Научная статья на тему 'РОЛЬ КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА'

РОЛЬ КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.И. Беляев, Т.Ф. Новикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА»

ные значения непосредственно измеренных величин по сравнению с расчетными можно объяснить тем, что пробы мочи отбирались не после прекращения контакта, а фактически во время работы, когда доля транзитных изотопов повышает величину активности изотопов, метаболически связанных с компонентами мочи.

Таким образом, оценки годового поступления радиоактивности ремонтному персоналу, сделанные с учетом распределения ежедневных поступлений при выполнении ремонтных операций как по среднесменным концентрациям, так и по методу мазков из носовой полости, показали,, что величины, полученные по обоим методам, намного ниже предельно допустимого годового поступления и составляют V300—V15 его.

Накопленные активности, рассчитанные исходя из годового поступления и полученных коэффициентов задержки, также не превышают предельно допустимого содержания и находятся на уровне 1/20о—^ю ег0- Фактическое содержание накопленной активности, судя по активности, выделяемой с мочой, неплохо согласуется с расчетом.

, |ЛИТЕРАТУРА. Архангельская И. Г., Баранов М. А., Егоре в а М. С. и др. — «Гиг. и сан.», 1972, № 4, с. 59—63. — БадьинВ. И., Моисеев Ю. К., С а я п и н а Р. Я- и др. — «Труды 4-й Научно-технической конференции по дозиметрии и радиометрии ионизирующих излучений». М., 1972, с. 33—35. — К о t г а р-р а Р. — «Hlth Phys.», 1969, v. 17, p. 429—432. — М о г г о w В. Е. et а. — Ibid., 1966,. v. 12, р. 173—207.

Поступила 17/Х 1974 г-

ASSESSMENT OF THE CONTENT OF RADIOACTIVE SUBSTANCES IN THE BODY OF THE PERSONNEL REPAIRING THE ATOMIC POWER-STATIONS

/. G. Arkhangelskaya, A. M. Vorobiev, M. S. Egorova, G. I. Prokopenko, N. V. Shaforostova

Takin into account the data on the entry of radioactive substances into the respiratory organs and their excretion from the body in urine, the authors have calculated the deponated activity in the body of the personnel repairing the Novo-Voronezhskaya and Beloyarskaya Atomic Power Stations. The entry of the radioisotopes, mainly that of Co90 and Ce144, makes an insignificant part of the maximum permissible content (1/300—1/15). The total estimated cumulation in the lungs in three years amounts to 1/200—1/20 of the maximum permissible-content. The entry and the cumulation of radioactive aerosols in the body of workers of the-atomic power stations even at the time of carrying out the repairs practically does not present, any hazard.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 613+616-0841:378.661

: Член-корр. АМН СССР проф. И. И. Беляев, Т. Ф. Новикова

РОЛЬ КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

Горьковский медицинский институт

С первых дней Советской власти профилактика заболеваемости была признана основным направлением в развитии здравоохранения. В связи с этим сразу же возник вопрос о перестройке преподавания в высшей медицинской школе. Определяя требования, которым должен отвечать советский врач, 3. П. Соловьев говорил: «Болезнь и среда — вот проблема.

которую должна поставить высшая медицинская школа в плане преподавания всех медицинских наук... надо, чтобы врач овладел методами изучения общественного здоровья и знал конкретные пути и способы оздоровления неблагоприятных условий труда и быта».

Многие виднейшие советские ученые — М. П. Кончаловский, А. А. Кисель, Е. П. Марциновский, Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев внесли свой вклад в дело развития профилактического направления в преподавании. Реализуя идеи профилактики, советская медицина добилась больших успехов в борьбе с заболеваемостью населения.

Новая программа КПСС подтвердила правильность пути развития советского здравоохранения как путь профилактики заболеваемости населения, но вместе с тем выдвинула новые, еще более сложные задачи, связанные с укреплением здоровья и продлением жизни советских людей. Для успешной реализации этих задач врач должен быть хорошо подготовленным специалистом, обладать профилактическим образом мышления.

