Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ШКОЛЬНО-САНИТАРНОГО НАДЗОРА В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (ПОСВЯЩАЕТСЯ 75-ЛЕТИЮ 1-ГО ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА ВРАЧЕЙ ПО ШКОЛЬНОЙ САНИТАРИИ)'

К ИСТОРИИ ШКОЛЬНО-САНИТАРНОГО НАДЗОРА В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (ПОСВЯЩАЕТСЯ 75-ЛЕТИЮ 1-ГО ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА ВРАЧЕЙ ПО ШКОЛЬНОЙ САНИТАРИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
42
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ШКОЛЬНО-САНИТАРНОГО НАДЗОРА В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (ПОСВЯЩАЕТСЯ 75-ЛЕТИЮ 1-ГО ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА ВРАЧЕЙ ПО ШКОЛЬНОЙ САНИТАРИИ)»

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

® Ii.ll. КАРДАШЕНКО, 1994 УДК 613.955:93(470)

В.Н. Кардашечко

К ИСТОРИИ ШКОЛЬНО-САНИТАРНОГО НАДЗОРА В РОССИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА (ПОСВЯЩАЕТСЯ 75-ЛЕТИЮ 1-ГО ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА ВРАЧЕЙ ПО ШКОЛЬНОЙ САНИТАРИИ)

ММД им И.М.Сеченова

75 лет назад, в марте 1919 г. состоялся 1-й Всероссийский съезд по школьной гигиене, на котором впервые в истории Российского Отечества к охране здоровья молодого поколения было привлечено внимание государства. Смена одной общественной формации на другую прежде всего отражается на нравственном и физическом состоянии подрастающего поколения. Высокая детская смертность и заболеваемость, в частности туберкулезом, психическими расстройствами и другими болезнями, низкий уровень образования, высокая преступность ставили необходимость организации школьно-санитарногс надзора за учебными заведениями. Его формирование и развитие в России опирались на опыт земской медицины по медицинскому обслуживанию народных школ. Большой опыт работы училищных врачей позволил в начале XX века в Государственной Думе организовать комиссию по «училищному здравию», реорганизованную затем во Врачебный совет по школьно-санитарному надзору. В своей деятельности совет опирался на «школьные лаборатории». На IX Пироговском съезде в 1904 г. была представлена схема школьно-санитарного надзора, разработанная Д.Д.Бекарюковым, сущность которой сводилась к единению в деятельности школьно-санитарного надзора лечебной и санитарно-эпидемиологической работы. На врача учебного заведения возлагались обеспечение санитарного благополучия школ, проведение противоэпидемических мероприятий и контроль за состоянием здоровья учащихся. В Московской Государственной Думе школьно-санитарный совет возглавлял Д.Д.Бекарюков, а в Санкт-Петербурге — С.П.Боткин, в 1914 г. в Москве работало 20 училищных врачей.

После Октябрьской революции, когда был провозглашен приоритет профилактической медицины, был поставлен вопрос об организации повсеместного контроля за здоровьем детей и подростков и условиями их жизни. Декретом СНК от 19 ноября 1917 г. «Об учреждении государственной комиссии по просвещению» в числе отделов этой комиссии был организован отдел школьной медицины и гигиены, который возглавляла В.М.Бонч-Бруевич (Величкина).

При Комиссариате народного просвещения был организован Главный школьно-санитарный совет. Он представлял собой постоянный рабочий орган, который был призван руководить всем делом охраны здоровья детей. В состав совета входили

6 ученых — специалистов и представители пролетарских организаций.

Исполнительным органом совета являлся школь-но-гигиенической отдел, который состоял из школьно-гигиенического музея, школьно-гигиенической лаборатории, специальной библиотеки отдела.

На школьно-санитарный отдел возлагались приведение в исполнение постановлений Главного школьно-санитарного совета, сбор, разработка и опубликование статистических сведений о «школьных болезнях», заразных заболеваниях, самоубийствах и несчастных случаях среди учащихся, сбор и регистрация данных о санитарном состоянии учебных заведений, руководство деятельностью школьно-гигиенической лаборатории, музея и показательных детских учреждений, организация съездов, организация курсов для подготовки школьных врачей, преподавателей по физической культуре и для обучения умственно отсталых детей, создание журнала по вопросам школьной гигиены.

