Научная статья на тему 'А.В. МОЛЬКОВ - ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ'

А.В. МОЛЬКОВ - ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
170
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А.В. МОЛЬКОВ - ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ»

-посредственное участие в составлении брошюр и листовок (по жилищу, водоснабжению, питанию и др.) и в создании фонда наглядных пособии по популяризации медицинских знаний. Используя опыт организации русского павильона на Международной гигиенической выставке в Дрездене в 1911 г. и Всероссийской гигиенической выставки в Петербурге в 1913 *г., он организовал после Великого Октября выставку по охране здоровья населения, пользовавшуюся большой популярностью, а затем гигиенический музей в I МОЛМИ в качестве базы для проведения практических занятий со студентами.

Велика заслуга А. В. Молькова в разработке теоретических основ санитарного просвещения. Рассматривая санитарное просвещение как социально-гигиеническую проблему, тесно связанную с проблемой культурного воспитания народных масс, он призывал к действенности са-нитарно-просветительной работы, к борьбе за воспитание гигиенических навыков у населения и вовлечение трудящихся в проведение простейших оздоровительных мероприятий. Разрабатывая методы санитарного просвещения, он уделял основное внимание содержанию, научной обоснованности популяризируемых знаний.

Ученый-гигиенист А. В. Мольков придавал большое значение проведению комплексных санитарно-гигиенических исследований. Он непосредственно участвовал в ряде экспедиционных обследований населения Калмыцкой АССР, отдельных народностей Дагестанской АССР, охватывавших разные стороны жизни изучаемых контингентов.

В первые годы советской власти, когда формировались основы советской социальной гигиены, А. В. Мольков был среди ее зачинателей. В условиях отсутствия руководств по социальной гигиене, необходимости пользоваться переводным руководством, не отражавшим задач социалистического преобразования страны, при ближайшем участии А. В. Молькова издается ряд периодических сборников «Социальная гигиена», освещавших основные вопросы этой дисциплины на базе марксистско-ленинской идеологии, а впоследствии издается первое советское руководство по социальной гигиене. Много энергии вложил А. В. Мольков в борьбу за проведение профилактического направления в советской медицине, за внедрение профилактических идей в клинику.

В заключение следует отметить огромную роль А. В. Молькова как организатора научных работ во всех отраслях гигиенической науки. Работая директором Института социальной гигиены, руководителем Института гигиены I МОЛМИ и являясь одним из создателей гигиенического общества, используя всевозможные каналы, А. В. Мольков был выдающимся методистом по разработке учебных программ и планов научно-исследовательских работ для развивающихся гигиенических кафедр.

Неоценим вклад А. В. Молькова — видного ученого-гигиениста и санитарного деятеля, одного из крупнейших зачинателей советской гигиены — в историю становления и развития советского здравоохранения.

Поступила 22/V1 1960 г.

й- -й- -й-

А. в. мольков —ОДИН из основоположников

СОВЕТСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

М. И. Корсунская, Н. С. Фокина

Из кафедры гигиены детей и подростков Центрального института усовершенствования врачей

В ноябре исполняется 90 лет со дня рождения крупного советского гигиениста, активного строителя советского здравоохранения, одного из основоположников школьной гигиены, заслуженного деятеля науки проф

А. В. Молькова. Имя А. В. Молькова неразрывно связано с важнейшими этапами развития советского здравоохранения, гигиенической науки, высшего медицинского образования, санитарного просвещения.

А. В. Мольков относится к той плеяде ученых, которые, накопив огромные знания и опыт в дореволюционный период своей деятельности, принесли его на службу советского народа. В 1918 г. А. В. Мольков вступает в члены Коммунистической партии и остается верным сыном партии до конца своих дней. В деятельности А. В. Молькова очерчено два периода. До 1917 г. — время упорной борьбы с помещичье-бюрократическим строем царской России за улучшение санитарного состояния населения, проведение в жизнь хотя бы минимальных санитарно-гигиенических мероприятий и после Великой Октябрьской социалистической революции — истинный расцвет творческих сил А. В. Молькова как ученого, педагога и общественного деятеля.