В настоящее время студенты медицинских вузов имеют возможность получить солидную подготовку в области профилактики заболеваний. Этому служит серьезная постановка преподавания на кафедрах истории партии, философии и политической экономии, где студенты изучают марксистско-ленинское учение, получают представление о причинности связи между явлениями, в частности между болезнью и условиями труда и быта. Видное место в подготовке врачей, связанной с профилактикой, принадлежит кафедрам социальной гигиены, эпидемиологии и микробиологии, которые знакомят студентов с конкретными методами изучения условий внешней среды, выполняют трудную и чрезвычайно важную работу по предупреждению заболеваемости населения.

Большинство других теоретических и клинических кафедр с конкретных позиций своей науки также развивают вопросы профилактики. Но особенно важную роль в формировании профилактического мышления будущих врачей в условиях многопрофильного вуза играет кафедра общей гигиены, ибо гигиена — основная профилактическая дисциплина, именно она формирует у студентов гигиенический образ мышления. Гигиена является ведущим звеном медицинской науки, которая в нашей стране имеет единое лечебно-профилактическое направление. Недаром виднейшие отечественные клиницисты М. Я- Мудров, Н. И. Пирогов, Г. А. Захарьин и др. так много сделали для развития отечественной гигиены. Именно Н. И. Пирогову принадлежит замечательная характеристика этой науки: «Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной».

Основное содержание курса общей гигиены составляет изучение общих основ здоровья и заболеваемости населения в связи с влиянием различных природных, бытовых и производственных факторов, социально-экономических условий. Преподавая курс общей гигиены, мы подчеркиваем то, что все профилактические мероприятия носят активный, действенный характер и поддерживаются государственными и общественными организациями, а также широкими массами населения. Ознакомление студентов с курсом общей гигиены имеет важное идейно-воспитательное значение, поскольку позволяет составить у них представление о гигиене как медицинской науке, имеющей социальное направление.

Преподавая курс общей гигиены, мы стремимся пробудить, воспитать интерес у студентов к гигиеническим проблемам. При изложении программного материала стараемся показать важность профилактической работы в деятельности врача любой специальности — врача лечебного профиля, педиатра, санитарного и военного врача. В преподавании вопросов профилактики учитываем специфику факультетов. Так, на педиатрическом факультете особое внимание уделяем санитарно-гигиеническим аспектам работы школьного врача. Мы подчеркиваем, что детский врач не сможет правильно разобраться в состоянии пациента без тщательного ознакомле-

ния с характером его питания, режимом дня, длительностью пребывания на свежем воздухе. На лечебном факультете более подробно останавливаемся на вопросах профпатологии, мерах борьбы с профессиональными вредностями, основах трудового законодательства. Мы указываем, что врач медико-санитарной части, здравпункта промышленного предприятия может оказаться в затруднительном положении, если не учтет особенностей профессионального анамнеза больного.

Воспитывая у студентов глубокую веру в гигиену и профилактику, мы подчеркиваем, что не только предупреждение заболеваний, но и своевременная их диагностика, лечение неразрывно связаны с разрешением вопросов гигиены. Великий русский клиницист Г. А. Захарьин неоднократно говорил: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения, терапии, самые успехи терапии возможны лишь при условии соблюдения гигиены».

Тематика лекций и практических занятий по общей гигиене реально отражает основы профилактики. Ввиду сложности преподавания курса общей гигиены в соответствии с новыми задачами, связанными с ростом объема научной информации, появлением новых разделов гигиены, постоянно возникает необходимость пересмотра преподаваемых материалов с целью отбора тех из них, которые отражают наиболее важные достижения науки и изъятия или сокращения устаревших положений.

