Научная статья на тему 'Гигиенический музей профессора А. В. Молькова'

Гигиенический музей профессора А. В. Молькова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
706
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ / САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КИНО / ВЫСТАВОЧНАЯ РАБОТА / УЧЕТ ФОНДОВЫХ СОБРАНИЙ / ОБЪЯСНИТЕЛЬ / ЛЕКТОР / ВРЕМЕННОЕ ЭКСПОНИРОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФЕССУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузыбаева М. П.

На основании впервые выявленных неопубликованных источников воссоздана картина деятельности первого Музея социальной гигиены Советской России, организованного и руководимого профессором А.В. Мольковым. Отмечена роль музея в развитии профилактического направления отечественной медицины и в становлении музейного дела в медицинской сфере. Проанализированы приемы санитарно-гигиенического просвещения населения, использовавшиеся в Гигиеническом музее А.В. Молькова. Дана оценка научно-исследовательской работы коллектива музея, его научного руководителя. Установлено, что Государственный музей социальной гигиены в Москве занимал важные позиции не только в деле оздоровления условий труда и повышении санитарной культуры населения, но и в формировании культурного потенциала советского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кузыбаева М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гигиенический музей профессора А. В. Молькова»

ена и санитария 4/2013

© М.П. КУЗЫБАЕВА, 2013 УДК 614:069]:92Мольков

М.П. Кузыбаева

ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ПРОФЕССОРА А.Б. МОЛЬКОБА

ФГБУ «Научно-исследовательский институт истории медицины» РАМН, 109028, Москва

На основании впервые выявленных неопубликованных источников воссоздана картина деятельности первого Музея социальной гигиены Советской России, организованного и руководимого профессором А.В. Мольковым. Отмечена роль музея в развитии профилактического направления отечественной медицины и в становлении музейного дела в медицинской сфере. Проанализированы приемы санитарно-гигиенического просвещения населения, использовавшиеся в Гигиеническом музее А.В. Молькова Дана оценка научно-исследовательской работы коллектива музея, его научного руководителя. Установлено, что Государственный музей социальной гигиены в Москве занимал важные позиции не только в деле оздоровления условий труда и повышении санитарной культуры населения, но и в формировании культурного потенциала советского общества.

Ключевые слова: Государственный музей социальной гигиены, санитарное просвещение, научно-популярное кино, выставочная работа, учет фондовых собраний, объяснитель, лектор, временное экспонирование, медицинская профессура

Мы мало знаем о трудной, а иногда и весьма опасной работе медицинской профессуры на музейном поприще с 1917 по 1920 годы. Осуществление благородной задачи просвещения народных масс в области гигиенических знаний и достижений отечественной медицины часто сталкивалось с отторжением и полным неприятием всего, что исходило от представителей врачебного сословия. Важно помнить об историческом опыте, находках и просчетах, успехах и недостатках наших предшественников в области санитарного просвещения и образования населения, в проведении профилактических мероприятий и использовании для этого огромного потенциала выставок

Для корреспонденции: Кузыбаева Мария Павловна, e-mail: kuzibaeva@,inbox. ru.

и музеев в 1920-1930-е годы. В рассматриваемый период в России впервые начали создавать государственную систему управления музейным делом и охраной памятников. Единый орган управления музейным делом страны являлся воплощением замысла дореволюционных музейных деятелей. Он был создан при Народном комиссариате просвещения РСФСР (Наркомпрос). Деятельность уже существовавших и создание новых музеев были взяты под контроль государства. В музейной сфере происходили важные перемены, которые затронули также и деятельность большинства медицинских музеев высших учебных заведений страны, музеев при научных обществах и музеев гигиенического профиля. Уникальным примером самоотверженной работы по формированию новых структур отечественного здравоохранения, в состав которых входили также музеи, выставки и дома санитарного просвещения, стала деятельность профессора А.В. Молькова, в 1919 г. возглавившего Государственный музей социальной гигиены в Москве (ГМСГ).

