выпускать большее количество санитарно-просветительных пособий, а также более стройная разработка организации пропаганды гигиенических знаний во всех звеньях профилактического и лечебного обслуживания населения.

Научно-атеистическая и противоалкогольная пропаганда, которыми институт обязан заниматься как участник идеологического воспитания населения, также преследует гигиенические цели.

Согласно решению ЦК КПСС и Совета Министров СССР о дальнейшем развитии дошкольных учреждений, улучшении воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста, институту предстоит повысить уровень пропаганды среди родителей знаний по вопросам воспитания и охраны здоровья детей дошкольного возраста.

Следует остановиться и на работах санитарного просвещения, связанных с клиникой. Среди здоровых санитарное просвещение ведется в целях профилактики того или другого заболевания, а среди больных —• в целях раннего выявления болезни, успеха их лечения, предупреждения рецидивов и осложнений.

Работами такого содержания мы обязаны заниматься, имея в виду ликвидацию или резкое снижение некоторых заболеваний, предусмотренное Министерством здравоохранения СССР в семилетнем плане, а также исходя из современной организации медицинской помощи населению — ее участкового характера и диспансерного наблюдения за различными группами населения. Дело в том, что раньше гигиенические знания несли широким массам населения главным образом санитарные врачи, педиатры и фтизиатры. В настоящее время первым на помощь населению приходит участковый врач поликлиники общей сети, а на заводе

и фабрике — врач медико-санитарной части или, точнее, цеховой врач, в большинстве случаев терапевт. Институт в самое ближайшее время будет заниматься пропагандой мер профилактики дифтерии, клещевого энцефалита, глистных инвазий у детей школьного возраста. Из неинфекционных заболеваний Институт будет продолжать работы в направлении профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и злокачественных новообразований.

В последние два года А. Т. Арустамова провела большую работу по изучению гигиенических знаний и поведения главным образом здоровых людей и части диспансеризированных по поводу сердечно-сосуди-стых заболеваний.

Институт обязан обеспечивать медицинских работников методическими пособиями и материалами, а для населения издавать плакаты, выставки и другие наглядные пособия. На нем также лежит разработка содержания санитарно-просветительных кинофильмов и издание радиолекций. Растущие потребности населения требуют усиления всей этой работы. Кроме возможного увеличения ее в институте, необходимо в ближайшее время добиться организации при крупных домах санитарного просвещения мастерских наглядных пособий.

Каждой республике нужен гигиенический музей для популяризации среди широких масс трудящихся достижений медицинской науки и здравоохранения.

Нам известно, как дело санитарного просвещения поставлено за рубежом. Участие в Международном союзе санитарного просвещения и в его международном журнале, установление контактов с многими странами, обмен материалами, участие в Комитете экспертов по санитарному просвещению Всемирной организации здравоохранения очень помогло этому.

Активно ведется санитарное просвещение во Франции, Англии, Италии, ФРГ и США. Конференции Международного союза санитарного просвещения в 1956 г. в Риме и в 1959 г. в Дюссельдорфе показали, что в этот союз вступает все больше стран, что в руководстве органами санитарного просвещения участвуют не только организаторы здравоохранения, но и люди науки, профессора высших школ и ответственные представители общественных организаций. Одной из проблем, которой занималась XII ассамблея Всемирной организации здравоохранения в Женеве (май 1959 г.), было санитарное просвещение.

Страны социализма пользуются богатым опытом Советского Союза. В институте стажировались руководящие работники санитарного просвещения Чехословакии, Польши, Болгарии, Венгрии, Монголии, Китая, КНДР. В этих странах организуются институты и дома санитарного просвещения по образцу нашей страны, широко привлекаются народные массы к участию в охране здоровья и пр.

Все это обязывает высоко нести знамя санитарного просвещения Советского Союза, впервые в истории организовавшего дело здравоохранения на профилактических основах и доказавшего всему миру преимущества социалистического строя в оздоровлении условий труда и быта населения и повышения уровня его здоровья.

Осуществляя вместе со всеми научными работниками нашей родины семилетний план развития народного хозяйства, мы твердо уверены, что дальнейшему развитию теории и практики санитарного просвещения помогут партийные и общественные организации, руководящие органы здравоохранения и люди науки, особенно гигиенисты.

Поступила 2/УП 1959 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.