Совершенствование процессов преподавания вопросов профилактики на современном уровне выдвигает ряд новых задач. Основные пути улучшения преподавания в этой области это — оптимизация и интенсификация учебного процесса, интеграция, комплексность, широкое привлечение студентов к научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе, максимальное приближение обучения к условиям будущей практической деятельности врача. Следует отметить, что коллектив кафедры постоянно работает в этих направлениях. В организации учебного процесса нашло отражение Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18/УП 1972 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране», предусматривающее расширение технических средств обучения, внедрение в учебный процесс кино, обеспечение новейшими приборами и оборудованием.

При чтении лекционного курса демонстрируется ряд учебных кинофильмов, таких, как «Вибрационная болезнь», «Элементы техники безопасности при работе с радиоактивными веществами» и др. Для студентов санитарно-гигиенического факультета специально создан и заснят на кафедре кинофильм «Методика определения ПДК вредных веществ в воде водоемов». На лекциях демонстрируются различные макеты, приборы, таблицы (их насчитывается более 800). Все это совершенствует процесс обучения, обеспечивает наглядность преподавания, способствует лучшему усвоению материала.

Оптимизация учебного процесса касается и проведения практических занятий. С этой целью систематически пересматриваются и модернизируются (для каждого факультета отдельно) методические пособия. Лабораторно-практические занятия сопровождаются демонстрацией приборов и таблиц, использованием имеющихся на кафедре технических средств обучения, электрифицированных стендов. Для обучения и проверки знаннй студентов сочетаются традиционные методы проверки знаний студентов и стандартизированного контроля, осуществляемого с помощью машины КИСИ-5, а также безмашинными методами.

Важным этапом преподавания начал профилактики является интеграция учебного процесса, которая обеспечивает последовательность изложения курса, устраняет дублирование, активно содействует проникновению профилактических идей в преподавание теоретических и клинических дисциплин. На кафедре гигиены составляются межкафедральные рабочие программы, читаются комплексные лекции, проводятся комплексные практи-

ческне занятия. При создании межкафедральных рабочих программ, очевидно, может быть достигнут наибольший успех в координации преподавания вопросов профилактики. Наибольшее распространение на кафедре получила моноинтегрированная программа (в центре которой находятся материалы общей гигиены и установлены пути взаимосвязи с программами других дисциплин).

Составлена и применяется также полиинтегрированная рабочая программа лекций и практических занятий. В основу ее положены общие проблемы, разрабатываемые и изучаемые на кафедре общей гигиены и других смежных кафедрах. Наличие таких программ дает синтезированное представление о взаимосвязях, позволяет переходить от простого к сложному и таким образом облегчает усвоение материала, углубляет знания студентов.

В целях координации, преемственности преподавания общей гигиены составлены рабочие программы совместно с кафедрами микробиологии, коммунальной и школьной гигиены, кафедрами гигиены питания и гигиены труда. Рабочая программа утверждена цикловой и методической комиссией. Комплексирование лекций осуществляется 2 основными методами. Первый из них — импрегнирование; при нем кафедра использует отдельные закономерности, понятия, разработанные в процессе изучения других дисциплин; второй метод — истинное комплексирование, позволяющее установить более тесные взаимосвязи между дисциплинами, а главное способствует более глубокому изучению и пониманию вопросов профилактики. Истинные комплексные лекции читаются 2 специалистами. Привлечение к чтению отдельных лекторов повышает теоретический уровень преподавания и усиливает интерес студентов.

Комплексирование осуществляется в изложении тех тем и разделов, на примере которых можно наглядно показать роль экзогенных факторов в возникновении и развитии ряда заболеваний. Так, тема лекции «Гигиенические вопросы в профилактике гипертонической болезни» отрабатывается с кафедрой терапии, темы «Рахит» и «Ревматизм» излагаются совместно с кафедрой детских болезней, тема «Рак легких и его профилактика» — с кафедрой хирургии. Комплексирование помогает студентам всесторонне и глубоко изучить соответствующие разделы; кроме того, оно показывает, какое важное значение имеют гигиенические процессы в профилактике рассматриваемых заболеваний. Комплексирование при проведении практических занятий осуществляется методами импрегнирования (с учетом сведений, полученных на других кафедрах) и истинного комплексирования. Истинное комплексирование применяется при проведении практических занятий на объектах, когда к преподаванию привлекаются врачи различных лечебных и санитарных учреждений.