А. В. Мольков родился в 1870 г. в Иркутске. Окончив гимназию в Томске, он поступил на медицинский факультет Томского университета. В 1893 г. А. В. Мольков перевелся в Московский университет, который окончил в 1896 г., получив диплом лекаря с «отличием», Будучи студентом, А. В. Мольков слушал лекции корифеев отечествен ной науки—И. М. Сеченова, А. А. Остроумова, П. И. Дьяконова, Ф. Ф. Эрисмана, С. С. Корсакова. Студенческие годы его проходили в период развития капитализма в России, обострения классовых противоречий, роста революционного движения. Революционная волна аокэ-тилась и до врачебной интеллигенции. На повестку дня встали социальные проблемы медицины. Частичное их решение передовая врачебная интеллигенция видела в развитии земской санитарной организации. Ушли работать санитарными врачами лучшие ее представители Е. А. Осипов, И. И. Моллесон, Н. И. Тезяков, П. И. Куркин, П. Ф. Кудрявцев, врачи-революционеры — Н. А. Семашко, 3. П. Соловьев, С. И. Мицкевич и др.

Окончив Московский университет, А. В. Мольков уходит работать в земскую санитарную организацию в качестве врача санитарного бюро Московского губернского земства вместе с П. И. Куркиным и В. А. Левицким, а с 1903 г. он становится санитарным врачом Верейского и Звенигородского уездов.

А. В. Мольков был всесторонне эрудированным врачом. Следуя примеру Ф. Ф. Эрисмана и передовых деятелей Московского губернского земства, он был не только вдумчивым и добросовестным работником, но и активным участником научных исследований, проводимых санитарными врачами по различным вопросам гигиены и эпидемиологии. Санитарному врачу приходилось обслуживать объекты коммунального, пищевого и промышленного надзора, выполнять функции эпидемиолога, вести санитарный надзор за школами. Это обязывало следить за разнообразной литературой, быть сведущим во всех организационных вопросах, владеть методами санитарного и статистического исследования.

Теоретические знания и умение обобщать свой опыт поставили А. В. Молькова в первые ряды передовых общественных деятелей дореволюционного периода. Он участвует в работах съездов врачебно-санитарных организаций Московского губернского земства и в Пироговских съездах.

Наибольший интерес А. В. Мольков проявлял к вопросам школьно-санитарного надзора и санитарного просвещения. Здесь А. В. Мольков явился прямым последователем и продолжателем дела, начатого Ф. Ф. Эрисманом. Он организовал изучение физического развития детей, питания, условий воспитания детей в школах.

Неоднократно выступая на съездах врачей Московской губернии по вопросам школьной гигиены, он выдвигал в качестве актуальных во-, просов создание земского школьного совета, который являлся бы орга»-

низатором всего школьно-санитарного надзора в губернии; учреждения специальных должностей школьно-санитарных врачей, указывая на необходимость разработки руководящих правил по содержанию школьных помещений, борьбе с заразными болезнями и т. д., т. е. формулировал программу действий на несколько лет.

Особое внимание он уделял привлечению педагогов к осуществлению школьно-санитарного надзора. Летом 1913 г. им был прочитан совместно с Д. Н. Никитиным курс учения о заразных болезнях и курс школьной гигиены на педагогических курсах.

В ряде работ земского периода («О задачах школьно-санитарной деятельности в Московском уезде в настоящее время»; «О применении антропометрических материалов для оценки санитарного состояния населения»; «Материалы к вопросу о преподавании гигиены в средней школе»; «Программа лекций по школьной гигиене для учителей народных школ» и т. д.) А. В. Мольков высказывал ряд теоретических положений, которые до настоящего времени не утратили своей актуальности. Гигиену он рассматривал как науку социальную, теснейшим образом связанную с физиологией, анатомией и другими естественными науками. Он считал, что гигиенические исследования должны идти по пути изучения влияния на организм основных факторов окружающей среды и социальных условий.

