Научная статья на тему 'Развитие гигиены детей и подростков в СССР как составного звена формирования здоровья населения'

Развитие гигиены детей и подростков в СССР как составного звена формирования здоровья населения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
228
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ / А.В. МОЛЬКОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фадеев А. В.

В статье рассказывается о неразрывной связи научных концепций школьной гигиены и уникальный опыт практического внедрения их в общественном здравоохранении в СССР, положительные и негативные тенденции развития и пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фадеев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the nexus of scientific concepts of school health and unique experience in the practical implementation of the public health of the USSR, positive and negative development trends and ways to overcome them.

Текст научной работы на тему «Развитие гигиены детей и подростков в СССР как составного звена формирования здоровья населения»

РАЗВИТИЕ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СССР КАК СОСТАВНОГО ЗВЕНА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

А.В. Фадеев*

В статье рассказывается о неразрывной связи научных концепций школьной гигиены и уникальный опыт практического внедрения их в общественном здравоохранении в СССР, положительные и негативные тенденции развития и пути их преодоления. Ключевые слова: школьная гигиена, охрана здоровья детей, А.В. Мольков. The article focuses on the nexus of scientific concepts of school health and unique experience in the practical implementation of the public health of the USSR, positive and negative development trends and ways to overcome them.

Гигиена детей и подростков как самостоятельная наука и практическая отрасль здравоохранения получила развитие в СССР в результате социальных преобразований после Великой Октябрьской социалистической революции. Изменение всей системы народного образования в СССР, содержания и характера обучения и воспитания детей определили и изменения в содержании и характере советской школьной гигиены. Советская школа, призванная подготавливать здоровых, всесторонне развитых, инициативных и деятельных молодых людей, предъявляла к школьной гигиене высокие требования по обеспечению гигиеническими мероприятиями многомиллионных масс детей, подростков и молодёжи. Школьная гигиена в СССР, в отличие от таковой в дореволюционной России и в капиталистических странах, имела возможность и реально охватила десятки миллионов детей, явившись мощным фактором охраны и укрепления здоровья подрастающей смены.

В первые же дни после революции партия и правительство уделяли большое внимание вопросам охраны здоровья детей и подростков. Был издан ряд декретов и постановлений по охране материнства и младенчества и охране здоровья детей и подростков. Под руководством Н.А. Семашко и 3.П. Со-

* Национальный НИИ общественного здоровья РАМН Фадеев Антон Владимирович - старший научный сотрудник, [email protected]

ловьева при активном участии В.М. Величкиной и Е.П. Радина были организованы отделы охраны здоровья детей и подростков в Наркомпросе и отделы охраны материнства и младенчества под руководством В.П. Лебедевой в Наркомздраве.

Первая школьно-санитарная организация была создана при Наркомпросе в 1918 г. В 1920 г. по предложению наркома здравоохранения Н.А. Семашко она была переведена в Наркомздрав. Постепенно определилась линия развития школьно-санитарного дела в СССР, что потребовало подготовки специальных кадров школьно-санитарных врачей. В курс социальной гигиены в 1922 г. были включены некоторые вопросы школьной гигиены, в 1923 г. проф. А.В. Мольковым был прочитан первый курс лекций по школьной гигиене. В 1924-1926 гг. были созданы самостоятельные кафедры школьной гигиены на медицинских факультетах в I и II Московских и во II Ленинградском университетах, призванные осуществлять подготовку врачей по школьной гигиене.

Основоположником советской школьной гигиены является А.В. Моль-ков. Он был организатором и руководителем кафедры школьной гигиены в I и II Московских медицинских институтах и в Институте усовершенствования врачей. А.В. Мольков определил содержание курса школьной гигиены, подчеркивая при этом необходимость исходить из анатомо-физиологических особенностей детского организма и учитывать существенное влияние на ребенка окружающей социальной среды.

В дореволюционное время А.В. Мольков свыше 20 лет работал в Московской санитарной организации земским, а затем санитарным врачом, занимался вопросами санитарной охраны Московского водопровода, проектированием сельских земских школ. Он был членом Пироговского общества, возглавлял в нем комиссию по распространению гигиенических знаний в народе. С 1923 г., будучи директором Института социальной гигиены Наркомзд-рава РСФСР, А.В. Мольков организовал изучение санитарных условий труда и быта, заболеваемости, состояния здоровья, физического развития населения разных народностей СССР. Повторные обследования в этих республиках выявили благоприятные сдвиги демографических показателей под влиянием меняющихся условий жизни. Под руководством А.В. Молькова велись работы по обобщению опыта строительства и разработке нормативов к проектированию, планировке и благоустройству школ, детских садов, пионерских

лагерей; разрабатывались наиболее эффективные организационные формы медико-санитарного обслуживания детей и подростков. А.В. Мольковым был издан ряд методических пособий, учебник по школьной гигиене.

