Научная статья на тему 'НОВОЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ДЕТСКИМИ И ПОДРОСТКОВЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ'

НОВОЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ДЕТСКИМИ И ПОДРОСТКОВЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ДЕТСКИМИ И ПОДРОСТКОВЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ»

В целях обеспечения надлежащего санитарного состояния населенных пунктов на строительстве Байкало-Амурской магистрали следует организовать раздельный сбор твердых и жидких отбросов летом, осуществить в этот период ежедневный вывоз жидких и твердых отбросов в специально отведенные места. Зимой нужен совместный сбор жидких и твердых отбросов. Целесообразно устраивать разборные мусоросборники для образования так называемых зимних наледей, которые по мере заполнения мусоросборника вывозить на полигоны.

Подобный метод сбора отходов позволяет максимально механизировать удаление нечистот (погрузка краном сразу всей массы замерзших нечистот) и оправдан в гигиеническом и экономическом отношении. Необходимо улучшить эксплуатацию мест обезвреживания отбросов, т. е. создать усовершенствованные свалки, полигоны.

Таким образом, наиболее перспективными вопросами коммунальной гигиены являются гигиеническая оценка хозяйственно-питьевого водоснабжения временных и постоянных поселков трассы, санитарная охрана почвы (сбор, удаление и обезвреживание твердых и жидких отбросов), физиолого-гигиеническая оценка микроклимата временных жилищ. Обстоятельной теоретической и экспериментальной проработки требуют вопросы качественного и в первую очередь минерального ' состава питьевых вод. Необходимо изучать в зимних и летних условиях. I рациональные методы очистки от жидких и твердых отбросов временных населенных пунктов, разрабатывать гигиенические рекомендации по санитарной охране почвы на БАМ, внедрять гигиенические рекомендации по привозному водоснабжению и очистке строительных подразделений на трассе.

Поступила 5/VIII 1975 г.

УДК 614.38:37

В. В. Стан

НОВОЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО НАДЗОРА ЗА ДЕТСКИМИ И ПОДРОСТКОВЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

Министерство здравоохранения СССР, Москва

Принятые в последние годы мероприятия по улучшению работы общеобразовательной школы и совершенствовании системы профессио- > нально-технического образования выдвинули перед санитарно-эпидемиологической службой новые задачи, которые нашли конкретное отражение в Положении о государственном санитарном надзоре в СССР, утвержденном постановлением Совета Министров СССР в 1973 г. Во исполнение этого постановления многое делается для укрепления санитарно-эпидемиологической службы на местах, особенно в области гигиены детства, под ее контролем находится более 400 тыс. детских и подростковых учреждений.

Санитарные врачи по гигиене детей и подростков большое внимание уделяют предупредительному санитарному надзору. Так, ежегодно число контролируемых строящихся объектов для детей и подростков составляет почти 24 тыс., в том числе более 10 тыс. новых и реконструированных зданий. Благодаря активной работе санэпидстанций значительно уменьшилось число объектов, введенных в эксплуатацию без их согласия. Основу предупредительного санитарного надзора составляет контроль за соблюдением гигиенических норм и санитарных правил при проектировании и отводе земельных участков под строительство, в процессе самого строительства и вводе в эксплуатацию детских и к подростковых учреждений, особенно по отношению к новым по форме, конструкции, санитарно-техническому оборудованию и организации жизни детских коллективов, постоянное изучение и анализ опыта строительства, в частности экспериментального.

Следует остановиться на порядке осуществления предупредительного санитарного надзора при привязке проектов и в процессе строительства. К сожалению, привязывая тот или иной проект, санэпидстанции не всегда знают его, не всегда имеют представление о том, отвечает ли он местным климатическим особенностям, не располагают в ряде случаев паспортом типового проекта. Все это снижает эффективность предупредительного санитарного надзора в процессе строительства. В 1974 г. Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР был составлен перечень действующих типовых проектов зданий детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ и направлен на места для руководства в работе.