Соответствующие советы и отделы стали организовываться на местах: в губернских городах и крупных уездных центрах.

Школьно-гигиенический совет сосредоточил первоначально свою работу на объединении и согласовании деятельности местных школьно-санитарных советов, на определении содержания деятельности врача детского учреждения (школьного врача) и организации показательных детских учреждений.

В связи с тем, что школьных врачей в стране не было, а училищных врачей было чрезвычайно мало, школьно-санитарный отдел поставил вопрос о специальной подготовке школьных врачей.

Первые курсы начали свою работу 11 ноября 1918 г.

Следует отмстить, что в практической деятельности школьных врачей главное внимание уделялось вопросам психического здоровья детей, что в то время было оправдано. Дети, проживающие в тяжелых семейных условиях (в семьях алкоголиков и семьях с пошатнувшимися нравственными устоями), нуждались в постоянной и особой педагогической и врачебной заботе. Детская преступность наносила большой ущерб психическому здоровью молодого поколения, необходимо было проведение соответствующих мероприятий. По решению школьно-санитарного отдела стали создаваться показательные учреждения. Так появилась школьная амбулатория — профилактическое учреждение, где проводилось всестороннее обследование ребенка перед поступлением в школу или другое детское

учреждение. В амбулатории ребенка обследовали педиатр, отоларинголог, хирург, окулист, невро-психопатолог, зубной врач, специалист по кожным и венерическим болезням и врач-антрополог. Школьная амбулатория, обследуя состояние здоровья, физическое и психическое развитие ребенка, должна была направлять его в нормальную или специальную школу. Такая первая показательная школьная лаборатория была открыта в 1918 г. в Москве на Зубовском бульваре. В Ногинске была организована показательная школа для здоровых детей, где большое внимание уделялось физическому воспитанию и трудовому обучению, первым врачом в ней был П.М.Ивановский. Для детей с ослабленным здоровьем открывались лесные школы и оздоровительные площадки. Первая показательная лесная школа была открыта в 1918 г. в Сокольниках, а первая показательная площадка — в Замоскворечье.

В целях всестороннего изучения природы детской дефективности, по решению школьно-санитарного отдела, был организован Институт дефективного ребенка, в задачи которого входили изучение детской дефективности и социальных факторов с ней связанных, подготовка новых кадров специалистов (врачей и педагогов), воспитание и обучение умственно отсталых детей.

Для беспризорных и безнадзорных детей были организованы детские колонии. В 1918 г. в Царском селе была открыта показательная детская колония.

Школьно-санитарный отдел включался в работу по борьбе с заболеванием детей туберкулезом.

15 июня 1918 г. открылся 1-й Всероссийский съезд медико-санитарных отделов Советов депутатов трудящихся, на котором были подведены итоги первого года работы по охране здоровья детей и подростков. Съездом было отмечено, что за короткий срок была проделана огромная организационная работа. Однако осуществление медицинских задач затруднялось в связи с тем, что школьно-санитарный отдел находился в ведении Наркомпроса. В последующем, в сентябре 1918 г., школьно-санитарный отдел был переведен в ведение Наркомздрава. Решением Наркомата здравоохранения предусматривалась организация аналогичных отделов при губернских и уездных здравотделах и медико-санитарных советах, которые были призваны на местах проводить оздоровительные мероприятия по укреплению здоровья подрастающего поколения.

В составе медико-санитарного отдела губернского Совета депутатов был учрежден школьно-санитарный подотдел медико-санитарного отдела, во главе которого стоял губернский школьно-санитарный совет. Медико-санитарный отдел уездного Совета депутатов имел в своем составе школьно-санитарное бюро, которое возглавлялось уездным школьно-санитарным советом.