Школьную гигиену он так же, как и передовые гигиенисты того времени (И. П. Скворцов, Ф. Ф. Эрисман, Д. Д. Бекарюков и др.), рассматривал как гигиену воспитания, включающую не только гигиену внешней среды, но и гигиену ребенка на всех этапах его роста и развития и гигиену процесса воспитания и обучения.

После Великой Октябрьской социалистической революции он был организатором первых научных исследований по изучению физического развития, труда и быта советских школьников, включил их в план структурных отделов возглавляемого им Института социальной гигиены. В этом институте был открыт антропометрический кабинет, а затем кабинет по гигиене детства. В 1929 г. по инициативе А. В. Молькова в Институте санитарии и гигиены детей и подростков Наркомздрава РСФСР была организована школьно-гигиеническая лаборатория. Позже в I Московском ордена Ленина медицинском институте был организован впервые при кафедре гигиены воспитания специальный экспериментальный класс-лаборатория, в котором велись научные исследования.

Под руководством А. В. Молькова были начаты первые массовые комплексные исследования здоровья детских и подростковых групп, изучение условий среды и медицинского обслуживания.

Еще в 1915 г. А. В. Мольковым были сформулированы задачи и объем школьно-санитарной деятельности. Опубликованная им схема (в земской санитарной хронике, 1915) была широко использована уже в советское время под названием «Схема практической деятельности по охране здоровья детей и подростков». В ней были предусмотрены все разделы врачебной деятельности, получившие впоследствии развитие в системе здравоохранения детей. А. В. Мольков широко пропагандировал привлечение общественности к проведению всех мероприятий по охране здоровья детей и подростков. Он неоднократно выступал на совещаниях и конференциях, в ЦК ВЛКСМ, в Ученом медицинском совете Наркомздрава РСФСР против «педологического» направления в работе по охране здоровья детей'и подростков; был инициатором закрытия «медико-педологического» института, ратовал за то, чтобы школьный врач был компетентным педиатром.

Организационные вопросы медицинского обслуживания детей и подростков широко ставились А. В. Мольковым на обсуждение в печати и на конференциях, особенно в 1931 —1932 гг., в Институте санитарии и гигиены детей и подростков Наркомздрава РСФСР.

При его активном участии было издано (1933) специальное руководство для врачей и организаторов здравоохранения1, в котором были изложены основные принципы и практическая программа деятельности врача в школе и детских учреждениях; исчерпывающий охват всей массы детей, неразрывная связь воспитания и оздоровления при разграничении функций органов просвещения и здравоохранения и неотделимость медицинского обслуживания детей в школах и детских учреждениях от общих задач внебольничной помощи детям.

А. В. Мольков принимал активное участие в развитии государственной санитарной инспекции, в системе которой в 1934 г. был организован школьно-санитарный отдел. На руководящую работу он выдвинул своих учеников-преподавателей медицинских институтов Москвы и периферии.

Выдающимся разделом в деятельности А. В. Молькова является его активное участие в деле строительства и благоустройства школ и детских учреждений. Еще в земский период он стремился улучшить санитарное состояние школ, ускорить и расширить школьное строительство, организовать школьное питание, вовлечь в эту работу общественность (земское самоуправление, съезды врачей), а также педагогов и участковых врачей). В 1900—1902 гг., будучи врачом санитарного бюро Московского губернского земства, А. В. Мольков руководил большой работой по обследованию санитарного состояния народных школ Московской губернии. По специальной программе, выработанной XIV губернским съездом врачей, в работе которого А. В. Мольков принимал активное участие, санитарными врачами было обследовано 1150 школ. Эти материалы, обобщенные в статье «Главнейшие итоги санитарного обследования народных школ Московской губернии», долгие годы служили материалами для обоснования всех школьно-санитарных мероприятий в Московской губернии.

А. В. Мольков принял непосредственное участие в реализации средств, выделенных Московским губернским земством на строительство школ. Он разработал планы школьных зданий, выбирал места для строительства школ, следил за ходом строительства, короче говоря, осуществлял в полной мере предварительный санитарный надзор. За 5 лет — с 1907 по 1912 г. — при непосредственном участии А. В. Молькова было построено в Звенигородском уезде 38 новых школ.