Особое значение приобретает предупредительный санитарный надзор в условиях экспериментального строительства зданий для детей и подростков, которое все шире осуществляется в последние годы на основе новейших достижений архитектурно-строительной мысли. В настоящее время Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР совместно с Центральным научно-исследовательским и проектным институтом типового и экспериментального проектирования учебных зданий и Всесоюзный научно-исследовательский институт школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР в соответствии с планом научных исследований Госкомитета по науке и технике Совета Министров СССР проводит исследования на тему «Гигиенические вопросы перспективных типов школ».

В процессе работы на основании данных обследования школ с применением новых методов и средств обучения, оборудованных современными системами отопления и вентиляции, имеющих группы продленного дня, а также на основании обобщения опыта типового и экспериментального строительства и результатов работ, выполненных институтом за последние годы, были составлены основные гигиенические рекомендации к проектированию перспективных типов школ с новой организацией учебно-воспитательного процесса, использованием технических средств обучения, организацией групп продленного дня для части учащихся.

Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Министерства здравоохранения СССР рассмотрены и согласованы задания на проектирование специализированных детских и подростковых учреждений, в частности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащих и глухих, слабовидящих нелепых, умственно—отсталых без нарушения интеллекта, для детей с нарушениями речи.

Существенную помощь в работе санитарным врачам в области гигиены детей и подростков окажут утвержденные Главным санитарно-эпидемиоло-гическим управлением Министерства здравоохранения СССР и согласованные с Министерством просвещения СССР «Санитарные правила по устройству и санитарному содержанию общеобразовательных школ» и «Гигиенические рекомендации по организации учебного процесса в общеобразовательной школе с применением технических средств обучения».

К области предупредительного санитарного надзора необходимо отнести участие санитарных врачей в определении профессий, к которым могут допускаться подростки, а также нормирование условий производственной среды и учебного режима. В настоящее время 20 научно-исследовательских институтов гигиенического профиля и медицинских вузов с привлечением практических работников здравоохранения (поликлиник, санэпидстанций) изучают влияние учебной нагрузки на состояние здоровья и успеваемость учащихся средних профессионально-технических училищ. Эта работа проводится совместно с Госкомитетом Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию и должна закончиться в 1977 г. Кроме того, пересматривается список профессий, работ и специальностей, на которых запрещен труд подростков, не достигших 18-летнего возраста. Подобный пересмотр должен быть закончен в 1976 г.

Известно, что режим дня и учебная нагрузка в значительной степени определяют состояние здоровья и работоспособность детей и подростков. В Основах законодательства о здравоохранении указано, что «учебно-трудовая нагрузка и режим дня для детей должны определяться по согласованию с Министерством здравоохранения СССР». В соответствии с этим научная разработка гигиенических рекомендаций к учебным планам и программам общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ приобретает особую актуальность.

Наряду с предупредительным сохраняет свое значение и текущий санитарный надзор, направленный на проверку соблюдения требований предупредительного санитарного надзора и установленного санитарно-противо-эпидемического режима в школах и профессионально-технических училищах. При этом особое внимание должно быть обращено на профилактику у детей расстройств зрения и нарушений опорно-двигательного аппарата, предупреждение инфекционных заболеваний. Контроль за организацией и обеспечением гигиенических условий режима обучения и воспитания детей и подростков, в том числе и трудового, является важнейшим направлением в работе органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Гигиеническая организация урока, использование наглядных пособий, чередование различных видов деятельности в течение дня, проведение физ-культпауз и физкультминуток и т. д. требуют пристального внимания медицинских работников школ и санитарных врачей. Строгий контроль необходим за составлением и соблюдением учебного расписания, обеспечением оптимального соотношения общеобразовательных предметов с уроками, дающими возможность увеличить двигательную активность учащихся, чередованием уроков письменной и устной подготовки.

В школьной жизни закладываются основы физического и психического здоровья детей. Поэтому гигиена умственного труда является одной из кординальных проблем гигиены обучения. В связи с этим следует добиваться устойчивой работоспособности школьников не только в течение учебного дня, но и в течение всего периода обучения. Если исследования гигиенистов прошлых лет были направлены на нормирование длительности занятий, отдельных элементов урока, то при современном обучении, когда учащийся сталкивается с большим потоком информации, когда повысилась интенсивность его труда, необходимо изучать влияние обучения на функциональное состояние организма школьника, глубже анализировать процесс преподавания, проводить гигиеническую оценку урока в зависимости от его структуры и содержания, типа школы (общеобразовательная, профилированная, специальная).