В июне 1918 г. был принят исторический декрет «Об учреждении Народного Комиссариата здравоохранения» (далее Наркомздрав; НКЗ РСФСР) - первого в мире Министерства здравоохранения, которое должно было заниматься охраной здоровья народа, проведением социально-профилактических мероприятий в государственном масштабе, развитием медицинской науки и практики. Первичным звеном управления в системе советского здравоохранения стали медико-санитарные отделы в составе Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Возглавил работу нового комиссариата Николай Александрович Семашко.

Первый Всероссийский съезд медико-санитарных отделов (1918 г.) поставил задачу: «...немедленно развить самую широкую санитарно-просветительную деятельность среди населения (беседы, лекции, выставки и т. п.)» [1]. В различных городах страны в соответствии со столь значимым государственным решением открывались музеи, выставки, дома санитарного просвещения, вся работа которых была нацелена на воплощение в жизнь директивных установок и улучшение общей ситуации. Одним из важнейших аспектов противоэпидемической борьбы в это время стало санитарное просвещение и профилактика болезней. Деятельность работников санитарного просвещения способствовала изменению духовной жизни общества, происходившему в СССР в 20-30-е годы XX века Санпросвет стал частью общих преобразований в стране, известных как «культурная революция». В каче-

94

стве первоочередных задач руководство страны ставило ликвидацию неграмотности среди рабочих и крестьян, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование нового социального слоя - «социалистической интеллигенции», перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. Санитарно-просветительная работа велась среди трудящихся в соответствии с установками государства и партии большевиков.

Форпостом молодого советского государства в реализации задач санитарного просвещения стал Наркомздрав РСФСР, в составе которого был организован Отдел санитарного просвещения и медицинских изданий. Сотрудники отдела выполняли работу «в целях планомерного проведения санитарного просвещения и обеспечения читающих всеми видами медицинской литературы. Отдел (в центре), помимо общего управления, образует 4 подотдела: 1 -музейно-выставочный; 2 - лекционно-библиотечный; 3

- литературно-издательский; 4 - периодических изданий и Известий НКЗ РСФСР. В задачу музейно-выставочного п/отдела входит организация Музея социальной гигиены, постоянных и передвижных выставок, а равно разработка таблиц, плакатов и прочих наглядных пособий, необходимых для обслуживания задач п/отдела», - сформулировал в проекте «Положения об отделе санитарного просвещения и медицинских изданий» профессор А.В. Мольков [2].

Альфред Владиславович Мольков родился в Иркутске 11 сентября 1870 г. (по старому стилю) в семье немецкого эмигранта. В возрасте трех лет он потерял отца. Воспитанием мальчика занималась мать Эмилия Александровна. Она окончила курсы акушерок в Санкт-Петербурге и работала затем в Семипалатинской губернии, где прошло детство будущего видного гигиениста и организатора отечественного здравоохранения. Помощь родных и природных немцев, живших в Сибири, помогла А.В. Моль-кову окончить гимназию и поступить на медицинский факультет Томского университета, где он со всем азартом юности увлекся революционной деятельностью и попал в разряд неблагонадежных студентов, что грозило исключением. С 1893 г. он студент медицинского факультета Императорского Московского университета, среди преподавателей которого в этот период были И.М. Сеченов, Н.В. Склифосовский, Д.Н. Зернов, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов, Н.Ф. Филатов, Ф.Ф. Эрисман и др. Профессиональную деятельность А.В. Мольков начал земским врачом в Подольском уезде Московской губернии в качестве врача-ассистента в больнице под руководством доктора А.И. Саввинского. В 1896 г., получив диплом лекаря с отличием, Альфред Владиславович работал самостоятельно в Апальщинской земской больнице Верейского уезда, откуда его пригласили на должность врача санитарного бюро Московской губернии. Практическая санитарная и общественная работа, постоянные разъезды по губернии занимали все его время. Он много писал по вопросам водоснабжения городов, изучал эту проблему в заграничной командировке в Германию в 1914 г. Возглавил работу Комиссии по распространению гигиенических знаний Общества русских врачей в память Н.И. Пирогова. В обширной и многообразной деятельности А.В. Молькова отчетливо обозначились два основных направления, которым он посвятил основное внимание,

- школьная гигиена и санитарное просвещение. Свой большой практический опыт земского и санитарного врача, свои знания он отдал строительству советского здравоохранения, педагогической работе, организации Музея социальной гигиены.

