Научная статья на тему 'О ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ'

О ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ»

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 613:378.6в1]-058.53

Кандидаты мед. наук Н. П. Алексеева, А. И. Гурова О ПРЕПОДАВАНИИ ГИГИЕНЫ ИНОСТРАННЫМ СТУДЕНТАМ

Университет Дружбы народов им. Патриса Лумумбы, Москва

Проект новой программы по гигиене для лечебных факультетов, предложенный кафедрой общей гигиены I Московского медицинского института им. Сеченова (Г. И. Румянцев и соавт.), представляет собой значительный интерес для преподавателей лечебных факультетов медицинских вузов.

Нельзя не согласиться с авторами в том, что существующие новые программы страдают рядом недостатков: с одной стороны, они содержат обилие конкретных сведений, которые нецелесообразно преподавать врачам-лечебникам (многие нормативные данные, методы инструментальных исследований, сведения по физике, химии, микробиологии); с другой стороны, в них отсутствуют или недостаточно четко сформулированы основные положения профилактической медицины. Нам кажется целесообразным построение программы, предложенное авторами. Содержание конкретных гигиенических тем и предлагаемые их названия отражают современную гигиеническую проблематику, ставят перед студентами ряд перспективных задач, способствуют развитию у них профилактического мышления.

Интересным и целесообразным представляется изложение тем, касающихся содержания профилактической работы врача лечебного профиля в детских учреждениях и при медико-санитарном обслуживании промышленных рабочих. Настоятельно необходима тема «Связь санитарной службы СССР с медицинскими учреждениями лечебного профиля», которая должна помочь молодому врачу правильно организовать свою профилактическую деятельность.

Безусловно, врачу-лечебнику в нашей стране мало приходится заниматься вопросами предупредительного санитарного надзора, поэтому можно согласиться с их исключением из программы подготовки советского врача. Вместе с тем при обучении иностранных студентов мы не считаем возможным отказаться от систематического изложения курса гигиены в классическом варианте.

Состав студентов, которые обучаются на медицинском факультете Университета Дружбы народов, существенно отличается от контингента в советских вузах, поскольку основную массу студентов составляют представители развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Отсутствие у них единой системы довузовского образования обусловливает весьма неравноценную их общую подготовку по физике, химии, математике. Определенные трудности для усвоения основ гигиены иностранными студентами создаются из-за того, что основные принципы национального здравоохранения (профилактическое направление медицины, ее государственный характер и т. д.) не являются для них столь естественными, как для молодых людей, выросших в социалистическом обществе. У себя на родине многие из них встречаются в первую очередь с частнопрактикующими врачами, которые оказывают платную помощь; профилактическая же работа либо не проводится вообще, либо носит спорадический характер и осуществляется представителями различных международных организаций типа ВОЗ, ЮНЕСКО и т. п. или же входит в обязанности санитар-

ной полиции, санитарных инженеров, не имеющих специального медицинского образования.

Наконец, следует помнить, что основная часть студентов приезжает из стран, где санитарно-гигиеническая обстановка крайне неблагоприятна и характеризуется крайне низким уровнем санитарной культуры населения, условий жизни (неблагоустроенные жилища, плохое водоснабжение, питание, отсутствие очистки населенных мест и т. п.). Все это определяет особенности патологии населения развивающихся стран: высокую инфекционную заболеваемость, значительную зараженность паразитами, большое распространение болезней, связанных с недостаточным и неполноценным питанием, и как следствие — низкое физическое развитие детей и подростков.

В связи со всем вышесказанным в Университете Дружбы народов учебная программа по гигиене неоднократно пересматривалась; отдельные, особенно важные для наших студентов разделы, такие, как коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена детей и подростков, были расширены.

Действующий ныне учебный план медицинского факультета предусматривает преподавание гигиены на IV курсе (7—8-й семестры), что позволяет изложить студентам профилактику ряда заболеваний, изучаемых на III— IV курсе. В то же время отрицательно сказывается на учебном процессе отсутствие у студентов представления о методах и показателях, используемых в санитарной статистике, которая преподается только в 9-м семестре.

Учебным планом на гигиену отводится 141 учебный час, что позволяет несколько детализировать преподавание и оставить в учебной программе вопросы планировки жилых домов, детских учреждений, больниц, основные методы исследования факторов внешней среды, а также сконцентрировать внимание на вопросах профилактики заболеваний, наиболее специфичных для развивающихся стран. В лекционном курсе освещаются основные гигиенические проблемы как развитых стран, так и проблемы, особенно важные для стран развивающихся. При этом раскрывается определяющая роль социально-экономических условий.