В 1919 г. (20-26 марта) состоялся I Всероссийский съезд по школьной санитарии, на котором были представлены 14 губерний, 18 уездов, 8 городов, Москва и Советская Украина (25 делегатов). На съезде обсуждались организационные вопросы, связанные с переходом школьно-санитарного отдела из Наркомпроса в Наркомздрав, вопросы по организации занятий физической культурой в школе, работы с умственно отсталыми детьми, по борьбе с заболеваемостью детей тубер-

кулезом и организации детского питания. Кроме того, широко обсуждался вопрос, каким должен быть врач, обслуживающий детское учреждение. На съезде был признан идеалом школьно-санитарный врач (так в то время именовался врач детского учреждения) — врач-педагог. Поставлен был вопрос об организации на медицинских факультетах кафедры школьной гигиены и педагогики, призванной обеспечить подготовку врачей такого профиля. На съездах и совещаниях медико-санитарных отделов Ярославской, Орловской, Костромской и других губерний обсуждались вопросы организации школьно-санитарного дана, организации охраны материнства и младенчества, вопросы питания детей и др.

В 1920 г. прошел 1-й Всероссийский съезд по борьбе с детской дефективностью.

В 1921 г. состоялся 3-й Всероссийский съезд по охране здоровья детей, где обсуждался вопрос о проведении в жизнь «Положения по охране здоровья подростков и детей РСФСР», декретированного Совнаркомом 15 сентября 1921 г. Развитие практического здравоохранения по охране здоровья детей и подростков требовало научной разработки проблем педиатрии, школьной гигиены, физического воспитания и питания детей, организации научных центров. В 1922 г. был организован Государственный научный институт охраны материнства и младенчества, первым директором которого был педиатр Г.Н.Сперанский, где предусматривалась разработка вопросов гигиены детей раннего возраста.

Научным центром, где начали проводиться первые исследования в области школьной гигиены, был Государственный музей, возникший в 1919 г. на базе Пироговской комиссии по распространению гигиенических знаний и реорганизованный затем в Институт социальной гигиены, его первым директором был профессор А.В.Мольков.

В постановлении 1-го Всероссийского съезда по школьной санитарии в 1919 г. был признан идеал школьного врача, как врача-педагога.

В «Положении об охране здоровья подростков и детей РСФСР» от 15 сентября 1921 г. указывалось, что врач детского учреждения обязан решать задачи школьной гигиены и врачебной педагогики. Поэтому в практической деятельности врача главенствующее место занимали врачебно-педагогиче-ские вопросы и значительно меньше — гигиенические. Это привело к усилению влияния педологии, и врачи-педагоги постепенно превратились во врачей-педологов.

Следует сказать, что педология проникла в медицину в 20-е годы, возникнув вначале на местах под лозунгом «охраны психического здоровья подрастающего поколения страны» в виде педологических кабинетов (А.С.Дурново, Кострома). С 1921 г. педологическое направление проникает в область педагогики и охраны здоровья детей и подростков. Школьная амбулатория была заменена общим детским амбулаторным диспансером, созданы врачсбно-педологические кабинеты, где определялась степень умственной отсталости детей с применением психологических тестов, изучалась природа дефективности у ребенка. Создается Медико-педологический институт, который проводит подготовку педагогов-педологов. Подготовка врачей-педологов возлагалась на «Врачебно-педологическос отделение» Государственного института физической культуры. Претендуя на уни-

всрсальную науку о ребенке, педологи не имели единого ее понимания. Была полнейшая неясность в определении и содержании педологии как науки. В основном они занимались выявлением так называемых трудных и умственно отсталых детей, широко использовали метод психологического тестирования, определяли «коэффициент умственной одаренности». Основное внимание уделялось детям с нарушениями нервно-психической и умственной сферы.

Такое положение дел в области практического детского здравоохранения ставило перед медицинской наукой вопрос об определении ее позиций. Следовало критически проанализировать ряд вопросов биологической и медицинской наук, в частности такие вопросы, как конституция и наследственность, понятие о развитии и т.п., и, исходя из этого, определить роль врача в обслуживании здоровых детских контингентов.

А.В.Мольков еще в 1928 г. возражал против «педологизации» практической деятельности врачей и превращения школьного врача во врача-педолога. Более того, изучение проблем, связанных с гигиеной педагогического и воспитательного процесса в детских учреждениях, на что педология претендовала, но не в состоянии была осуществить, выполнялось в области школьной гигиены.

В 1935 г. в составе Государственной санитарной инспекции СССР был учрежден школьно-санитарный отдел, что внесло определенность в организацию медицинской помощи детскому населению.