В декабре 1918 г. в НКЗ РСФСР под председательством Н.А. Семашко и З.П. Соловьева известные ученые-медики Л.А. Тарасевич, А.Н. Сысин, В.М. Броннер, И.А. Добрейцер, С.И. Каплун, А.В. Мольков, Е.И. Мар-циновский, В.Е. Игнатьев и др. обсуждали вопрос о создании первого публичного социально-гигиенического музея в стране. Комиссия разработала положение о музее, в котором были определены объем и направления его работы. Социальные болезни, гигиена жилища и населенных мест, общественное питание, санитарная статистика, гигиена воспитания и обучения, охрана материнства и раннего детства, санитарное просвещение - вот неполный круг вопросов, которыми должен был заниматься музей. Проект музея, представленный 25 января 1919 г. на рассмотрение Коллегии НКЗ РСФСР, был утвержден [3].

ГМСГ стал первым и единственным учреждением в РСФСР, в котором разрабатывались методические вопросы, изготовлялись образцы наглядных пособий, готовились соответствующие кадры. Музей состоял из 19 отделений, мастерских наглядных пособий, консультативно-инструкторского аппарата, гигиенического музея с библиотекой. При создании ГМСГ А.В. Моль-ков широко использовал опыт популяризации медицинских и гигиенических знаний на международных и российских выставках. Коллегия Наркомздрава РСФСР, рассматривая 25 января 1919 г. проект музея социальной гигиены, разработанный А.В. Мольковым, подчеркивала, что «государственному центральному музею социальной гигиены необходимо придать музейный, а не выставочный характер, причем экспонаты отдельных учреждений должны носить главным образом исторический характер...» [4]. Директива вышестоящего государственного органа была выполнена. Первоначально в музее были открыты отделы «Социальные болезни», «Инфекционные болезни», «Санитарная статистика», «Жилище и населенные места», «Социальные проблемы питания», «Санитарное просвещение», «Антропология», «Охрана материнства и раннего детства» [5].

В соответствии с направлениями работы отделов ГМСГ в кратчайшие сроки была создана постоянная экспозиция в 5 залах основного здания музея на ул. Воздвиженке, 14, которая соответствовала распоряжению Коллегии НКЗ. Там же была подготовлена и открыта основная экспозиция. Она была насыщена музейными предметами, которые мы можем охарактеризовать как уникальные (мумифицированные останки русских Святых), и раскрывала возникновение и историю не только гигиены как науки, но и другие вопросы медицины (история бальзамирования и т.д.). Однако следует отметить, что выставочная деятельность ГМСГ в рассматриваемый период была преобладающей в его работе, что определялось своеобразием текущего момента и стало важной особенностью в его деятельности.

Музей, созданный А.В. Мольковым, фактически становится научно-методическим центром санитарного просвещения в нашей стране, который координировал и направлял работу большинства музеев, выставок, домов санитарного просвещения, которые открывались в это время в разных городах РСФСР.

К своей деятельности музей привлекал известных ученых и врачей. Была создана Коллегия с правом совещательного голоса, в ее состав вошли ведущие специалисты по многим направлениям развития медицины. Быстрые сроки создания музея объясняются активной помощью научных сил Москвы, которых А.В. Мольков привлек к работе. Это были ведущие специалисты в различных областях

95

[гиена и санитария 4/2013

медицинской науки. Так, Л.А. Тарасевич составил программу для отдела «Учение об инфекции и иммунитете», Е.И. Марциновский - «Частные формы заразных болезней», П.Н. Диатроптов - «Внешние факторы, как производящие причины заболеваний человека», П.И. Куркин составил программу отделения «Социально-экономическое значение болезней» и т. д. В числе консультантов музея были также А.Н. Сысин, А.И. Абрикосов, Д.Д. Бекарюков, Я.Ю. Кац, С.М. Богословский, В.М. Броннер и др.