Изучение гигиены студенты начинают с раздела «Гигиена питания», поскольку для них проблема рационального питания наиболее понятна и служит хорошей иллюстрацией положений общей профилактики. Проблема питания трактуется как социально-гигиеническая проблема, в которой ведущая роль принадлежит экономическому фактору. Подробно рассматривается отрицательное значение некоторых религиозных, племенных и национальных привычек и запретов.

Детально разбирается патология недостаточного питания: квашиоркор, алиментарный маразм, другие формы белково-калорийной недостаточности, алиментарные анемии, гиповитаминозы. Даются основные методы профилактики этих заболеваний с рекомендациями доступных пищевых продуктов и питательных смесей, которые могут быть использованы в местных условиях (снятое молоко, соя, бобовые, арахис, смеси типа «Инкапарина», «Бал-агар» и пр.). На практических занятиях студенты обучаются составлять и оценивать меню-раскладку, проводить экспертизу основных пищевых продуктов, изучают пищевые отравления различной природы. Большое внимание уделяется пищевым отравлениям не только микробной природы, но и отравлениям пищевыми продуктами животного и растительного происхождения, которые характерны для тропических стран (моллюски, морская рыба, мясо черепах, неправильно приготовленные маниока, таро, фасоль).

Раздел коммунальной гигиены начинается с изучения явлений климата и микроклимата на организм человека; разбираются вопросы профилактики перегреваний и патологических состояний, связанных с избытком инсоляции. Вместе с тем отмечается недостаточное УФ-облучение детей некоторых тропических стран, в частности Ближнего Востока, где поражен-

ность детей рахитом достигает 20—45%. Особое внимание обращается на проблему акклиматизации к жаркому и умеренному климату.

Основное внимание при изучении раздела «Гигиена воды и водоснабжения населенных мест» уделяется проблеме водоснабжения в развивающихся странах: выбору источников, эпидемиологическому значению воды в распространении заболеваний кишечной группы инфекций, а также специфических для тропических стран паразитарных заболеваний, таких, как шистозоматоз, онхоцеркоз и др. Значительное внимание уделяется вопросам сельского водоснабжения, в частности устройству и правилам эксплуатации колодцев, использованию инфильтрационных галерей, нормативам водопотребления. Изучаются советский и международный стандарты качества питьевой воды. Санитарная охрана водоисточников трактуется по советскому законодательству с использованием всех 3 зон санитарной охраны водоемов при централизованном водоснабжении.

В связи с тем, что в условиях развивающихся стран вопросы очистки населенных мест, особенно в сельской местности, решаются очень примитивно, в нашей программе эти вопросы разбираются достаточно подробно: устройство сплавной и вывозной систем очистки населенных мест, в том числе различных приемлемых для тропического пояса типов уборных, ком-постов, усовершенствованных свалок и т. д.

В разделе «Гигиена жилища» рассматриваются вопросы борьбы с избыточной инсоляцией и перегреванием помещений, рациональной планировки в условиях жаркого и влажного климата, а также значение благоустройства жилища в профилактике таких заболеваний, как туберкулез, рахит, ревматизм, болезнь Чагаса и пр.

При изучении гигиены детей и подростков много внимания уделяется трактовке понятия «физическое развитие», зависимости его от социально-экономических и гигиенических условий; разбираются правила составления стандартов физического развития, его оценки. Одновременно студенты учатся оценивать проекты детских учреждений, разбирают функции и содержание работы врача в детских учреждениях.

В разделе гигиены труда студенты получают основные сведения о производственных вредностях и профессиональных заболеваниях, изучают общие меры профилактики заболеваний рабочих тех отраслей промышленности, которые наиболее развиты на родине студентов (горнодобывающая, текстильная, а также сельское хозяйство).

Сравнительно мало учебного времени (1 лекция и 2 практических занятия) отводится вопросам радиационной гигиены.

Таким образом, при преподавании гигиены представителям развивающихся стран мы стараемся учитывать особенности экономического, организационного, культурного и религиозного характера, присущие большинству стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые отражаются на уровне и структуре заболеваемости населения и требуют специфических профилактических мероприятий. Мы учитываем и то, что в связи с отсутствием медико-санитарной службы на родине студентов им в будущем придется заниматься проведением саннтарно-профилактических мероприятий среди разных групп населения и организацией лабораторного контроля за различными объектами внешней среды.

ЛИТЕРАТУРА. Р у м я и це в Г. И., Вишневская Е. П., Козлов а Т. А. — «Гиг. и сан.», 1976, №1, с. 38—42.

Поступила 5/1V 1976 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.