В числе новых направлений учебно-методической работы кафедры, способствующих формированию профилактического мышления у студентов, следует назвать развитие учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы. Среди этих форм наиболее массовым и отвечающим целям учебно-исследовательской работы является изучение состояния различных объектов (промышленные предприятия, профессионально-технические училища, школы, дошкольные учреждения) с гигиенических позиций. Проведение занятий на объектах тесно связывается с научно-исследовательской работой студентов. Среди других форм учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы следует назвать участие студентов в деятельности научного студенческого кружка по тематике исследований, выполняемых на кафедре, и составление рефератов по наиболее актуальным вопросам гигиены.

Многолетний опыт преподавания гигиены дает нам основание утверждать, что она является основной профилактической дисциплиной в медицинском вузе. Несмотря на это, а также на все усилия и старания кафедры задача «профилактизации» обучения студентов силами одной кафедры в пол-

ной мере решена быть не может. Преподавание основ профилактики должно осуществляться на всех теоретических и клинических кафедрах института.

В заключение хотелось бы привести слова Ф. Ф. Эрисмана: «Не каждый врач, конечно, может быть специалистом по гигиене, но каждый должен усвоить себе гигиенический образ мышления».

Поступила 20/V 1975 г.

УДК 614.7(571.61)

М. И. Наркевич, О. И. Грибанов, Л. А. Кожинова, Е. М. Ратнер

ЗАДАЧИ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ

Главное санитарное управление Министерства путей сообщения, Всесоюзный научно-нс» следовательский институт железнодорожной гигиены, Москва

Уникатьный характер строите-ьства трассы БАМ, особенности его природно-климатических условий послужили основанием для постановки научно-исследовательских работ в области коммунальной гигиены. В задачи этих исследований входят гигиеническая оценка постоянного централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения участков магистрали, гигиеническое изучение методов санитарной очистки временных и постоянных населенных мест в почвенно-климатических условиях трассы, физио-лого-гигиеническая оценка микроклимата постоянных и временных жилищ различного типа и условий проживания в них строителей.

Исследования включают также проведение соответствующих организационно-методических работ. Сюда следует отнести рассмотрение проектных решений по планировке постоянных населенных пунктов трассы, организации снабжения водой, канализации и очистки, разработку гигиенических рекомендаций и методических указаний по водоснабжению и очистке временных поселков строителей.

В целом все поставленные задачи можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся те, которые требуют решения в период проектирования и строительства БАМ, ко второй — санитарно-гигиенические вопросы, связанные с эксплуатацией коммунальных объектов станционных поселков магистрали.

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены изучил проектные материалы, произвел санитарно-топографические описания и исследования качественного состава и свойств воды источников хозяйственно-питьевого водоснабжения на участках трассы БАМ — Тында, изучил зимой микроклимат временных жилищ и существующие методы очистки временных поселков строителей.

Изучение материалов изысканий, проведенных на трассе БАМ с целью решения вопросов хозяйственно-питьевого водоснабжения, показало, что местные гидрогеологические и гидрологические особенности определяют тяжелые условия его организации. Так, несмотря на хорошо развитую гидрографическую сеть, использование в качестве водоисточников поверхностных водотоков в одном случае экономически невыгодно из-за необходимости создания сложных гидротехнических сооружений, а в другом вообще невозможно, так как некоторые реки промерзают до дна. В гидрогеологическом отношении отдельные участки магистрали практически безводны.

В качестве постоянных источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения на станциях БАМ будут использоваться подземные воды, приуроченные к аллювиальным, ледниковым отложениям и трещиноватым коренным породам разного возраста. Подобные водоносные горизонты имеют различную глубину залегания (от 30 до 100 м и более) и неодинаковый характер питания. Вскрытые скважинами подземные во-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.