С момента учреждения ГМСГ являлся центральным учреждением, которое представляло всю группу медицинских музеев этого времени в музейном сообществе страны. В 1919 г. в Петрограде состоялась Первая Всероссийская конференция по делам музеев, утвердившая основные положения и принципы государственной музейной политики, провозглашенные еще на предварительном съезде музейных деятелей. Конференция, в которой приняли участие известные деятели науки и культуры, выработала программу развития музейного дела в стране [6]. Один из главных аспектов обсуждения был посвящен важному вопросу и назывался «Научная и исследовательская роль музеев в жизни государства». НКЗ РСФСР поручил профессору А.В. Молькову выступить на петербургской конференции с докладами «ГМСГ и его значение» и «Выставочномузейное дело и практические вопросы в этой области», которые были предварительно изучены руководством комиссариата [7]. Взаимодействие и сотрудничество ГМСГ с музеями других ведомств Советской России осуществлялось не только в практической сфере, но и в разработке общетеоретических вопросов. Эти контакты будут характерны для деятельности музея на протяжении всего периода его недолгого существования.

ГМСГ НКЗ РСФСР большую часть своих коллекций унаследовал от различных медицинских учреждений и общественных структур. При создании музея в него были включены коллекции Пироговской комиссии по распространению гигиенических знаний, часть коллекций лиги борьбы с туберкулезом, а также школьно-санитарного отдела НКЗ. Еще одним источником поступления материалов для ГМСГ стали хранилища Государственного музейного фонда, основанного в 1918 г. Оттуда передавали специальную литературу из национализированных частных собраний, отдельные экземпляры художественных произведений, соответствующих тематике музея.

Осуществление музейной деятельности невозможно без строгого учета фондовых собраний, контроля сохранности музейных предметов и фиксации передвижения отдельных экспонатов. Для представления о состоянии сохранности и изученности фондовых материалов важна характеристика, обнаруженная нами в отчете главного хранителя музея за период с 15.04 по 01.09 1919 г.: «По прибытии моем в середине апреля с.г. в ГМСГ в нем оказалось следующее. Во всех комнатах 1-го этажа было сложено громадное количество музейно-выставочных материалов, представляющих как собственность музея, так и переданных музею во временное пользование. Очень большое количество экспонатов поступило в музей без всякой описи, или же опись не соответствовала тому, что в ней было обозначено, не только в том смысле, что многих вещей не хватало, но, главным образом, так, что число вещей превышало количество их, проведенное по документам. Прежде всего было приступлено к записи в инвентарные книги всего поступившего имущества и его систематизации. Для правильного учета всех предметов было заведено 2 инвентарные книги, из коих в первую записывается все, что представляет собственность музея,

во вторую - все предметы, переданные музею во временное пользование. Многие, в особенности дорогие, приборы и аппараты поломаны. У некоторых не хватает отдельных частей, старая нумерация сохранилась у небольшого количества экспонатов. Многое не могли определить и записывали как «неопознанное» и храним в отдельном месте» [8]. В результате кропотливой ежедневной работы сотрудников музея ситуация с описанием и учетом музейных предметов изменилась в лучшую сторону.

Новшеством в работе ГМСГ стало создание документальных кинолент, посвященных конкретным заболеваниям и мерам их предотвращения. Развитие киноиндустрии в 1920-е годы затронуло и музейную сферу. Киноленты становятся в это время новым видом источника знаний, популяризируют медицинские знания среди населения и включаются в фондовые собрания. Так, профессор Е.И. Марциновский и доктор Лебедев стали авторами сценария и научными консультантами фильма о сыпном тифе. В обращении в отдел санитарного просвещения НКЗ А.В. Мольков пишет, что «изготовленная часть киноленты по сыпному тифу, имеющая громадный научный и общественный интерес и значение, недалека от окончания, которое задерживается, однако, недостатком кинопленки и денежных средств. Относительно пленки нужно обратиться в отдел научной съемки, что касается денег, то необходимо выдать срочно в счет произведенной работы Е.И. Марциновскому 8.000 руб. в добавление к ранее выданным 2.000 руб., о чем прошу сделать зависящие распоряжения» [9].