Становление школьно-гигиенической науки проходило в борьбе с педологией. Деятельность школьных врачей в органах здравоохранения определилась не сразу. Врачи считали основной своей задачей организацию работы в отношении так называемых трудных детей и пытались обосновать это научно «врачебной педологией». Последняя заявила свои претензии на создание универсальной, синтетической науки о ребенке (Блонский П.П., Басов М.Я., Корнилов К.Н. и др.). Педологи, заостряя внимание на методиках обследования самого ребенка и широко используя психологическое тестирование, занимались в основном выявлением умственно отсталых детей, не учитывая состояние здоровья и влияние новых условий воспитания.

Постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», вскрывшего ошибки и извращения этой «науки», в деятельности школьного врача произошли большие изменения. Было пересмотрено положение о школьном враче и определен его профиль как врача педиатра-гигиениста. В основу его работы была положена забота о здоровье ребенка, а главная задача сводилась к созданию благоприятных гигиенических условий воспитания и обучения детей.

В период социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства научные исследования были направлены на изучение физического развития детей и подростков, гигиеническое обоснование физического воспитания в условиях школы, ее санитарное благоустройство, организацию системы медицинского обслуживания детского населения. Физическое развитие детей изучала группа исследователей, возглавляемая проф. А.В. Мольковым. Изучение данной проблемы имело важное государственное значение, ибо исследователями были доказаны на фактическом материале положительные сдвиги в физическом развитии детей в СССР по сравнению с дореволюционным временем. Большая заслуга в разрешении этой проблемы принадлежит ученику А.В. Молькова - профессору, доктору медицинских наук Л. А. Сыркину.

Начиная с 1936 г. в научных исследованиях гигиены детей и подростков значительное место занимают физиологические исследования по изучению реакций организма ребенка на влияние факторов окружающей среды.

Большое внимание уделяется комплексному решению проблемы физического воспитания детей и санитарного благоустройства детских учреждений.

Разработку проблемы физического воспитания с постановкой исследований в условиях естественного эксперимента возглавил П.М. Ивановский -крупный советский ученый, заведующий кафедрой школьной гигиены I Московского медицинского института имени И.М. Сеченова с 1947 по 1952 г., известный своими работами по различным разделам школьной гигиены, в частности, в области физического воспитания, гигиенического обоснования режима дня школьников, проектирования детских учреждений. В своей научной деятельности он исходил из положения о том, что в основе гармонического и всестороннего развития ребенка лежит рациональное сочетание умственной и физической работы. В сборнике «Физическое воспитание в школе» (1927) им было дано гигиеническое обоснование советской системы физического воспитания, исходя из результатов исследований, проведенных в г. Ногинске. Он обосновал и использовал в научных исследованиях метод естественного гигиенического эксперимента.

Центральным и другими институтами охраны здоровья детей и подростков были изучены фактическая нагрузка и режим детей школьного и дошкольного возраста. На основании этих исследований были разработаны гигиенические рекомендации по упорядочению учебной нагрузки и режима дня школьника, сроков начала и окончания учебного года, сроки каникул и их длительность. Были регламентированы учебный день в начальных, средних и старших классах, продолжительность уроков и перемен.

В деле оздоровления подрастающего поколения страны важное место отводилось повышению санитарного просвещения среди детей. Работа в этом направлении была проведена в Центральном институте охраны здоровья детей и подростков, в Московском областном институте санитарной культуры и затем продолжена в Центральном институте санитарного просвещения. Научно-исследовательская работа по школьной гигиене проводилась также и в других медицинских НИИ, как в Москве, Ленинграде, так и в областных центрах. Проблемы школьной гигиены разрабатывались также и на одноименных кафедрах медицинских и педагогических институтов. В СССР имелась специальная аспирантура, подготавливающая кадры научных работников в данной области. Школьная гигиена была введена в качестве обязательного

учебного предмета в учебные планы педагогических и учительских институтов и педагогических училищ.

Развитию школьной гигиены в СССР способствовали массовые мероприятия по охране и укреплению здоровья детей, подростков и молодёжи; строительство новых школьных зданий и других детских учреждений на основе требований школьной гигиены; проведение чёткого гигиенического режима в школах, детских садах; система общественного питания детей; гигиеническая организация внешкольного быта учащихся; совершенствование физической культуры, гигиенического воспитания, организации санаторно-лесных школ и т. д.

Одним из крупнейших достижений в деле охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения в СССР явилась организация системы детских лечебно-профилактических амбулаторий и детских поликлиник, детских больниц, а также детских отделений поликлиник и больниц для взрослых, число которых постоянно росло. В стране была также создана широкая сеть детских санаториев различного типа, санаторных и массовых пионерских лагерей, детских садов, оздоровительных площадок.

Огромный положительный опыт, накопленный в области гигиены детей и подростков в СССР, нуждается в осмыслении и в использовании на перспективу при формировании новой концепции здоровья населения России.

Литература

1. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. - первая половина XIX в. - М., 1973.

2. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. -1917-1920. - М., 1958.

3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. - М., 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.