В 1912 г. школьно-санитарная комиссия, избранная XVII съездом врачей Московской губернии, издала два выпуска своих трудов под названием «Школьное здание»; первый выпуск представлял собой инструкцию по школьному строительству, составленную А. В. Мольковым, инженерами Н. А. Самойловым и В. А. Гашинским.

В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции по просьбе Наркомпроса РСФСР теми же автооами были переработаны, дополнены и изданы первые брошюры по строительству школ с чертежами и соответствующими указаниями по благоустройству, ставшие основными руководящими материалами при строительстве школ в первые 10 лет («Здание трудовой школы 1-й ступени», 1923).

В 20-х годах накопленный А. В. Мольковым опыт строительства школ был обобщен, широко использован. Он организовал обсуждение в специальных комиссиях вопросов планировки и благоустройства школ (а позже детских садов, пионерских лагерей и других детских учреждений). В комиссиях участвовали врачи Д. Д. Бекарюков, И. С. Василь-ева-Люлина, Я. С. Шапиро, П. М. Ивановский, С. Н.' Малов, инженеры Н. А. Самойлов, В. А. Гашинский, педагоги К. Н. Попов, А. С. Пчел-ко и др.

Основными принципами строительства стали постепенность застройки школ, необходимость резервирования плошадей для строительства

1 Основные вопросы организации охраны здоровья детей и подростков. М., 1933.

школ и детских учреждений в плане реконструкции и строительства городов, использование новейших достижений санитарной техники, светотехники и других смежных наук для улучшения санитарного - благоустройства школ, соответствие планировки задачам политехнического обучения.

В земский период своей деятельности А. В. Мольков вел огромную работу в «Обществе русских врачей в память Н. И. Пирогова», являясь членом правления общества и председателем комиссии по распространению гигиенических знаний в народе. Комиссией он руководил в течение 18 лет до передачи в 1919 г. всех дел, изданий и имущества комиссии отделу санитарного просвещения Народного комиссариата здравоохранения РСФСР.

Комиссия ставила своей целью распространить гигиенические знания, повысить культурный уровень народа. Комиссия находилась в оппозиции к царскому правительству. Эти настроения были ярко продемонстрированы в период революции 1905 г., когда была издана знамени-гая резолюция пироговского съезда по борьбе с холерой в виде популярной листовки № 13, призывавшей к свержению самодержавия. В состав комиссии по распространению гигиенических знаний входила специальная группа, занимающаяся вопросами школьной гигиены. Стараниями А. В. Молькова к работе в группе были привлечены крупнейшие гигиенисты и педиатры того времени. Уже в этот период сказалась замечательная черта А. В. Молькова — умение сколачивать вокруг себя дружный творческий коллектив и направлять его усилия на достижение поставленной цели. Эта особенность широко проявилась после Великой Октябрьской социалистической революции, когда А. В. Мольков стал директором Института социальной гигиены и руководителем кафедры гигиены воспитания.

Под руководством А. В. Молькова были разработаны и опубликованы детальная программа лекций по школьной гигиене для учителей народных школ и программа- преподавания гигиены в средней школе. Это была первая попытка широкого внедрения гигиенических знаний в народную школу, которая в условиях царского строя не могла получить распространения. Ценный опыт в этой области был использован советской школьной гигиеной и осуществлена мысль, высказанная А. В.Моль-ковым еще в 1907 г. о необходимости распространения гигиенических знаний в школе и через школу». Первые методические указания и специальные издания по данным вопросам в советское время стали выходить из печати под редакцией А. В. Молькова.

В 1919 г. был организован музей социальной гигиены, преобразованный затем в Институт социальной гигиены, который А. В. Мольков возглавлял до 1931 г.

А. В. Мольковым в музее, а затем в институте был собран огромный фонд наглядных пособий, издано большое количество популярной литературы, разработаны методы санитарного просвещения. На базе музея был организован ряд крупных выставок по охране здоровья населения как внутри страны, так и за рубежом (Дрезден, 1930). Коллектив института под руководством А. В. Молькова разрабатывал методы гигиенических исследований, оценки влияния разных факторов на развитие и состояние здоровья и методики преподавания гигиенических дисциплин.