Сотрудники музея организовывали специальные выставки в разных районах Москвы, а затем по всей стране. Первой среди таких выставок стала постоянная показательная популярная выставка по охране здоровья, открытая по решению коллегии Наркомздрава РСФСР от 25 марта 1919 г. Функционировала выставка на постоянной основе в залах на Петровке, 14 и потому может рассматриваться как филиал ГМСГ. Определение «показательная» часто встречается в источниках при характеристике выставок, организованных ГМСГ в Москве. В столице опробовали все то, что затем распространяли по регионам. И в этом смысле любая выставка могла считаться и считалась показательной, так как на ней показывали приемы экспонирования, способы работы с публикой и т. д. Сложный материал медицинского характера был представлен на выставке просто и понятно для публики, что позволяет назвать ее популярной, доступной не только специалисту, но и неподготовленному посетителю. Выставка выполняла также и методические функции - в задачи ее сотрудников входили разработка общих организационных и методических вопросов санитарного просвещения, подготовка справочников, каталогов и консультации по вопросам санитарного просвещения. Сотрудники выставки составляли справочники, каталоги, проводили инструктирование и консультации, ежемесячно обновляли тематические разделы и создавали новые. «В конце сентября было приступлено к подготовке выставки по голоду. Общее руководство по голодной выставке взял на себя Мольков А.В.. Все получаемые экспонаты по голоду записываются в книгу, таким образом при открытии этой выставки будет готов каталог, кроме этого, намечается к работе подробный проспект по этой голодной выставке. Работа по составлению пояснительных подписей на выставке по всем отделам поручена врачу-объяснителю Поповой» [10].

Согласно «Положению о ГМСГ», утвержденному коллегией НКЗ РСФСР, музею предписывалось снаб-

96

жать различные учреждения (местные музеи, дома санитарного просвещения и др.) музейно-выставочными предметами, различными экспонатами, наглядными пособиями, а в некоторых случаях и организовывать музеи по заявкам с мест.

В ГМСГ обращались руководители различных учреждений с просьбой подготовить ту или иную выставку по вопросам санитарии и гигиены, профилактике болезней, охране материнства и младенчества. Например, Комитет по проведению туберкулезного трехдневника президиума Моссовета в письме N° 4б от 26 сентября 1921 г. обращается в музей с просьбой «предоставить для организации временной выставки по туберкулезу в Доме Союзов всевозможные показательные материалы (плакаты, диаграммы, муляжи, патолого-анатомические препараты и проч.). Комитет предоставит соответствующие гарантии сохранности всех предоставленных материалов. Переговоры по этому по[во]ду поручаются члену Центральной агитационной комиссии доктору Р.М. Якуб» [11].

Однако состояние выставочной и музейной работы в регионах было не столь благополучно, как в центральных городах страны. Провинциальные органы здравоохранения чаще всего не располагали ресурсами для широкой постановки просветительной работы среди населения. Передвижная выставка в этот период стала одной из мобильных форм санитарно-гигиенической работы в массах. В условиях разрухи, обнищания, отсутствия должного финансирования устройство передвижной выставки медицинского характера было непростой задачей. Опыт выставочной работы, накопленный земствами в предшествующий период, использовался лишь частично. Отчасти эта ситуация объяснима малочисленностью специалистов, участвовавших в выставочной работе земств. Еще один фактор, повлиявший на создавшуюся непростую ситуацию с развитием музейно-выставочной деятельности в медицинской сфере, сформулировал заведующий Вологодским санитарноэпидемиологическим подотделом Фалин в ответе № 1440 от 14 октября 1919 г. на запрос НКЗ РСФСР: «Вологодский губздравотдел сообщает, что выставок-музеев по вопросам здравоохранения в губернии не имеется, но крайне было бы желательно иметь хотя бы один музей-выставку в г. Вологде. Было бы очень желательно, чтобы Центр сам разработал примерный план и примерную смету на устройство и содержание музея-выставки, спроектированного более или менее единообразно, типически и подобрал бы для этих музеев необходимый материал. При таком порядке организации этого важного дела, оно скорее бы двинулось вперед и было бы выполнено более основательно, т. к. в распоряжении Центра имеются и специалисты по музейновыставочному делу и средства это исполнить, тогда как на местах вообще мало работников в настоящее время, да и те так перегружены работой, что затрата их сил на справки в Центр и поиски экспонатов представлялась бы, по мнению Губздравотдела, нецелесообразной» [12].

