Научная статья на тему 'Достижения советского санитарного просвещения за 35 лет'

Достижения советского санитарного просвещения за 35 лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Достижения советского санитарного просвещения за 35 лет»

нических условий в школах, режима дня, гигиены педагогического процесса, гигиенических основ политехнического обучения и др.

За 35 лет существования Советского государства школьная гигиена в СССР достигла значительных успехов. Не успокаиваясь на достигнутом, преодолевая имеющиеся недостатки, советские школьные гигиенисты должны настойчиво осуществлять поставленные партией Ленина— Сталина задачи. Школьная гигиена—дело не только одних специалистов этой области. Она должна развиваться объединенными усилиями общих гипиенистов, школьных врачей и врачей других детских учреждений, многочисленной армии учителей и других категорий педагогов и всей советской общественности.

Указанная коммунистической партией программа культурного строительства в СССР должна стать основой для дальнейшего развития школьной гигиены в нашей великой стране и привести к полному расцвету творческих сил и здоровья подрастающего поколения строителей коммунизма.

-й- -й Я

И. С. Соколов

Достижения советского санитарного просвещения

за 35 лет

Советское санитарное просвещение унаследовало лучшие традиции наиболее прогрессивных врачей прошлого.

Особо следует подчеркнуть, что санитарное просвещение как метод санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности врача получило свое признание еще в трудах основоположников русских гигиенических школ.

Лучшие представители русской гигиенической науки активно участвовали в распространении санитарных знаний среди широких масс населения. Первый преподаватель кафедры гигиены Медико-хирургической академии Алексей Петрович Доброславин одной из важнейших задач основанного им в 1874 г. журнала «Здоровье» ставил «наиболее обширное распространение пигиенических сведений, излагаемых в общедоступной форме»

В своей программной статье о задачах журнала «Здоровье» он называет врача «естественным руководителем общества в санитарных вопросах...» 2.

А. П. Доброславин своей работой по созданию русского отдела на Брюссельской международной гигиенической выставке 1876 г. и по организации Всероссийской гигиенической выставки 1880 г. внес большой вклад в дело популяризации гигиенических знаний.

Другой выдающийся русский гигиенист Ф. Ф. Эрисман во введении к своей книге «Общедоступное руководство к предупреждению болезней и к сохранению здоровья» писал: «Всякие оздоровительные мероприятия дадут прочные результаты только тогда, когда более гигиеническая обстановка сделается потребностью самого населения, а это вызывается главным образом просвещением и материальным благосостоянием» 3.

1 Здоровье, № 1, стр. 2, 1874.

2 Та м же.

3 Ф. Ф. Эрисман, в юн.: Общедоступное руководство к предупреждению болезней и сохранению здоровья, под |ред. Г. В. Хлопина, т. I, Введение, стр XXIII, СПБ, 1902.

Однако эксплоатация и бесправие основной массы населения в условиях царской России делали санитарную пропаганду беспочвенной, лишенной материальной базы.

Передовые врачи-общественники в дореволюционной России, проводя санитарное просвещение, неминуемо вступали в непримиримые противоречия с окружающей их жестокой действительностью.

И в настоящее время в условиях капиталистического строя санитарная «пропаганда» является лицемерным приемом буржуазии, попыткой затушевать классовые противоречия, переложить вину всех бедствий населения при капиталистическом строе на пролетариат. Издевкой звучат «гигиенические советы» врача безработному, лишенному какой бы то ни было возможности реализовать эти советы.

Большое значение приобрело санитарное просвещение для обеспечения успеха санитарно-оздоровительной и противоэпидемической работы в условиях советской действительности.

В результате планового социалистического строительства в СССР созданы все условия для проведения в жизнь широких санитарно-оздоро-вительных мероприятий для успешной работы по дальнейшему снижению и ликвидации заразных заболеваний.

Основоположники советского здравоохранения Н. А. Семашко и 3. П. Соловьев обосновали необходимость того, что каждый врач должен независимо от его специальности вести гигиеническую пропаганду.

Так, Н. А. Семашко писал: «У нас и профилактическая (санитарная, противоэпидемическая) организация и лечебная (лечебные учреждения) совместно работают над предупреждением распространения заболеваний среди населения» '

«Можно сказать без преувеличения, особенно применительно к нашей стране, что профилактика начинается и кончается санитарным просвещением» 2.

На всех этапах строительства социалистического государства санитарное просвещение, являясь, как и все здравоохранение, одной из функций Советского государства, использовалось как острое и испытанное оружие в борьбе за санитарную культуру.

Особенно велика была роль санитарного просвещения в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (1918—1920), когда массовая и политически заостренная санитарная агитация помогла преодолеть волну эпидемий, угрожавших молодому Советскому государству.

В годы сталинских пятилеток санитарное просвещение сыграло большую роль в борьбе за оздоровление условий труда и быта, за систематическое повышение санитарной культуры широких масс населения.

Особое значение имело и имеет санитарное просвещение в системе мероприятий по охране здоровья матери и ребенка и в воспитании подрастающего поколения.