Вопросами методики преподавания А. В. Мольков занимался в течение всей своей жизни. Известно, что в качестве председателя профилактических кафедр А. В. Мольков возглавил огромную работу по составлению программ, учебных пособий и выработке методов преподавания. Результатом этой работы явился ряд опубликованных методических руководств, пособий и программ, в том числе первый учебник по школьной гигиене, выдержавший с 1934 по 1948 г. 5 изданий, и первый

практикум-справочник по школьной гигиене для студентов медицинского-факультета (1939).

Огромная заслуга А. В. Молькова состоит в том, что он вместе с Н. А. Семашко и 3. П. Соловьевым неутомимо проводил в жизнь, развивал, внедрял профилактическое направление советского здравоохранения.

Вместе с Н. А. Семашко и 3. П. Соловьевым он участвует в создании первых профилактических кафедр на медицинском факультете

11 МГУ. А. В. Мольков принимает активное участие в создании первого в стране санитарного факультета при I Московском ордена Ленина медицинском институте, деканом которого он был в течение ряда лет. Следуя своему убеждению, что гигиена без учебно-методической и экспериментальной базы существовать как наука не может, он создает при санитарном факультете I Московского ордена Ленина медицинского института экспериментальную учебную базу — Институт гигиены — и возглавляет его с 1934 по 1941 г.

В 1922 г. начинается педагогическая деятельность А. В. Молькова. Вначале он работает ассистентом возглавляемой Н. А. Семашко кафедры социальной гигиены при I МГУ, а в 1924 г. он заведует первой кафедрой гигиены воспитания на медицинском факультете II МГУ, с 1926 г. возглавляет кафедру гигиены воспитания на медицинском факультете I МГУ. Последней А. В. Мольков руководил 21 год (1926—1947). С 1934 по 1938 г. А. В. Мальков возглавлял также кафедру школьной гигиены в Центральном институте усовершенствования врачей.

Под руководством А. В. Молькова был организован первый научный центр по школьной гигиене в Институте социальной гигиены, объединявший работников всех кафедр гигиены воспитания (переименованных впоследствии в кафедры школьной гигиены) в стране.

А. В. Мольков первым в истории отечественной гигиены начал преподавать школьную гигиену как самостоятельную дисциплину.

В Институте социальной гигиены были начаты первые исследования в области гигиены детей и подростков. Они шли в различных направлениях: по линии изучения и создания методов школьно-гигиенических исследований, изучения физического развития детей и подростков, изучения детского общественного питания, гигиенического обоснования строительства, благоустройства и оборудования школ и детских учреждений, медицинского обслуживания. школьников, санитарного просвещения и т. д. Они продолжались на кафедрах школьной гигиены и в Институте санитарии и гигиены Наркомздрава РСФСР, в котором А. В. Мольков работал с 1931 по 1935 г. А. В. Мольковым создана школа советских школьных гигиенистов. Многие из его учеников возглавляют кафедры, научно-исследовательские лаборатории.

А. В. Мольков выполнял огромную общественную работу, являяси членом Ученого медицинского совета Наркомздрава СССР и председателем школьной секции Ученого медицинского совета, председателем Всесоюзного гигиенического общества и секции школьной гигиены, членом Высшей квалификационной комиссии. Он был постоянным участником съездов санитарных врачей и эпидемиологов, редактором периодического сборника «Социальная гигиена», соредактором журналов «Гигиена и санитария», «Педиатрия», редактором и автором многочисленных трудов по вопросам социальной гигиены, школьной гигиены, охраны здоровья детей и подростков, санитарного просвещения.

А. В. Мольков оставил после смерти в 1947 г. свыше 150 печатных работ.

Правительство высоко оценило заслуги А. В. Молькова, присвоив ему звание заслуженного деятеля науки, наградив его орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Поступила 2/VII I960 г.

-¿г. "¿Г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.