Проф. А.В.Мольковым был написан ряд работ, обосновавших и определивших систему организации школьно-санитарного надзора в СССР, что способствовало более быстрой организации школь-но-санитарной службы.

Первым Государственным школьно-санитарным инспектором СССР была назначена М.И.Корсун-ская, возглавлять Московскую школьно-санитар-^ ную инспекцию было предложено Л.Н.Заглухин-ской.

Вся система медицинского обслуживания детского населения страны разделилась на систему лечебно-профилактической помощи детям и систему школьно-санитарного надзора за детскими учреждениями.

В 1938 г. было утверждено «Положение о работе врача-педиатра в учебно-воспитательных учреждениях», в котором были сформулированы основные задачи, содержание работы, права и обязанности врача, обслуживающего детское учреждение. Согласно этому положению, врачу вменялись в обязанность углубленное изучение состояния здоровья детей, проведение оздоровительных мероприятий общего и индивидуального характера, а также санитарный контроль за содержанием помещений.

На школьно-санитарную службу, которая вошла в состав Государственной санитарной инспекции, была возложена деятельность по осуществлению предупредительного надзора за детскими учреждениями, организация системы противоэпидемических и комплекса оздоровительных мероприятий. А.В.Мольков писал, что школьный педиатр и школьно-санитарный инспектор составляют в деле воспитания кооперацию, в которой каждый знает и делает свое дело.

В 1938 г. была организована школьно-гигиени-

ческая секция при Московском гигиеническом обществе, где ставились важные вопросы школьно-гигиенической науки и практики. На заседаниях секции обсуждал и с ь такие вопросы, как санитарные нормы строительства и благоустройства детских учреждений в связи с составлением проекта Санитарного кодекса (П.М.Ивановский), возрастная заболеваемость в Москве и Московской области (А.Ю.Мссрков), работа врача в школе (С.М.Чехов), работа Ленинградской школьно-санитарной инспекции (В.Н.Иванов, Э.И.Гсфтср, А.Я.Гуткин) и Московский городской школьно-санитарной инспекции (Л .Н.Заглухинская).

В годы Великой Отечественной войны условия военного времени потребовали перераспределения врачебных кадров. Врачи лечебного профиля в значительной степени были привлечены к работе в госпиталях как на фронте, так и в тылу. Школьно-санитарная инспекция была объединена с отделом коммунальной гигиены. Лечебную и профилактическую работу по обслуживанию детей возложили на врачей педиатров, единый участковый педиатр обслуживал больных в поликлинике и здоровых детей, посещающих детское учреждение, где за ними осуществлялся контроль за санитарным режимом и выполнением противоэпидемических мероприятий.

П.М.Ивановский в статье «Основные задачи медицинского обслуживания школы в условиях военного времени» (1941 г.) писал, что основным звеном в медицинском обслуживании является четкая организация противоэпидемических мероприятий, что в условиях военного времени, безусловно, является ведущим и главным.

В 1944 г. на заседании секции школьной гигиены Всесоюзного гигиенического общества под председательством А.В.Молькова был поставлен вопрос об улучшении медицинского обслуживания детского и подросткового населения, о необходимости проведения комплекса оздоровительных и гигиенических мероприятий. Было принято решение о восстановлении должности школьно-санитарного врача ГСИ и врача в детском учреждении. Война нанесла большой урон здоровью детей и подростков. С целью восстановления здоровья подрастающего поколения под руководством Института школьной гигиены АПН РСФСР по поручению Всесоюзной государственной санитарной инспекции Наркомздрава СССР и РСФСР была составлена программа научных исследований по изучению влияния последствий войны на здоровье детей и подростков и разработке широкого комплекса оздоровительных и санаторных мер. В 1946 г. состоялась Республиканская научная конференция по школьной гигиене в Институте гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана, которая наметила дальнейшие пути объединения и согласования деятельности научных и практических работников, направленные на улучшение медико-санитарного обслуживания детских учреждений. В этом же году был издан приказ Министерства здравоохранения СССР «Об улучшении медицинского обследования школ и детских садов», согласно которому каждое детское учреждение должно обслуживаться специально выделенным врачом. На основании работы, выполненной А.Г.Цсйтлином и М.В.Антроповой, было разработано «Положение о школьном враче», утвержденное Минздравом СССР в 1947 г.,

согласно которому профиль школьного врача был определен как педиатр-гигиенист. Последующая практика организации медицинского обслуживания детских учреждений позволила утвердить в 1961 г. новое положение, которое предусматривало проведение врачом ежегодных углубленных осмотров детей, лечебно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий и осуществление контроля за режимом учебных занятий, физическим воспитанием, питанием и санитарным состоянием помещений.