Выставочная работа, проводимая ГМСГ в региональном масштабе, в рассматриваемый период была особенно актуальна и востребована обществом. Она осуществлялась при поддержке партийных и государственных организаций Советской России.

Важное место в выставочной деятельности музея социальной гигиены занимали международные контакты. По решению Совета Народных Комиссаров в Берлине в конце 1921 г. проводилась выставка «Советская Россия». Общее руководство подготовкой к выставке осуществлял Наркомат иностранных дел, в письме которого № 432 от 2 декабря 1921 г., адресованном в НКЗ РСФСР,

указывалось «в кратчайшие сроки подготовить экспонаты: диаграммы, плакаты, литературу, а главное легко переносимые продукты производства, модели и т.п.» [13]. А.В. Мольков направляет организаторам выставки свои предложения по разделу НКЗ РСФСР.

Научно-исследовательская деятельность ГМСГ была теснейшим образом связана с работой высшей медицинской школы, 1-го и 2-го МГУ. Если в начале функционирования музея она проводилась в целях научной популяризации социально-гигиенических проблем, то впоследствии накопленные в ГМСГ материалы по социальной гигиене (социальный строй и здоровье, труд, питание, воспитание, жилище, охрана здоровья, охрана материнства и младенчества и т. д.) позволили проводить фундаментальные научные исследования по гигиене, санитарному делу.

В 1922 г. музей стал базой вновь созданной кафедры социальной гигиены при 1-м МГУ, а в 1923 г. при 2-м МГУ и оказал им помощь наглядными пособиями по различным проблемам социальной гигиены. Директор Музея А.В. Мольков в 1922 г. стал одновременно старшим ассистентом на кафедре. В музее были организованы лекции и семинары для врачей и практические занятия для студентов по санитарной статистике, антропометрии и санитарному просвещению. Для разработки методических вопросов преподавания социальной гигиены музеем созывались конференции, в которых принимали участие сотрудники кафедры социальной гигиены.

Значительное внимание уделялось редакционноиздательской работе. Преподавание социальной гигиены и подготовку молодых специалистов в данной области медицины затрудняло отсутствие учебных пособий, поэтому музей и кафедры социальной гигиены приступили к изданию сборника «Социальная гигиена» (первый номер его вышел в свет в 1922 г., последний - в 1930 г.). В сборнике публиковались научные работы сотрудников музея и кафедр, помещались рефераты работ зарубежных социал-гигиенистов, отчеты кафедр, а затем института. Сборник являлся теоретическим и научно-методическим пособием по актуальным проблемам науки, он пробуждал интерес врачебной общественности к социальной гигиене. Однако кафедры не могли решать многие сложные научные и организационные вопросы социальной гигиены. В связи с этим 2 апреля 1923 г. постановлением НКЗ РСФСР впервые в истории отечественной медицины и здравоохранения музей был преобразован в Государственный институт социальной гигиены НКЗ РСФСР (ГИСГ). Деятельность института строилась в соответствии с требованиями, которые предъявлял к нему НКЗ РСФСР. Отделения были преобразованы в исполнительные бюро по вопросам методологии социальной гигиены, по планированию здравоохранения, по санитарному просвещению, по реформе медицинского образования.

Деятельность Гигиенического музея профессора А.В. Молькова способствовала развитию советского санитарного просвещения. Он сыграл заметную роль в деле оздоровления условий труда и повышения культуры населения, чему на государственном уровне придавалось большое значение. Деятельность ГМСГ освещалась в печати и по радио. Организации профилактических музеев и выставок в стране, инициированных ГМСГ, способствовал научный и организационный опыт работы выставок и музеев в дореволюционной России - передовые русские врачи всегда уделяли особое внимание как истории развития своей медицинской специальности, так и популяризации знаний в обществе. Существенное влияние на развитие музейной и выставочной дея-

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.