Можно утверждать, что санитарное просвещение является основой диспансерных методов работы советских лечебно-профилактических учреждений, в частности, учреждений, обслуживающих женщин и детей.

Не меньшее значение имеет санитарное просвещение и для разрешения санитарно-гигиенических проблем. До сих пор работа по повышению санитарной грамотности и по привитию гигиенических навыков работников пищевых предприятий и учреждений общественного питания является существенно важным разделом санитарного просвещения.

Не менее важную роль играло и играет санитарное просвещение в профилактике заболеваний и травматизма среди рабочих промышлен-

1 Н. А. Семашко, Очерки по теории организации советского здравоохране ния, стр. 15, М., 1947.

2 Н. А. Семашко, Профилактика и диспансеризация, в кн.: «Основы профилактики в медицине», стр. 14—15, М., 1927.

пых предприятий. Санитарно-технический инструктаж рабочих, вновь приходящих на производство, наряду с широкой санитарно-технической пропагандой, явились эффективными формами санитарного просвещения, тесно связанного с условиями каждого производства.

Успехи коллективизации сельского хозяйства создали материальную базу для резкого подъема санитарного благоустройства колхозной деревни. И в этом отношении санитарное просвещение и работа с общественным санитарным активом дали свои плоды. Массовое движение за санитарную культуру в деревне приобрело особо широкий размах перед Великой Отечественной войной.

Особенно широко известна работа в Геокчайском районе Азербайджанской ССР, в Рогачевском районе Белорусской ССР, в Дмитровском районе Московской области.

В газете «Правда» от 21.III.1941 г. говорилось: «Наши органы здравоохранения, к сожалению, еще очень неумело используют силы общественности. Редко и неохотно обращаются они к содействию населения... Тем важнее почин медицинских работников Геокчайского района Азербайджана, Дмитровского района Московской области и других. Он показывает, что, действуя вместе с партийными и советскими организациями, подняв население, поставив перед ним конкретные задачи, органы здравоохранения в короткий срок могут добиться значительного повышения санитарной культуры».

В этом массовом движении санитарное просвещение, тесно увязанное с конкретными практическими задачами, являлось основным рычагом организации населения в борьбе за санитарную культуру.

Вероломное нападение германских фашистов на нашу родину поставило перед санитарным просвещением, как и перед всем здравоохранением, чрезвычайно ответственные задачи.

В условиях военного времени санитарное просвещение приняло характер действенной, политически направленной санитарной агитации и пропаганды, увязанной в единый комплекс со всей санитарно-профи-лактической, противоэпидемической и санитарно-оборонной работой.

Широкое и целенаправленное санитарное просвещение в сочетании с организацией санитарной самодеятельности населения помогло не допустить в годы войны распространения эпидемий и быстрее ликвидировать санитарные последствия временной оккупации ряда районов Советского Союза. Огромное значение имела и массовая санитарно-обо-ронная работа. Только за три года войны было подготовлено по нормам «Готов к санитарной обороне» 13 млн. взрослых и ЪЧг млн. школьников по нормам «Будь готов к санитарной обороне». Одновременно медицинские работники, призванные в Советскую Армию, проводили санитарную подготовку солдат.

Какое значение имела эта работа, показывает тот факт, что, например, на Ленинградском фронте до 45% всех раненый оказали себе первую помощь или получили ее от других бойцов. Обучение бойцов правильному оказанию первой помощи, несомненно, имело большое значение для эффективности дальнейшего лечения боевых травм и ускорения возвращения бойцов в строй после ранения.

В период перехода от социализма к коммунизму особое значение приобрели задачи коммунистического воспитания трудящихся, преодоления пережитков капитализма в сознании людей.

Известное место в коммунистическом воспитании заняло и санитарное просвещение, поскольку оно содействует формированию материалистического мировоззрения, помогает выкорчевывать предрассудки и различные неправильные представления, связанные с вопросами здоровья и болезни.

Для подъема идейного содержания санитарно-просветительной работы исключительно большое значение имели исторические постановле-

3 Гигиена и санитария, № 11

ния ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда" и „Ленинград"», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме „Большая жизнь"», «Об опере „Великая дружба" В. Мурадели».

Эти указания партии помогли преодолеть в содержании санитарной пропаганды остатки беспринципности, космополитизма и преклонения перед иностранщиной.

Пропаганда политики партии в области здравоохранения, популяризация достижений 'советской медицинской науки и приоритета отечественных и советских ученых стали важнейшими разделами санитарного просвещения.

Одним из удачных примеров такой популяризации является серия брошюр, издаваемых Центральным институтом санитарного просвещения под общим названием «Проблемы и люди», например, «Искатели новых лекарств» (о работах М. В. Ломоносова, Н. Н. Зинина, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева и других крупнейших русских ученых), «Д. И. Ивановский и открытие вирусов», «Возвращенное зрение» (о работах акад. В. Н. Филатова), «Борьба в тайге» (работы советских ученых по изучению таежного энцефалита) и др.