Постановлением Совета Минздрава СССР от 21 ноября 1949 г. «О Всесоюзной государственной санитарной инспекции и об организации санитар-но-противоэпидемического управления» значительно расширялись права и обязанности школьных государственных санитарных инспекторов по проведению предупредительного и текущего санитарного надзора за строительством и эксплуатацией детских и подростковых учреждений. Школьно-са-нитарные группы санэпидстанций стали осуществлять работу по организации летней оздоровительной кампании среди детского населения и пропаганде гигиенических знаний. В 1953 г. на Всесоюзном совещании по школьной гигиене был поднят

вопрос о переименовании дисциплины школьная гигиена в гигиену детей и подростков. Школьно-гигиеническая секция Московского общества гигиенистов (председатель проф. М.Д.Большаков) обратилась во Всесоюзное общество гигиенистов с просьбой рассмотреть этот вопрос. В 1954 г. было принято решение президиума Всесоюзного гигиенического общества дисциплину школьная гигиена именовать как гигиена детей и подростков и ходатайствовать перед АМН СССР и Минздравом СССР о создании профильного института. В 1959 г. в Москве был организован Научно-исследовательский институт гигиены детей и подростков в системе АМН, затем переданный в ведение Минздрава СССР. Создание этого института способствовало дальнейшему развитию науки и практического здравоохранения в области гигиены детей и подростков.

В основном в стенах этого института под руководством Г.Н.Ссрдюковской и С.М.Громбаха в дальнейшем осуществлялась разработка научной организации медицинского обслуживания детских учреждений.

Поступила 20.06.94

©Х.И.ИДЕЛЬЧИК, 1994 УДК 614.2:92 ОППЕНГКЙМ

Х.И. Идельчик ПАМЯТИ Д.Г.ОППЕНГЕЙМА (1899-1994)

I

В декабре 1994 г. исполняется 95 лет со дня рождения видного ученого, организатора здравоохранения и социал-гигиениста доктора медицинских наук Давида Григорьевича Оппенгейма. Несколько месяцев не дожил он до этой даты — скончался 10 апреля 1994 г. Биография этого человека отчетливо отражает основные этапы и характерные

черты истории здравоохранения нашей страны со всеми ее сложностями и противоречиями, успехами и недостатками.

Родился Давид Григорьевич в литовском городе Виндава (Вентспилс) 27 декабря 1899 г. в семье служащего. После окончания в 1917 г. реального училища он поступил на медицинский факультет открытого в 1888 г. Томского университета. В течение ряда лет факультет был единственным в Томском университете и стал первым высшим учебным заведением на далекой зауральской окраине дореволюционной России. В недрах факультета сформировались крупные научные школы, здесь работали многие ученые, хорошо известные не только в России, но и за се пределами. Крупнейший научный, учебный и лечебный центр оказал огромное влияние на становление и развитие здравоохранения в Сибири.

В те годы, когда Д.Г.Оппенгейм стал студентом (1918-1919 гг.), шла гражданская война, и это не могло не сказаться на судьбе профессоров, преподавателей, студентов факультета1. Д.Г.Оппенгейм вспоминает об этом в статье, опубликованной в сборнике воспоминаний2. В 1919 г. он вступает в томскую организацию большевиков, находившуюся в подполье, добровольцем идет на фронт, активно участвует в партийной, военной, военно-санитарной работе. Уже тогда ему был доверен пост

1 Томский медицинский институт. 1888—1988: Сто лет со дня основания. Новосибирск, 1992. — С. 37—40.

2 I! огне революционных битв. — Томск, 1964. — С. 240—243.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.