Одной из первоочередных задач является врачебный контроль за постановкой физического воспитания подрастающего поколения и организацией питания в школах. Хорошо налаженный контроль, высокая требовательность и инициатива органов санитарно-эпидемиологической службы позволили значительно улучшить физическое воспитание учащихся и обеспечить школьников горячими завтраками. Вместе с тем здесь еще многое надо улучшить.

Неотъемлемой частью работы санэпидстанций должен быть контроль за систематическим преподаванием учащимся основ гигиены, предусмотренным школьными программами, за систематическим гигиеническим обучением педагогов и воспитателей. Это — один из важных путей улучшения санитарного состояния учреждений и создания здоровых условий для обучения и воспитания подрастающего поколения. Этому вопросу было посвящено Всесоюзное совещание по совершенствованию системы гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста (Алма-Ата, октябрь 1974 г.). На совещании было обращено внимание заинтересованных министерств, ведомств и общественных организаций на решение основной задачи гигиенического обучения и воспитания детей и подростков: сущность ее состоит в том, чтобы дать детям и подросткам углубленные,

обоснованные гигиенические знания, сформировать у них прочные гигиенические навыки.

Большую и повседневную помощь в проведении санитарно-противоэпи-демических мероприятий, поддержании чистоты помещений, привитии гигиенических навыков детям оказывают комсомольские и пионерские организации, актив Общества Красного Креста и Красного Полумесяца.

Большие и трудоемкие задачи предупредительного и текущего санитарного надзора требуют от врача по гигиене детей и подростков высокой квалификации, умения использовать современные достижения медицинской науки, педагогики, психологии и архитектуры. Все это вызывает необходимость значительного улучшения работы с кадрами, без врачей-специалистов в области гигиены детей и подростков невозможно осуществить весь сложный комплекс оздоровительных мероприятий среди них. Большое значение для повышения квалификации кадров имеет научно-исследова-тельская работа, проводимая отдельными санитарными врачами.

Улучшить санитарное состояние учреждений для детей и подростков нельзя в отрыве от общественности. Врач по гигиене детей и подростков — организатор всей работы, связанной с созданием правильных гигиенических условий обучения и воспитания подрастающего поколения. Однако один он не в состоянии обеспечить весь широкий комплекс санитарно-оздоро-вительных мероприятий; необходим тесный контакт его с детскими поликлиниками, врачебно-физкультурными диспансерами, подростковыми кабинетами, научно-исследовательскими институтами и кафедрами гигиенического профиля. Вместе с тем нужен тесный контакт и с органами народного образования, управлениями профессионально-технического обучения, профсоюзами, проектными организациями и другими ведомствами, заинтересованными в охране здоровья подрастающего поколения. Санэпидстанции должны смелее и решительнее выдвигать перед советскими и партийными органами вопросы, касающиеся охраны здоровья детей и подростков, настойчиво и последовательно добиваться выполнения своих предложений, используя все права, предоставленные органам санитарно-эпидемиологической службы Положением о государственном санитарном надзоре.

Поступила 28/\П 1975 г.

Методы исследования

УДК 612.35-087.5

JI. И. Израйлет, В. Н. Соминский, Т. Н. Шибаева, В. Н. Слинько

МОДИФИКАЦИЯ БРОМСУЛЬФАЛЕИНОВОЙ ПРОБЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕЧЕНИ У КРЫС

Отдел гигиены и профессиональных заболеваний Рижского медицинского института

Одной из самых чувствительных функциональных проб печени является предложенная в 1925 г. Rosental и White проба с внутривенным введением бромсульфалеина (БСФ). С 50-х годов эта методика получила всеобщее признание и широко используется в клинике и эксперименте. Вместе с тем использование бромсульфалеиновой пробы у мелких лабораторных животных и прежде всего у крыс отличается рядом особенностей и мало разработано. Единого мнения о методике забора крови, дозах препарата, способах выражения и анализа результатов не существует (В. Р. Бауман; Г. Ю. Евтушенко; Л. В. Мельникова; В. Е. Миклашевский и соавт.;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.