Историческая сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (август 1948 г.), обосновавшая мичуринское материалистическое направление советской биологии, а также объединенная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященная физиологическому учению И. П. Павлова, оказали огромное влияние на теорию и практику санитарного просвещения.

В свете учения о первой и второй сигнальных системах в их неразрывной связи и взаимодействии делается понятным применение «слова» как всеобъемлющего раздражителя во всей лечебной и профилактической работе врача.

Наиболее ярким примером применения воздействия словом на основе павловского учения является широко внедряемая психопрофилактика болей при родах. Наша дальнейшая задача в этой области — разработать необходимые методические и наглядные пособия для работы с беременными, а также использовать литературу, кино и театр для преодоления представления, укоренившегося среди широких масс населения, о неизбежности болей при родах.

Большое значение приобретает также применение санитарного просвещения при введении в лечебно-профилактических учреждениях охранительно-лечебного режима.

Улучшение методики санитарного просвещения с больными снимает возможные ятрогенные влияния и помогает поднимать нервнопсихическии тонус у больных, имеющий такое большое значение для исхода заболеваний.

Вот почему за последние годы санитарно-просветительная работа с больными стала проводиться строго диференцированно в зависимости от характера заболевания и состояния больного.

Примером такой углубленной разработки диференцированной методики может служить ряд работ, выполненных научными сотрудниками Центрального института санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР (например, работа Л. П. Заболоцкой, методика противораковой пропаганды, разработанная Л. В. Орловским).

Одной из важнейших задач является использование объективных методов физиологического исследования для изучения эффективности воздействия теми или иными средствами санитарной пропаганды в целях рационализации методики санитарно-просветительной работы. Первые опыты по применению объективной методики к изучению восприятия санитарно-просветительного плаката проводятся в -настоящее время в Центральном институте санитарного просвещения.

Перестройка санитарно-профилактической работы на основах физиологического учения И. П. Павлова, а также реорганизация сети противо-

эпидемических учреждений привели к значительному улучшению работы по санитарному просвещению в системе работы санитарно-эпидемиологических станций.

В комплексные планы работы санитарно-эпидемиологических станций санитарно-просветительные мероприятия стали включаться как органическая часть санитарно-гигиенической и противоэпидемической работы. В то же время многие санитарно-эпидемиологические станции становятся действительно организационно-методическими центрами санитарного просвещения, как это и предусмотрено „Положением о работе санитарно-эпидемиологических станций *.

Так, т. Зобачева (эпидемиолог одной из районных санитарно-эпиде-миолопических станций в Молотове) поделилась опытом работы этой санитарно-эпидемиолопической станции по постановке гипиенического воспитания школьников. В результате этой работы врачи, обслуживающие средние школы, стали принимать активное участие в гигиеническом воспитании школьников; «уроки здоровья», предусмотренные в младших классах, стали пользоваться большим вниманием у педагогов.

Систематическую и хорошо продуманную санитарно-просветитель-ную работу в школах проводит ряд санитарно-эпидемиологических станций (Орджоникидзевская районная санитарно-эпидемиологическая станция Свердловска, Молотовская городская санитарно-эпидемиологическая станция и др.).

Следует отметить, что далеко не все еще санитарно-эпидемиоло-гические станции выполняют свои функции по санитарному просвещению.

Какое значение имеет активное участие работников санитарно-эпидемиологических станций в руководстве и организации санитарно-про-светительной работы, показывают следующие интересные данные, сообщенные на Всесоюзной методической конференции по санитарному просвещению (май 1952 г.) главным врачом Горьковского областного дома санитарного просвещения А. И. Морозовой.

В 1949 г. (до реорганизации санитарно-эпидемиологической службы) в Горьковской области в работе по санитарному просвещению участвовало лишь 50% врачей и 20% средних медицинских работников. Беседы и лекции проводились почти исключительно в лечебно-профилактических учреждениях среди больных. Лишь 13,5% всех лекций и бесед проводились в культурно-просветительных учреждениях и в общежитиях. Санитарно-гигиеническая тематика в лекционной пропаганде составляла лишь 10%.

В результате усиления роли районных санитарно-эпидемиологиче-сиих станций в деле постановки санитарного просвещения все эти показатели в 1951 г. значительно улучшились: процент врачей, проводящих санитарно-просветительную работу, повысился до 96, а средних медицинских работников — до 93; процент лекций и бесед, проводимых в культурно-просветительных учреждениях, также поднялся до 28, а лекции и беседы на санитарно-гигиенические темы заняли уже 40% в общем числе лекций и бесед.

Советский народ под руководством славной коммунистической партии и великого Сталина успешно строит коммунистическое общество.

В пятом пятилетнем плане указаны новые перспективы дальнейшего роста экономики и культуры в нашей стране.

В этом победоносном шествии к коммунизму находит свое место и санитарное просвещение, помогающее преодолению пережитков капитализма в сознании людей, содействующее дальнейшему улучшению санитарного состояния страны, достижению победы над болезнями и над. преждевременной старостью.

-А- -¿г -й-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.